Российская федерация по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества

Журнал “Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение” № 9/2019

Должно ли муниципальное казенное предприятие (МКП) исчислять налог на имущество в отношении объектов недвижимости, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из кадастровой стоимости этих объектов?

1.
Казенное предприятие, а также учреждение
в отношении закрепленного за ними
имущества осуществляют в пределах,
установленных законом, в соответствии
с целями своей деятельности, заданиями
собственника и назначением имущества
права владения, пользования и распоряжения
им.

2.
Собственник имущества, закрепленного
за казенным предприятием или учреждением,
вправе изъять излишнее, неиспользуемое
либо используемое не по назначению
имущество и распорядиться им по своему
усмотрению.

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

См. все связанные документы >>>

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило о том, что распоряжение переданным казенному предприятию имуществом осуществляется только с согласия собственника этого имущества. В статье не содержится специальных правил относительно выражения согласия на совершение распорядительных действий, соответственно, могут быть применены правила ст. 157.1 ГК о возможности выражения как предварительного согласия, так и последующего одобрения.

Абзац 2 п. 1 устанавливает исключение из общего правила о распоряжении имуществом казенного предприятия только с согласия собственника. Это исключение относится к производимой предприятием продукции – она реализуется самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В противном случае реализация продукции была бы затруднена из-за необходимости получения согласия, что могло бы негативно повлиять на эффективность участия предприятия в гражданском обороте. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия (ст. 19 ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается собственником его имущества. Более подробно отношения, связанные с распределением доходов казенного предприятия, регулируются подзаконными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Так, в отношении федеральных казенных предприятий действует Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 “О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий”. Необходимо учитывать, что любое казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Доходы казенного предприятия от реализации производимой им продукции (работ, услуг) являются основой финансирования уставной деятельности предприятия. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

См. все связанные документы >>>

1. Право оперативного управления – ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями. Право оперативного управления имеет единую правовую природу с правом хозяйственного ведения, поскольку оба указанных права созданы для решения аналогичной задачи – использования в хозяйственном обороте имущества путем его обособления и передачи в управление специально создаваемым юридическим лицам. Право оперативного управления предполагает использование имущества для достижения поставленных собственником целей и в соответствии с его заданиями. При этом минимизированы возможности по самостоятельному распоряжению юридическим лицом имуществом собственника. Ограничения, связанные с осуществлением правомочия распоряжения субъектами права оперативного управления закрепленным за ними имуществом, могут устанавливаться не только законом, но и учредительным документом (уставом) организации.

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет право собственника на изъятие имущества у субъекта права оперативного управления. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имущество, приобретенное в результате разрешенной собственной деятельности, не может быть изъято на основании п. 2 комментируемой статьи (Определение ФАС МО от 2 октября 2001 г. по делу N КГ-А40/5447-01). Доказать, что имущество является излишним, должен его собственник. При установлении оснований для признания имущества излишним учитываются цели, для достижения которых предоставлено имущество, а также используется ли это имущество фактически и каким образом (см., например: Определение ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. N ВАС-14377/09). Не может служить основанием для изъятия имущества как излишнего передача этого имущества в пользование третьему лицу, к примеру, по договору аренды (Определение ВАС РФ от 31 марта 2008 г. N 3665/08).

Еще одним ограничением изъятия, прямо не предусмотренным законом, следует признать ситуацию, когда изъятие собственником имущества приведет к невозможности осуществления уставной деятельности. В этом случае должно быть принято решение о ликвидации организации.

  1. Управление муниципальными казенными предприятиями

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕунитарное
предприятие
, основанное на
праве
оперативного управления
.
Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях,
предусмотренных законом о гос. и
муниципальных унитарных предприятиях,
по решению Правительства
РФ
на базе имущества, находящегося
в федеральной собственности, может быть
образовано унитарное предприятие,
основанное на праве оперативного
управления (федеральное К. п.).
Учредительным документом К. п. является
его устав,
утверждаемый Правительством РФ. РФ
несет субсидиарную ответственность по
обязательствам К. п. при недостаточности
его имущества. К. п. может быть
реорганизовано или ликвидировано по
решению Правительства РФ.

Муниципальное казенное предприятие
вправе отчуждать или иным способом
распоряжаться принадлежащим ему
имуществом только с согласия уполномоченного
органа местного самоуправления.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены
Законом об унитарных предприятиях, на
базе муниципального имущества может
быть создано унитарное предприятие на
праве оперативного управления (казенное
предприятие).

