Росфинмониторинг теневая экономика статистика

Росфинмониторинг рассказал о новой схеме обналичивания

федеральная служба по финансовому мониторингу (росфинмониторинг)

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

экономика, федеральная служба по финансовому мониторингу (росфинмониторинг)

В России появилась новая схема обналичивания денег: фиктивные фирмы перечисляют налоговые или таможенные платежи вместо реальных компаний в обмен на их наличную выручку. Об этом говорится в бюллетене Росфинмониторинга, с которым ознакомились «Известия». Информацию подтвердили в службе и в крупнейших российских банках. Чаще всего в таких схемах замешаны участники автомобильного, строительного и продуктового секторов, где сохраняется большой оборот «живых денег», пояснили опрошенные «Известиями» юристы.

По данным Росфинмониторинга, объем теневой экономики в стране в 2018 году составил 20,7 триллионов рублей, что равняется 20% ВВП. Эта цифра превышает расходы федерального бюджета РФ на 2019 год (18 триллионов рублей) и треть всех доходов российских граждан за прошедший год (57,5 триллионов).

Росфинмониторинг теневая экономика статистика

Такие данные «всплыли» во время анализа финансовой разведки РФ уровня соответствия страны рекомендациям FATF. В целом прослеживается определенное снижение объема теневой экономики в России. Так, в 2017 году этот показатель составлял 20,5% ВВП, или 18,9 триллионов рублей, в 2016 – 28,3% ВВП (24,3 триллиона рублей), а в 2015 году – 28,1% (23,4 триллиона рублей).

Росфинмониторинг рассказал о схеме обналичивания через фиктивные зарплаты

экономика, федеральная служба по финансовому мониторингу (росфинмониторинг), дмитрий скобелкин, россия

05:36 07.03.2023
(обновлено: 11:17 07.03.2023)

Росфинмониторинг в 2022 году закрыл восемь теневых финансовых площадок

федеральная служба по финансовому мониторингу (росфинмониторинг), экономика

В рамках борьбы с обналом, специалисты Росфинмониторинга выделили еще несколько признаков, которые будут доказывать противоправные действия со стороны компаний и организаций. Все актуальные схемы обналичивания денег оказались в фокусе внимания проверяющих.

Если внимательно просмотреть новые инструкции, то становится очевидно, что под подозрение попадут многие добросовестные предприниматели. Им придется оправдывать свои действия, передавать на проверку документы и терпеть временную блокировку счетов.

Росфинмониторинг теневая экономика статистика

Проанализировав документы Росфинмониторинга, подробно рассказываем, какие схемы обнала будут искать в первую очередь. Предпринимателям придется приготовиться к жесткому контролю.

02:17 29.12.2020
(обновлено: 13:15 29.12.2020)

Названы денежные операции, которые попадут под контроль в 2021 году

экономика, федеральная служба по финансовому мониторингу (росфинмониторинг), россия

“Таким образом власти страны сократят возможности для налоговых уклонистов обходить существующие нормы, уменьшить долю теневой экономики и повысить собираемость налогов, что актуально в условиях возросших госрасходов в ответ на удар пандемии COVID-19 на экономику”, – объясняет эксперт.

По его словам, поправки не окажут негативного влияния на добросовестных экономических агентов. Хуже станет лишь тем, кто ведет двойную бухгалтерию.

К новшествам относится установление контроля над почтовым переводом денежных средств на сумму от 100 тысяч рублей, а также возвратом неистраченных авансов за сотовую связь от той же суммы. Внимание контролирующих инстанций привлекут ставки в азартных играх, а также операции с наличностью свыше 600 тысяч рублей, отмечает Дорофеев.

Начиная с 10 января, банки и другие организации, осуществляющие денежные переводы, должны будут передавать сведения о них, если превышены указанные в “антиотмывочном” законе лимиты. Конечно, автоматической проверки не последует, однако случаи, где велика вероятность нарушений, окажутся под пристальным вниманием Росфинмониторинга, заключил он.

