Росфинмониторинг сумма операции

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 6

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) операции по банковским счетам (вкладам):

абзац утратил силу с 1 июня 2018 года. – Федеральный закон от 23.04.2018 N 106-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации (инкорпорации), либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) иные операции с движимым имуществом:

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2024 в абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 6 вносятся изменения (ФЗ от 29.12.2022 N 607-ФЗ).

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2007 N 197-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии по видам страхования, указанным в подпунктах 13 пункта 1 статьи 32.9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации”;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2024 в абз. 6 пп. 4 п. 1 ст. 6 вносятся изменения (ФЗ от 29.12.2022 N 607-ФЗ).

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

5) операции с цифровыми финансовыми активами.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

1.1. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 миллионам рублей, или превышает ее.

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2020 N 208-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.

Не подлежат обязательному контролю в соответствии с абзацем первым настоящего пункта операции, связанные с уплатой налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, уплатой комиссионного вознаграждения, взимаемого при совершении операций (сделок) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также с начислением процентов по вкладам (депозитам) и иным финансовым инструментам.

(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 279-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.2 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ “Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кредитные организации и некредитные финансовые организации, указанные в статье 5 настоящего Федерального закона, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг обществами, федеральными унитарными предприятиями, государственными корпорациями, государственными компаниями и публично-правовыми компаниями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 484-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный орган вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от обществ, федеральных унитарных предприятий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и публично-правовых компаний информацию о совершаемых указанными обществами, федеральными унитарными предприятиями и публично-правовыми компаниями операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, об их характере и целях.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 213-ФЗ)

До 31.05.2023 включительно не применяются меры за нарушение порядка и (или) сроков представления сведений и информации об операциях, предусмотренных п. 1.3-1 ст. 6 (Информационное письмо Банка России от 21.09.2021 N ИН-014-12/72 (с изм. от 26.12.2022)).

1.3-1. Получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если эти денежные средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом.

Указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(п. 1.3-1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 230-ФЗ)

1.4. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 10 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает ее.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кредитные организации, уполномоченные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” на осуществление банковского сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и всех заключенных в целях его исполнения контрактов, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии отдельных счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и изменении их реквизитов в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(п. 1.4 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ)

1.5. Операция по получению физическим лицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты подлежит обязательному контролю, если указанная платежная карта эмитирована иностранным банком, зарегистрированным на территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, входящих в перечень, утвержденный уполномоченным органом.

Указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(п. 1.5 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 565-ФЗ)

1.6. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее.

(п. 1.6 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.7. Операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

(п. 1.7 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

1.8. Операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

(п. 1.8 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

1.9. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае ее определения уполномоченным органом или уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации при условии, что сведения о такой операции будут подлежать представлению в уполномоченный орган кредитными организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторами инвестиционных платформ, страховыми организациями (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), иностранными страховыми организациями, страховыми брокерами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитными потребительскими кооперативами, в том числе сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, микрофинансовыми организациями, обществами взаимного страхования, негосударственными пенсионными фондами, ломбардами, операторами финансовых платформ, операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторами обмена цифровых финансовых активов.

При определении операции в качестве подлежащей обязательному контролю уполномоченный орган устанавливает вид данной операции, сумму ее совершения, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляющие сведения о данной операции, а также период времени, в течение которого сведения о подлежащей обязательному контролю операции подлежат направлению в уполномоченный орган и который не может превышать два года.

(п. 1.9 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

2. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организации или физического лица.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

1) вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;

2) вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

3) решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;

4) процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу с 1 декабря 2022 года. – Федеральный закон от 28.06.2022 N 219-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

2.2. Основаниями для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

1) отмена вступившего в законную силу решения суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму и прекращение производства по делу;

2) отмена вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, и прекращение производства по уголовному делу в отношении данного лица по основаниям, дающим право на реабилитацию;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) отмена вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо изменение указанного постановления, предусматривающее исключение административной ответственности за данное административное правонарушение;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

3) отмена решения Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с привлечением к ответственности за экстремистскую деятельность;

4) прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) утратил силу с 1 декабря 2022 года. – Федеральный закон от 28.06.2022 N 219-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отмена признаваемых в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоров или решений судов и решений иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность;

7) наличие документально подтвержденных данных о смерти лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

8) наличие документально подтвержденных данных о погашении или снятии судимости с лица, осужденного за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) наличие документально подтвержденных данных об истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

(пп. 9 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

2.3. Организации и физические лица, ошибочно включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо подлежащие исключению из указанного перечня в соответствии с пунктом 2.2 настоящей статьи, но не исключенные из указанного перечня, обращаются в уполномоченный орган с письменным мотивированным заявлением об их исключении из указанного перечня. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения заявления, рассматривает его и принимает одно из следующих мотивированных решений:

об исключении организации или физического лица из указанного перечня;

об отказе в удовлетворении заявления.

Уполномоченный орган информирует заявителя о принятом решении. Решение уполномоченного органа может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. Уполномоченный орган незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня принятия решения об исключении организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, размещает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информацию об этом на своем официальном сайте в сети Интернет в целях отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Информация об исключении организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2.3 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

2.4. Физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом настоящего пункта;

3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

(п. 2.4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 403-ФЗ)

2.5. Утратил силу с 1 декабря 2022 года. – Федеральный закон от 28.06.2022 N 219-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.

4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом следующих особенностей:

1) кредитные организации – в отношении операций, указанных в подпунктах 13 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.1, 1.2, абзацах первом и втором пункта 1.3, пунктах 1.3-1, 1.4, 1.5, 1.6, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2021 N 230-ФЗ, от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг – в отношении операций, указанных в абзаце четвертом подпункта 1, подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пункте 1.2, абзаце втором пункта 1.3, пунктах 1.9 и 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) операторы инвестиционных платформ – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), иностранные страховые организации и страховые брокеры – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце третьем подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 343-ФЗ, от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лизинговые компании – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах четвертом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) организации федеральной почтовой связи – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.7, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) ломбарды – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах втором, шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2024 пп. 8 п. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.12.2022 N 607-ФЗ).

8) организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) организаторы азартных игр – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах седьмом, восьмом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.9 и 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) операторы лотерей – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце девятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.9 и 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.1, 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(пп. 11.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

12) операторы по приему платежей – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) микрофинансовые организации – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) общества взаимного страхования – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) негосударственные пенсионные фонды – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.8, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) операторы финансовых платформ – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.9 и 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(пп. 19 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, – в отношении операций, указанных в подпунктах 2 и 5 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(пп. 20 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21) операторы обмена цифровых финансовых активов – в отношении операций, указанных в подпунктах 2 и 5 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона.

(пп. 21 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

В июле 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который повысил сумму сделок, подлежащих обязательному контролю с 600 000  до 1 000 000 рублей. Для сделок с недвижимостью сумма, при которой сделка подпадает под контроль, увеличена до 5 000 000 рублей (ранее 3 млн. руб).

По закону №115-ФЗ о противодействие коррупции банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов, блокировать счета, с которых оплачиваются сомнительные сделки и передавать данные в Росфинмониторинг.

Новые пороговые значения по сделкам, которые контролирует Росфинмониторинг

С 14 июля 2022 года на основании Федерального закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который внес изменения в Закон №115-ФЗ, под контроль Росфинмониторинга подпадают:

  • Операций с денежными средствами на сумму более 1 000 000 рублей (ранее – 600 000 рублей).
  • Сделки с недвижимостью на сумму от 5 000 000 рублей (ранее – 3 миллиона рублей.)

Какие сделки контролирует Росфинмониторинг

Под контроль Росфинмониторинга попадают только крупные и нестандартные сделки. Крупная сделка – это сделка, сумма которой более 1 000 000 рублей.

Операции с наличными деньгами

Операции с наличностью Росфинмониторинг будет проверять, если они не соответствуют типу хозяйственной деятельности компании, проводятся слишком часто и в больших суммах, например:

  • Покупка или продажа наличной иностранной валюты в крупных суммах.
  • Покупка ценных бумаг за наличные.
  • Получение денег по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом.

