Росфинмониторинг подавать

Росфинмониторинг подавать

Власти уточнили правила передачи в Росфинмониторинг обязательной информации, а также расширили перечень передаваемой организациями и ИП информации. Изменения касаются всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также лиц, оказывающих бухгалтерские услуги. Рассказываем, какую информацию должны теперь передавать бухгалтеры и аудиторы.

Новая информация для Росфинмониторинга

Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1773 расширило для аудиторов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, перечень передаваемых в Росфинмониторинг сведений. С 1 декабря 2022 года в Росфинмониторинг необходимо представлять еще и сведения о принятых бухгалтерами и аудиторами мерах по замораживанию и блокированию денежных средств и иного имущества, принадлежащих организациям или физлицам.

Напомним, аудиторы и бухгалтеры в рамках своих договорных полномочий обязаны предпринимать меры по блокированию денег и иного имущества компаний и физлиц при наличии любых оснований полагать, что ими совершаются подозрительные операции (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Меры по блокированию денег и иного имущества подозрительных клиентов включают, в том числе, полный отказ от совершения каких-либо сделок и операций (переводов) с принадлежащими таким клиентам деньгами и имуществом.

Ранее аудиторы и бухгалтеры были обязаны уведомлять Росфинмониторинг только о совершении (намерении совершения) их клиентами подозрительных операций и сделок, которые потенциально могут быть направлены на отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.

По новым правилам с 1 декабря 2022 года (новая редакция пп. «в» п. 3 постановления Правительства РФ от 19.03.2014 № 209) бухгалтеры и аудиторы обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих их клиентам, – организациям и физлицам. При этом незамедлительно информировать Росфинмониторинг нужно не обо всех случаях блокировки денег и имущества подозрительных клиентов, а только в тех ситуациях, когда:

Для передачи в Росфинмониторинг сведений о принятых мерах по блокировке денег и имущества достаточно, чтобы подозрительный клиент соответствовал хотя бы одному из вышеперечисленных условий.

Порядок представления новых сведений в Росфинмониторинг

Информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих подозрительным клиентам, бухгалтеры и аудиторы обязаны представлять в Росфинмониторинг незамедлительно. Крайний срок – не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию и блокированию денежных средств или иного имущества.

Данную информацию необходимо представлять в форме электронного сообщения через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Сообщение подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. В электронное сообщение нужно обязательно включить:

При невозможности направления электронного сообщения через личный кабинет (например, по причине технического сбоя) сообщение о принятых мерах по замораживанию денег и имущества можно направить на оптическом или цифровом носителе. К такому носителю нужно приложить сопроводительное письмо на бумаге, которое подписывается собственноручной подписью бухгалтера или аудитора. Сопроводительное письмо вместе с цифровым носителем информации можно направить в Росфинмониторинг либо непосредственно, либо заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 8 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).

Поделиться с друзьями:

Отправить на почту

Постановка организации на учет в Росфинмониторинге

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и не имеющие в
сфере своей деятельности надзорных органов, обязаны встать на учет в Уполномоченный орган РФ.

Какие организации обязаны вставать на учет

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Статья 7, п.2, абзац 1

Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ) “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

При разработке (доработке) ПВК специалисты компании должны руководствоваться тремя важными принципами:

Принцип актуальности

Cоответствие всем последним изменениям в законодательстве, регулирующем деятельность в сфере ПОД/ФТ

Принцип индивидуальности

ПВК должны соответствовать той деятельности, которой занимается компания, ее особенностям

Принцип достаточности

ПВК должны содержать только необходимые и достаточные для каждой компании и сферы деятельности шаги по ПОД/ФТ

Способы разработки ПВК:

При самостоятельной разработке ПВК необходимо обратить внимание на следующие важные аспекты

Чтобы учесть все нюансы и составить грамотные ПВК, рекомендуется обращаться только к профессионалам в области ПОД/ФТ и не использовать шаблоны из Интернета и образцы ПВК других компаний.