Росфинмониторинг теневая экономика статистика

Росфинмониторинг хочет следить за криптовалютой

Теневой сектор экономики России сокращается в течение нескольких последних лет. К 2022 году Правительство РФ прогнозирует снижение объема теневой экономики до 10 трлн. рублей, что соответствует примерно 9% от прогнозного значения ВВП за 2022 г. Для сравнения, суммарная выручка трех крупнейших предприятий России за 2020 г. составляет 10,7 трлн руб. – ПАО Газпром (4,1 трлн руб.), ПАО НК Роснефть (4,8 трлн руб.), ОАО РЖД (1,8 трлн руб.).

Есть ли шансы у российской экономики выйти из тени?

Теневой сектор присутствует в экономике любой страны. Уклонение от налогов, криминальные доходы, приуменьшение размеров бизнеса имеют место в том числе в финансово благополучных государствах. Решающее значение имеет масштаб теневой экономики. Чем больше ее доля в ВВП и занятых в ней граждан, тем меньше поступлений в бюджет, слабее экономика, выше риски экономической безопасности.

А какой масштаб?

Несмотря на тенденцию к сокращению, объем скрытой экономики в России достаточно большой. По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмониторинг), теневой сектор оценивается примерно в 18,4 трлн руб., что составляет 16,9% от ВВП России. (Рисунок 1). Объем теневой деятельности в РФ практически сопоставим с доходами Федерального бюджета. В частности, за 2020 г. доходы составили около 20,3 трлн руб.

В 2015-2017 гг. рост серой экономики прекратился, и ее доля в общем объеме ВВП стала снижаться. Российский бизнес адаптировался к условиям санкций, наладилось собственное производство в рамках политики импортозамещения. Однако в 2018 г. очередной виток кризиса доставил ощутимый дискомфорт для ряда ведущих отраслей страны, спровоцировал отток иностранных активов из России и рост доли теневой экономики.

Росфинмониторинг теневая экономика статистика

Перспективы выйти из тени

Меры, предпринимаемые Правительством для деофшоризации, борьбы с нелегальными доходами, контроля за денежными транзакциями, дают положительный результат. По данным Центрального банка объем сомнительных операций в банковском секторе в 2020 г. сократился на 26%, что несомненно повлияет на «осветление» экономики.

По оценке экспертов Credinform, доля теневой экономики уменьшится за счет роста ВВП России, но ее объем останется достаточно высоким: в 2021 г. он может вернутся к значению 2019 г. достигнув 18,4 трлн руб. (Рисунок 1).

Вынужденное ограничение деловой активности в 2020-2021 гг. негативно сказалось на ряде отраслей России. Рост дополнительных расходов на сотрудника в период ограничений побудил многих предпринимателей уходить в тень и вести неконтролируемую экономическую деятельность.

Сокращение теневого сектора зависит от грамотного решения проблем российских предпринимателей, не только ужесточения мер в отношении недобросовестных компаний и фирм-однодневок, но и стимулирования развития бизнеса, в том числе путем справедливого сокращения налоговой нагрузки.

Росфинмониторинг рассказал о схеме обналичивания через фиктивные зарплаты

В четверг зампредседателя Банка России Дмитрий Скобелкин на встрече с ЦБ, организованной Ассоциацией банков России, сообщил, что объем незаконного обналичивания денег через российские банки сократился в 2020 году на 29,1% – до 78 миллиардов рублей.

Росфинмониторинг теневая экономика статистика

В России вступили в силу новые правила контроля за операциями с наличными

В свою очередь Бобрышева рассказала, что организаторы незаконного обналичивания денег постоянно ищут пути обхода мер, которые препятствуют их преступной деятельности.

“Еще одним из примеров обхода комплаенс-процедуры являются так называемые зарплатные проекты, реализуемые через кредитные организации, в которых юридические лица не имеют банковских счетов”, – рассказала она.

“В этих случаях банки также не могут на ранней стадии оценить реальную операционную активность таких клиентов, и схемы применяются для банального обналичивания через фиктивные выплаты заработной платы несуществующим сотрудникам”, – указала Бобрышева.

