Росфинмониторинг законодательство

Росфинмониторинг законодательство

Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, даже если был осуществлен перевод денег на тысячу рублей.

Оплатить картой и смотреть прямо сейчас

У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов.

Росфинмониторинг законодательство

В России действует так называемый антиотмывочный закон, который уже давно стал настоящей грозой для бизнеса. На его основании банки могут приостановить операции физических и юридических лиц, а также вовсе отказать в обслуживании. Рассказываем, почему так происходит, как этого избежать и что делать, если счёт был заблокирован.

Иногда банки по непонятным причинам блокируют расчётные счета клиентов. Часто после этого компании долго не могут восстановить процессы расчётов, даже перейдя в другой банк, поскольку попадают в некий чёрный список. Причина этих неприятностей — закон от 07.08.2002 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее закон 115-ФЗ

Закон обязывает проверять операции клиентов, выявлять подлежащие обязательному контролю, передавать информацию о сомнительных сделках в Росфинмониторинг. Он даёт банкам право отказывать в проведении таких операций, требовать дополнительные документы и закрывать счета клиентов.

Росфинмониторинг законодательство

Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк

В связи с последними изменениями в законодательство и рекомендациями Росфинмониторинга, я решила написать чек-лист для юристов, бухгалтеров и так называемых «иных лиц» по 115-ФЗ.

«Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году».

Оплатить счет за видеозапись и начать смотреть вебинар.

К «иным лицам» 115-ФЗ (Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») относятся адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляет от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

Для аудиторов, агентов недвижимости, финансовых компаний, операторов связи и других субъектов, указанных в 115-ФЗ действуют другие нормативные требования.

Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?

Часто банки присылают клиентам запросы с просьбой пояснить хозяйственную операцию со ссылкой на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Но естественно, у многих формулировки банка вызывают, скорее, вопросы, чем конкретные ответы. Ведь, естественно, в подавляющем большинстве случаев речь не идет о терроризме.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

Основные требования по закону 115-ФЗ

федеральный закон 115-ФЗ является основой антиотмывочного законодательства, он содержит лишь общие правила. Он требует проводить контроль, определяет права и обязанности банков при его осуществлении, а также регулирует правила взаимодействия банков и других подконтрольных организаций с уполномоченным органом — Росфинмониторингом.

В ходе мероприятий внутреннего контроля банки должны выявлять определённые операции:

Для реализации второго пункта банки должны распределить всех действующих и новых клиентов по трём группам — зелёной, жёлтой или красной — в зависимости от того, является степень риска совершения ими подозрительных операций низкой, средней или высокой соответственно. Это так называемый риск-ориентированный подход, или светофор, который уже давно применяется, например, в сфере налогового контроля.

На основании каких критериев делить клиентов по группам, банки должны решить сами — для этого они и проводят мероприятия по внутреннему контролю. Но в законе сказано, что нужно учесть характер и виды деятельности компаний, характер выпускаемых ими продуктов и оказываемых услуг, а также результаты национальной оценки рисков

Внутренний контроль банков и распределение клиентов по группам проводится по правилам, которые изложены в различных методических рекомендациях банка России. Например, в положении ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П есть , которые указывают на необычный характер операции. И таких признаков очень много.

На что ориентироваться в первую очередь

Есть список, который приведён в методических рекомендациях ЦБ РФ от 27.07.2017 № 18-МР. В частности, банк посчитает подозрительным, если размер налогов и других обязательных платежей будет составлять до 0,9% от дебетового оборота по счёту клиента. Этот критерий важен, но на его основании нельзя автоматически признавать сделки клиента сомнительными.

Нужно учитывать дополнительные факторы, например:

В помощь бизнесу ЦБ РФ выпустил методические рекомендации для предпринимателей, из которых следует, как избежать ФЗ-115 и приостановления операций. Их выполнение поможет снизить риск блокировки как по линии антиотмывочного законодательства, так и по линии налоговой службы.

распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

В июле 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который повысил сумму сделок, подлежащих обязательному контролю с 600 000  до 1 000 000 рублей. Для сделок с недвижимостью сумма, при которой сделка подпадает под контроль, увеличена до 5 000 000 рублей (ранее 3 млн. руб).

По закону №115-ФЗ о противодействие коррупции банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов, блокировать счета, с которых оплачиваются сомнительные сделки и передавать данные в Росфинмониторинг.

Новые пороговые значения по сделкам, которые контролирует Росфинмониторинг

С 14 июля 2022 года на основании Федерального закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который внес изменения в Закон №115-ФЗ, под контроль Росфинмониторинга подпадают:

Какие сделки контролирует Росфинмониторинг

Под контроль Росфинмониторинга попадают только крупные и нестандартные сделки. Крупная сделка – это сделка, сумма которой более 1 000 000 рублей.

Операции с наличными деньгами

Операции с наличностью Росфинмониторинг будет проверять, если они не соответствуют типу хозяйственной деятельности компании, проводятся слишком часто и в больших суммах, например:

Операции по банковским счетам

Расчетный счет компании контролируется банком. В Росфинмониторинг для проверки банк должен сообщить, если:

Сделки с имуществом

Росфинмониторинг проверят только сделки на крупные суммы. Среди них такие:

Подозрительные, сомнительные и транзитные операции

Операция считается подозрительной или сомнительной, если она носит необычный характер, не соответствующий типу хозяйственной деятельности компании и не имеет экономического смысла.

Самые проверяемые сделки

Перечень самых проверяемых сделок сформировался еще в 2021 году. Это такие:

Росфинмониторинг законодательство

Выбор читателей

Росфинмониторинг законодательство

Росфинмониторинг законодательство

Росфинмониторинг законодательство

Росфинмониторинг законодательство

Росфинмониторинг законодательство

Фиксированные платежи на 2022 год для ИП

Законы · 30 June

Если ваш доход больше 300 тысяч, в 2022 году общая сумма взносов составит 43 211 ₽ плюс дополнительный взнос. Показываем на примерах, как рассчитать и учесть страховые взносы для ИП на разных системах налогообложения.

Росфинмониторинг законодательство

Как выбрать банк для ИП: пошаговая инструкция

Деньги · 30 June

Банк не проводит операцию, интернет-банкинг снова барахлит, счёт заблокировали и не отвечают на звонки — чтобы ваш бизнес не попал в такую ситуацию, нужно правильно выбрать банк. Составили инструкцию, которая поможет вам не ошибиться с выбором.

Росфинмониторинг законодательство

Росфинмониторинг законодательство

Как понять, что снижение цены оправдано

Скидки могут помочь заработать, а могут съесть прибыль. Поэтому чтобы снижение цены окупилось, нужно смотреть на продажи и анализировать спрос. Мы разобрались, что нужно сделать, чтобы оправдать снижение цены.

Росфинмониторинг законодательство

Три истории о том, как бизнесмены разблокировали счета через суд

Больше половины бизнесменов выигрывают у банков в суде. Мы покопались в судебных делах и узнали, как им это удается. В статье — о том, как один бизнесмен вернул себе незаконную комиссию банка, а два других — добились, чтобы банк провел платежи по счету.

Росфинмониторинг законодательство

Как вывести деньги с расчётного счёта ИП, если банк против

Предприниматель может тратить заработанные деньги, как ему захочется. Но банк может заблокировать счет, если заподозрит в незаконном обнале. В статье рассказываем, почему счет могут заблокировать и что делать, если такое случилось.

Росфинмониторинг законодательство

Росфинмониторинг законодательство

Как принимать оплату картами без пинпада

Если не хотите возиться с пинпадом, можно получать оплату через приложение. В статье — о том, как это работает, кому подходит и стоит ли ввязываться.

Самый выгодный эквайринг: какой банк выбрать

Чтобы настроить безналичный расчёт на точке придётся купить терминал, подключить эквайринг и платить комиссию с каждого платежа. Рассказываем, как работает эквайринг, как его оформить, когда он окупится, и в каких банках самые выгодные тарифы.