Кроме того, чтобы самостоятельно ориентироваться во всех тонкостях законодательства, регулирующего деятельность в сфере ПОД/ФТ, необходимо проходить обучение в форме целевого инструктажа по финансовому мониторингу не реже одного раза в год.

Связано это с тем, что каждое полугодие в основные нормативные документы в сфере ПОД/ФТ вносятся коррективы и дополнения, меняются условия работы, и компании обязаны им следовать.

Требования к ПВК в целях ПОД/ФТ

Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П “О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П) (ред. от 28.07.2016)

Для некредитных
финансовых организаций

Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П “О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П) (ред. от 28.07.2016)

Для прочих
организаций

Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 “Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Часто задаваемые вопросы

Список часто задаваемых вопросов, касающихся частных случаев взаимодействия с Росфинмониторингом:

Какие организации подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге?

Вопросы постановки на учет в территориальном органе Росфинмониторинга регламентируются Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

Постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Разьяснение:
 21.06.2014 подписано постановление Правительства Российской Федерации № 577 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Данным постановлением вносятся дополнения в требования к правилам внутреннего контроля, утвержденные постановлением Правительства России от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма закреплена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций – Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 (далее – Постановление Правительства РФ № 667) утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).

Согласно Требованиям, утвержденным Постановлением Правительства № 667, правила внутреннего контроля должны регламентировать организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливать обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определять сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Правила внутреннего контроля включают в себя, в частности, программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Во исполнение пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской № 667, Федеральной службой по финансовому мониторингу разработаны критерии выявления и признаки необычных сделок, утвержденные Приказом от 05.05.2009 № 103 (далее – Приказ Росфинмониторинга № 103).

Критерии выявления и признаки необычных сделок необходимо учитывать при реализации программы выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Кроме того, согласно примечанию к Рекомендациям по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных Приказом Росфинмониторинга № 103, критерии и признаки групп 11 – 22 носят общий характер и используются организациями и иными лицами в полном объеме. Признаки групп 31 – 46 используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности.

Таким образом, организации при осуществлении внутреннего контроля должны руководствоваться общими критериями выявления и признаками необычных сделок, в дополнение к которым они могут самостоятельно разработать критерии с учетом специфики своей деятельности.

Каков последующий порядок действий организации при выявлении операции клиента с денежными средствами, подпадающими под критерии и признаки необычных сделок, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 08. 2009 № 103?

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон, Закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, включающие в том числе критерии выявления и признаки необычных (подозрительных) сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 Федерального закона программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Критерии выявления и признаки необычных сделок утверждены Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 № 103.

При формальном совпадении характера совершаемой операции с критериями и признаками, указанными в упомянутом Приказе Росфинмониторинга, а также с основаниями для документального фиксирования информации, приведенными в п. 2 ст. 7 Закона, у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникает обязанность дать оценку выявленной операции и документально зафиксировать полученную информацию.

При этом пункты 27-28 Требований к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667, предусматривают обязательность составления внутреннего сообщения, отражающее результаты изучения операции и решение в соответствии с п. 24 названных Требований.

Соответственно, полагаем, что руководитель организации в соответствии с п. 24 упомянутых Требований при совпадении с критериями и признаками, указанными в Приказе № 103, должен обратить внимание на такие операции. Принятие решения об отсутствии оснований для направления сообщения в уполномоченный орган в данном случае должно быть соответствующим образом мотивировано в рамках разработанных правил внутреннего контроля. Полагаем, что такое решение при формальном совпадении с критериями и признаками должно носит исключительных характер при соответствующей мотивировке.

В случае нарушения указанных положений организация и виновные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по соответствующей части статьи 15.27 КоАП РФ.

Какие операции по расходованию подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1. 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05. 2014 № 110-ФЗ)?