Росфинмониторинг теневая экономика статистика

Центробанк разработал новые правила оценки риска обналичивания денег

Схема с исполнительными листами

Описание схемы обнала. Организатор схемы — однодневка или офшорная компания — подает в суд, чтобы получить исполнительный лист на возврат фиктивного долга. Полученный документ предъявляют в банк или судебным приставам, которые удерживают или взыскивают деньги в пользу заявителя.

Как будут выявлять такую схему? Данный способ ухода от налогов известен налоговикам давно и сегодня любые выплаты по исполнительным листам сразу попадают в перечень «подозрительных операций».

По указанию Центрального Банка России все банки применяют к получателю денег нормы Закона №115‑ФЗ. Конечно, финансовые учреждения не имеют полномочий блокировать деньги получателя, но сроки обналичивания заметно растягиваются, что заметно нивелирует пользу от подобных действий.

Наличные нужды

В 2020 году у схемы обналичивания денег через продажу розничными компаниями неинкассированной выручки появилась новая модификация, направленная на уход от процедур контроля банков. Она предполагает начисление фиктивными фирмами налоговых или таможенных платежей за реальные компании в обмен на наличные деньги. Об этом говорится в информационном бюллетене Росфинмониторинга, с которым ознакомились «Известия».

В целом различные модификации «теневой инкассации» стали наиболее популярными схемами продажи наличных в 2020 году, отмечается в документе службы. В бюллетене говорится, что чаще всего в них замешаны реально действующие предприятия с большим оборотом «живых» денег: крупные федеральные и региональные торговые сети, автосалоны, оптово-розничные рынки. Денежные средства от заказчиков наличных перечисляются на счета компаний или связанных с ними лиц через большое число посредников, обладающих признаками фиктивности, подчеркивается в документе.

Схема перечисления фиктивными компаниями налоговых и таможенных платежей вместо организаций торговли и общественного питания в качестве компенсации за переданные наличные выявлена Росфинмониторингом совместно с членами «Совета комплаенс» в 2020-м, подтвердили «Известиям» в службе. Ее представитель, однако, не уточнил, сколько таких инцидентов было зафиксировано в прошлом году.

— Благодаря оперативному доведению информации о рисках банки сумели настроить системы мониторинга для выявления таких операций и применения необходимого набора превентивных мер, поэтому схема не получила широкого распространения. В большинстве случаев участникам подобного рода схем банками отказано в обслуживании с одновременным информированием Росфинмониторинга. Уже в первом квартале 2021 года зафиксировано снижение количества такого рода операций, — заявили в службе.

Появившаяся модификация — одна из возможных обходных схем обналичивания денежных средств, заявили «Известиям» в Центробанке. В регуляторе подчеркнули, что объемы незаконного обналичивания снижаются на протяжении последних лет. По предварительным данным Банка России, они уменьшились с 110 млрд рублей в 2019 году до 78 млрд рублей в 2020-м. В ФНС и ФТС оперативно не ответили на запросы «Известий» о новой вариации схемы «теневой инкассации».

О ней известно в Росбанке, «Зените» и УБРиР, сообщили «Известиям» их представители. Отслеживание таких действий началось еще в 2019 году, уточнила начальник департамента финансового мониторинга банка «Зенит» Людмила Соколова.

По ее словам, схема работает таким образом: на счета банковских клиентов зачисляются денежные средства от юрлиц, зачастую ведущих деятельность с наличными. Чаще всего это строительные компании, которые платят работниками «на руки». Они в свою очередь перечисляют деньги в бюджет за третье лицо, которое работает в розничном секторе экономики с большим оборотом наличных, например за продавцов на овощном рынке. Они же передают вырученные «живые» деньги строительной компании.

— Выявить такие схемы можно только с помощью онлайн-контроля, тесного взаимодействия с ЦБ РФ, а также посредствам контактов, обмена опытом с иными крупными банками, — подчеркнула Людмила Соколова.