Согласно статье 8 Закона об унитарных
предприятиях муниципальное казенное
предприятие учреждается решением органа
местного самоуправления, которому в
соответствии с актами, определяющими
статус этого органа, предоставлено
право принятия такого решения.

Согласно статье 296 ГК РФ казенное
предприятие в отношении закрепленного
за ним имущества осуществляет в пределах,
установленных законом, в соответствии
с целями своей деятельности, заданиями
собственника и назначением имущества
права владения, пользования и распоряжения
им.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20
Закона об унитарных предприятиях
собственник имущества, закрепленного
за казенным предприятием, вправе изъять
излишнее, неиспользуемое либо используемое
не по назначению имущество и распорядиться
им по своему усмотрению.

Казенное предприятие вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом лишь с
согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно
реализует производимую им продукцию,
если иное не установлено законом или
иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного
предприятия определяется собственником
его имущества.

Таким образом, собственник имущества
казенного предприятия обладает широкими
полномочиями в отношении указанного
имущества.

В казенном предприятии уставный фонд
не формируется.

Полное фирменное наименование казенного
предприятия на русском языке должно
содержать слова «муниципальное казенное
предприятие» и указание на собственника
его имущества — муниципальное об
Казенное предприятие может быть создано
в случае:

если преобладающая или значительная
часть производимой продукции, выполняемых
работ, оказываемых услуг предназначена
для федеральных государственных нужд,
нужд субъекта Российской Федерации или
муниципального образования;

необходимости использования имущества,
приватизация которого запрещена, в том
числе имущества, необходимого для
обеспечения безопасности Российской
Федерации, функционирования воздушного,
железнодорожного и водного транспорта,
реализации иных стратегических интересов
Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности
по производству товаров, выполнению
работ, оказанию услуг, реализуемых по
установленным государством ценам в
целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства
отдельных видов продукции, обеспечивающей
безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных
видов продукции, изъятой из оборота или
ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных
дотируемых видов деятельности и ведения
убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности,
предусмотренной федеральными законами
исключительно для казенных предприятий.

Вещные права казенных предприятий и учреждений: особенности правового регулирования

“Налоги” (газета), 2009, N 16

Собственник передает имущество казенному предприятию и учреждению для осуществления управления этим имуществом в своих интересах, т.е. указанные права учреждения есть средство удовлетворения интересов другого лица, а значит, и его обязанность. Однако права учреждения на указанное имущество не утрачивают своего вещного характера. В настоящее время вопрос о принадлежности права оперативного управления к вещным правам может быть решен достаточно просто – в п. 1 ст. 216 ГК РФ указано, что право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (другой вопрос, что в юридической литературе само существование института вещного права, а также сами его признаки, позволяющие отграничить первые от обязательных прав, носят дискуссионный характер). Таким образом, особенностью права оперативного управления как гражданской категории является его способность быть вещно-правовым механизмом имущественного обособления субъекта права.

Общая характеристика права оперативного управления дана в ст. 296 ГК РФ: “Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества”. Данная статья упоминает лишь об общих пределах осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения субъектами оперативного управления, но допускает установление и специальных границ его правомочий, которые устанавливаются не только законом, но и собственником закрепленного за учреждением или казенным предприятием имущества. Так, собственник, реализуя возможность конкретизации правового режима передаваемого в оперативное управление имущества, уже на этапе разработки и утверждения учредительных документов определяет в них цель деятельности учреждений и казенных предприятий, а также назначение передаваемого имущества. Позднее собственник может давать казенному предприятию и учреждению конкретные указания, касающиеся управления имуществом. И в тех случаях, когда учреждение или казенное предприятие использует не по назначению закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество либо приобретенное им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, собственник вправе изъять такое имущество (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

На уровне закона специальные границы осуществления права оперативного управления касаются непосредственно правомочия распоряжения. Применительно к каждому субъекту права оперативного управления законодателем закрепляется различный объем правомочия распоряжения, что позволяет говорить о соответствующей содержательной “окраске” права оперативного управления в зависимости от субъекта права оперативного управления.

Казенное предприятие как субъект права оперативного управления имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом исключительно с согласия собственника имущества только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия (ст. 297 ГК РФ, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007) “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” <1>). Своей готовой (произведенной) продукцией казенное предприятие по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом или иным правовым актом (п. 1 ст. 19 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, ст. 297 ГК РФ). Порядок распределения доходов такого предприятия определяет собственник соответствующего имущества. В соответствии с п. 2 ст. 297 ГК РФ данные действия собственник вправе осуществлять, даже не согласовывая такой порядок с казенным предприятием.