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в указанной выше редакции операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

При этом, с учетом системного толкования положений пункта 1.2 статьи 6 названного выше Федерального закона полагаем, что обязательному контролю подлежат операции по расходованию денежных средств и (или) иного имущества некоммерческой организацией, получившей денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Каким образом необходимо применять меры по блокированию (замораживанию) активов соответствующих лиц?

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по блокированию (замораживанию) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и иного имущества (активов клиента).

Федеральным законом № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию).

Информация об организациях и физических лицах, указанных в упомянутом выше подпункте 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 “Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» размещена на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг), а также доступна в полном объеме в Личном кабинете пользователя интернет – портала Росфинмониторинга.

Необходимо отметить, что применение процедур блокирования (замораживания) активов соответствующего клиента означает факт создания условий, при которых клиент организации будет практически лишен возможности распоряжения активами, и соответственно как следствие – создание условий, при которых указанным лицам фактически будут созданы условия невозможности направления активов на финансирование терроризма.

При реальном применении указанной нормы необходимо в первую очередь исходить из целей, на достижение которых направлены приведенные нормы Федерального закона № 115-ФЗ в указанной части, при этом реализация механизма блокирования (замораживания) активов должным образом должна быть с достаточной степенью конкретности (позволяющей фактически применить такие меры и достигнуть необходимого результата) прописана в правилах внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Необходимо отметить, что при разработке указанного документа необходимо исходить также и из специфики деятельности организации – субъекта Федерального закона № 115-ФЗ. Безусловно, с учетом того, что виды деятельности организаций – субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, достаточно специфичны, какой-либо универсальной формулы разработки правил внутреннего контроля и применения мер по блокированию (замораживанию) активов не существует и не может существовать. Как уже было указано выше, субъект Федерального закона № 115-ФЗ при применении мер по блокированию (замораживанию) активов должен исходить из специфики собственной деятельности, характера операции, а также специфичности клиента.

Таким образом, применение указанных норм в первую очередь должно обеспечить невозможность распоряжения клиента активами.

Считаем необходимым отметить, что подпунктом «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 установлено, что организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию в том числе о принятых мерах по блокированию (замораживанию) активов клиента.

Как и в каких целях будет использоваться Росфинмониторингом информация, полученная в порядке п. 5 ч. 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ? В частности, будет ли эта информация предоставляться другим государственным органам, организациям или гражданам? Будет ли она как-то обнародована (например, опубликована или размещена в свободном доступе в сети Интернет)?

Действующими законодательными, подзаконными и нормативными документами не предусмотрено какое-либо распространение информации, полученной Федеральной службой по финансовому мониторингу в процессе осуществления деятельности в рамках установленных полномочий, в том числе предоставление ее другим государственным органам Российской Федерации, организациям и гражданам. Указанная информация не подлежит размещению в общедоступных источниках, в том числе не подлежит опубликованию, и размещению в сети Интернет.

Полученная в порядке, установленном Федеральным Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» информация будет использоваться Федеральной службой по финансовому мониторингу исключительно для внутреннего пользования и для осуществления полномочий, установленных указанным выше Федеральным законом и Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808.

Исключение составляет передача информации в правоохранительные и налоговые органы в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона № 115-ФЗ, которой установлено, что при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.

Кроме того, в соответствии со статьей 8.1 указанного законодательного акта уполномоченный орган обязан в целях противодействия коррупции предоставлять руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и Председателю Центрального банка Российской Федерации по их запросам, направленным в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, имеющуюся у него информацию.

Необходимо отметить, что статьей 8 Федерального закона № 115-ФЗ работники уполномоченного органа (Росфинмониторинга) при исполнении указанного законодательного акта обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Той же нормой Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ установлено, что вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, предоставляющие услуги по
постановке на учет в УО и разработке ПВК

“Корпоративные юристы Смысловы” – широко известная Компания, работающая более 20 лет в области корпоративного права, финансового мониторинга и юридических услуг.
В структуру компании входят:

Контакты

Данные о компании:

/ / Вопросы и ответы по взаимодействию с Рофинмониторинг

Вопросы и ответы по взаимодействию с Рофинмониторинг

Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
Вход в личный кабинет по сертификату на портале Росфинмониторинга / https://portal.fedsfm.ru
Инструкция по настройке рабочего места пользователя портала Росфинмониторинга

КАК СДАВАТЬ ОТЧЕТЫ В РОСФИНМОНИТОРИНГ?

