Росфинмониторинг регистрация адвокатов

от 9 апреля 2021 г. N 569

Росфинмониторинг разработал документ, регламентирующий идентификацию клиентов адвокатов. Проект специального положения размещен на официальном интернет-портале.

Документ, речь в тексте которого идет в основном об организациях и индивидуальных предпринимателях, распространяется также и на адвокатов и нотариусов (см. второй абзац “Общих положений”). Проект устанавливает требования к идентификации клиента, которые предоставить должен будет сам клиент, а ИП, организация, нотариус или адвокат должны будут подтвердить данные, используя ЕГРЮЛ, информацию из открытых баз данных и других источников. Отдельные сведения, для подтверждения которых не нужно изучать правоустанавливающие, финансовые или удостоверяющие личность клиента документы, могут предоставляться без документального подтверждения, в том числе устно.

Также нужно будет выявлять выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиента и их тоже идентифицировать. Если таковых нет, то это должно быть указано в анкете клиента. Форма анкеты может быть у каждого своя, главное, чтобы в ней соблюдались все требования Росфинмониторинга.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) считает, что Росфинмоноторинг готовит изменения, потому что в России скоро пройдет проверка ФАТФ. Это группа разработки мер борьбы с отмыванием денег. Проверка начнется уже во второй половине этого года. Оценщики из ФАТФ как раз и обратят внимание на деятельность Росфинмониторинга. Например, они могут проверить количество личных кабинетов, открытых адвокатами на сайте этого ведомства, а их сейчас немного. Также “ревизоры” посмотрят, как в России организовано обучение адвокатов противодействию отмыванию денег. Для того, чтобы подготовиться к проверке, Росфинмониторинг уже провел совещание с адвокатским и нотариальным сообществами.

– Андрей Сучков, вице-президент ФПА

Разработать документ понадобилось из-за отсутствия сейчас единообразных подходов при проведении идентификации клиентов, отметили в Росфинмониторинге, поэтому нормы необходимо было законодательно закрепить.

«Об исполнении адвокатами требований Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

Решение Совета ПАНО от 5 июля 2017 года (протокол №9).

Совет палаты решил:

1. Информацию президента Палаты по вопросу об исполнении адвокатами Палаты требований ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ принять к сведению.

2. Принять дополнительные меры по исполнению адвокатами Нижегородской области требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в том числе в части взаимодействия адвокатов с Росфинмониторингом. С этой целью Совет палаты разъясняет адвокатам, что требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма распространяются на адвокатов, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего доверителя:

– сделки с недвижимым имуществом;

– управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

– управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

– привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

– создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

4. Ответственными за полноту и своевременность регистрации в личных кабинетах Росфинмониторинга возложить на руководителей коллегий адвокатов и адвокатских бюро при отсутствии их филиалов, а при наличии филиалов – на их руководителей, руководителей юридических консультаций.

Ответственность за регистрацию адвокатов, осуществляющих деятельность в адвокатских кабинетах, возлагается на них персонально.

5. Ответственным за регистрацию адвокатов в срок до 25.09.2017 года представить в Палату адвокатов сведения о зарегистрировавшихся, а также сведения о тех адвокатах, кто не выполнил настоящего решения Совета палаты.

6. Разъяснить адвокатам, желающим осуществить регистрацию с помощью персонала Палаты, что они могут сделать это предварительно согласовав время регистрации с руководителем информационно-методического отдела Королевым А.Н. (тел. 433-39-98).

7. Назначить вице-президента ПАНО Ануфриеву Ю.В. ответственной за координацию мероприятий, связанных с исполнением адвокатами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и возложить на нее контроль за исполнением настоящего решения.

13 июня 2018 г. в Конференц-зале Адвокатской палаты РД состоялось очередное совещание адвокатов с представителями Росфинмониторинга России по СКФО об исполнении ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

В работе совещания приняли участие сотрудники Росфинмониторинга, руководство Палаты, члены Совета АП РД, ревизионной комиссии, представители Совета, руководители адвокатских образований и другие адвокаты республики.