Операции по банковским счетам

Расчетный счет компании контролируется банком. В Росфинмониторинг для проверки банк должен сообщить, если:

  • Открыт вклад на крупную сумму в пользу третьего лица и деньги на него внесены наличными.
  • Клиент переводит деньги на анонимные иностранные счета.
  • Прошло зачисление и списание денег на крупную сумму со счета компании, которая зарегистрирована менее 3 месяцев назад или эта единственная сделка с момента открытия счета операций по нему не было.

Сделки с имуществом

Росфинмониторинг проверят только сделки на крупные суммы. Среди них такие:

  • Выдача беспроцентных займов работникам компании или получение такого займа.
  • Выплата работнику страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.
  • Выплата выигрышей от участия в играх, конкурсах, лотереях и т.п.
  • Купля-продажа недвижимости, если сумма сделки равна или превышает 5 миллионов рублей.

Подозрительные, сомнительные и транзитные операции

Операция считается подозрительной или сомнительной, если она носит необычный характер, не соответствующий типу хозяйственной деятельности компании и не имеет экономического смысла.

Самые проверяемые сделки

Перечень самых проверяемых сделок сформировался еще в 2021 году. Это такие:

  • Регулярное снятие со счетов компании крупных сумм наличных или снимается более 80% от оборота по счету.
  • Регулярное зачисление крупных сумм от третьих лиц на счета физлиц с последующим снятием наличных или переводом на другие счета в течение нескольких дней, при этом, что налоговая нагрузка фирмы минимальна: около 0,9 процента от дебетового оборота по счету.
  • Компания переводит деньги иностранцам за консультационные, маркетинговые, компьютерные, рекламные услуги, по договорам перестрахования, причем, расчеты осуществляются без одновременной уплаты НДС.
  • В течение небольшого периода на имя компании открывается нескольких срочных депозитных счетов с внесением на них сумм менее 1 000 000 рублей, но сумма всех размещенных денег превышает средний остаток по счету, с которого вносились деньги, с последующим переводом денег по истечении срока депозитов в другой банк.
  • В платежном поручении указано сомнительное назначение платежа, не связанное в типом хозяйственной деятельности компании.
  • Компания не перечисляет работникам зарплату со своего расчетного счета или выплачивает только МРОТ.
  • На расчетных счетах компании накапливаются суммы, поступающие от юрлиц, затем они переводятся на счета Почты России для выдачи наличными.
  • На счет компании, по которому не было никаких движений более трех месяцев либо они были незначительными, поступила крупная сумма.
  • На счет компании, которая не ведет деятельность, поступили деньги в счет возмещения НДС или сумма возмещенного НДС существенно больше НДС, уплаченного клиентом со счетов, открытых в банке.
  • Компания имеет немалые обороты и вообще не платит налоги со счета в банке.

Росфинмониторинг сумма операции

Выбор читателей

Росфинмониторинг сумма операции

Росфинмониторинг сумма операции

  1. Новости и аналитика
  2. Новости
  3. Повышен стоимостный порог операций, подлежащих обязательному…

Повышен стоимостный порог операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с антиотмывочным законом

19 июля 2022

Сумма, по достижении которой операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в соответствии с Законом о ПОД/ФТ, увеличена с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. (соответствующей суммы в иностранной валюте). Для операций с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемых по сделкам с недвижимым имуществом, соответствующий показатель увеличился с 3 млн  руб. до 5 млн руб. (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 331-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“)

Кроме того, установлено, что обязательному контролю подлежат в числе прочих операции, определенные Росфинмониторингом (в том числе по согласованию с Банком России). Сведения о таких операциях будут представляться субъектами Закона о ПОД/ФТ в Росфинмониторинг в течение определенного им срока, который не может превышать двух лет.

Уточнен перечень подлежащих обязательному контролю операций, сведения о которых представляются в Росфинмониторинг организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Узнайте об операциях, которые попадают под особый контроль, и получите рекомендации, как избежать блокировки.

Узнайте об операциях, которые попадают под особый контроль, и получите рекомендации, как избежать блокировки.