Согласно письму отправка сообщений в Росфинмониторинг возможна следующими способами:

КАК ПОДКЛЮЧИТЬСЯ К ЛИЧНОМУ КАБИНЕТУ НА ПОРТАЛЕ РОСФИНМОНИТОРИНГА?

Организации и лица, имеющие учетный номер в Росфинмониторинге или использующие АРМ «Организация», для первичной авторизации в личном кабинете на Портале используют:

В ином случае следует отправить заявку на регистрацию Личного кабинета на Портале Росфинмониторинга https://portal.fedsfm.ru и заполнить соответствующую форму регистрации (для юридического, физического лица или индивидуального предпринимателя). Заявка на регистрацию может быть подписана сертификатом электронной подписи или лично руководителем организации с проставлением печати (печатная форма заявки будет отправлена на электронную почту, указанную в заявке).

Печатную форму необходимо отправить по адресу: 107450, Москва, К-450, ул. Мясницкая, дом 39, строение 1.

После успешной первичной авторизации необходимо изменить пароль доступа к личному кабинету.

КТО ДОЛЖЕН ВСТАТЬ НА УЧЁТ И СДАВАТЬ ОТЧЕТЫ В РОСФИНМОНИТОРИНГ?

Постановка на учёт определена в Приказе Росфинмониторинга от 27.01.2014 № 58.

Постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты гос. регистрации юр. лица или ИП, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юр. лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Популярные статьи

Росфинмониторинг подавать

Росфинмониторинг подавать

Отчетность в Росфинмониторинг – обучение подаче ФЭС

Так как в законе есть запрет на информирование 3-х лиц о мерах, предпринимаемых субъектами для целей ПОД/ФТ/ФРОМУ, наша услуга – обучение подаче ФЭС, помощь Специальному должностному лицу в индивидуальном порядке во внедрении и применении любых форм отчетности через ЛК.

Обучение на практике: Заполнение отчетов по новой форме согласно 219-П Росфинмониторинга 10 декабря 2021

С 01 октября 2021 года в соответствии с пунктом 1. 2 статьи 6 Федерального закона от 07. 2001 № 115-ФЗ изменяется порядок представления сведений об операциях НКО (подробнее)

Вся отчетность сдается в форме формализованных электронных сообщений

(ФЭС). Для понимания принципов, порядка, сроков и форм Организации и ИП следуют

Приказу Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 «Инструкция о представлении информации в Росфинмониторинг»

Существует, например,  “квартальный”  – отчет –  о результатах проверки клиентов по Перечню террористов или иного сообщения в виде ФЭС

Иные сообщения (отчеты) в виде ФЭС представляются в РФМ по факту совершения операции (сделки) или наступления иных оснований, установленных ФЗ № 115.

Как правило, такие услуги, как помощь организации в формировании отчетности дополняют абонентское сопровождение.

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В РОСФИНМОНИТОРИНГЕ

Для постановки на учет необходимо представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет в течение 30 календарных дней:

– с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

– с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

– с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

– не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Организация представляет карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель представляет карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Форма карты постановки на учет утверждена приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33 “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы”.

Порядок и сроки постановки на учет в Росфинмониторинге определены Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58.

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

– лизинговые компании;

– операторы по приему платежей;

– организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

– индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

– коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Постановку на учет осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами территориальных органов Росфинмониторинга можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе “Территориальные органы” раздела “Организационная структура” по адресу https://fedsfm.ru/about/departments, а также в федеральной государственной информационной системе “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” по адресу www.gosuslugi.ru.