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.<2> См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 ГК РФ” // Документ опубликован не был. ИПС “КонсультантПлюс”, 2008.
<3> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.
<4> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
<5> Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2591.
<6> См.: Феофилактов А.С. Право оперативного управления государственных и муниципальных учреждений: реализация и защита // Арбитражная практика. 2007. N 6. С. 13.
<7> См.: Лескова Ю.Г. Учреждение как субъект гражданского права: отношения с собственником // Проблемы правового положения участников юридических лиц: сб. науч. тр. / Отв. ред. С.В. Мартышкин. Самара, 2008. С. 35 – 36.

Согласно п. 11 ст. 39 Закона РФ “Об образовании”, п. 4 ст. 27 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” границы осуществления права оперативного управления государственного и муниципального образовательного учреждения уточняются применительно к вопросу о возможности заключения договора безвозмездного пользования: названные учреждения могут с согласия собственника или самостоятельно (если вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно) предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания воспитанников, обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования на безвозмездной основе. Высшие учебные заведения (государственные и муниципальные) с согласия собственника имеют право предоставлять на безвозмездной основе в пользование имущество также научным организациям (государственным и муниципальным) (п. 4 ст. 27 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”). Остается не совсем понятной формулировка нормы п. 4 ст. 27 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” о возможности образовательной организацией на основании договора использовать безвозмездно имущество, принадлежащее научным организациям на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения. Думается, здесь законодатель должен уточнить, в каких пределах и целях высшее образовательное учреждение может использовать такое имущество бесплатно и в каких случаях это допускается применительно к научным организациям (не всегда объем правомочий вещного права позволяет это сделать). Можно отметить, что для отдельных видов учреждений заключение договора безвозмездного пользования является их прямой обязанностью, что предопределяется целью их деятельности. Так, Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ (ред. 27.10.2008) в п. 4 ст. 7 закрепил право каждого гражданина или юридического лица получать бесплатно во временное пользование любые документы из фондов библиотек (согласно ст. 1 названного Закона библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражирования документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам) <8>.

<8> Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 2.

Одной из существенных особенностей автономного учреждения по сравнению с частными и бюджетными учреждениями является объем имущественных прав, предоставляемых названному учреждению. Автономные учреждения могут распоряжаться имуществом самостоятельно, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, закрепленных за ними учредителем или приобретенных автономными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение этого имущества. При этом Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) “Об автономных учреждениях” <9> устанавливает одно ограничение для автономных учреждений по распоряжению имуществом – им запрещено без согласия своего учредителя вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Как видно из анализа приведенных норм, автономное учреждение наделяется большим объемом правомочия распоряжения в рамках права оперативного управления. В этой связи в юридической литературе отмечается, что имущество автономного учреждения, находящееся у него на праве оперативного управления, не имеет общего правового режима; специальных же режимов два, в зависимости от того, к какой категории оно относится <10>. Рассматривая содержание права оперативного управления автономного учреждения, ряд авторов приходит к выводу о том, что наряду с вещным правом (правом оперативного управления) у автономного учреждения возникает право частной собственности (в отношении имущества, не относящегося к особо ценному движимому и недвижимому имуществу, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества) <11>. Прежде чем прийти к какому-либо заключению в отношении данной позиции, необходимо остановиться на понятии права собственности. В субъективном смысле право собственности – это сфера внешней свободы, которая предоставляется собственнику нормами объективного права <12>. Содержание права собственности раскрывается законом путем перечисления правомочий собственника: права владения, права пользования и права распоряжения. Однако показанные правомочия могут принадлежать не только собственнику, но и другим лицам. Следовательно, право собственности должно обладать специфическим признаком, который выделяет его среди других вещных прав. Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник осуществляет принадлежащие ему правомочия по своему усмотрению, т.е. сам решает, что делать с принадлежащим имуществом исходя исключительно из собственных интересов. Что же касается субъектов других вещных прав, то их воля опирается не только на закон, но и зависит от воли самого собственника <13>. “Для всех вещных прав, разумеется, кроме права собственности, характерно то, что за каждым из них “маячит” фигура самого собственника” <14>. Вследствие этого субъекты других вещных прав владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в меньшем объеме, чем собственники, и только в определенных целях. Вставая на позицию авторов, считающих возможным рассматривать автономные учреждения как собственников имущества, мы должны будем констатировать тот факт, что право собственности автономного учреждения в данном случае будет зависимым и производным от права собственности самого собственника (учредителя), а это никак не соответствует сущности права собственности. Сущность отношений собственности, как видим, такова, что и в этом случае право собственности учредителя распространяется на все имущество автономного учреждения. Именно это и установлено в ст. 48 ГК РФ, где сказано, что учреждение относится к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Отсюда следует не согласиться с точкой зрения, согласно которой в отношении имущества, не относящегося к особо ценному движимому имуществу и недвижимому имуществу, закрепленным учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем, у автономного учреждения возникает право частной собственности. Существование такой позиции мы связываем с тем, что в данной ситуации достаточно сложно по объему правомочий разграничить названные вещные права.