В ходе совещания вновь обсуждались проблемы неисполнения адвокатами республики требований ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” о регистрации адвокатами личных кабинетов на сайте Росфинмониторинга.

Во исполнение предусмотренной федеральным законодательством обязанности Советом АП РД 27 июля 2017 года, 28 сентября 2017 года и 26 октября 2017 года приняты решения об обязании адвокатов республики зарегистрировать личные кабинеты на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В связи с изложенным, не позднее 01 августа 2018 года КАЖДОМУ АДВОКАТУ в целях исполнения п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, и вышеуказанных решений Совета АП РД, необходимо подключить личный кабинет на сайте Росфинмониторинга!

Процедура подключения личного кабинета пошаговая и не требует усилий:

Подробная иструкция регистрации размещена в разделе: Адвокатам / Информация для сведения, и доступна по ссылке: Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга

Скан-копию заявки на регистрацию адвокатам предоставить в АП РД в срок до 01.08.2018 года!

После завершения процедуры регистрации предоставить в АП РД изображение (фото) с экрана (скриншот) профиля в личном кабинете Росфинмониторинга.

Неисполнение адвокатом решений совета адвокатской палаты в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Татьяна Ивановна Рябкова, вице-президент Палаты адвокатов Нижегородской области.Опубликовано “Нижегородский адвокат” №06-2018

В связи с обращением Минюста о необходимости усиления взаимодействия адвокатов с Росфинмониторингом, вице-президент ПАНО Татьяна Рябкова напоминает об обязанности адвоката зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.

В 2017 году Совет палаты трижды рассматривал вопросы участия адвокатов Палаты по линии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

На сегодняшний день ведущей международной организацией, которая борется с отмыванием денег и иного имущества, приобретенного криминальным путем, является Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ (FATF – Financial Action Task. Force) -межправительственный орган, который объединяет на сегодняшний день 31 страну и 2 международные организации. В июне 2003 года в качестве полноправного члена в ФАТФ была принята Россия.

Направлениями деятельности ФАТФ является распространение рекомендаций и проверка того, как выполняются и как внедряются в государствах меры по борьбе с отмыванием денег. ФАТФ не имеет четко определенного устава и существует до того времени, пока страны-участницы не придут к решению о ее роспуске. Оценка ФАФТ имеет существенное значение для любого государства. Например, все банковские операции с государством, находящимся в «черном списке», находятся под жесточайшим контролем и скрупулезно просвечиваются на предмет выявления подозрительных операций. Это, конечно, не санкции, но на практике для конкретного государства такая ситуация оборачивается серьезными сложностями. Россия знает об этом не по наслышке, поскольку в начале 2000-х гг. сама была в «черном списке» в связи с отсутствием закона о противодействии финансированию терроризма, наличие которого является обязательным для всех государств. С того времени Россия покинула «черный список», прошла три оценки ФАТФ и в конце 2018 – начале 2019 года намечен четвертый раунд проверок. Ранее основной задачей было проверить законодательство стран- членов на соответствие стандартам ФАТФ. Главное отличие четвертого раунда в том, что он будет концентрироваться непосредственно на том, насколько эффективно работают антиотмывочные законы (нормы ПОД/ФТ). Эти проверки, в большей своей массе, касаются банковского сектора, оценки безопасности операций. Речь идет о надлежащей проверке клиентов, повышении транспарентности электронных переводов, должном контроле за подозрительными операциями и других мерах, которые банки должны будут применять на систематической основе. Адвокатов и нотариусов вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма касаются в ст.7.1. Федерального закона от 28.07.2004 г. № 88-ФЗ. Адвокаты ПАНО знакомы с этой нормой, знают и о том, что одной из форм участия в обозначенной выше программе является регистрация личного кабинета на сайте Росфинмониторинга. Именно этот показатель учитывает комиссия ФАТФ. Следует заметить, что адвокаты ПАНО ответственно отнеслись к вопросу о поддержке интересов государства при проведении предстоящей проверки, чем и заслужили положительные отклики Росфинмониторинга. Вместе с тем, регулярные посещения уже открытого личного кабинета тоже влияют на те показатели, которые учитываются при проведении проверки, и в этой статье напоминаю об этом коллегам. И еще одно напоминание. Если кто-то из адвокатов примет решение о регистрации на сайте Росфинмониторинга, то для этого еще достаточно времени, кроме того, помощь при регистрации и заполнении документов адвокату может оказать информационно-методический отдел Палаты адвокатов Нижегородской области.