Росфинмониторинг законодательство

Росфинмониторинг законодательство

Росфинмониторинг законодательство

Росфинмониторинг законодательство

Деньги на счетах малого бизнеса застрахованы

Раньше страховка защищала только физлиц и ИП. Компаниям не всегда удавалось забрать деньги из лопнувшего банка. Теперь малый бизнес тоже под защитой, но есть нюансы. Рассказываем, кому, когда и сколько вернут.

Росфинмониторинг законодательство

В чём суть закона 115-ФЗ

Отмывание преступных доходов означает «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления». Финансирование терроризма — это «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения» определённых преступлений, связанных преимущественно с террористической деятельностью. Такие определения приводятся в статье 3 закона 115-ФЗ

Перед банками ставится задача предотвратить подобные незаконные действия юридических лиц и граждан. По сути, за названием закона 115-ФЗ, звучащим весьма жутко для законопослушного человека, кроется обязанность банков осуществлять контроль каждой операции. Если она не вызывает подозрений, то будет проведена. Если же операция будет признана сомнительной, банк её отклонит и заблокирует счёт.

Закон действует уже более 20 лет и периодически корректируется. Важные новшества были внесены в него в 2021 и 2022 годах. Особых изменений в 115-ФЗ в 2023 году не произошло. Отметим лишь, что расширился список преступлений, которые являются основаниями для блокировки операций или иных ограничительных мер. А также увеличилась пороговая сумма для идентификации покупателей ювелирной продукции.

Что означает блокировка счёта по 115-ФЗ

Важно различать два понятия:

Блокировка операции — это отказ в её проведении. Так бывает, когда у банка возникли подозрения в правомерности действий клиента. В таком случае банк запросит сведения и документы, после чего решит, разрешить операцию или отклонить окончательно. При этом блокируется возможность дистанционного обслуживания.

Блокировка счёта по 115-ФЗ — это запрет на расходные операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом. Если банк заблокировал счёт, то не получится с него что-то оплатить, перевести деньги на другой счёт или в другой банк, воспользоваться системой быстрых платежей или интернет-банком.

Что регулирует этот закон?

115-ФЗ регулирует физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), создан на основе 40 Рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Без соответствия рекомендациям страна попадает в  “черный список ФАТФ”, следствием которого являются санкции. Для того чтобы снять с себя ограничения, был разработан указанный 115-ФЗ для субъектов первичного контроля для ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также иных лиц, деятельность которая связана с денежными средствами и иным имуществом.

Изменения в законодательстве в 2018 г. связаны с проверкой ФАТФ, которая прошла в марте 2019 г., а также несоблюдением ряда рекомендаций Россией (четвертый ряд оценок ФАТФ), поэтому было выпущено множество писем, информационных сообщений и рекомендаций Росфинмониторинга, внесены изменения в сам 115-ФЗ и в связанные с ним нормативные акты.

Что может предпринять банк по закону 115-ФЗ

Начнём с того, какие операции банк провести обязан. Если клиент отнесён к зелёной группе риска, то он беспрепятственно может переводить денежные средства другим зелёным компаниям на счета в российских банках. Безосновательная блокировка таких операций неправомерна. Но это вовсе не значит, что попавшим в зелёную зону можно расслабиться: их операции по-прежнему проверяются.

Согласно подп. 1.1 п. 1 статьи 7 115-ФЗ, банки обязаны принимать обоснованные и доступные меры по определению целей деятельности, финансового положения и деловой репутации своих клиентов и источников происхождения денег. Поэтому при возникновении обоснованных подозрений банк имеет право приостановить операцию и потребовать дополнительные документы или сведения по ней.

Если в итоге будут основания полагать, что операция направлена на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, банк должен:

Важно. Банки обязаны всегда проводить проверку по 115-ФЗ, фиксировать и передавать в Росфинмониторинг сведения обо всех случаях отказа от проведения операций.