<9> Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
<10> См.: Григорьева Н.С. Правовой режим имущества автономных учреждений // Юрист. 2008. N 8.
<11> См.: Андреев В.К. Об автономных учреждениях // Российская юстиция. 2007. N 2; Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (постатейный) // КонсультантПлюс. Комментарии законодательства, 2007.
<12> См.: Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2000. С. 42.
<13> См.: Гражданское право: учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000. С. 408.
<14> Там же. С. 332.

Правовая характеристика имущественных прав учреждений будет не полной, если не остановиться на вопросе о сущности “самостоятельного распоряжения” названных субъектов. В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждению может быть предоставлено право заниматься приносящей доходы деятельностью. Полученные учреждением доходы от такой деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Ряд авторов считают, что в этом случае можно вести речь об определенном “расширенном” праве оперативного управления <15>. Е.А. Суханов делает вывод о том, что сегодня теоретическая дискуссия о характере предусмотренного п. 2 ст. 298 ГК РФ “права самостоятельного распоряжения” разрешена путем признания этого права арбитражно-судебной практикой разновидностью права оперативного управления <16>. Как указывается в юридической литературе, “трудно представить себе, что органы Федеральной регистрационной службы зарегистрируют право учреждения на приобретенное им недвижимое имущество иное, чем право оперативного управления” <17>. Не вступая в дискуссию о правовой характеристике права самостоятельного распоряжения учреждением, отметим, что в случае поддержания позиции авторов о возможности существования “расширенного” права оперативного управления мы можем отметить, что границы осуществления правомочия распоряжения права оперативного управления определяются не только в зависимости от субъекта, но и ставятся в зависимость от возможности осуществления учреждением деятельности, приносящей доход.

<15> См., например: Чередникова М.В. О вещных правах по ГК РФ // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 2000. С. 123; Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. СПб., 2002. С. 202; Феофилактов А.С. Право оперативного управления государственных (муниципальных) учреждений: проблемы реализации и защиты // Арбитражная практика. 2007. N 6. С. 13; Мошкович М. Аренда имущества ГУПОВ и МУПОВ // Эж-Юрист. 2007. N 21.
<16> См.: Суханов Е.А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. 2006. N 12. С. 18.
<17> Сорокина С.Я. Вещные права учреждений и их осуществление // Вещные права: система, содержание, приобретение: сб. науч. тр. в честь проф. Б.Л. Хаскельберга / Под ред. Д.О. Тузова. М., 2008.

Таким образом, в настоящее время законодатель до сих пор не устранил многих неясностей в понимании содержания права оперативного управления. По мнению В.А. Дозорцева, “было бы неправильным считать, что Гражданский кодекс создал единую категорию “права оперативного управления”. По тексту ГК с совершенной очевидностью прослеживаются две разные категории. Одна – это оперативное управление имуществом учреждения (ст. 120 ГК), другая – право оперативного управления имуществом казенного предприятия <18>. В современной литературе А.Б. Целовальников также считает, что сегодня “мы, по сути, имеем как минимум два вида права оперативного управления” <19>. Однако не все ученые единодушны в выделении различных категорий права оперативного управления. Д.В. Петров отмечает, что различие объемов правомочий тех или иных субъектов права вовсе не обязательно должно повлечь вывод о “разных категориях”; “объем правомочий, закрепленный тем или иным правом, не так важен при выявлении его сущности” <20>, а сущность права оперативного управления проявляется в способность быть вещно-правовым механизмом имущественного обособления субъекта права, когда последний приобретает возможность владеть как собственным любым имуществом <21>. Вряд ли можно согласиться с такой позицией, поскольку выявление только такой особенности права оперативного управления не позволяет его отграничить от другого вещного права – права хозяйственного ведения, имеющего ту же самую особенность. “Право оперативного управления имеет ту же природу, что и право хозяйственного ведения, отличаясь от него только объемом” <22>. Достаточно сложно разграничить эти вещные права на основе общей формулировки законодательства (ст. ст. 294, 296 ГК РФ). Так, в соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное и муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Вместе с тем гражданское законодательство позволяет собственнику имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, как и при закреплении имущества на праве оперативного управления, вводить для унитарного предприятия два ограничения: цели и предмет деятельности; назначение имущества. Таким образом, основное разграничение названных вещных прав должно проводиться по объему предоставляемых правомочий, что является в настоящее время достаточно затруднительным. Нельзя не заметить, что право хозяйственного ведения было создано по правовой модели права оперативного управления с целью обосновать значительную самостоятельность государственных предприятий, которая требовалась для реформирования экономики в тот период. Субъекты права хозяйственного ведения наделялись большим объемом правомочий владения, пользования и распоряжения, что и служило, и служит до сих пор одним из оснований для разграничения права оперативного управления и права хозяйственного ведения <23>.

