Тальбина: готовим кашу по сунне
Тальбина – арабская каша (ар. تلبينة). Это блюдо на молоке (лябан) — откуда и название «тальбина». Эту кашу ел сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и поэтому мы сегодня попробуем научиться готовить это блюдо с искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и намерением следовать его сунне.
Тальбина — как готовится каша по сунне
☝Передали от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что, когда кто-нибудь из её родственников умирал, собирались женщины, которые потом расходились, за исключением родных и близких подруг, и тогда по её велению готовили котелок тальбины, после чего готовили сарид ( традиционное блюдо арабской кухни, основными ингредиентами которого являются мясо и хлеб), который приправляли этой тальбиной, а она говорила (им): «Ешьте, ибо я слышала, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тальбина успокаивает сердце больного и уносит с собой часть (его) печали” التلبينة مجمة لفؤاد المريض، تذهب ببعض الحزن». Передали аль-Бухари, 9\479; Муслим, 2216.
📍Что понадобится?
— ячменная крупа (мелкого помола)
— вода
— молоко
— мед
В кастрюлю налить стакан воды и два стакана молока, смешать с маленькой чашкой ячменной муки (с отрубями). Тщательно перемешать и, помешивая, поставить на огонь до полного приготовления. Консистенция каши не должна быть не слишком жидкой и не слишком густой. Как только каша закипит, можно её снимать с огня. Каша готова!
Добавьте мёд и ешьте.
Был задан вопрос:
“Распространяют это в соц сетях мне показалось недостоверным и иссточника нет не могли бы проверить иншаллах.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: “Наступят такие времена, когда для людей господом будут их желудки, кыблой – их женщины, религией – деньги, а честью – богатство. От имана останется лишь название, от ислама – воспоминания, а от корана – лишь уроки (то есть будут изучать лишь чтение корана, при этом, не исполняя требования Священной Книги). Их мечети будут обустроены, а души – развалинами, сбившимися с истинного пути. Ученые будут самыми плохими людьми на земле. При этом Аллаh испытает их четырьмя видами бедствий: жестокость государя, период неурожая, жестокость правителя и судьи”
Данное сообщение, с различными его версиями; с упоминанием женщин в качестве Киблы, животов как богов, имущества как идолов, и без их упоминания, передают как слова ‘Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), а также как слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданные ‘Али. Примечательно то, что четыре вида бедствий, упоминаемые в сообщении, присутствуют в других вымышленных хадисах.
А что же касается данного сообщения, то без упоминаний женщин в качестве Киблы, животов как богов, имущества как идолов, то передал его Абдуллах бин Дукайн. Выдающийся знаток хадисов, хафиз Ибн Тахир Кайсарани (448-507г.х.) процитировав это сообщение сказал: “Абдуллах бин Дукайн вообще не годится как передатчик”
Также имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) оценил хадис как «очень слабый» и после подробного его разбора заключил: “Этот хадис, со всеми тремя путями его передачи остается слабым, из-за чрезмерной их слабости. Однако упомянутое в этом хадисе, в большей или малой степени, мусульманин сегодня может наблюдать в реалиях исламского мира. Мы же просим Аллаха упасти нас от этого!”
А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!
Тальбина – арабская каша. Это блюдо на молоке (лябан), и о его пользе говорил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям). Считается, что это кушанье любил Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям).
Когда кто-нибудь из родственников благочестивой Айши (радыяллаху анха) умирал, то в ее доме собирались женщины, которые потом расходились, за исключением родных и близких подруг, и тогда они готовили котелок тальбины, а затем приправляли ей сарид. Она же приговаривала: «Ешьте, ибо я слышала, как Посланник Аллаха наставлял: «Тальбина успокаивает сердце больного и уносит с собой часть (его) печали»» (Бухари, 9 / 479; Муслим, 2216).
Тальбина помогает пережить потерю близких
Из приведённого выше хадиса ясно, что благочестивая Айша (радыяллаху анха) советовала мусульманкам после похорон есть кашу тальбину, чтобы успокоить сердца. В наше время мы видим часто, как женщины не могут пережить потерю родного человека. В этой ситуации можно воспользоваться ее, и, ин ша Аллах, они легче перенесут горе.
Тальбина – лекарство от стрессов
В век стрессов и депрессий частое употребление тальбины помогло бы нам избавиться от различных душевных терзаний и сосредоточиться на поклонении Всевышнему Аллаху. Известно, что тальбина укрепляет иммунитет. Авиценна еще в XI веке в «Каноне врачебной науки» писал о целебном действии ячменной воды, супа и бульона при лихорадке.
Как приготовить тальбину
Сейчас в гастрономах можно найти любые продукты, и это даёт нам возможность приготовить тальбину и включать её в своё домашнее меню время от времени с искренней любовью к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) и намерением следовать его примеру. Возможно, кому-то его вкус покажется необычным, однако это будет проявлением любви к лучшему из людей – Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).
Тальбина готовится из мелко перемолотого ячменя. В кастрюлю нужно налить стакан воды и два стакана молока, смешать с маленькой чашкой ячменной муки (с отрубями). Затем тщательно перемешать и, помешивая, поставить на огонь до полного приготовления.