Росфинмониторинг информирует пользователей личного кабинета:

С 10 июля 2019 года для звонков в службу технической поддержки сайта Росфинмониторинга начала работать бесплатная телефонная линия по номеру: 8 (800) 300-61-61.Существующие номера службы технической поддержки сайта Росфинмониторинга: (495) 627-33-98, (495) 627-32-99 остаются и продолжают функционировать в прежнем режиме.

Поправки в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Текст закона от 11 июня 2021 года (изменения касаются адвокатских палат и адвокатов)Текст закона от 28 июня 2021 года (добавлен вид деятельности – организация (купля-продажа) юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, введено понятие протектора).

«Уполномоченным органом совместно с соответствующими контрольными (надзорными) органами, адвокатскими и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов на основании отдельных соглашений, заключенных между уполномоченным органом и указанными органами и организациями, определяются объем и порядок представления информации, необходимой для осуществления ими контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, через личные кабинеты соответствующих контрольных (надзорных) органов, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов».

«Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении адвокатов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном кодексом профессиональной этики адвоката. Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении нотариусов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации».

Национальные оценки рисков

Перечень участников в экстремистской деятельности

На сайте Росфинмониторинга размещен Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

Обязанности адвокатов в этой сфере вытекают из приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 г. N 59  (ред. от 03.09.2012) “Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Какая конкретная деятельность, по мнению Росфинмониторинга, подпадает под определение видов деятельности, перечисленных в ст.7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.07.2018), разъясняется, в частности, в Информационном письме ведомства № 54 от 19 июля 2018 г. “О применении отдельных норм Федерального закона №115-фз от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг”.

Правила внутреннего контроля в адвокатских образованиях

Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1188 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами» адвокаты обязаны привести свои правила внутреннего контроля в соответствие с требованиями, утверждаемыми постановлением.

Решением Совета ПАНО в адвокатские образования направлены Рекомендации о разработке адвокатами правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (доведенные до сведения письмом ФПА РФ № 588-12-17-АП от 26.12.2017).

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366 года установлены требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и обновлены требования к правилам внутреннего контроля.

Получить на электронную почту заявку, распечатать, подписать и отправить почтой по указанному адресу в Росфинмониторинг.

После  проверки данных, Росфинмониторинг вышлет на электронную почту пароль для входа в личный кабинет (его можно будет сменить на свой). В последующем требуется просматривать поступающую в кабинет информацию (не менее раз в месяц).

Недавно появилась возможность регистрации с подтверждением электронной подписью.

Правила передачи информации

Настоящее Решение Совета Адвокатской палаты Республики Дагестан принимается в целях исполнения положений Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии со ст. 7.1. ФЗ № 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

При наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 ст. 7.1. ФЗ № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

Адвокат и нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через соответственно адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом.

Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 2 ст. 7.1. ФЗ № 115-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пункте 2 ст. 7.1. ФЗ № 115-ФЗ.

Положения пункта 2 ст. 7.1. ФЗ № 115-ФЗ не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

Открытие адвокатами личных кабинетов осуществляется в соответствии с ратифицированными Россией международно-правовыми актами: Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма и Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Создание личного кабинета на сайте Росфинмониторинга и пользование им не нарушают принципы адвокатской профессии. Открывать личные кабинеты адвокаты должны в соответствии с Информационным сообщением Росфинмониторинга, принятым согласно Правилам, утвержденным Правительством РФ, которые, в свою очередь, основаны на нормах международных конвенций, ратифицированных в том числе и Россией. Аналогичное правовое регулирование существует практически во всех национальных адвокатурах государств с развитыми правовыми системами, участвующих в международных конвенциях о противодействии легализации добытого преступным путем и финансированию терроризма. С открытием личного кабинета на сайте Росфинмониторинга адвокат получает доступ к обширной информации, без обладания которой невозможно признать полноценно качественной оказываемую доверителю юридическую помощь. К такой информации относятся, например, данные о возможных контрагентах доверителя или о том, какие сведения о заключенных доверителем сделках и операциях уже имеются у Росфинмониторинга.