<18> Дозорцев В.А. Принципиальные черты собственности в ГК / В.А. Дозорцев // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский: Исследовательский центр частного права. М., 1998. С. 248.
<19> Целовальников А.Б. Автономное некоммерческое учреждение – новелла современного гражданского законодательства // Актуальные проблемы частноправового регулирования: материалы Международной научной конференции молодых ученых (г. Самара, 27 – 28 апреля 2007 г.) / Отв. ред. Ю.С. Поваров, Н.П. Кабытов. Самара, 2007. С. 102.
<20> Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. СПб., 2002. С. 114.
<21> Там же. С. 110.
<22> Комментарий к части первой ГК РФ (постатейный) / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского. ИПС “КонсультантПлюс”, 2006.
<23> До сих пор в учебной литературе многие авторы при разграничении права хозяйственного ведения и права оперативного управления указывают на различный объем правомочий названных вещных прав, отмечая, что право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, с чем можно сегодня не согласиться исходя из ныне действующего гражданского законодательства (см., напр.: Комментарий к ГК РФ: в 3 Т. Т. 1. Комментарий к части первой ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2007; Комментарий к части первой ГК РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2005).

Таким образом, анализ гражданского законодательства позволяет сегодня говорить о различном понимании права оперативного управления с точки зрения объема правомочий, включаемых в него. В ГК РФ речь идет об одном и том же вещном праве – праве оперативного управления, но с разным объемом правомочий, закрепляемых им применительно к тем или иным ситуациям гражданского оборота, что вряд ли является оправданным. Остаются не решенными вопросы о том, что следует вкладывать в это понятие (до сих пор в законодательстве не дается точная формулировка самого понятия, определяется только его содержание), как и где определяются границы существования этого права (в настоящее время отграничить право оперативного управления от права хозяйственного ведения и от права собственности возможно только по субъектам гражданского оборота). Все эти вопросы требуют пристального внимания со стороны законодателя.

Еще один вопрос, который также должен быть решен в нашем законодательстве, касается имущественного положения структурных подразделений отдельных видов некоммерческих организаций. В ряде законов предусматривается возможность наделения структурных подразделений некоммерческих организаций правом оперативного управления. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. 23.07.2008) “Об общественных объединениях” структурные подразделения общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником <24>. Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (ред. 08.11.2008) “О политических партиях” такое же право признается за региональными отделениями и иными структурными подразделениями партии в отношении имущества, закрепленного за ними собственником, которым является партия (п. 2 ст. 28) <25>. В юридической литературе Р.З. Хузин высказал точку зрения, согласно которой праву, на основании которого обособленное подразделение юридического лица пользуется и распоряжается закрепленным имуществом, наиболее присущи черты права оперативного управления <26>. Такая точка зрения вызывает возражения. Как нами было показано, особенностью права оперативного управления как гражданской категории является его способность быть вещно-правовым механизмом имущественного обособления субъекта права. Бесспорно, структурные подразделения обладают имуществом, необходимым для осуществления поставленных перед ними задач, но это не может рассматриваться как основа признания имущественной обособленности для них. Сама же формулировка норм ч. 2 ст. 32 Федерального закона “Об общественных объединениях” и п. 2 ст. 28 Федерального закона “О политических партиях” является не только не соответствующей ст. 296 ГК РФ, но и представляется некорректной и не имеющей смысла, в том числе с точки зрения ее применения, поскольку в настоящее время объем правомочий права оперативного управления наполняется различным содержанием в зависимости от субъектного состава, применительно же к структурным подразделениям общественных объединений законодателем не определяется объем правомочий, входящих в право оперативного управления.