Консистенция каши не должна быть не слишком жидкой и не слишком густой. Как только каша закипит, можно её снимать с огня. Готовую кашу употребляют с мёдом, который можно добавить и перемешать, или же есть вприкуску.
1. Глава о достоинстве знания
Глава о достоинстве знания и словах Всевышнего Аллаха:
2. Глава о том, кому задали вопрос, когда он был занят беседой, и кто закончил её, а потом ответил задавшему вопрос
59 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды к Пророку ﷺ который беседовал с собравшимися людьми, подошёл какой-то бедуин и спросил: “Когда настанет Час этот?” Посланник Аллаха ﷺ продолжал разговаривать, (не ответив ему,) и некоторые люди сказали: “Он слышал, что сказал (этот бедуин), но ему это не понравилось”, другие же сказали так: “Нет, он не слышал”. Закончив разговор, (Пророк ﷺ) спросил: “Где же спрашивавший о Часе?” (Бедуин) откликнулся: “Я здесь, о Посланник Аллаха”. Тогда он сказал: “Жди наступления этого Часа тогда, когда будет погублено то, что отдано на хранение /амана/”. (Бедуин) спросил: “Как же это будет погублено?” (Пророк ﷺ) ответил: “Так будет, если поддержание этого дела будет поручено неспособным, и тогда следует ждать наступления этого Часа!”»
3. Глава о возвышающем свой голос с (целью передачи) знания
60 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Как-то раз, Пророк ﷺ отставший от нас в пути, присоединился ко (всем остальным) уже после того, как настало время молитвы, а мы совершали омовение и (некоторые из нас) начали протирать ноги, и тогда (Пророк ﷺ) изо всех сил закричал: “Горе пяткам от (мук) огня!” − дважды или трижды (повторив эти слова)».
4. Глава: Слова мухаддиса: «Он передал нам», или «он сообщил нам», или «он известил нас»
Хузайфа сказал: «Посланник Аллаха ﷺ рассказал нам два хадиса». Абуль-‘Алия сказал: «От Ибн ‘Аббаса, от Пророка ﷺ передавшего от своего Господа». Анас сказал: «От Пророка ﷺ передававшего от своего Великого и Всемогущего Господа». Абу Хурайра сказал: «От Пророка ﷺ передавшего от вашего Великого и Всемогущего Господа».
61 — Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Есть среди деревьев такое, листья которого не опадают, и, поистине, оно подобно мусульманину, а (теперь) скажите мне, что это (за дерево)?” − и люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне».
‘Абдуллах (ибн ‘Умар) сказал: «И мне пришло в голову, что это пальма, но я постеснялся, а потом они попросили: “Скажи нам, что это за дерево, о Посланник Аллаха?” Он сказал: “Это — пальма”».
5. Глава: Имам задаёт вопросы тем, кто находится у него, чтобы проверить, каково их знание
62 — Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, есть среди деревьев такое, листья которого не опадают, и, поистине, оно подобно мусульманину. Скажите мне, что это (за дерево)?»
(‘Абдуллах ибн ‘Умар) сказал: «И люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне».
‘Абдуллах (ибн ‘Умар) сказал: «И мне пришло в голову, что это пальма, а потом они сказали: “Скажи нам, что это за дерево, о Посланник Аллаха?” Он сказал: “Это — пальма”».
Перевод не полный.
63 — Передают со слов Шарийка ибн ‘Абдуллах ибн Намира о том, что он слышал, как Анас ибн Малик говорил: «Однажды, когда мы с Пророком ﷺ сидели в мечети, к ней верхом на верблюде подъехал какой-то человек. Он заставил своего верблюда опуститься на колени у мечети, стреножил его, а потом спросил: “Кто из вас Мухаммад?” В это время Пророк ﷺ сидел среди людей, опираясь на руку, и мы сказали: “Этот белолицый человек, который полулежит, опираясь на руку”. Тогда человек спросил его: “(Ты ли) Ибн ‘Абд аль-Мутталиб?” Пророк ﷺ сказал: “Тебе уже ответили”. (Этот человек) сказал Пророку ﷺ: “Я буду подробно расспрашивать тебя и поэтому (прошу) на меня не сердиться”. (Пророк ﷺ) сказал: “Спрашивай, о чём хочешь”. (Этот человек) спросил: “Я заклинаю тебя твоим Господом и Господом тех, кто жил до тебя, (скажи мне,) это Аллах послал тебя ко всем людям?” (Пророк ﷺ) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне.) это Аллах велел тебе, чтобы мы совершали пять молитв в течение дня и ночи?” (Пророк ﷺ.) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне.) это Аллах велел тебе, чтобы мы соблюдали пост в течение этого месяца года?” (Пророк ﷺ) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне.) это Аллах велел тебе брать садаку с богатых из нас и распределять её среди бедных?” Пророк ﷺ сказал: “О Аллах, да!” Тогда этот человек сказал: “Я уверовал во всё то, с чем ты пришёл, и я послан к тебе моими соплеменниками, и я − Димам ибн Са‘ляба, брат (племени) бану са‘д ибн бакр”».
