Росфинмониторинг проверка физ лиц при покупке квартиры

Отмена контроля

Из списка операций, которые подлежат обязательному контролю, с 10 января исключены такие:

  1. Обмен банкнот одного достоинства на другие.
  2. Перевод денег за границу на счет анонимного владельца.
  3. Поступление денег со счета анонимного владельца.
  4. Переводы некредитными организациями по поручению клиента.
  5. Страховые выплаты от нерезидентов.
  6. Получение имущества по договору лизинга.

Контроль за сделками с недвижимостью

Росфинмониторинг, контроль за договорами, отслеживание наличных — с января 2021 года этими словами в Интернете пугают покупателей недвижимости. Причина этому – изменения в 115 ФЗ, которые усилили внимание к любым сделкам с жильем, а не только к покупке квартир дороже 3 миллионов рублей. Новые поправки призваны свести к нулю так называемые «отмывочные» договоры.

Росфинмониторинг проверка физ лиц при покупке квартиры

Если говорить доступно, то Росфинмониторинг контролирует:

  • ВСЕ сделки с жильем, включая ипотеку и аренду;
  • и наличные, и безналичные операции по оплате квадратных метров;
  • соглашения как юридических, так и физических лиц.

К прозрачным среднестатистическим куплям-продажам у Росфинмониторинга (в народе его называют финансовой ФСБ) претензий нет. А вот в случае подозрений ведомство призвано уточнить источник происхождения средств на покупку.

Вопросы вызывают договоры, суммы которых не соотносятся с доходами будущих владельцев. За внушительные средства, взятые в долг у родственников или принятые в дар, в случае недоверия контролеров также придется отчитаться.

Как усиленный контроль отражается на сроках оформления купли-продажи

Надзорные органы и Центробанк заверяют, что контроль за сделками свыше трех миллионов рублей отработан давно. Поэтому дополнительная нагрузка и внимание к ипотеке никак не скажется на сроках оформления, особенно для физических лиц.

Не нужно пугаться, если Росфинмониторинг просит вас отчитаться

Спокойно соберите документы, подтверждающие происхождение денег, которые вы потратили на покупку. Это может быть справка о доходах с места работы, налоговая декларация индивидуального предпринимателя, выписка с банковского счета, на котором семья и родственники копили деньги и т.д.

О каких сделках знает Росфинмониторинг

Каждое соглашение проходит регистрацию в Росреестре, который обязан отчитываться перед контролирующими органами. Профессиональные риелторы также передают данные проверяющим.

Те, кто захочет избежать открытости сделки через договор дарения, должны оплатить дополнительный налог и понимать, что рискуют приобретенным имуществом, если продавца объявят банкротом.

Черные доходы и белый банк

Основной документ, на который опираются банки при контроле операций, — закон о борьбе с отмыванием преступных доходов. Там есть закрытый перечень подозрительных манипуляций с деньгами на сумму от 1 млн рублей. Например:

  1. Покупка или продажа наличной иностранной валюты.
  2. Покупка ценных бумаг за наличные.
  3. Поступление денег границы от анонимного отправителя.

Если просто внести деньги на вклад на свое имя, а потом снять их, то строго по закону контроля быть не должно — такой операции нет в списке сомнительных.

Но об открытии вклада в любом случае узнает налоговая инспекция: банк обязан сообщить. Правда, не о конкретной сумме, а о самом событии. Мол, числа человеку мы открыли вклад с таким-то номером.

Как формируется Перечень Росфинмониторингом?

Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму постоянно обновляется на официальном сайте Росфинмониторинга.

Перечень террористов и экстремистов публикуется в отношении следующих категорий:

  • иностранные юрлица и физлица;
  • российские юрлица и физлица.

Основания для включения компаний или физических лиц в Перечень прописаны в п.2.1 ст.6 Закона № 115-ФЗ.

Так, в Перечень могут попасть компании или физические лица на основании:

  • вступившего в силу решения суда РФ о ликвидации или запрете деятельности компании в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;
  • вступившего в силу приговора суда РФ о признании лица виновным в совершении террористических преступлений, предусмотренных УК РФ;
  • вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения по ст.15.27.1 КоАП РФ (т.е. оказание финансовой поддержки терроризму);
  • решения Генерального прокурора РФ (подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти) о приостановлении деятельности компании в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении компании к ответственности за экстремистскую деятельность;
  • процессуального решения о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных «террористическими» статьями УК РФ (например, подготовка террористического акта);
  • постановления следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных «террористическими» статьями УК РФ;
  • составляемых международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, перечней компаний и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
  • признаваемых в РФ (в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами) приговоров или решений судов и иных компетентных органов иностранных государств в отношении компаний или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

Попадание в такой Перечень оборачивается для клиента невозможностью проведения операций по банковскому счету, открытия другого банковского счета (п.5.2 ст.7 Закона № 115-ФЗ).