Исследование МВФ

В начале 2018 года МВФ опубликовал свое исследование, где оценил объемы теневой экономики в разных странах в период с 1991 по 2015 годы, в том числе и в России. По данным МВФ, объем теневой экономики за 2015 год в РФ составил 33,7% ВВП – это выше оценки финансовой разведки РФ и выше среднего показателя по всем 158 государствам (27,8%). Таким образом, Россия по этому показателю оказалась рядом с такими странами, как Пакистан (31,6%), Венесуэла (33,6%) и Египет (33,3%). В ЕС похожий уровень «тени» имеют лишь Болгария и Румыния. При этом МВФ тоже при расчетах не учитывал нелегальную деятельность. Что касается большинства развитых стран, то здесь объем теневой экономики колеблется в пределах 7-15% ВВП: 7% в США, 7,8% в Германии, 8,2% в Японии и 9,4% в Канаде.

Медиативные соглашения

Вообще, заключение медиативного соглашения – один из способов урегулирования спорных вопросов между компаниями. Но сегодня их с успехом используют в целях обналичивания денежных средств.

По своей сути способ представляет собой модификацию схемы с исполнительными документами. Но здесь еще желательно иметь «своего» нотариуса, который будет задавать как можно меньше вопросов.

Для справки! Нотариально удостоверенные медиативные соглашения приравнены к исполнительным листам. Аналогичным образом используют их нотариально засвидетельствованные копии.

Налоговые инспекторы уже знают, как отмывают деньги через ИП таким способом, но эффективных методов борьбы не предусмотрено. Сейчас чиновники планируют внести в законодательство поправки, которые обяжут нотариусов проверять, насколько реальны долги их клиентов. Прямо сейчас такой обязанности за ними нет, существует пробел в законодательстве, которым пользуются некоторые бизнесмены.

Теневая инкассация или торговый кэш

Как работает такая схема обнала? Розничные предприятия перестают инкассировать свою выручку в банк, а наличные деньги «продают» желающим. Компания-покупатель перечисляет средства на расчетный счет розничной компании или даже связанным с ней людям.

Для справки! Такая схема обналичивания денег чаще всего применяется владельцами оптово-розничных рынков, автосалонов, торговых сетей и ресторанов.

Росфинмониторинг теневая экономика статистика

Борьба против теневой инкассации сводится к тому, что налоговики устраивают рейды по компаниям и на месте проверяют соблюдение кассовой дисциплины. Если инспекторы видят, что при продаже ККТ не используется — налагают штраф, который согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ составляет ¾ от непробитой суммы.

Кроме того, Министерство финансов РФ, вместе с Федеральной налоговой службой, хотят ужесточить контроль за применением ККТ на розничных рынках:

Одновременно налоговики ищут фирмы-однодневки среди покупателей. Если реализацию признают фиктивной, то снимут входной вычет и расходы. Поступившие деньги квалифицируют как прочий доход с доначислением налогов.

Росфинмониторинг рассказал о новой схеме обналичивания

“Схема перечисления фиктивными компаниями налоговых и таможенных платежей за организации торговли и общественного питания в качестве компенсации за переданные наличные была выявлена в 2020 году совместно Росфинмониторингом и членами Совета комплаенс – консультативного органа при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ”, – говорится в сообщении.

Росфинмониторинг теневая экономика статистика

Росфинмониторинг разъяснил новые правила контроля за оборотом наличных

Отмечается, что благодаря оперативному доведению информации о рисках, банки сумели настроить системы мониторинга для выявления таких операций и применения необходимого набора превентивных мер.

“Поэтому схема не получила широкого распространения. В большинстве случаев участникам подобного рода схем банками отказано в обслуживании с одновременным информированием Росфинмониторинга. Уже в первом квартале 2021 года зафиксировано снижение количества такого рода операций”, – добавляется в сообщении.

В пресс-службе указали, что правонарушения в кредитно-финансовой и бюджетной сферах находятся в постоянном фокусе внимания Росфинмониторинга, Банка России, Федеральной налоговой службы и иных заинтересованных ведомств.