7. Глава: О том, что было сказано относительно распространения книг обладателей знания в различные города
Перевод не полный
64 — Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими:
«(В своё время) Посланник Аллаха ﷺ отправил одного человека со своим посланием, повелев ему вручить это послание владыке Бахрейна. И тот вручил его владыке Бахрейна, который отправил его Хосрову, разорвавшему его на мелкие куски после прочтения».
(Ибн аль-Мусаййаб) сказал: «И Посланник Аллаха ﷺ проклял их, пожелав, чтобы их самих разорвали в клочья».
65 — Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда Пророк ﷺ написал (или: хотел написать) одно из своих посланий, ему сказали: “Они читают только запечатанные послания”. Тогда (Пророк ﷺ) взял серебряный перстень, на котором была выгравирована надпись “Мухаммад, Посланник Аллаха”, а белизна этого перстня на его руке и сейчас стоит у меня перед глазами».
8. Глава: О том, кто сел, пока не завершится собрание и о том, кто увидел свободное место в кругу сидящих и сел там
66 — Передают со слов Абу Вакъида аль-Лейси, да будет доволен им Аллах, что (однажды) когда Посланник Аллаха ﷺ сидел в мечети вместе с людьми, (туда) пришли три человека. Двое из них подошли к Посланнику Аллаха ﷺ, а один удалился.
(Передатчик этого хадиса) сказал: «(Эти) двое постояли около Посланника Аллаха ﷺ и что касается одного из них, то он увидел свободное место в кругу (сидевших людей) и сел там, другой сел позади них, что же касается третьего, то он ушёл. И когда Посланник Аллаха ﷺ закончил говорить (с этими людьми), он сказал: “Не сообщить ли вам (нечто) об этих троих? Что касается одного из них, то он искал приюта у Аллаха, и Аллах предоставил ему приют, что касается другого, то он устыдился и Аллах устыдился его, что же касается третьего, то он отвернулся, и Аллах (тоже) отвернулся от него”».
9. Глава: Слова Пророка ﷺ: «Иной раз тот, кому передают что-либо, усваивает это лучше, чем слышавший непосредственно»
67 — Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк ﷺ да, сел на своего верблюда, которого держал за повод (или: недоуздок) один человек, а потом спросил: “Что это за день?” Мы промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не день жертвоприношения?” Мы сказали: “Да”. (Затем) он спросил: “А что это за месяц?” Мы (снова) промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не зуль-хиджжа?” Мы сказали: “Да”. (Тогда) он сказал: “Поистине, взаимоотношения меж вами должны быть такими, чтобы ваша кровь, ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе! Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего, но, поистине, может получиться и так, что присутствующий известит того, кто усвоит это лучше него самого”».
10. Глава: Знание прежде слов и дел
И Аллах, да возвысится поминание Его, сказал: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Сура «Фатыр», 28).
«Они скажут: “Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени”» (Сура «аль-Мульк»,10).
Аллах также сказал: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (Сура «аз-Зумар», 9).
И Пророк ﷺ сказал: «Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага»; «Знания приобретаются только посредством изучения».
Абу Зарр сказал: «Если приставят меч к этому — и он указал на затылок — но я будут полагать, что успею произнести слово, которое слышал от Пророка ﷺ прежде, чем меня убьют, то я сделаю это!»
Ибн ‘Аббас относительно слов «Будьте духовными наставниками», сказал: «Мудрыми учеными»
(Имам аль-Бухари сказал): «Было сказано: “духовный наставник” (раббаний) — это тот, который, обучая людей, начинает с малого знания прежде чем, переходить к большому».
11. Глава о том, что Пророк ﷺ проявлял заботу о людях, обращаясь к ним с проповедями и обучая их только в подходящее время, чтобы они не питали (к этому) отвращения (или: не разбегались)
68 — Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк ﷺ проявлял о нас заботу и обращался к нам с увещеваниями (лишь в отдельные) дни, не желая, чтобы (его слова) вызывали в нас скуку».
69 — Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)».
12. Глава о том, кто уделил определенные дни для ученых
70 — Сообщается, что Абу Ваиль (Шакъикъ ибн Саляма) сказал: «Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, имел обыкновение увещевать людей в каждый четверг, и (как-то раз) один человек сказал ему: “О Абу ‘Абду-р-Рахман, мне бы очень хотелось, чтобы ты наставлял нас ежедневно!”, — (на что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах.) сказал: “Поистине, я не делаю этого только по той причине, что не желаю нагонять на вас скуку: (вот почему) я обращаюсь к вам с увещаниями (не каждый день, а лишь время от времени), как увещевал нас самих Пророк ﷺ опасавшийся, что (его слова могут) вызвать у нас скуку”».
13. Глава: Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага
71 — Сообщается, что Ибн Шихаб (аз-Зухри) сказал:
— Хумайд ибн ‘Абду-р-Рахман сказал:
— Я слышал, как обращаясь к людям с проповедью, Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал: “Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. (Помните, что) пока не придёт веление Аллаха, тот, кто будет противостоять (членам) этой общины, никогда не причинит им вреда, если станут они исполнять веления Аллаха”».