15 февраля 2017 г. Федеральная палата адвокатов РФ уведомляла региональные адвокатские палаты о необходимости подключения адвокатов к сайту Росфинмониторинга. В настоящее время в России личные кабинеты открыли лишь 400 адвокатов. Однако уже во втором полугодии 2017 г. адвокатам, на которых распространяется соответствующее требование, придется регистрироваться в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга, регулярно знакомиться с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, учитывать эти сведения при осуществлении адвокатской деятельности.

Приоритетом для адвоката должно быть сохранение профессиональной тайны. Руководствуясь федеральным законодательством и международно-правовыми документами, в частности рекомендациями ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), сообщать третьим лицам, в том числе Росфинмониторингу, какую-либо информацию, связанную с оказанием юридической помощи, адвокат может только с согласия доверителя. Если совершаемая сделка требует регистрации, то адвокат должен предупредить своего доверителя, что информация в любом случае поступит в Росфинмониторинг, если не от адвоката, то из Росреестра и налоговых органов.

Совет Адвокатской палаты Республики Дагестан, призывает адвокатов Адвокатской палаты Республики Дагестан исполнять требования Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и рекомендует регистрировать личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга соблюдая при этом фундаментальные принципы адвокатской профессии о сохранении адвокатской тайны.

С чего всё начиналось

Изменения внесли в ФЗ № 115, который содержит меры по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путём. Изначально проект принятого сегодня закона № 287876-7 вводил лишь запрет на снятие наличных с анонимных карт.

Но после второго чтения к документу поступили поправки нескольких депутатов, в том числе председателя комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова и сенатора Николая Журавлева. Они предложили дополнительно возложить на «организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом», функции «добровольных помощников финразведки»: адвокаты, нотариусы и бухгалтеры по аналогии с банками должны помогать блокировать счета клиентов из чёрных списков. Эту идею Госдума поддержала в третьем чтении 6 марта, уточнив, что перечисленные специалисты освобождаются от судебных тяжб со своими клиентами: блокировка активов доверителей не является основанием для гражданско-правовой ответственности.

Ст. 7.1 ФЗ № 115 обязывает адвокатов, нотариусов и бухгалтеров идентифицировать клиентов и следить за их операциями. При наличии любых подозрений по таким платежам о них нужно незамедлительно сообщить в Росфинмониторинг. Клиент об этом не уведомляется, а сам факт информирования ведомства не считается разглашением адвокатской тайны.

Еще в прошлом году Росфинмониторинг хотел прописать подобные обязанности для защитников в законе об адвокатуре и адвокатском Кодексе профессиональной этики. Служба планировала даже ввести дисциплинарное наказание для тех, кто не станет сообщать о подозрительных платежах своих доверителей. В итоге в феврале 2019 года ФПА и Росфинмониторинг договорились, что такая обязанность в адвокатском законодательстве не появится. Но парламентарии решили эту проблему иначе.

Блокировка счетов клиента – запрет на проведение операций с активами тех, кто включён в чёрные списки Росфинмониторинга. Эти люди и компании лишаются возможности получать и распоряжаться своими деньгами.

Чьи операции придётся блокировать

Депутаты не прописали, как адвокаты, нотариусы и бухгалтеры будут блокировать, но Росфинмониторинг выпустил свои рекомендации по выполнению нововведений.

Процесс Адвокатов не обяжут доносить на своих клиентов

В документе Росфинмониторинга говорится, что адвокаты и нотариусы будут инициировать блокировку счетов физических и юридических лиц, попавших в чёрные списки ведомства. Служба также уточняет, что адвокатам и бухгалтерам нельзя будет проводить финансовые операции со счетами доверителей, которые прямо или косвенно находятся под контролем физлица или компании, попавших в чёрный список. Как защитникам нужно определять такую аффилированность – в рекомендациях ведомства не указано.