Как отбелить черные доходы

Единственный способ перестать бояться — выйти из тени и повиниться перед государством. В этом помогут ответы на вопросы, схожие с вашим:

Еще один плюс официальной работы — имущественный вычет по НДФЛ за покупку квартиры. Он вам положен, как только появятся «белые» доходы.

Если решите работать по-старому и не платить налоги, почитайте, чем это может кончиться:

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Как обжаловать

Какой порядок обжалования действий кредитной организации или некредитной финансовой организации при отказе в обслуживании клиенту по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ?

В случае принятия кредитной организацией или некредитной финансовой организацией решения об отказе или расторжении, предусмотренных пунктами 5.2. и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, клиент вправе обжаловать их действия.

1. В соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиент вправе представить в кредитную организацию (некредитную финансовую организация) документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее — решение об отказе).

Кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

2. В случае получения от кредитной организации (некредитной финансовой организации) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, клиент вправе обратиться с заявлением и документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия указанного решения в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ.

Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У.

Согласно пункту 13.6. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, а также мотивированных обоснований соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации) межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе либо решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого кредитной организацией (некредитной финансовой организацией), исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации), для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

После получения кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) ранее было принято решение об отказе, такая кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана представить в Росфинмониторинг сведения согласно абзацам второму и третьему пункта 13 или абзацу второму пункта 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно.

Кроме того, действия кредитной организации (некредитной финансовой организации) по-прежнему можно обжаловать в суде.

Баланс мобильного телефона

Это еще один новый вид операций под обязательным контролем. С 10 января возврат неиспользованного аванса за услуги связи привлечет внимание Росфинмониторинга, если сумма составит 100 000  и более. Сведения о выводе денег таким способом передают операторы связи.

Что делать, если компания ошибочно включена в Перечень?

На практике может случиться ситуация, когда компания узнала о своем ошибочном включении в Перечень. Для того чтобы компанию исключили из Перечня, нужно обратиться в Росфинмониторинг (в соответствующее территориальное подразделение) с письменным мотивированным заявлением об их исключении из указанного перечня.

Росфинмониторинг в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения заявления, должен принять решение об исключении компании из указанного перечня либо об отказе в удовлетворении заявления.

Компания, не согласная с решением Росфинмониторинга, вправе его обжаловать в судебном порядке (п.2.3 ст.6 Закона № 115-ФЗ).

Юристы компании «РосКо» смогут грамотно и профессионально оказать помощь в случае блокировки вашего банковского счета. Заполните форму, и мы оперативно проконсультируем вас по данному вопросу:

Списки

Ведет ли Росфинмониторинг какой-либо список лиц, участвующих в сомнительных операциях?

Росфинмониторинг формирует только Перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Включение в этот Перечень и исключение из него осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 2.1. и 2.2. статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Ведение Росфинмониторингом каких-либо перечней лиц, участвующих в сомнительных операциях, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

РФМ и блокировка счетов

Вправе ли Росфинмониторинг выдать распоряжение кредитным организациям о блокировке счетов, ограничить или запретить выдачу банковских карт, установить запрет на открытие банковского счета (вклада), ввести ограничения на использование дистанционного банковского обслуживания?

Нет, ответили в РФМ. Таких полномочий у ведомства нет.

Где банки берут информацию

Откуда кредитная организация или некредитная финансовая организация узнает, что с клиентом расторг договор банковского счета другой банк?

В соответствии с пунктом 13.2. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг направляет информацию, представленную субъектами, в Банк России.

Согласно пункту 13.3. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Банк России доводит полученную от РФМ информацию до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в порядке, установленном положением ЦБ от 30.03.2018 № 639-П.

Что еще изменилось в правилах контроля за расчетами

Поправки коснулись зачисления и списания денег для лизинговых платежей от 600 000 : они попали под обязательный контроль. Аналогично — с операциями иностранных структур, если они работают не дольше трех месяцев и раньше движений по счету не было.

Формулировки о контроле операций, связанных с азартными играми, стали конкретнее, но такие выплаты и раньше были под наблюдением.

При выплате участнику лотереи выигрыша на сумму до 15 000  не нужно проверять паспорт.

