.
.
Территориальные органы (Межрегиональные управления)
Прием корреспонденции производится в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00
В 2010 году Службой учреждены:
Федера́льная слу́жба по фина́нсовому монито́рингу (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный приниммать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 года.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» КФМ России преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Федера́льная слу́жба по фина́нсовому монито́рингу (Росфинмонито́ринг) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Росфинмониторинг от имени России участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ), Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ), а также Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».
Руководитель: Легостаев Евгений Юрьевич
До сентября 2007 года Федеральная служба по финансовому мониторингу находилась в ведении Министерства финансов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.
Цели и задачи
Первой задачей КФМ России стала корректировка имиджа страны в международном сообществе — в начале XXI века Россия считалась одним из мировых центров по отмыванию денег.
После принятия в сентябре 2002 года поправок в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» КМФ России стал главным органом по борьбе с финансированием терроризма, был также расширен перечень организаций, обязанных представлять комитету информацию о сделках, в который вошли, в частности, компании игорного бизнеса, негосударственные пенсионные фонды и компании, занимающиеся операциями с драгметаллами (например, ломбарды).
С декабря 2002 года КМФ России отправляет в Центробанк черный список банков, скрывающих подозрительные сделки, с января 2003 года — списки лиц и организаций, подозреваемых в в экстремистской деятельности. С марта 2003 года КМФ России (Росфинмониторинг) ведет собственный список зарубежных стран, причастных к отмыванию денег.
Росфинмониторинг от имени России участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмывание денег (ФАТФ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), а также Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».
Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Росфинмониторинг является главным подразделением финансовой разведки в России и от имени России участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ), Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ), а также Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» был создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 года.
После принятия в сентябре 2002 года поправок в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» функции КФМ России были расширены вопросами противодействия финансированию терроризма.
Одной из задач КФМ России было улучшение имиджа России в международном сообществе: Россия в тот момент была в «чёрном списке» ФАТФ. Усилиями КФМ в октябре 2002 года Россия была выведена из «чёрного списка», а в июне 2003 года стала членом ФАТФ.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» КФМ России преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
До сентября 2007 года Федеральная служба по финансовому мониторингу находилась в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Создание Росфинмониторинга было обусловлено необходимостью активизации борьбы с незаконной легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Российская Федерация ратифицировала ряд международных договоров, направленных на недопущение такой легализации, а также на создание международных механизмов борьбы с данным социально негативным явлением.
С 2002 по 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 “Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем” функционировал Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который в ходе общей реформы федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 был преобразован в Росфинмониторинг.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу (утверждено Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808) Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.
Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент РФ.
Росфинмониторинг действует как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Росфинмониторинг реализует следующие полномочия:
С целью реализации имеющихся полномочий Росфинмониторинг вправе:
Росфинмониторинг возглавляет директор Росфинмониторинга, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Директор Росфинмониторинга имеет в своем непосредственном подчинении нескольких заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению директора Росфинмониторинга.
В центральном аппарате Росфинмониторинга созданы следующие структурные подразделения:
Территориальными органами Росфинмониторинга являются межрегиональные управления Росфинмониторинга по федеральным округам.
Межрегиональное управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором Росфинмониторинга.
Структура межрегионального управления Росфинмониторинга в целом совпадает со структурой центрального аппарата, с учетом некоторых особенностей, обусловленных меньшей численностью сотрудников и укрупнением направлений деятельности данного органа.
Правовое положение Федеральной службы по финансовому мониторингу
Уполномоченными органами по организации финансового мониторинга на территории РФ являются Росфинмониторинг и его межрегиональные управления.
Правовое положение Росфинмониторинг регулируется Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808 “Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу”.
Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.
Росфинмониторинг является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, располагается в Москве.
Росфинмониторинг возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Руководитель несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг задач и функций и подотчетен непосредственно Правительству РФ. Заместители руководителя назначаются и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя Росфинмониторинга.
К основным функциям Росфинмониторинга относят следующие виды деятельности:
1) информационно-аналитическая функция. Росфинмониторинг:
осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; осуществляет проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает в установленном порядке дополнительную информацию об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций; получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и ЦБ РФ информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан; осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту РФ ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации.
Росфинмониторинг ответствен за создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По итогам внутренних расследований орган финансового мониторинга направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов;
2) методическая функция. В методических и практических целях Росфинмониторинг выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Росфинмониторинг подготавливает проект перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и представляет его в Минфин России;
Росфинмониторинг издает в соответствии с законодательством РФ постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.
Кроме того, на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Росфинмониторинг самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
С целью реализации полномочий Росфинмониторинг имеет право:
Подчеркнем, что Росфинмониторинг не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Межрегиональное управление Росфинмониторинга:
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» был создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 года.
После принятия в сентябре 2002 года поправок в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» функции КФМ России были расширены вопросами противодействия финансированию терроризма.
Одной из задач КФМ было улучшение имиджа России в международном сообществе: Россия в тот момент была в «чёрном списке» ФАТФ — межправительственной организации по противодействию отмыванию преступных доходов. Усилиями КФМ в октябре 2002 года Россия была выведена из «чёрного списка», а в июне 2003 года стала членом ФАТФ.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.