Судьбу жёлтого клиента банк решает самостоятельно. Он вправе:

В отношении красных клиентов банки обязаны:

Центральный банк обещает сделать систему «Знай своего клиента» доступной для компаний малого и среднего бизнеса.

Упростите работу с бухгалтерией с сервисом «КУДиР». Он поможет следить за сроками сдачи отчётов, вести книгу учёта доходов и расходов, отправлять декларации в ФНС и многое другое. Подходит для ИП без сотрудников.

Будет ли предупреждение от банка о возможной блокировке счёта

Закон не обязывает банки информировать клиентов о присвоении им низкой или средней степени риска. Но вот о том, что компанию включили в красную группу, он должен сообщить в течение пяти рабочих дней. Клиенту также должно быть разъяснено, по каким критериям он отнесён к данной группе и какие ограничительные меры к нему применяются.

Многие банки для удобства клиентов разработали собственные сервисы по расчёту рисков, в том числе на основании требований 115-ФЗ. В личном кабинете клиент может увидеть, например, свой рейтинг в баллах, а также рейтинг контрагента.

Бывает, что операция зелёного клиента вызвала подозрение. Предупредит ли банк о возможной блокировке счёта? Какого-то специального информирования об этом не предусмотрено. Если банк запросит дополнительные документы, в запросе будет содержаться предупреждение о возможной блокировке, а также о последствиях, которые наступят при отказе их предоставить.

Какие документы может запросить банк и что будет, если их не предоставить

Конкретные виды документации, которые может запросить банк, в законе не названы. Задача банка — принимать все доступные меры, чтобы понять, законна ли операция. И для её выполнения он может истребовать любые документы. А вот клиенты обязаны представить банкам всю необходимую информацию — этого требует п. 14 статьи 7 закона 115-ФЗ.

Среди прочего банк вправе затребовать персональные данные физических лиц, которые являются бенефициарными владельцами бизнеса, то есть реальными его собственниками. Или, например, информацию о деловой репутации компании.

На практике банки обычно требуют:

Важно. Если клиент откажется представить документы, решит не проводить операцию после их истребования или расторгнет договор, эта информация будет зафиксирована банком и передана в Росфинмониторинг.

Какая ответственность может наступить за нарушение 115-ФЗ. Штрафы за это предусмотрены лишь для банков и иных организаций, которые проводят операции с денежными средствами клиентов. Обычный бизнес за такие нарушения не штрафуют. Однако последствия нарушения антиотмывочного закона могут быть куда более плачевными: блокировка счёта, замораживание средств на нём на длительное время, отказ в обслуживании не только в своём банке, но и в других, в конце концов ликвидация компании.

Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

Многие бенефициары хотят остаться «инкогнито». Но с 2017 года ужесточены требования к бенефициарам и теперь необходимы:

Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

Все про налоговые проверки в экспертном курсе «Клерка»

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках. Посмотрите бесплатный урок из курса

Подытожим

Получайте раз в неделю подборку лучших статей Жизы

Рассказываем истории из жизни бизнесменов, следим за льготами для бизнеса и
даём знать, если что-то срочно пора сделать.

Как работает принцип «знай своего клиента»?

Приходя в банк, клиент сталкивается с тем, что банк запрашивает много дополнительной информации. Нужно и предоставить документы, и заполнить анкету, и т. д. KYC или Know Your Customer с английского языка переводится как «Знай своего клиента». За этим скрываются правила и процедуры идентификации и верификации (проверки) клиентов в банковской деятельности для оценки рисков, связанных с ними. Их цель – предотвращение отмывания денег и иной незаконной деятельности. Суть в том, что банки должны как можно лучше понимать бизнес своего клиента: чем он занимается, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует, какие имеет обороты и т. д.

К обязательным процедурам идентификации относятся:

Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков

Существует ряд указаний ЦБ РФ 18-МР, 19-МР, 5-МР, в которых обозначены наиболее рискованные операции. К таким операциям относятся:

Также банк проверяет следующие признаки:

К рискам будут относиться также операции:

Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.