С 1 июля 2022 года изменились денежные лимиты для операций, которые подлежат особому контролю (п. 1 ст. 2 №331-ФЗ от 14.07.2022):

  • для операций с наличными, связанных с исполнением договора лизинга;
  • для сделок с недвижимостью.

Все операции сверх лимита подпадают под особый контроль. Банки обязаны сообщить о них в Росфинмониторинг.

Главбух Ассистент поможет построить бесперебойную работу бухгалтерии с учетом последних изменений в законе. Аттестованные бухгалтеры и юристы подготовят все необходимые документы и сами отправят их в инспекции, напомнят о выплатах, а также подскажут, как законно сэкономить на налогах. Подробнее, как работает аутсорсинг, — в двухминутном видео.

тарифы

Посмотреть тарифы >>>

Кроме того, кредитные организации изучают:

  • операции, которые подпадают под обязательный контроль;
  • транзакции, которые привлекают внимание: необычные, сомнительные, подозрительные (Банки ориентируются на критерии Положения ЦБ №375-П, методических рекомендаций, письма и другие документы Центробанка РФ).

Это не значит, что вам немедленно заблокируют счет, вас вызовут на допрос или потребуют документы. Банки проанализируют в первую очередь содержание таких сомнительных сделок. При этом в расчет берут не суммы, а характер подозрительной операции.

Разберем подробнее операции, на которые скорее всего обратят внимание.

Снятие наличных

Банк посчитает подозрительной операцию по снятию крупной суммы наличных (письмо ЦБ от 26.12.2005 № 161-Т). 

У ИП и организаций могут потребовать документального подтверждения трат на зарплату, хозяйственные закупки, командировки. 

Рекомендации. Будьте готовы дать письменные пояснения:

  • на покупку хозрасходов — опишите, почему нельзя перевести операцию электронно; например, закупаете материалы у физических лиц;
  • снятие на зарплату можно объяснить отказом получать деньги на карту;
  • командировочные расходы — авансовым отчетом или, если документ еще не готов, предельным сроком его предоставления.
Росфинмониторинг сумма операции

Операции с займами

Если вы получили деньги взаймы от другой организации или сами ссудили сумму, будьте готовы объяснить обстоятельства в банк (подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ). 

Особое внимание — тем, кто:

  • вносит платежи по договору займа не с того счета, на который заем поступил;
  • платит проценты выше рыночных — это сигнал вывода денег из компании.

Рекомендации. Если вы получили деньги наличными или на счет в другом банке, предъявите выписку со счета или договор займа, где отражено внесение наличных. 

Если вы после получения суммы сразу же перевели деньги контрагенту, предъявите договор поставки или услуг.

Росфинмониторинг сумма операции

А вы знали, что, если контрагент не платит налоги, ответственным могут сделать вас? Чтобы обезопасить бизнес, передайте бухгалтерию на аутсорсинг Главбух Ассистент. Эксперты предоставят юридическую защиту сделок, а также подготовят подробный отчет о благонадежности контрагентов. Услуги бухгалтеров, юристов и кадровика входят в каждый тариф. Попробуйте аутсорсинг и получите месяц обслуживания бесплатно.

Пополнение счета на крупную сумму наличными

Неизвестно откуда взявшиеся деньги вызовут вопросы банка (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ). 

Особенно — если не было выручки, а компания решит тут же перевести деньги другому юрлицу. Предпринимателя заподозрят в использовании счета как транзитного (п. 14 приложения к Положению Центробанка от 02.03.2012 №375-П).

Рекомендации. Предоставьте в банк подтверждающие документы, откуда такие суммы и почему появились на счете. Например, договор займа, соглашение о помощи и т.д. В пояснении укажите реквизиты документов.

Операции с недвижимостью

Банк обязан проверить и все сделки купли-продажи недвижимости. Это может быть попытка отмыть деньги (п. 26 приложения к Положению №375-П, письмо Центробанка от 08.09.2020 №12-4-4/3838), особенно если между покупателем и продавцом обнаружится связь.

Рекомендации. В пояснении укажите цели использования приобретенного помещения: под офис, под склад и т.д. Предъявите попутные документы: акт осмотра, акт приема-передачи, предварительное соглашение (если оно было).