Карта постановки на учет может быть представлена следующими способами:

– заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

– при личном обращении заявителя в территориальный орган Росфинмониторинга;

– посредством Личного кабинета организации или индивидуального предпринимателя в федеральной государственной информационной системе “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” по адресу www.gosuslugi.ru (далее – Личный кабинет на сайте госуслуг).

Карта постановки на учет на бумажном носителе может быть заполнена с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписана руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись скрепляется печатью (при ее наличии). Нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется.

Карта постановки на учет в электронной форме, направляемая с использованием Личного кабинета на сайте госуслуг, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Направление карты постановки на учет через Личный кабинет на сайте госуслуг осуществляется путем заполнения интерактивной формы карты постановки на учет.

Для направления карты постановки на учет в электронной форме необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ “Об электронной подписи” удостоверяющем центре.

Информацию об удостоверяющих центрах можно найти по ссылке https://e-trust.gosuslugi.ru/#/

Одновременно с уведомлением о постановке на учет организации или индивидуальному предпринимателю предоставляется доступ к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, позволяющему осуществлять информационное взаимодействие, в том числе предоставление отчетов, прохождение дистанционных курсов обучения и т.д.

Территориальный орган принимает решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в срок, не превышающий 8 рабочих дней со дня получения карты постановки на учет.

Территориальный орган Росфинмониторинга вправе отказать организации или индивидуальному предпринимателю в постановке на учет в случае:

– представления карты постановки на учет, оформленной ненадлежащим образом (а именно: представление карты постановки на учет в формате приказа, утратившего силу, не заполнение обязательных полей, а также, если текст не поддается прочтению (в случае заполнения карты постановки на учет рукописным способом);

– наличия в карте постановки на учет недостоверной информации, основываясь на информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

– представления карты постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;

– представления карты постановки на учет организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней представляет (направляет) в территориальный орган Росфинмониторинга по месту своей регистрации или месту жительства карту постановки на учет, содержащую новые сведения.

По результатам рассмотрения карты постановки на учет, содержащей новые сведения, территориальный орган Росфинмониторинга направляет организации или индивидуальному предпринимателю уведомление о принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения либо об отказе в принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения.

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа Росфинмониторинга, должностных лиц территориального органа Росфинмониторинга, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги (по постановке на учет), в досудебном порядке.

Оглавление

Ежегодно в мире легализуется два трлн долларов преступных денег. Теневые доходы сопоставимы с бюджетами развитых стран. Например, в 2019 году в российский бюджет поступило 20,187 трлн рублей, т. е. 300 млрд долларов по курсу 2019 года. Бюджет США в 2019 году составил 3,4 трлн долларов, Китая — 2,9 трлн долларов. Бюджет европейских стран — Германии, Франции, Великобритании, — в сумме не превысил 4 трлн долларов (данные взяты из отчета Министерства финансов РФ за 2019 год и официальных СМИ).

Росфинмониторинг подавать

Если преступные деньги резко влить или, наоборот, вывести с финансового рынка в больших объемах, можно в корне изменить экономическую ситуацию, вплоть до социальных и политических катаклизмов. Нелегальные деньги опасны и тем, что часто идут на финансирование терроризма, наркобизнеса, торговли людьми и оружием. Незаконно полученные деньги угрожают национальной экономике и безопасности общества.

Для противодействия отмыванию денег или финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в России работает финансовая разведка.

Кто и зачем занимается финансовой разведкой

Финансовой разведкой в России занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которую создали в 2001 году.

Стараниями финансовой разведки имидж России на мировой арене сильно изменился в положительную сторону. За год работы, в 2002 году, Россия покинула черный список ФАТФ — международной группы, которая разрабатывает меры по противодействию легализации преступных доходов. В 2003 году Россия стала членом ФАТФ, а в 2013 — лидером. В 2019 году Россия заняла пятое место в мировом рейтинге по эффективности антиотмывочной деятельности. Высокие позиции в мировом сообществе открывают новые экономические возможности для страны.