Под контроль попали страховые выплаты юрлицам — для физлиц так было и раньше. Росфинмониторинг будет получать информацию о выплатах по страхованию на случай смерти, дожития, пенсионному страхованию или полисам с периодическими выплатами.

Лимит операций по второму и последующему зачислению денег на счета для гособоронзаказа уменьшен с 50 000 000 до 10 000 000 . При первом зачислении пороговое значение так и осталось равным 600 000 .

РФМ и блокировка сделок

Уполномочен ли Росфинмониторинг приостанавливать операции (сделки)?

Согласно статье 8 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, указанного постановления уполномоченного органа субъект осуществляет операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством РФ не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Цифровая валюта

Криптовалюта и токены официально считаются имуществом. А операции с ними с 1 января 2021 года подлежат обязательному контролю, если сумма составит 600 000  и более.

Операторы финансовых платформ и информационных систем для выпуска и обмена криптовалюты должны сообщать о сделках в Росфинмониторинг.

При этом принимать оплату криптовалютой запрещено, предлагать такой способ расчетов — тоже. Хотя в том же законе указано, что цифровая валюта может использоваться для инвестиций и быть средством платежа.

Черные доходы и белая квартира

О покупке квартиры точно станет известно налоговой инспекции. Неважно, платили вы налом или безналом, взяли новостройку или вторичку. Росреестр в любом случае напишет в инспекцию о сделке, чтобы та могла посчитать вам налог на имущество физлиц.

О цене квартиры Росреестр не расскажет, поскольку сам не знает. Но зато инспекции будет известна кадастровая стоимость объекта, приближенная к рыночной. Ведь с недавних пор налог на имущество считают по кадастру.

Дальше — лотерея. Если вашим налогом будет заниматься въедливый инспектор, он может заинтересоваться, откуда у безработного деньги на столь дорогую покупку. Если инспектор окажется менее любопытным, то повезет.

Но лотерея будет повторяться ежегодно, поскольку налог на имущество платят каждый год. А внимательных инспекторов хватает. Почитайте, например, как девушке доначислили НДФЛ за машину, подаренную гражданским супругом.

К слову, налоговая инспекция не единственный госорган, которому может стать известно о квартире. Если вы решитесь открыть вклад, а потом переведете продавцу квартиры 5 млн рублей или больше, банк запросит документы по сделке и о происхождении доходов, а также сообщит в Росфинмониторинг.

Предпочтете матрас и наличные, но в сделке будет участвовать риэлтор — он напишет туда же.

В обоих случаях Росфинмониторинг автоматически не перенаправит сведения в налоговую инспекцию. Но по мотивированному запросу — вполне: между ведомствами есть соглашение об обмене информацией.

РФМ не информирует

Вправе ли Росфинмониторинг информировать о причинах отказа в обслуживании клиенту?

РФМ не уполномочен информировать лиц, в отношении которых субъектом приняты решения об отказе или расторжении о причинах принятия указанных решений.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты самостоятельно информируют клиентов об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах.

Порядок такого информирования определяется субъектом в правилах внутреннего контроля.

Все про налоговые проверки в экспертном курсе «Клерка»

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. 

За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках. 

Посмотрите бесплатный урок из курса

Увеличение порога и изменения для покупателей

Если раньше проверяли все сделки, превышающие 3 млн руб., то сейчас порог вырос до 5 млн руб. «Причина повышения связана с тем, что раньше под эти показатели подпадали практически все сделки с недвижимостью, поскольку пороговое значение было сопоставимо с ценой однокомнатной квартиры в среднем российском городе», — говорит адвокат Константин Ерохин.

Фактически сотрудники Росфинмониторинга были вынуждены контролировать весь оборот недвижимости в стране, хотя антикоррупционный закон изначально был направлен на выявление незаконных операций.

Вся остальная процедура сохраняется в привычном режиме, и Росфинмониторинг выборочно поверяет подобные сделки. Но раньше, если сделка попадала в периметр признаков подозрительности, у участников запрашивадись документы. Сейчас о подозрительных сделках в ведомство обязаны докладывать нотариусы и риелторы. То есть они проводят первичную проверку, а потом уже проверяет ведомство.

Почтовые переводы

Под контроль попали почтовые переводы на сумму от 100 000 . Это касается любых переводов — даже если речь об алиментах. Передавать сведения в Росфинмониторинг будет почта.

Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ. Раньше почтовые переводы обязательному контролю не подлежали.

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И НАПРАВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ЗАПРОСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ
С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342,

от 17.09.2016 N 933, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716,

от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922, от 06.10.2022 N 1773)

1. Настоящее Положение регулирует порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации и документов (далее – информация) и направления Службой запросов, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон).