«Меры по замораживанию средств, бездокументарных ценных бумаг или иного имущества применяются в зависимости от характера и этапа деловых отношений с клиентом», – говорится в документе Росфинмониторинга.

Партнёр

Профайл компании

Тимур Хутов говорит, что на сегодняшний день механизм по блокировке счетов или других активов со стороны адвокатов не установлен, кроме того, для его установления потребуется внести огромное количество изменений в законодательные и подзаконные акты. «Как минимум в закон о противодействии легализации, в закон об адвокатуре и адвокатской деятельности, КПЭА, а также, возможно, и в ГК РФ», – говорит Хутов. «На сегодняшний момент, учитывая отсутствие точного алгоритма действий, совершенно не ясно, как данные поправки могут быть реализованы на практике», – считает юрист практики разрешения споров Екатерина Катаева из МКА

Семейное и наследственное право

Трудовое и миграционное право (включая споры)

.

Росфинмониторинг регистрация адвокатов

Думаю, это нововведение показалось резонансным не только мне, но и другим коллегам-юристам, как минимум потому что подрывает доверительную основу между адвокатом и его клиентом.

Что еще ограничивают

Под запрет попадают операции с любым имуществом участников чёрных списков: нельзя перевозить и доставлять почтовые отправления, передавать по договору купли-продажи драгоценные металлы, камни, ювелирные изделия и недвижимость, сдавать в аренду или лизинг различное имущество и проводить другие операции. Также в документе Росфинмониторинга указано, что адвокаты и нотариусы сами должны изъять активы клиента, которые попадают под действие 115-го ФЗ.

В этом сюжетеРосфинмониторинг разработал новые правила работы с клиентами для адвокатов и нотариусов23 января, 14:20

Запрет не распространяется на социальные выплаты и деньги, необходимые для существования лица, которое попало в чёрный список: получение и расходование зарплаты в 10 000 руб. на человека в месяц, оплата штрафов, налогов, выполнение других ранее взятых на себя обязательств и т. д.

«Мы не имеем права сообщать о своих подозрениях клиенту, а с недавних пор ещё и обязаны блокировать счета и имущество клиента, в том числе то, которое было передано в счет оплаты юридических услуг», – рассказал партнёр

Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

Роман Янковский. Он также подчеркнул, что уже сейчас адвокаты должны отправлять через личный кабинет данные «подозрительных» клиентов в соответствии со ст. 7.1. ФЗ № 115, в том числе те, которые ранее охватывались адвокатской тайной. «Я солидарен с тысячами российских адвокатов в отношении последней активности Росфинмониторинга», – сказал Янковский.

Партнёр, адвокат

Профайл компании

Матвей Протасов говорит, что нововведение коснётся в первую очередь адвокатов, которые занимаются управлением имуществом своих клиентов и оказанием иных услуг, попадающих под действие закона. Им, как он говорит, придётся «вложиться» в подготовку необходимых документов для выполнения новых требований, так как на рыке консультационных услуг уже есть готовые решения (формы документов и методики по их внедрению) и специалисты, которые готовы помочь адвокатам соблюсти новый закон. «Уверен, найдутся и те, кто решит самостоятельно разобраться со своими новыми обязанностями или же кто просто проигнорирует их, пока «гром не грянет», – считает Протасов. По мнению Катаевой, эта поправка отнимет «хлеб» у узкопрофильных юристов и адвокатов, ведь такой казус связан со столкновением интересов.

Росфинмониторинг регистрация адвокатов

Я крайне удивлён такому предложению, и оно, на мой взгляд, подрывает принципы доверия между клиентом и адвокатом. Поэтому я пока даже не могу предполагать, как подобное исполнять.