Если кратко, то чеклист состоит из трех пунктов:

Шаг первый. Регистрация в Личном кабинете.

Возможно два варианта регистрации личного кабинета: с использованием электронной подписи и без наличия таковой. В первом случае порядок достаточно простой: заполняется информация на организацию, подписывается электронным ключом и далее отправляется заявка.

Если у вас отсутствует электронная подпись, то нужно заполнить на сайте заявку, подписать, поставить печать и отправить Почтой России по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.

Основные обязанности перечислены в статье 7.1 115-ФЗ, но нужно помнить про другие нормативные акты:

Постановление Правительства № 667 “Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”;

Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 “Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок”;

Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 “Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма”;

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 “Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;

а также инструкции и разъяснения Росфинмониторинга.

Шаг второй. Соблюдение требований 115-ФЗ, внутренние документы для внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

При формальном соблюдении требований законодательства при написании ПВК штрафа не будет, но могут написать замечание в акте проверки. В правила обязательно включаются все программы, указанные в Постановлении № 667: идентификации, изучение клиента, выявление операций и другие.

2. Назначение специального должностного лица (СДЛ) (ответственного сотрудника).

Ответственным сотрудником может быть любое физическое лицо, соответствующее требованиям:

Лицо, планирующее осуществлять функции ответственного сотрудника, обязано пройти целевой инструктаж единожды до начала осуществления функций. Целевой инструктаж проходят один раз в жизни. По итогам обучения выдается документ (акт, свидетельство, иной) подтверждающий участие СДЛа в мероприятии.

Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.

Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Идентификация – мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем (например, ЕСИА).

Таковыми сведениями являются (перечислены лишь некоторые из них!):

Также необходимо обеспечить хранение сообщений, анкет, заявлений и иных документов в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

Если есть такие основания, то ответственный сотрудник обязан составить сообщение (форма сообщения устанавливается в правилах, образец есть в приложении к этой статье).

Выявление и блокирование операций.

Операции могут быть следующих видов:

При наличии признаков операций, подлежащих обязательному контролю общество (ИП) обязано уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции (сделки).

При наличии указанных критериев, Ответственный сотрудник выносит решение о необходимости отправки сообщения  в Росфинмониторинг. При положительном вердикте сделку называют подозрительной.

При наличии подозрений (признаков необычной сделки) в легализации, общество (ИП) обязано уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки). После уведомления

Информация о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС). Подготовка, корректировка, отправка ФЭС происходит через Личный кабинет при помощи электронной подписи. При невозможности отправки, возможно направление сообщения Почтой России.

При выявлении операций не стоит забывать про запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых вами мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию)/приостановлению/отказе в выполнении распоряжения клиента.

1. Добровольное сотрудничество – оценка активности в личном кабинете. Это может быть заполнение анкет «Проверь свой риск», опросных листов и иных, ознакомление с типологиями и иной информацией в личном кабинете Росфинмониторинга и другие.

Я рекомендую проверять кабинет ежедневно или раз в два дня максимум. Информация по новым перечням и типологиям в обязательном порядке приходит к вам на почту, но появление тестов, писем нужно контролировать самостоятельно.

2. Организация внутреннего контроля – оценка работы Ответственного сотрудника и самой системы в целом. В этом «лепестке» оценивается например отправка отчетов СДЛа или своевременное прикрепление правил.

3. Представление сообщений – оценка направленных сообщений без нарушений. Это сформированные ФЭС о необычных (подозрительных операций), операций обязательно контроля, сообщения о рисках.

Применение мер не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности перед вашими клиентами. 115-ФЗ является негласно приоритетным законом в данном случае.

4. Работа с перечнем – оценка работы с Перечнем экстремистов (террористов). Регулярное скачивание и просмотр перечней и решений, которые отправляет Росфинмониторинг. Чаще всего перечень выходит раз в неделю по четвергам, но бывают и исключения.

Также нужно скачивать решения комиссии о замороженных (периодичность не установлена), Перечень лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения (публикуют раз в год).