Действие пунктов 29 настоящего Положения не распространяется на порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, указанными в пункте 7 статьи 7 Федерального закона.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 N 922)

2. Информация представляется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в части первой статьи 5 Федерального закона (далее – организации), и индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 Федерального закона (далее – индивидуальные предприниматели).

3. Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию:

а) о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторымдевятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) о разовых операциях с денежными средствами или иным имуществом либо о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

(пп. “б” в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу:

включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона;

включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;

(пп. “в” в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона;

е) о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7, пунктом 5 статьи 7.5 и частью четвертой статьи 8 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081, от 06.10.2022 N 1773)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) о случаях отказа в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона;

(пп. “ж” введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 933; в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) о предусмотренном абзацем вторым пункта 13 статьи 7 Федерального закона устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе в проведении операции с денежными средствами или иным имуществом либо об отмене судом такого решения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки:

а) информация, указанная в подпункте “а” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;

б) информация, указанная в подпункте “б” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления разовой операции, и (или) совокупности операций, и (или) действий клиента, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

(пп. “б” в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) информация, указанная в подпункте “в” пункта 3 настоящего Положения, – незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

(пп. “в” в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

(см. текст в предыдущей редакции)

в(1)) информация, указанная в подпункте “е” пункта 3 настоящего Положения, – незамедлительно;

(пп. “в(1)” введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

г) информация, указанная в подпункте “г” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки;

д) информация, указанная в подпункте “д” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов;

(пп. “д” в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2016 N 933)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) информация, указанная в подпункте “ж” пункта 3 настоящего Положения, – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом;

(пп. “е” введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 933)

ж) информация, указанная в подпункте “з” пункта 3 настоящего Положения, – не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания либо получения вступившего в законную силу соответствующего решения суда.

(пп. “ж” в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

(см. текст в предыдущей редакции)

5 – 5(2). Утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 922.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Организации федеральной почтовой связи в дополнение к информации, указанной в пункте 3 настоящего Положения, представляют сведения о почтовых переводах денежных средств, при осуществлении которых в поступившем почтовом сообщении отсутствует предусмотренная пунктом 7 статьи 7.2 Федерального закона информация о плательщике, в отношении которых у работников федеральной почтовой связи возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Такие сведения представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

7. Информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 “Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме”, либо иной государственной инфраструктуры при условии обеспечения надлежащего уровня защиты передаваемой информации, определяемого Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Особенности представления информации, передаваемой в соответствии с абзацем первым пункта 7 настоящего Положения, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Направляемая в электронной форме информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

10. В целях проверки достоверности получаемой информации, выявления операций с денежными средствами и иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также реализации Федеральной службой по финансовому мониторингу иных возложенных на нее функций организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее запросам имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Кредитные организации представляют по запросу Федеральной службы по финансовому мониторингу следующую информацию об операциях клиентов:

а) заверенные копии гражданско-правовых договоров;

б) сведения о гражданско-правовых договорах клиентов;

в) сведения об операциях клиента с векселями;

г) заверенные копии паспортов сделок;

д) ведомости банковского контроля;

е) справки о подтверждающих документах;

ж) заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

з) информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиента (выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиента, сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе);

и) сведения об операциях по переводу денежных средств, совершенных физическим лицом без открытия счета;

к) сведения об операциях по переводу электронных денежных средств;

л) сведения о валютно-обменных операциях, совершенных физическим лицом без открытия счета;

м) копии заявлений на открытие (закрытие) счетов;

н) копии анкет (досье) клиентов кредитной организации, включая сведения о бенефициарных владельцах клиентов;

о) копии паспортов лиц, имеющих право на проведение финансовых операций по счетам (в случае управления счетом на основании доверенности – копии такой доверенности);

п) сведения о лицах, являющихся владельцами сберегательных и депозитных сертификатов.

(пп. “п” введен Постановлением Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

12. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию по запросу о бенефициарных владельцах клиентов с учетом требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

13. Организации и индивидуальные предприниматели могут представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу иную информацию, не указанную в запросе, но необходимую, по их мнению, для эффективной реализации требований Федерального закона.

14. Запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, направляются в электронной форме с использованием личного кабинета. Особенности направления запросов в электронной форме, в том числе формат электронного запроса, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а для кредитных организаций и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона и являющихся некредитными финансовыми организациями, – Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При направлении Службой запросов в электронной форме может также использоваться инфраструктура, указанная в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При необходимости запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, могут направляться в письменном виде.