14. Глава о глубине понимания
72 – Сообщается, что Муджахид сказал:
— Я сопровождал Ибн ‘Умара в Медину и услышал как он рассказывал всего лишь один хадис от Посланника Аллаха ﷺ. (Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими), сказал: «Однажды, когда мы находились у Пророка ﷺ принесли джуммар, и Пророк ﷺ сказал: “Поистине, есть среди деревьев такое, которое подобно мусульманину”. Я хотел сказать, что это пальма, (но вспомнил, что) я самый младший из присутствующих, и промолчал, Пророк же ﷺ сказал: “Это — пальма”».
15. Глава: Завидовать следует знанию и мудрости
‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Изучайте религию прежде, чем вы поседеете».
73 — Сообщается, что аз-Зухри сказал:
— Я слышал, как Къайс ибн Абу Хазим сказал:
— Я слышал, как ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк ﷺ сказал: „Не следует завидовать никому, кроме (обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который поступает сообразно ей и передаёт её (другим)“».
16. Глава: О том, что упоминается о путешествии Мусы к морю для встречи с Хадиром
Слова Всевышнего Аллаха: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?» (Сура «аль-Кахф», 66).
74 — Передают со слов Ибн Шихаба о том, что ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах сообщил ему о том, что однажды Ибн ‘Аббас поспорил с аль-Хурр ибн Къайс ибн Хисн аль-Фазари на счёт человека, с которым встречался Муса. Ибн ‘Аббас сказал: «Это (был) Хадир!» И когда мимо них проходил Убай ибн Ка‘б, Ибн ‘Аббас позвал его, и сказал: «Мы поспорили с этим моим товарищем относительно товарища Мусы, с которым он хотел встретиться и просил указать дорогу к нему. Слышал ли ты, чтобы Пророк ﷺ упоминал об этом?» (Убай) сказал:
— Да я слышал как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Когда Муса был в собрании сынов Исраиля, к нему подошёл человек и спросил: „Знаешь ли ты кого-нибудь, кто знает больше тебя?“ Муса ответил: „Нет“. Тогда Аллах ниспослал ему откровение: „Это не так! (Есть) Наш раб Хадир“. Муса попросил показать ему путь к нему, и Аллах сделал для него знамением рыбу. И (Мусе) было сказано: „Когда ты потеряешь рыбу, то вернись, и ты встретишь его“. Муса (мир ему) следил за рыбой у моря. Затем слуга Мусы сказал ему: „Помнишь, как мы укрылись под скалой? Я забыл о рыбе, и только сатана заставил меня забыть о ней“. Муса сказал: „Это — то, чего мы желали!“ Они вдвоем вернулись назад по своим следам. И они нашли Хадира, а потом с ними произошло всё, о чём рассказал Великий и Всемогущий Аллах в Своей Книге».
17. Глава: Слова Пророка ﷺ: «О Аллах, научи его Книге!»
75 — Передают со слов ‘Икримы о том, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха ﷺ обнял меня и сказал: “О Аллах, научи его Книге!”»
18. Глава: О том, с какого возраста можно выслушивать слова малолетнего
76 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды, незадолго до своего совершеннолетия я приехал верхом на ослице в Мину, где Посланник Аллаха ﷺ перед которым не было стены, в это время совершал молитву. И я прошёл перед частью ряда (молившихся), отпустил ослицу пастись, а потом занял своё место в ряду, и никто не высказал мне порицания».
77 — Сообщается, что Махмуд ибн ар-Раби‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я запомнил, что (однажды), когда мне было пять лет, Пророк ﷺ брызнул мне в лицо водой, набрав её ртом из ведра».
19. Глава: Путешествие в поисках знаний
Джабир ибн ‘Абдуллах отправился в путь длиной в месяц к ‘Абдулле ибн Унайсу, для того, чтобы (услышать) один хадис.
78 — Передают со слов Ибн Шихаба о том, что ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба ибн Мас‘уд рассказывал: «Однажды Ибн ‘Аббас поспорил с аль-Хурром ибн Къайс ибн Хисн аль-Фазáри насчет товарища Мусы, и когда мимо них проходил Убай ибн Ка‘б, Ибн ‘Аббас позвал его, и сказал: «Поистине, мы поспорили с этим моим товарищем относительно товарища Мусы, с которым он хотел встретиться и просил указать дорогу к нему. Слышал ли ты, чтобы Пророк ﷺ упоминал об этом?» Убай сказал: «Да, я слышал как Пророк ﷺ рассказывал об этом и говорил: «Когда Муса был в собрании сынов Исраиля, к нему подошёл человек и спросил: «Знаешь ли ты кого-нибудь, кто знает больше тебя?» Муса ответил: «Нет». Тогда Аллах внушил ему откровение: «Это не так! (Есть) Наш раб Хадир». (Муса) попросил показать ему путь к нему, и Аллах сделал для него знамением рыбу. И (Мусе) было сказано: «Когда ты потеряешь рыбу, то вернись, и поистине, ты встретишь его». Муса ﷺ следил за рыбой у моря. Затем слуга Мусы сказал ему: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Я забыл о рыбе, и только сатана заставил меня забыть о ней». Муса сказал: «Это — то, чего мы желали!» Они вдвоем вернулись назад по своим следам. И они нашли Хадира, а потом с ними произошло всё, о чём рассказал Аллах в Своей Книге»».
20. Глава: Достоинство знающего и передающего знание
79 — Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».