5. Устранение нарушений – оценка работы о Общества (ИП) с нарушениями, которые выявлял Росфинмониторинг.

6. Самообучение – оценка прохождения тестов в разделе “Обучение” (срок не установлен, но он должен быть разумным).

При проверке соответствия каждого из секторов присваивается итоговый уровень риска (низкий-зеленый, средний-желтый, высокий-красный).

Чем больше зеленых секторов с низким уровнем риска, тем меньше шансов на выездную проверку Росфинмониторинга.

Несоответствие указанным выше требованиям квалифицируется статьей 15.27 КоАП, подробнее на вопросе ответственности, я остановлюсь в следующей статье.

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

В законе от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не указан конкретный перечень предоставляемой информации.

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Можно ли оспорить блокировку операции и счёта

ответственность за нарушение закона 115-ФЗ, поэтому очень строго исполняют его нормы. Бывает, что порой под их пристальное внимание попадают вполне законопослушные компании. Разберёмся, что им делать в такой ситуации.

В первую очередь, как можно скорее представить все данные и документы, если банк их просит. Есть вероятность, что ситуация разрешится положительно — операцию проведут, а счёт не заблокируют.

Если же всё пошло по плохому сценарию, включение в красную группу можно оспорить:

Межведомственная комиссия после рассмотрения жалобы может отнести компанию в другую группу риска. Если так произойдёт, банк и ЦБ РФ должны сделать соответствующие изменения не позже следующего рабочего дня.

Самый плохой вариант — совсем ничего не предпринимать и ждать, что проблема решится сама собой. В таком случае по прошествии шести месяцев компанию исключат из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. То же самое произойдет, если комиссия и суд откажут в удовлетворении жалобы. Заблокированные на счёте денежные средства вернут собственнику бизнеса только после ликвидации.

С июля 2022 работает система обмена данными между ЦБ РФ и банками — она называется «Знай своего клиента», ЗСК. Регулятор на основании информации, которая поступает из разных банков, распределяет всех клиентов по тем же трём группам риска и передаёт эти данные во все банки. Они же вправе решать самостоятельно, использовать в работе оценку ЦБ РФ или нет. Но кажется маловероятным, что на практике кто-то будет игнорировать мнение регулятора.

, что 99% всех налогоплательщиков отнесены к зелёной группе, то есть риск совершения ими подозрительных операций минимален. В жёлтой группе примерно 0,3%, в красной — 0,7%. Всего в базе Центробанка порядка 7 000 000 компаний и ИП.

Кто в зоне риска

Помогли разобраться эксперты Эвотора

На первый взгляд, законопослушному бизнесу опасаться нечего. Допустим, компания вполне легально продаёт офисные стулья, платит налоги и кредиты, сдаёт все отчёты. Значит ли это, что она не столкнется с блокировкой по закону 115-ФЗ? Скорее всего, да. Но случаи бывают всякие.

Например, в 2017 году банки заблокировали примерно полмиллиона операций своих клиентов на сумму 180 000 000 000 ₽. Однако маловероятно, что все, чьи счета попали под блокировку, финансировали терроризм или отмывали в банках нажитое преступным путем.

Может показаться, что требования закона № 115-ФЗ о противодействии легализации доходов распространяются лишь на крупный бизнес, но это заблуждение. Согласно исследованию Magram Market Research (его публикует телеграм-канал «»), в 2019 и 2020 году с блокировкой счетов столкнулись 20% опрошенных компаний из сферы малого и среднего предпринимательства. Из их числа блокировку по закону 115-ФЗ получили: в 2019 году — примерно 22%, в 2020 году — 33% компаний.

Росфинмониторинг законодательство

В 2021 году блокировок было меньше, чем в 2020-м, но всё же 15% опрошенных МСП с ними столкнулись. При этом по закону 115-ФЗ, в том числе без объяснения причины, операции были ограничены в 24% случаев. Получается, что блокировка операций по требованию антиотмывочного закона по-прежнему не редкость. Источник

Росфинмониторинг законодательство