<24> Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
<25> Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
<26> См.: Хузин Р.З. Обособленные подразделения юридических лиц: автореф. дис. …к. ю. н. Казань, 2002. С. 17.

К. ю. н.,

и предпринимательского права

Самарского государственного университета

Налог на имущество и право оперативного управления.

Итак, в ст. 378.2 НК РФ закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости. Одна из особенностей состоит в том, что объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества – собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, которые не являются организациями. Соответственно, собственник указанного имущества не исчисляет налог на имущество организаций и положения ст. 378.2 НК РФ на него не распространяются (см. письма Минфина РФ от 06.10.2016 № 03-05-04-01/58164, от 15.08.2016 № 03-05-04-01/47752).

Поэтому в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем которого является муниципальное образование, применяется общеустановленный порядок определения налоговой базы – исходя из среднегодовой стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Подтверждение можно найти на официальном сайте ФНС, где в разделе «Новости налогового законодательства» 13.04.2018 была опубликована информация под названием «О налоге на имущество организаций в отношении объектов, находящихся в оперативном управлении»:

С 1 января 2018 года Пермский край перешел на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов, перечисленных в пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»).

В соответствии с пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.

Недвижимость в оперативном управлении облагается налогом по среднегодовой стоимости независимо от включения здания (помещения) в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

Следовательно, в отношении имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, например административное здание, облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Таким образом, налоговая база в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении вышеуказанных организаций, определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Муниципальное казенное предприятие рассчитывает налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из среднегодовой стоимости этих объектов. 


Распоряжение имуществом казенного предприятия

1.
Казенное предприятие вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом лишь с
согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно
реализует производимую им продукцию,
если иное не установлено законом или
иными правовыми актами.

2.
Порядок распределения доходов казенного
предприятия определяется собственником
его имущества.

Распоряжение
имуществом учреждения

1.
Учреждение не вправе отчуждать или иным
способом распоряжаться закрепленным
за ним имуществом и имуществом,
приобретенным за счет средств, выделенных
ему по смете.

2.
Если в соответствии с учредительными
документами учреждению предоставлено
право осуществлять приносящую доходы
деятельность, то доходы, полученные от
такой деятельности, и приобретенное за
счет этих доходов имущество поступают
в самостоятельное распоряжение учреждения
и учитываются на отдельном балансе.

Приобретение
и прекращение права оперативного
управления

1.
Право хозяйственного ведения или право
оперативного управления имуществом, в
отношении которого собственником
принято решение о закреплении за
унитарным предприятием или учреждением,
возникает у этого предприятия или
учреждения с момента передачи имущества,
если иное не установлено законом и иными
правовыми актами или решением собственника.

2.
Плоды, продукция и доходы от использования
имущества, находящегося в хозяйственном
ведении или оперативном управлении, а
также имущество, приобретенное унитарным
предприятием или учреждением по договору
или иным основаниям, поступают в
хозяйственное ведение или оперативное
управление предприятия или учреждения
в порядке, установленном настоящим
Кодексом, другими законами и иными
правовыми актами для приобретения права
собственности.

3.
Право хозяйственного ведения и право
оперативного управления имуществом
прекращаются по основаниям и в порядке,
предусмотренным настоящим Кодексом,
другими законами и иными правовыми
актами для прекращения права собственности,
а также в случаях правомерного изъятия
имущества у предприятия или учреждения
по решению собственника.

Сохранение
прав на имущество при переходе предприятия
или учреждения к другому собственнику

1.
При переходе права собственности на
государственное или муниципальное
предприятие как имущественный комплекс
к другому собственнику государственного
или муниципального имущества такое
предприятие сохраняет право хозяйственного
ведения на принадлежащее ему имущество.

2.
При переходе права собственности на
учреждение к другому лицу это учреждение
сохраняет право оперативного управления
на принадлежащее ему имущество.

Объект налогообложения.

Российские организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.

Из статьи 378.1 НК РФ следует, что в отношении имущества, переданного концессионеру и (или) созданного им в соответствии с концессионным соглашением, налогоплательщиком является концессионер.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектом обложения налогом на имущество признаются также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

Налоговая база.

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Исключение из этого правила касается отдельных объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.