Повысить рейтинг в списке ФАТФ удалось благодаря принятию жестких законов в области ПОД/ФТ и контролю за доходами граждан и компаний.

Правовое обеспечение финансовой разведки

В арсенале финансовой разведки четыре десятка правовых актов – федеральные законы, указы и распоряжения Правительства РФ, Центробанка, Пробирной палаты РФ и Росфинмониторинга.

Основополагающий закон, который регулирует работу поднадзорных организаций — 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 года. В нем прописаны права и обязанности организаций, которые работают с денежными средствами, и полномочия контролирующих органов.

Что входит в задачи финансовой разведки

Задача Росфинмониторинга — сбор, обработка и анализ информации о денежных сделках. Полученная информация консолидируется в единой базе и используется поднадзорными организациями, Центробанком и правоохранительными органами.

Росфинмониторинг собирает информацию не о всех сделках, а только об операциях обязательного контроля:

Росфинмониторинг подавать

Кто обязан подавать сведения в Росфинмониторинг

Отчитываться перед Росфинмониторингом должны следующие организации:

Перечисленные компании должны встать на учет в Росфинмониторинге и направлять ему информацию об операциях обязательного контроля, а также о подозрительных и замороженных сделках.

Чек-лист для поднадзорной компании

Вместе с регистрацией организация получит доступ к списку запрещенных лиц, с которым нужно сверяться в процессе работы. В личном кабинете можно подавать сведения о подозрительных клиентах. Также там можно сдавать отчетность в электронном виде.

2. Разработать внутренние правила.

В каждой организации должны быть правила внутреннего контроля (ПВК).

Правила разрабатываются руководителем организации по рекомендациям, которые приводит Росфинмониторинг. Если в 115-ФЗ вносятся изменения, в ПВК тоже нужно внести изменения в течение трех месяцев.

ПВК включают бланки внутренних сообщений о сомнительных сделках, анкеты клиентов и т. д.

3. Назначить ответственного сотрудника за ПОД/ФТ

Ответственный сотрудник должен пройти обучение в сфере ПОД/ФТ, пройти инструктаж и ежегодно повышать квалификацию. У него не должно быть непогашенной судимости за экономические преступления и преступления против государственной власти.

Росфинмониторинг подавать

Порядок работы поднадзорной организации

Чтобы не нарушать закон, все сделки обязательного контроля компания должна проводить по следующем маршруту:

1. Идентифицировать клиента, изучить его деятельность, репутацию и источники дохода.

У физических лиц выясняются личные и контактные данные, гражданство. Обязательно нужна копия паспорта. У юридических лиц — регистрационные данные, организационно-правовая форма, ИНН.

Информация должна храниться 5 лет. Если работа с клиентом ведется на постоянной основе, как, например, в пенсионных или в инвестиционных фондах, информацию нужно регулярно обновлять.

Проверку старых и новых клиентов можно автоматизировать с помощью «1С‑Рарус: Бэк-офис». Всего в пару кликов можно проверить причастность клиентов к экстремистским организациям, актуализировать информацию по всем операциям, в том числе подозрительным.

Росфинмониторинг подавать

Проверка клиентов в «1С‑Рарус: Бэк-офис»

2. Предоставлять информацию в Росфинмониторинг.

В течение трех дней после заключения сделки, нужно отправить отчет. В отчете нужно указать данные об операции и сведения о клиенте.

3. В случае сомнений в легальности используемых денег провести дополнительную проверку.

Данное требование распространяется на все сделки, даже если они не относятся к операциям обязательного контроля.

Сомнения может вызвать необычный характер сделки: подозрительное поведение клиента, несоответствие деятельности клиента покупаемым активам и т. д. В таких случаях формируется заявка в Росфинмониторинг, который принимает решение о легальности операции.

Заморозка длится 5 дней. За это время Росфинмониторинг проверяет сделку и решает ее дальнейшую судьбу.

Росфинмониторинг подавать