“По выявляемым фактам организации схем так называемой “теневой инкассации” Росфинмониторингом проводятся проверочные мероприятия и последующее взаимодействие с налоговыми и правоохранительными органами. Конечным результатом межведомственного взаимодействия является пресечение деятельности так называемых “теневых площадок”, доначисление налогов по результатам проверок и другое”, – заключили в ведомстве.

Теневой рынок

Новые модификации теневых схем обналичивания, выявленные Росфинмониторингом, и методические рекомендации ЦБ по борьбе с ними регулярно доводятся надзорными органами до кредитных организаций, отметил руководитель службы финмониторинга УБРиР Алексей Мартьянов. На их основании разрабатываются сценарии для автоматизированных систем отслеживания преступных схем, добавил директор по финмониторингу и комплаенсу Росбанка Александр Попов.

Уплата налогов за третье лицо в обмен на наличную выручку — новая схема и пока не самая распространенная. Ранее наиболее часто встречались случаи фактического обналичивания денег через розничные компании, когда средства перечисляли формально за товар, получая в ответ документы и наличные деньги, рассказал «Известиям» партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе. По его словам, такие схемы часто встречались на крупных фруктовых рынках: компании якобы закупали продукцию (например, на банкеты), фактически получая не товары, а наличные денежные средства в большом объеме.

С точки зрения законодательства статьи, непосредственно посвященной обналичиванию денег, в Уголовном кодексе нет, сообщила член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Антонина Левашенко. Она разъяснила, что по своей сути эта теневая операция охватывается другими составами УК РФ, например ст. 172 «Незаконная банковская деятельность» и ст. 187 «Неправомерный оборот средств платежей».

— Несмотря на цифровизацию и развитие новых технологий платежей, доля оборота наличных продолжает быть существенной: расходы россиян по картам совсем недавно стали превышать наличный расчет, который, несомненно, контролировать с точки зрения рисков отмывания куда сложнее, — подчеркнула Антонина Левашенко.

По данным Ассоциации юристов России, объем теневого рынка в РФ оценивается в 20–30% ВВП, что, очевидно, причиняет огромный ущерб национальной экономике.

Россия готовится к 4-му раунду взаимных оценок FATF

На данный момент Росфинмониторинг заканчивает подготовку к 4-му раунду оценки со стороны FATF. Напомним, что для того, чтобы подготовка прошла скоординировано, полностью и своевременно, в марте 2016 года была создана Межведомственная комиссия по подготовке России к 4-му раунду взаимных оценок FATF, в состав которой вошли представители контрольно-надзорных, правоохранительных и других государственных органов России, отвечающих за борьбу с отмыванием денег, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности (ПОД/ФТ).

Во время проведения проверки международные эксперты будут оценивать достижения России в этой области, а также дадут четкие рекомендации в отношении совершенствования системы ПОД/ФТ. Напомним, что во время предыдущей оценки в 2008 году FATF выявила несколько недостатков (включая недостаточную прозрачность информации о бенефициарах), из-за чего РФ была поставлена на процедуру регулярного мониторинга. В 2014 году страна была снята с регулярного мониторинга до проведения следующей взаимной оценки. Если во время 4-го раунда Россия получит низкую оценку, в отношении нее будет введен усиленный мониторинг, а также возможно применены экономические санкции.

По мнению многих экспертов, в этот раз у РФ есть шансы получить хорошую оценку от FATF. Но при этом на общую оценку может повлиять геополитическая ситуация, и инциденты, в которых замешана Россия, а именно «Российский ландромат» (крупная операция по отмыванию денег, в которой замешаны Россия, Молдова и страны Балтии), зеркальные сделки Deutsche Bank для российских клиентов и другие.

Росфинмониторинг в 2022 году закрыл теневые финплощадки объемом свыше 21 миллиарда рублей

“В прошлом году Росфинмониторинг совместно с правоохранительными и контрольными органами ликвидировал восемь теневых площадок общим объемом свыше 21 миллиарда рублей. Это площадки по предоставлению профессиональных услуг по обналичке, переводу за рубеж и так далее”, – сказал он.