Другие подозрительные транзакции, на которые обратит внимание банк

  • Регулярные платежи от физических лиц, никак не связанных с компанией (не сотрудники, не участники Общества).
  • Регулярные платежи в пользу неизвестных физлиц, если это не оплата услуг ИП или самозанятого, не алименты и не дивиденды.
  • Использование счета как транзитного. Остатки по счету значительно ниже оборотов.
  • Транзакции в пользу компаний, окрашенных Центробанком в красный и желтый цвета. Такие операции могут заблокировать.
  • Переводы самим себе со счета на счет.
  • Отсутствие переводов, связанных с деятельностью компании: зарплата, аренда, налоги, услуги связи, коммунальные платежи.

Экспресс-аудит бухгалтерии поможет оценить риск блокировки счета, налоговые риски и избежать штрафов. Эксперты Главбух Ассистент быстро проверят вашу компанию на наличие опасных операций по критериям банков и налоговой и найдут все проблемные места в учете и отчетности, а также подскажут, как исправить ошибки. Даже если вы не клиент аутсорсинга, вы можете получить экспресс-аудит бесплатно. Осталось всего три места — успейте оставить заявку прямо сейчас.

27 июля 2022

Редактор: Павел Карпов

Теперь Росфинмониторинг будет держать в поле зрения операции на сумму от 1 млн рублей


Поделитесь статьей

Поделитесь статьей

Теперь Росфинмониторинг будет держать в поле зрения операции на сумму от 1 млн рублей


Поделитесь статьей

О чем речь. Банки сообщают в Росфинмониторинг о некоторых крупных операциях по счетам ИП и компаний. Контролю подлежат, например, такие операции:

  • снятие наличных со счета бизнеса или внесение денег на него — даже если деньги пойдут на выплату зарплат;

  • приобретение физлицами ценных бумаг за наличные;

  • покупка и продажа драгметаллов.

Банки сообщают обо всех таких сделках — неважно, является ли операция обычной для бизнеса.

Еще в Росфинмониторинг нужно отчитываться о крупных сделках с недвижимостью. Это касается любых сделок с ней — и с физическими, и с юридическими лицами. В разных версиях антиотмывочного закона отчитываться должны разные участники сделок.

Во всех случаях отчитаться нужно в течение трех дней с момента совершения операции.

Как было раньше. Банки сообщали об операциях на сумму более 600 000 ₽. Если, например, снять 550 000 ₽ наличными со счета, банк не уведомлял Росфинмониторинг.

Сообщать нужно было о сделках с недвижимостью дороже 3 000 000 ₽. Делать это должны, помимо прочих, адвокаты или нотариусы. Раньше отчитывались и риелторы, их освободили от обязанности информировать Росфинмониторинг.

Что изменилось. Минимальный размер операции, о которой банкам нужно сообщать в Росфинмониторинг, вырос до 1 000 000 ₽. Норма действует с 14 июля 2022 года. Сумму подняли впервые с 2001 года.

Порог стоимости недвижимости, о сделке с которой нужно отчитываться, вырос до 5 000 000 ₽. Риелторы снова должны отчитываться наравне с адвокатами, нотариусами и другими специалистами, сопровождающими сделки с недвижимостью.

Что это значит для бизнеса. Росфинмониторинг не может проверить все сделки, о которых ему отчитываются, — их слишком много. Ведомство изучит лишь некоторые из них. Если проверяющим какая-то сделка покажется подозрительной, Росфинмониторинг может потребовать у сторон объяснить, что произошло, и запросить дополнительные документы. С повышенным порогом сделок у бизнеса будет меньше поводов заинтересовать Росфинмониторинг.

Больше по теме

Все события бизнеса у вас в почте

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей

Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

10 января 2021 года вступили в силу новые правила контроля за денежными переводами и сделками. Эти изменения коснулись всем известного федерального закона  — того самого, блокируют счета в банках и передают данные о сделках в Росфинмониторинг.

В интернете ходят слухи, что теперь контроль за обычными переводами будет строже, а если человек снимет со счета от 600 000  — данные попадут в Росфинмониторинг и ФНС спросит об источнике дохода. А за переводы с карты на карту чуть ли не штрафовать собираются. Еще усиливается контроль за почтовыми переводами и сделками с недвижимостью.

Вот что писали СМИ об этом законе:

  • «Власти будут отслеживать все операции свыше 600 тысяч рублей»;
  • «Власти установили тотальный контроль за операциями с наличными»;
  • «Теперь информация абсолютно обо всех операциях с наличными на сумму от 600 тысяч рублей подлежит передаче в Росфинмониторинг».

Что из этого правда — разбираемся на основании закона, а не статей в интернете.

Оборот наличных

Как было раньше. Есть операции, которые подлежат обязательному контролю. То есть информация о них передается в Росфинмониторинг. В числе таких операций покупка валюты, приобретение ценных бумаг за наличные, внесение наличных в уставный капитал. Полный список — в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.

Эти операции привлекают внимание, только если сумма не меньше 600 000 . Лимит установлен не в 2021 году, он был таким же и в 2003.

Если фирма снимала наличные со счета, такая операция тоже могла попасть под контроль.

Что изменилось. Контролю подлежат операции по снятию или зачислению наличных на счет организации или ИП. Раньше такое условие тоже было, но с оговоркой: если операция не связана с обычной деятельностью. Например, на счет лесопилки поступают наличные за консультационные услуги. Или химчистка снимает деньги на покупку бензовоза. С 10 января оговорка отменена — теперь любые операции с наличными по счету юрлица на сумму от 600 000  подлежат контролю. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Контролировать операции юрлиц банк должен только в том случае, если деньги снимают или вносят непосредственно в этой кредитной организации. То есть операция должна проходить по счету, открытому в этом банке. Если деньги на счет фирмы зачислены через банкомат или кассу другого банка, контролю они не подлежат.

Но физлиц и самозанятых все это не касается. В законе нет и не было такой нормы, чтобы любое снятие наличных с карты на сумму больше лимита попадало в Росфинмониторинг. Там еще с 2019 года есть условие о контроле за операциями по снятию наличных в банкоматах — но только с карт, выпущенных иностранными банками. Причем не во всех государствах, а только в тех, что есть в специальном перечне.

Это не значит, что банк не может запросить пояснения по другим операциям. Но такой запрос будет инициативой финмониторинга банка, а не федерального ведомства.

Операции с недвижимостью

Как было раньше. Сделки с недвижимостью контролировались и до поправок. Это касалось сумм от 3 000 000  или эквивалента в валюте. Но до 10 января в Росфинмониторинг нужно было сообщать только о тех сделках, что касались перехода права собственности.

Что изменилось. С 10 января все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 000 000  подлежат обязательному контролю — как при наличном, так и при безналичном расчете. Хорошая новость в том, что информацию о таких операциях больше не должны предоставлять посредники — ИП и фирмы, которые работают в риелторском бизнесе. Все обязанности по контролю с них не сняли, но информировать о сделках больше не нужно.

Операции по зачислению денег на счет эскроу под контроль не попадают. При возврате денег с такого счета — тоже. А вот если деньги переводятся бенефициару — это уже интересно Росфинмониторингу.

Почтовые переводы

Под контроль попали почтовые переводы на сумму от 100 000 . Это касается любых переводов — даже если речь об алиментах. Передавать сведения в Росфинмониторинг будет почта.

Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ. Раньше почтовые переводы обязательному контролю не подлежали.

Баланс мобильного телефона

Это еще один новый вид операций под обязательным контролем. С 10 января возврат неиспользованного аванса за услуги связи привлечет внимание Росфинмониторинга, если сумма составит 100 000  и более. Сведения о выводе денег таким способом передают операторы связи.

Покупка ювелирных изделий

Покупка кольца или цепочки в ювелирном магазине тоже может попасть под обязательный контроль, если стоимость изделия больше 600 000 . Но кроме контроля есть еще требование об идентификации клиента — то есть проверке его паспорта и фиксации данных о покупке.

При расчете наличными паспорт попросят при покупке от 40 000 . Если рассчитываться картой, лимит больше: раньше он составлял 100 000 , сейчас — 200 000 . Это изменение вступило в силу еще летом 2020 года.