Образцы письменных запросов определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в отношении письменного запроса в кредитные организации и организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Федерального закона и являющиеся некредитными финансовыми организациями, – Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запросы в электронной форме подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

15(1). Перечень должностных лиц, имеющих право направлять запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

16. В целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральная служба по финансовому мониторингу вправе направлять в организации и индивидуальным предпринимателям запросы о представлении информации, необходимой для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации.

17. Основанием для направления запроса по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до 1 февраля 2002 г., является наличие международного поручения или запроса о проверке законности проведенных операций, поступившего в Федеральную службу по финансовому мониторингу на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

18. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию, указанную в пунктах 1013 и 16 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Указанный срок может быть увеличен на 3 рабочих дня в случае, если для представления такой информации организации требуется получить соответствующую информацию из своего филиала (иного обособленного подразделения), либо в случае, если организация передала исполнение запроса своему филиалу.

Кредитные организации представляют информацию, указанную в подпункте “з” пункта 11 настоящего Положения, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Организации и индивидуальные предприниматели, не располагающие запрашиваемой информацией, обязаны сообщать об этом в Федеральную службу по финансовому мониторингу в сроки, установленные абзацем первым настоящего пункта.

С учетом объема, характера и содержания запрашиваемой информации Служба может определить иной срок ее представления.

19. Информация, указанная в пунктах 1013 и 16 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, указанной в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения.

По согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу запрашиваемая информация может представляться на бумажном носителе.

Особенности представления информации, в том числе порядок ее представления и формат представляемых электронных сообщений, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, указанных в пункте 7 статьи 7 Федерального закона, – Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представляемая по запросам в электронной форме информация подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

20. Организации и индивидуальные предприниматели не вправе информировать клиентов и иных лиц о получении запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также о содержании представленной ими информации по таким запросам.

21. Лица, нарушившие порядок представления информации, установленный настоящим Положением, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

22. При передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации должна обеспечиваться ее защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Работники Федеральной службы по финансовому мониторингу обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью Службы, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Операции с недвижимостью

Как было раньше. Сделки с недвижимостью контролировались и до поправок. Это касалось сумм от 3 000 000  или эквивалента в валюте. Но до 10 января в Росфинмониторинг нужно было сообщать только о тех сделках, что касались перехода права собственности.

Что изменилось. С 10 января все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 000 000  подлежат обязательному контролю — как при наличном, так и при безналичном расчете. Хорошая новость в том, что информацию о таких операциях больше не должны предоставлять посредники — ИП и фирмы, которые работают в риелторском бизнесе. Все обязанности по контролю с них не сняли, но информировать о сделках больше не нужно.

Операции по зачислению денег на счет эскроу под контроль не попадают. При возврате денег с такого счета — тоже. А вот если деньги переводятся бенефициару — это уже интересно Росфинмониторингу.

Оборот наличных

Как было раньше. Есть операции, которые подлежат обязательному контролю. То есть информация о них передается в Росфинмониторинг. В числе таких операций покупка валюты, приобретение ценных бумаг за наличные, внесение наличных в уставный капитал. Полный список — в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.

Эти операции привлекают внимание, только если сумма не меньше 600 000 . Лимит установлен не в 2021 году, он был таким же и в 2003.

Если фирма снимала наличные со счета, такая операция тоже могла попасть под контроль.

Что изменилось. Контролю подлежат операции по снятию или зачислению наличных на счет организации или ИП. Раньше такое условие тоже было, но с оговоркой: если операция не связана с обычной деятельностью. Например, на счет лесопилки поступают наличные за консультационные услуги. Или химчистка снимает деньги на покупку бензовоза. С 10 января оговорка отменена — теперь любые операции с наличными по счету юрлица на сумму от 600 000  подлежат контролю. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Контролировать операции юрлиц банк должен только в том случае, если деньги снимают или вносят непосредственно в этой кредитной организации. То есть операция должна проходить по счету, открытому в этом банке. Если деньги на счет фирмы зачислены через банкомат или кассу другого банка, контролю они не подлежат.

Но физлиц и самозанятых все это не касается. В законе нет и не было такой нормы, чтобы любое снятие наличных с карты на сумму больше лимита попадало в Росфинмониторинг. Там еще с 2019 года есть условие о контроле за операциями по снятию наличных в банкоматах — но только с карт, выпущенных иностранными банками. Причем не во всех государствах, а только в тех, что есть в специальном перечне.

Это не значит, что банк не может запросить пояснения по другим операциям. Но такой запрос будет инициативой финмониторинга банка, а не федерального ведомства.