Негляд добавил, что было возбуждено около 100 уголовных дел, в том числе в отношении организаторов, заказчиков, технических участников преступной деятельности. “Уже возмещено в бюджет около 4,2 миллиарда рублей по этим делам”, – отметил замдиректора Росфинмониторинга.

При этом, как обратил внимание Негляд, растет и стоимость такого рода услуг. “Маржинальность криминального бизнеса всегда выше законного. Одной из задач нашей антиотмывочной системы – ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ред.) кстати тоже говорит об этом в своих стандартах – сделать преступление невыгодным экономически. Блокировать, замораживать, изымать преступные активы, не давая возможности отмыть их и использовать”, – добавил он.

“Меры, которые принимаются совместно с правоохранительными органами, привели к тому, что жизненный цикл теневой площадки сокращается. Сейчас это год-полтора, до этого было – 2,5-3 года. Оборот или масштаб тоже сокращается: до полутора миллиардов рублей – раньше было почти вдвое больше”, – заключил Негляд.

Росфинмониторинг теневая экономика статистика

Росфинмониторинг назвал популярные для отмывания преступных средств страны

Что подразумевается под теневой экономикой?

В России под теневой экономикой обычно подразумевают «серый» импорт, который включает в себя ввоз товаров по заниженным импортным пошлинам путем указания неправдивой информации в декларациях, «серые» заработные платы и другие скрытые от налоговой доходы.

При этом не стоит путать теневую экономику с ненаблюдаемой экономикой, под которой подразумевается скрываемое от налоговой производство (к примеру, неофициальное использование труда работников при строительстве домов), производство и торговля наркотиками и оружием, неофициальное производство (к примеру, продажа выращенных собственноручно фруктов и овощей на рынке без регистрации деятельности), а также производство для собственного потребления.

При расчете объема теневой экономики России финансовая разведка скорее всего учла только первые два пункта, а остальное не учитывалось. Если бы учитывались еще и последние два (включая наличные расчеты между продавцами и покупателями), объем теневой экономики составил бы как минимум на 10% ВВП больше.

На самом деле сложно оценивать, сколько людей на самом деле задействовано в той или иной сфере, которые в РФ относят к теневой экономике. По примерным подсчетам, это 20 миллионов человек с полной занятостью. Количество людей с неполной занятостью подсчитать невозможно.

Среди главных причин существования в России теневой экономики можно отметить чрезмерное государственное регулирование, коррупцию и высокую налоговую нагрузку, которые «побуждают» российский бизнес «уходить в тень», выплачивая заработные платы в конвертах.

В Росфинмониторинге утверждают, что для вывода средств за границу граждане прибегают к фиктивной внешнеэкономической деятельности и сложным схемам с использованием нескольких счетов «компаний-однодневок», открытых в разных банках. «Вывод денег за границу зачастую осуществляется под видом внешнеторговых сделок по поставке каких-либо товаров либо купли/продажи ценных бумаг», — подчеркивают в финансовой разведке. При этом также отмечается, что объем выводимых за границу денег подозрительного происхождения за последние годы значительно сократился. Снизились и поступления преступных финансовых потоков из-за границы.

По информации Центрального банка РФ, основной спрос на теневые финансовые услуги зафиксирован в строительном секторе – на него приходится 30% (по данным за первое полугодие 2018 года). Далее идет сектор услуг (21%), торговля промышленными и строительными товарами (20%).

Стоит отметить, что оценка объема теневой экономики, проведенная Росфинмониторингом, расходится с оценкой Росстата. Это ведомство оценивает теневую экономику РФ в 16% ВВП. При этом при расчетах Росстат учитывает неофициальную и скрытую деятельность (все, кроме незаконной деятельности).

По данным Росстата, в России неформально занято около 14,9 миллионов человек – это 20,4% от общего количества занятых (по данным на конец сентября 2018 года). А «скрытый фонд оплаты труда», куда относятся заработные платы в конвертах, в 2017 году составил 11,8% ВВП (примерно 10,9 триллиона рублей).