21. Глава: Исчезновение знания и распространение невежества
Раби‘а сказал: «Не следует кому-либо, у кого есть что-либо из знаний, унижать самого себя».
80 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Предзнаменованием (близости) этого Часа станет то, что знание исчезнет, а невежество укоренится, (люди) будут пить (много) вина и (широкое) распространение получат прелюбодеяния“».
81 — Сообщается, что (однажды) Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я передам вам такой хадис, которого после меня не передаст уже никто. Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: „Предзнаменованием близости Часа этого станет то, что (количество) знания уменьшится, а невежество и прелюбодеяния получат (широкое) распространение, и возрастёт количество женщин, а количество мужчин сократится (до такой степени), что на пятьдесят женщин будет приходиться (только) один мужчина, опекающий их“».
22. Глава: Остаток знания
82 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: “(Однажды) я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, которое я пил до тех пор, пока не заметил, что влага выходит у меня из-под ногтей, после чего отдал остаток ‘Умару ибн аль-Хаттабу“. Люди спросили: “Как же ты истолковал (этот сон), о Посланник Аллаха?“ — на что он ответил: “(Это —) знание“».
23. Глава: Фетва сидящего на верховом животном или на чём-нибудь ещё
83 — Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что во время прощального паломничества Посланник Аллаха ﷺ (на какое-то время) задержался в Мине из-за людей, задававших ему вопросы. Один человек подошёл к нему и сказал: «По невнимательности я обрил голову до того, как принёс (свой скот в) жертву». (Пророк ﷺ) сказал: «Ничего, принеси жертву (сейчас)». (Потом) к нему подошёл другой (человек) и сказал: «По невнимательности я принёс жертву до того, как начал бросать камни в идолов». (Пророк ﷺ) сказал: «Ничего, бросай (сейчас)», и о чём бы (в тот день люди) ни спрашивали Пророка ﷺ относительно сделанного ими раньше или позже, чем нужно, он неизменно говорил (в ответ): «Ничего, сделай (это сейчас)».
24. Глава о том, кто давал фетву, делая знак рукой или кивая головой
84 — ‘Икрима передал со слов Ибн ‘Аббаса, да буде доволен ими обоими Аллах, о том, что во время хаджа, Пророку ﷺ задали вопрос. (Спрашивающий) сказал: «Я заколол (жертвенное животное) до того, как бросать (камешки)». И (Пророк ﷺ) сделав знак рукой сказал: «Ничего». (Затем другой человек) сказал: «Я сбрил волосы до того, как заколол (жертвенное животное)». И (Пророк ﷺ) сделав знак рукой (сказал): «Ничего».
85 — Сообщается, что Салим сказал: «Я слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что (однажды) Пророк ﷺ сказал: «(Со временем) исчезнет знание, распространятся невежество и бедствия, и умножится хардж». Его спросили: «О Посланник Аллаха, а что такое хардж?» — и в ответ он сделал знак рукой, повернув её так, будто убивал кого-то».
86 — Сообщается, что Асмаъ, да будет доволен ею Аллах, сказала:
— (Однажды) я зашла к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, в то время, когда она совершала молитву, и спросила (её): «Что происходит с людьми?» (В ответ) она указала (рукой) на небо и воскликнула: «Преславен Аллах! (Субхана-Ллах!)» (Взглянув в сторону мечети, я увидела, что) люди совершают молитву, и спросила: «(Это) знамение?» — и она утвердительно кивнула головой. Тогда я тоже приступила к намазу и молилась, пока не начала терять сознание, из-за чего мне пришлось полить себе голову водой. А (после намаза) Пророк ﷺ воздал хвалу Всемогущему и Великому Аллаху, восславил Его и сказал: «На этом месте я (только что) увидел всё, что мне не было показано раньше, в том числе — Рай и Ад. И мне было ниспослано откровение о том, что в могилах своих вы подвергнетесь такому же (или: близкому к этому) испытанию и будет им испытание, связанное с Антихристом. (Каждого умершего) спросят: «Что ты знаешь об этом человеке?» — и верующий (или: убеждённый) ответит: «Это — Мухаммад, Посланник Аллаха, который пришёл к нам с явными доказательствами и руководством, а мы ответили (ему) и последовали (за ним). Это — Мухаммад», и он повторит (эти слова) трижды, после чего (ангелы) скажут ему: «Спи во благе, ибо мы убедились, что ты веровал в него!» Что же касается лицемера (или: сомневающегося), то он скажет: «Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то, и говорил то же самое».
25. Глава: Побуждение Пророком ﷺ делегации племени ‘абдуль-къайс к сохранению веры, знаний и извещение (ими) тех, кто за ними
Малик ибн аль-Хувайрис сказал: «Пророк ﷺ сказал нам: “Возвращайтесь к своим семьям и обучайте их”».
87 – Сообщается, то Абу Джамра сказал:
— Я был переводчиком между Ибн ‘Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими, и людьми, и (однажды) он сказал: «Когда к Пророку ﷺ прибыла делегация (племени) ‘абдуль-къайс, он спросил: “Что это за делегация? Или (он сказал): Кто эти люди?” Они ответили: “Раби‘а”. Он сказал: “Добро пожаловать (вам, о) люди! Или: (Добро пожаловать) этой делегации! Не будете вы посрамлены и не станете сожалеть!” Они сказали: “Мы проделали к тебе далёкий и трудный путь и между нами и тобой этот район, (где живут) неверные (из племени) мудар, и мы можем приезжать к тебе только в священный месяц. Дай же нам веление, чтобы мы передали его оставшимся за нами и благодаря этому вошли в рай!” И он велел им (делать) четыре (дела) и запретил им четыре (других). Он велел им верить в одного лишь Великого и Всемогущего Аллаха и спросил: “Знаете ли вы, что такое вера в одного лишь Аллаха?” Они ответили: “Аллах и Его посланник знают (об этом) лучше”. Тогда он сказал: “Это − свидетельство о том, что нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад − Посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, соблюдение поста в рамадане и выделение вами пятой части военной добычи”. И он запретил им дуббу, хантам, музаффат”. Шу‘ба сказал: “Возможно, что он сказал: накъир, а возможно и мукъаййар”. (А затем) он сказал: “Запомните это и передайте это тем, кто остался за вами”».
26. Глава: Поездка с целью разрешения возникшего вопроса и наставления своей семьи
88 — Передают со слов ‘Укъбы ибн аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, что после его женитьбы на дочери Абу Ихаба ибн ‘Азиза к нему пришла одна женщина и сказала: «Поистине, я кормила грудью и ‘Укъбу, и ту, на ком он женился!» (В ответ) ей ‘Укъба сказал: «Я не знал, что ты вскормила меня, ведь (раньше) ты не говорила мне (об этом)!» А затем он верхом отправился к Посланнику Аллаха ﷺ в Медину и задал ему вопрос (относительно этого дела). Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Как же (она может оставаться твоей женой), если было сказано (, что она − твоя молочная сестра)?!» − и (после этого) ‘Укъба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека.
27. Глава: Очерёдность в приобретении знания
89 – Передают со слов ‘Абдулы ибн ‘Аббаса о том, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Одно время) мы с моим соседом из числа ансаров, который принадлежал к (роду) бану умайа ибн зайд, жившему в ‘Авали, по очереди приходили к Посланнику Аллаха ﷺ. Он приходил (к нему) в один день, а я − на следующий, и (в свой день) я сообщал (своему соседу) о том, какие откровения были ниспосланы в этот день, а также и другие новости, и он делал то же самое. Однажды, когда настала очередь этого моего друга из числа ансаров, он (вернулся,) громко постучал в мою дверь и спросил: “Он там?” Я испугался и вышел к нему, а он воскликнул: “Случилось нечто важное!”»
(‘Умар, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Войдя к Хафсе, я увидел, что она плачет, и спросил её: “Разве Посланник Аллаха ﷺ дал развод вам (всем)?” Она ответила: “Я не знаю”. А после этого я зашёл к Пророку ﷺ и спросил его, не присев: “Разве ты дал развод своим жёнам?” Он ответил: “Нет!” — и тогда я воскликнул: “Аллах велик! /Аллаху акбар!/”»
28. Глава о состоянии гнева во время проповеди и наставлении, данном тем, кто увидел нечто ненавистное ему
90 – Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды какой-то человек сказал: “О Посланник Аллаха, иногда я не прихожу на молитву вовремя, потому что такой-то (имам) проводит её с нами слишком долго”». (Абу Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал): «И я никогда не видел, чтобы Пророк ﷺ увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: “О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от молитвы)! Пусть же тот, кто проводит её с людьми, облегчает, ведь среди них (могут) оказаться больные, слабые и те, у кого есть неотложные дела!”»
91 – Передают со слов Зейда ибн Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что как-то раз один человек спросил Пророка ﷺ о (том, что следует делать с) найденным, и (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «(Сначала) узнай(, кому принадлежит) верёвка(, которой связано) найденное (или он сказал: сосуд, в котором находится найденное), а потом объявляй о находке (людям) в течение года, после чего можешь пользоваться этим, однако если (к тебе) придёт хозяин найденного, (тебе следует) отдать находку ему». (Этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися верблюдами?» И тогда (Пророк ﷺ) разгневался так, что щёки его покраснели (или он сказал: лицо его покраснело), и он сказал: «А что тебе до них, ведь на верблюдах будут бурдюки, и у них имеются копыта?! Они же сами приходят к воде и объедают (листья с) деревьев, так не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин смог сам найти их!» (Затем этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися овцами?» (Пророк ﷺ) ответил: «Они достанутся тебе, или твоему брату, или волку».
92 – Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды люди) стали задавать Пророку ﷺ такие вопросы, на которые он не хотел отвечать, однако, когда (люди, задававшие их,) принялись настаивать, он (сначала) разгневался, а потом сказал им: “Спрашивайте меня, о чём хотите”. Один человек спросил: “Кто мой отец?” (Пророк ﷺ) ответил: “Твой отец − Хузафа”. Потом встал другой человек и спросил: “Кто мой отец, о Посланник Аллаха?” Он ответил: “Твой отец − Салим, вольноотпущенник Шайбы”. А когда ‘Умар увидел по его лицу(, что Пророк ﷺ гневается), он сказал: “О Посланник Аллаха! Поистине, мы приносим своё покаяние Всемогущему и Великому Аллаху!”»
29. Глава о том, кто стал на колени перед имамом или рассказчиком
93 – Сообщается, что аз-Зухри сказал: «Анас ибн Малик сообщил мне о том, что когда (однажды) Посланник Аллаха ﷺ вышел (к людям), ‘Абдуллах ибн Хузафа встал и сказал: “Кто мой отец?” (Пророк ﷺ) сказал: “Твой отец Хузафа”. Затем они стали настаивать (с вопросами), пока он не сказал: “Спрашивайте меня”. Тогда ‘Умар встал на колени и сказал: “Мы довольны Аллахом как Господом, Исламом как религией и Мухаммадом ﷺ как Пророком! (И тогда Пророк ﷺ) промолчал”».
30. Глава о повторявшем свои слова трижды для того, чтобы его понимали
И (Пророк ﷺ) сказал: «И поистине, (это – ) клеветнические речи». И он продолжал повторять их.
Ибн ‘Умар сказал: «Пророк ﷺ трижды сказал: “Довел ли я?”»
94 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах: «Когда Пророк ﷺ обращался (к кому-либо) с салямом, то делал это три раза, а когда говорил что-нибудь (людям), он обычно повторял сказанное трижды».
95 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах: «Когда Пророк ﷺ говорил что-нибудь (людям), он обычно повторял сказанное трижды, чтобы его (правильно) понимали, а когда приходил к кому-нибудь, то приветствовал (хозяев дома тоже) три раза».
96 – Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз, Посланник Аллаха ﷺ отстал от нас во время одной из наших поездок, и присоединился к нам уже после того, как настало время послеполуденной молитвы/‘аср/, а мы (в это время) совершали омовение и (некоторые из нас) начали протирать ноги, и тогда (Пророк ﷺ) изо всех сил закричал: “Горе пяткам от (мук) Огня!” − (повторив эти слова) дважды или трижды”».
31. Глава: Обучение человеком своей рабыни и своей жены
97 – Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Троим уготована двойная награда: человеку из числа обладателей Писания, уверовавшему в своего Пророка, а (затем) уверовавшему и в Мухаммада, подневольному рабу, если он выполняет свои обязанности по отношению к Аллаху и по отношению к своим хозяевам, а также человеку, имевшему рабыню, с которой он сожительствовал и которую должным образом воспитывал и обучал, а потом освободил её и женился на ней, − (каждому из них) уготована двойная награда”».
32. Глава: Увещание и обучение женщин имамом
98 – Сообщается, что Аййюб сказал:
– Я слышал, как ‘Атаъ сказал: «Я слышал, как Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Однажды Пророк ﷺ который вышел (из мечети) вместе с Билялом, (подошёл к женщинам,) решив, что они не слышали того, что он говорил. И он принялся увещевать их и велел им давать садаку, женщины же стали отдавать свои серьги и кольца, а Билял собирал всё это в полу своей одежды”».
33. Глава: Стремление к (изучению) хадисов
99 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил: “О Посланник Аллаха, кто (из людей) обретёт наивысшее счастье благодаря твоему заступничеству в День воскрешения?” (В ответ) Посланник Аллаха ﷺ сказал (мне): “О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать (мои) слова! В День воскрешения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто скажет: “Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха”, будучи искренним в сердце своём (или: в душе своей)”».
34. Глава: Как будет забрано знание
‘Умар ибн ‘Абдуль ‘Азиз написал Абу Бакру ибн Хазму: «Посмотри, что есть из хадисов Посланника Аллаха ﷺ и запиши это. Поистине, я боюсь, что исчезнут занятия по религиозному знанию и уйдут (из жизни) учёные. Не принимай ничего, кроме хадисов Пророка ﷺ распространяйте знания и собирайтесь для того, чтобы обучать того, кто не знает, ибо, поистине, знание не умрёт, пока не станет тайным».
100 – Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: “Поистине, Аллах не забирает знание, (просто) лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая (из мира) знающих, когда же Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!”»
35. Глава: Следует ли назначать специальный день для того, чтобы наставлять женщин (в религии)?
101 – Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) женщины сказали Пророку ﷺ: “Мужчины не дают нам возможности поговорить с тобой, выдели же для нас (особый) день по своему усмотрению!” И он пообещал (женщинам выделять для них такой) день, (с наступлением которого) встретился с ними, стал наставлять их и давать им свои веления (относительно установлений религии). Среди прочего (Пророк ﷺ) сказал им: “Для любой из вас, у которой умрут трое её детей, они обязательно послужат защитой от огня”. Одна женщина спросила: “А (если их будет) двое?” Он ответил: “И двое”».
36. Глава о том, кто услышал нечто, (не понял этого) и переспросил, чтобы понять
103 – Передают со слов Ибн Абу Мулейки о том, что обычно, когда жена Пророка ﷺ ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, слышала о чём нибудь, что она не понимала, она обязательно переспрашивала об этом, чтобы понять это, и (также она рассказывала,) что однажды Пророк ﷺ сказал: «Тот, у кого потребуют полного отчёта, будет подвергнут наказанию».