Партнёр

место

Профайл компании

Андрей Гривцов

Росфинмониторинг разъясняет порядок подключения адвокатов к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга

Сообщается, что регистрация в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга может осуществляться как с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, так и без ее использования. В случае регистрации без использования электронной подписи адвокату необходимо заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, а также направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты с подписью адвоката и печатью (при наличии). К заявке на бумажном носителе прикладывается скан-копия документа, подтверждающего статус адвоката.

Для регистрации в личном кабинете с использованием электронной подписи адвоката необходимо с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе “Регистрация с использованием электронной подписи” официального сайта Росфинмониторинга, заполнить электронную заявку на регистрацию. Электронная заявка подписывается электронной подписью адвоката.

Регистрация в личном кабинете необходима адвокатам, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Дата публикации на сайте: 29.12.2016

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ АДВОКАТАМИ, НОТАРИУСАМИ,
ДОВЕРИТЕЛЬНЫМИ СОБСТВЕННИКАМИ (УПРАВЛЯЮЩИМИ) ИНОСТРАННОЙ
СТРУКТУРЫ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ ЛИЧНОГО ФОНДА, ИМЕЮЩЕГО СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА
(КРОМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАСЛЕДСТВЕННОГО ФОНДА), ЛИЦАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ИЛИ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ, АУДИТОРСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ АУДИТОРАМИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.02.2022 N 91,

от 01.04.2022 N 549, от 06.10.2022 N 1773)

1. Настоящие Правила регулируют порядок передачи в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда) (далее – исполнительный орган международного личного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами информации, предусмотренной Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.02.2022 N 91, от 01.04.2022 N 549, от 06.10.2022 N 1773)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Адвокаты, нотариусы, доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы международного личного фонда и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию:

а) о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, при наличии у них любых оснований полагать, что такие сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

б) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу:

включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона;

включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

3. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.

4. Информация, указанная в подпункте “а” пункта 2 и пункте 3 настоящих Правил, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей сделки или финансовой операции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

Информация, указанная в подпункте “б” пункта 2 настоящих Правил, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

5. Информация, указанная в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в электронной форме (далее – электронное сообщение) представляется путем использования личного кабинета.

Используемое в настоящих Правилах понятие “личный кабинет” применяется в значении, используемом в Федеральном законе.

Электронное сообщение может также представляться посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 “Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме”.

6. В электронное сообщение об информации, указанной в подпункте “а” пункта 2 и пункте 3 настоящих Правил, включаются:

а) сведения, необходимые для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца;

б) вид операции (сделки) и основания ее совершения;

в) дата совершения операции (сделки) и сумма, на которую она совершена;

г) обстоятельства, послужившие основанием полагать, что операция (сделка) клиента осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

6(1). В электронное сообщение об информации, указанной в подпункте “б” пункта 2 настоящего Положения, включаются:

а) сведения, необходимые для идентификации лица, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

б) основание применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и дата применения таких мер;

в) сумма замороженных (заблокированных) денежных средств и (или) стоимость замороженного (заблокированного) имущества;

г) иные сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (при наличии).

(п. 6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

7. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

8. При невозможности направления электронного сообщения через личный кабинет до устранения причин, препятствующих такому направлению, в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляется оптический или цифровой носитель информации, содержащий электронное сообщение.

К оптическому или цифровому носителю информации прилагается сопроводительное письмо на бумажном носителе, которое подписывается адвокатом, нотариусом, доверительным собственником (управляющим) иностранной структуры без образования юридического лица, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа международного личного фонда, руководителем организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, индивидуальным предпринимателем (лицом), осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, руководителем аудиторской организации или индивидуальным аудитором собственноручной подписью или иным лицом, уполномоченным действовать от имени указанных лиц.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.02.2022 N 91, от 01.04.2022 N 549)

Сопроводительное письмо на бумажном носителе вместе с оптическим или цифровым носителем информации представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу непосредственно или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

9. Особенности представления информации, передаваемой в соответствии с абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

10. При передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации адвокаты, нотариусы, доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы международного личного фонда, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Адвокаты, нотариусы, доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы международного личного фонда, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил.