Как связаться с техподдержкой Росфинмониторинга 06.03.2022 17:17
04 марта 2022 Росфинмониторинг разослал пользователям личных кабинетов письма, в которых среди прочего сообщил о способах связи со службой технической поддержки.
Отмечено, что в случае возникновения проблем с личным кабинетом (например: отсутствие возможности входа в ЛК с использованием сертификата, невозможность отправки сообщений, ошибки 502, 503, 504, 404, 403 и т.п.) следует направлять заявки в техническую поддержку личного кабинета Росфинмониторинга с подробным описанием проблемы и приложением скриншота ошибки или также можно обращаться по телефону «горячей линии» 8(800)300-61-61 (доб. 1). Росфинмониторинг проинформировал, что заявку на техническую поддержку можно оформить без входа в ЛК (на странице входа необходимо выбрать пункт “ЗАЯВКА НА ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ”).
Группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации во главе с председателем думского комитета по финрынку Анатолием Аксаковым внесла в нижнюю палату парламента законопроект, предусматривающий контроль за почтовыми переводами на сумму от 100 тыс. рублей и оплатой услуг связи на сумму свыше 50 тыс. рублей (либо эквивалентные суммы в валюте).
Соответствующий законопроект размещен в электронной базе Госдумы.
Авторы документа также предлагают дополнить перечень операций, подлежащих обязательному контролю, сделками с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей (либо эквивалент в валюте) и операциями по получению некоммерческой организацией (НКО) средств от иностранной или международной организации, иностранного государства или физлица на сумму от 100 тыс. рублей (либо эквивалент в валюте).
Осуществлять соответствующие операции по контролю будет Росфинмониторинг.
“Принятие законопроекта позволит значительно снизить регуляторную нагрузку на организации банковского и иных секторов, а также привести перечень операций, подлежащих обязательному контролю, в соответствие с существующими рисками в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, – отмечается в пояснительной записке.
Клиенты повлияли на правила внутреннего контроля Почты России 18.09.2019 22:35
Не так давно мы о том, что клиенты Почты России жаловались нам на чрезмерность принимаемых сотрудниками почты мер по ПОД/ФТ.
Галина Петровна Д., герой нашей июльской публикации, которой не выдали на почте посылку, т.к. она отказалась давать сотрудниками почты отдельные сведения (о размере и источнике своего дохода, не поняла некоторых вопросов анкеты и т.п.), на днях написала нам снова письмо, в котором рассказала о своей победе в битве с мерами по ПОД/ФТ, принимаемые Почтой России.
Обратившись с жалобами в Роскомнадзор и Росфинмониторинг, она добилась весьма действенной реакции. Так, стало известно, что ФГУП «Почта России» внесла изменения в свои правила внутреннего контроля, заключающиеся в исключении обязанности сотрудника ФГУП «Почта России» требовать от клиента – физического лица заполнить лист опроса клиента – физического лица, а также контролировать его заполнение.
Эта история – хороший пример всем нашим читателям. Клиентам субъектов 115-ФЗ он демонстрирует возможность опротестовать принимаемые такими субъектами необоснованные меры в рамках ПОД/ФТ. Субъектам ПОД/ФТ пример показывает последствия формального отношения к исполнению возложенных 115 законом на них обязанностей.
Расскажем немного о последних делах в работе РФН и о том, почему бдительность в работе может уберечь вас от подозрений со стороны этих контролеров.
Какие полномочия у РФН
Узнать о них можно в Положении о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента от 13.06.2012 № 808.
Если очень коротко, то основные полномочия Росфинмониторинга можно свести к таким:
- следит за исполнением 115-ФЗ;
- отслеживает и анализирует любые сомнительные сделки, чтобы противостоять отмыванию денег;
- борется с коррупцией;
- борется с незаконными финансовыми операциями, создает и совершенствует систему для этого.
Исходя из всего перечисленного, один из самых «лакомых» кусков для РФН – теневые финансовые площадки и незаконные сделки. Словом, все, что прямо нарушает 115-ФЗ.
Не работайте в теневых площадках
Буквально недавно СМИ переполошила новость об отчете главы РФН президенту: тот рассказал о шести больших теневых площадках, которые удалось ликвидировать. Как сообщил Юрий Чиханчин, 4,5 миллиарда рублей ущерба в результате удалось вернуть. Главных момента, на которых тут стоит обратить внимание, два.
Первый: РФН ведет такую работу постоянно, и речь идет, как правило, о так называемых «прачечных» – организациях, которые действуют категорически незаконно и помогают проводить деньги «мимо кассы» государства. О «прачечных» уже давно перестали говорить как о повальном тренде, но здесь все, на самом деле, не так уж сложно: вы и так отлично знаете, чем может быть чревато работать с однодневками, компаниями-пустышками и просто сомнительными организациями. Проверяйте контрагентов – и будет вам счастье, как говорится.
Второй момент (также не новость, но важно): РФН возбуждает уголовные дела. То есть, не он сам, конечно – с участием МВД, ФНС и многих других контролирующих структур. Но отмывание денег – это, в общем-то, уголовное преступление. Наказание за него прописано в УК РФ (это статья 174 и 174.1). Есть как миллионные штрафы, так и реальные сроки. Оно вам надо?
Одно из самых знаменитых дел последнего времени – история блогеров Чекалиных, которых будут судить за отмывание почти 130 млн рублей.
Аккуратнее со 115-ФЗ. Особенно самозанятые
Вообще-то, 115-фз – это больше «банковский» закон, то есть предназначен он прежде всего для финансовых организаций, чтобы они знали, как предупреждать разного рода сомнительные операции. Но соблюдать его должны все, кто к таким операциям имеет отношение. И порой РФН по этому поводу делает неожиданные выводы.
Не так давно РФН обязал соблюдать 115-ФЗ самозанятых бухгалтеров (письмо Росфинмониторинга от 26.10.2022 № 07-03-05/23303).
Суть там такая: если бухгалтер – это физлицо на НПД, он так же, как его коллеги-ИП, попадает под нормы закона № 115-ФЗ. Загвоздка в том, что самозанятые бухгалтеры проводили различия между предпринимательской и профессиональной деятельностью (именно последняя прописана в 422-ФЗ). А вот РФН эти два понятия отождествляет. Отсюда и вывод.
Некоторые коллеги считают, что исходя из письма и памяток РФН, попадают под 115-ФЗ все же не все бухгалтеры. А только такие, кто от имени или по поручению своего клиента проводит определенные операции с деньгами или иным имуществом.
В общем, на эту тему мы писали подробный разбор: он все еще не теряет своей актуальности.
Какие еще схемы раскрывает РФН
Из последних новостей – громкая история мошенничества с «Пушкинскими картами»: участники схемы составляли поддельные списки людей, которые якобы имеют право на льготное посещение театров, музеев и культурных мероприятий. На таких поддельных льготах они заработали 100 млн рублей.
Еще один скандал – отмыв денег через драгметаллы. Там пока затишье перед бурей: РФН нашел признаки сомнительных сделок с золотом и серебром, но банки просят предупреждать риски, более пристально за всем следить.
Схем разного рода – десятки и сотни, каждый день какая-то новая сомнительная сделка попадает в «коллекцию» РФН. Ваша главная задача – соблюдать 115-ФЗ и в эту коллекцию не попасть. Для этого попробуйте выстроить грамотную работу с банками.
О том, как сейчас лучше это делать, мы писали в этой статье.
Мобильные переводы и платежи могут попасть под контроль Росфинмониторинга
Таковыми будут считать почтовые переводы от 100 000 руб. и мобильные – от 50 000 руб.
Крупные денежные переводы и покупки с мобильного счета, а также почтовые денежные переводы могут попасть под обязательный финансовый контроль. Таковыми будут считать почтовые переводы от 100 000 руб. и мобильные – от 50 000 руб. Изменения предлагается внести в Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Законопроект внесли в Госдуму депутаты Анатолий Аксаков, Игорь Дивинский, Олег Николаев и член Совета Федерации Николай Журавлёв.
Институт обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом действует уже более 15 лет, всё это время операции, подлежащие обязательному контролю (ОПОК), не подвергались актуализации. В то же время их выполнение требует значительных трудовых, временных, финансовых затрат, эти расходы закладываются в стоимость услуг клиентов банков и других финансовых организаций, говорится в пояснительной записке.
Законопроект, внесенный в Госдуму, разработан, чтобы оптимизировать обязательный финансовый контроль, а именно – уточнить для организаций и операций разного типа разные лимиты.
Лимиты по финансовым операциям через почту и мобильный счет устанавливали эксперты, объяснил Аксаков «Ведомостям». Они посчитали, что средний чек перевода по мобильному примерно вдвое меньше почтового, поэтому так же отличаются и лимиты, за пределами которых срабатывает обязательный финансовый контроль. В случае с мобильной связью контроль обеспечивает сам оператор – он отчитывается перед Росфинмониторингом о переводах, считая, что априори их совершает человек, на которого этот номер зарегистрирован, добавляет он.
Все, что нужно знать о хранении ФЭС и УКЭП в Росфинмонторинг 27. 2020 22
Банк России может запрашивать у поднадзорных некредитных финансовых организаций (НФО) файлы с отправленными ФЭС в формате xml. Например, проверяя, отправила ли организация в Росфинмониторинг отчетность о результатах проверки клиентов. В 2019 году редкий НФО не сталкивался с таким запросом.
Штраф за несохраненный файл с сообщением может достигать 50 000 – 100 000 рублей. В таких случаях регулятор имеет претензии не к тому, что отчет не был отправлен в Росфинмониторинг, а к тому, что отправленное сообщение не было сохранено.
Хранить ФЭС необходимо не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о его принятии или непринятии. Указанный срок установлен п. 5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России и размещенным на его официальном сайте.
К сожалению, ФЭС, в отличие от квитанций об их приемке, не хранятся в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и не доступны для скачивания после их отправки. Задача по обеспечению их сохранности лежит полностью на НФО.
Нам знакома типовая ситуация: из организации увольняется ответственный сотрудник, а на его место приходит новый. Если старый сотрудник не систематизировал отправленные ФЭС, хранил их в компьютере в разных папках («Загрузки», «Рабочий стол», «Мои документы» и т.п.), то новому сотруднику будет тяжело. Практически невозможно найти, что было отправлено в Росфинмониторинг, а что нет, понять, что является черновиком, а что окончательным файлом. Поэтому в такой ситуации, если Банк России запросит файлы с ФЭС, есть риск сдать на проверку недостоверные сведения и нарваться на неприятности.
Чтобы обеспечить сохранность и систематизацию файлов с ФЭС, рекомендуем читателям завести на компьютере отдельную папку, в которую необходимо помещать все отправленные сообщения. Также рекомендуем предусмотреть периодическое резервное копирование такой папки на внешний носитель, например, на подключаемый внешний жесткий диск или на простую флешку.
Теперь помимо отправленных в Росфинмониторинг файлов с ФЭС также необходимо хранить файлы усиленной квалифицированной электронной подписи (сокращенно – УКЭП), которыми подписываются ФЭС.
Банк России, проверяя НФО и иные поднадзорные ему некредитные финансовые организации, все чаще просит сдать на проверку помимо самих ФЭС и квитанций об их приемке, также еще и файл УКЭП, сопровождающий отправленное ФЭС в Росфинмониторинг.
Многие НФО озадачиваются вопросом оформления УКЭП, только получив запросы регулятора с требованием о сдаче его на проверку.
Напомним, ФЭС, направляемые НФО (филиалом НФО), подписываются УКЭП руководителя НФО (руководителя филиала НФО) или сотрудника НФО (сотрудника филиала НФО), уполномоченного направлять сведения в Росфинмониторинг. УКЭП для каждого ФЭС формируется в виде отдельного файла, наименование которого соответствует наименованию ФЭС и имеет расширение “sign”.
Наименование файла УКЭП имеет следующую структуру:
SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_nnn.xml.sign
где: SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_nnn.xml – наименование ФЭС, которое подписывается УКЭП.
Архивная папка с файлами ФЭС и УКЭП
Таким образом, файл с УКЭП по своему названию тождественен отправленному в Росфинмониторинг ФЭС, но имеет расширение «.sign».
Однократное предложение о скачивании архива с ФЭС и УКЭП в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга
Отдельные НФО отмечали сбои в работе личного кабинета, в результате которых архив с ФЭС и УКЭП не был автоматически сформирован, в результате чего он не был скачан и сохранен. В таких случаях, чтобы избежать возможных последующих претензий Банка России, рекомендуем НФО незамедлительно делать скриншоты ошибок и писать запрос в службу технической поддержки Росфинмониторинга, фиксируя в тексте обращения проблемы со скачиванием файла УКЭП.
Файлы с УКЭП также как и ФЭС хранятся в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС. Эти сроки, так же как и в случае с ФЭС, установлены п. 5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России и который был размещен на его официальном сайте.
Штраф за несохраненный файл с УКЭП может достигать 50 000 – 100 000 рублей, поэтому НФО крайне важно обеспечить соблюдения сроков и порядка их сохранности.
Также, буквально на момент написания настоящей статьи мы столкнулись с вопросами отдельных проверяющих Банка России на предмет наличия в составе ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ положений, описывающих порядок и сроки хранения ФЭС, УКЭП и квитанций Росфинмониторинга. Поэтому дадим нашим читателям описать в ПВК и такой порядок.
Надеемся, НФО будут более ответственно подходить к обеспечению хранения ФЭС и УКЭП в Росфинмониторинг. Это станет залогом отсутствия претензий Банка России к этой части организации внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ в НФО и минимизирует риски привлечения к административной ответственности.