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
37. Глава: Пусть присутствующий известит отсутствующего
Об этом сообщил Ибн ‘Аббас от Пророка ﷺ.
104 — Сообщается, что Абу Шурайх, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Я слышал, что сказал Посланник Аллаха ﷺ на следующий день после завоевания Мекки. Я слышал эти слова своими ушами, усвоил их своим сердцем, и я видел его собственными глазами, когда он говорил это. (Сначала Пророк ﷺ) воздал Аллаху хвалу и восславил Его, а потом сказал: «Поистине, Мекку объявил священной Аллах, а не люди, и поэтому непозволительно человеку, верующему в Аллаха и в Последний день, ни проливать в (этом городе) кровь, ни вырубать в нём деревья. Если же кто-нибудь посчитает это для себя допустимым(, ссылаясь на то, что) в Мекке сражался Посланник Аллаха, скажите ему: “Поистине, Аллах разрешил это Своему посланнику, но не разрешал вам!” Да и мне Он позволил делать это только в течение части этого дня, и сегодня она вновь стала столь же священной, как и вчера, так пусть же присутствующий известит (об этом) отсутствующего!»
38. Глава: Грех того, кто возводит ложь на Пророка ﷺ
106 – Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк ﷺ сказал: “Не возводите на меня ложь, ибо, поистине, тот, кто возведёт на меня ложь, непременно попадёт в Огонь!”»
107 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:
— (Однажды) я сказал (своему отцу) аз-Зубайру: «Поистине, я не слышу, чтобы ты рассказывал (хадисы) от Посланника Аллаха, как такой-то и такой-то?!» Он ответил: «Я же не расставался с ним, однако, я слышал, как он говорил: “Тот, кто возведёт на меня ложь, пусть займёт своё место в Огне!”»
108 — Сообщается, что Анас сказал: «Поистине, рассказывать вам множество хадисов мне мешает (лишь то), что Пророк ﷺ сказал: “Тот, кто возведет на меня ложь, непременно займёт своё место в огне!”»
109 — Сообщается, что Саляма (ибн аль-Акъва‘, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал: “Пусть займёт своё место в Огне тот, который станет приписывать мне то, чего я не говорил!”»
110 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк ﷺ сказал: «(Вы можете) называть себя моим именем, но не используйте мою кунью, называя себя! Если кто-нибудь из вас увидит меня во сне, (это будет означать, что) он (действительно) увидел меня, ибо шайтан не может принимать мой облик. Тот же, кто станет намеренно возводить на меня ложь, пусть займёт своё место в Огне!»
39. Глава: Письменная фиксация знания
111 – Сообщается, что Абу Джухайфа сказал: «(Однажды) я спросил у ‘Али, да будет доволен им Аллах: “Есть ли у вас какая-нибудь книга?” Он ответил: “Нет у нас ничего, кроме Книги Аллаха, понимания, которым наделен мусульманин, и того, что написано на этом листочке”».
(Абу Джухайфа) сказал: «Я спросил: “А что (написано) на этом листочке?” Он ответил: “(То, что следует выплачивать) виру за кровь, освобождать пленных и то, что не убивают мусульманина за (убийство) неверного”».
112 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что в год завоевания Мекки, (люди) из племени хуза‘а убили человека из числа бану лейс, который убил кого-то из их числа, и когда об этом сообщили Пророку ﷺ он сел на свое верховое животное, и обратившись (к людям) с проповедью, сказал: «Поистине, Аллах не допускает убийств в Мекке (или: не допустил к ней слона), однако Он дал власть над ними Посланнику Аллаха ﷺ и верующим. Поистине, никому до меня не позволялось (сражаться) в (этом городе) и никому не будет позволено это после меня! Поистине, и для меня это стало дозволенным лишь на определённое время в течение дня, а сейчас (Мекка), несомненно, (снова) является священной территорией, где нельзя ни срезать колючки, ни вырубать деревья, ни поднимать найденное, если только (человек не делает это) для того, чтобы объявить о своей находке (людям). Если же кого-нибудь убьют, то (его ближайшие родственники) могут выбирать одно из двух: либо получить выкуп /дийа/ за убитого, либо воздать убийце равным».
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): «Тут подошёл какой-то человек из Йемена и сказал: “Запиши для меня (эти слова), о Посланник Аллаха”, и тогда он велел: “Запишите (это) для отца такого-то”. (А после этого) один мужчина из числа курайшитов воскликнул: “Кроме душистого тростника, о Посланник Аллаха, ведь мы используем его в наших домах и на наших могилах!” − и тогда Пророк ﷺ сказал: “Кроме душистого тростника, кроме душистого тростника”».
У Абу ‘Абдуллаха (аль-Бухари) спросили: «А что он записал для него?» Он ответил: «Он записал для него эту проповедь».
113 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни один из сподвижников Пророка ﷺ не запомнил от него столько хадисов, сколько запомнил я, если не считать ‘Абудуллы ибн ‘Амра, ибо, поистине, он записывал (их), а я не делал этого».
114 – Передают со слов ‘Убайдуллы ибн ‘Абдуллах о том, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Когда (предсмертные) страдания Пророка ﷺ усилились, он сказал: “Принесите мне (принадлежности для) письма, и я напишу для вас то, благодаря чему вы не собьётесь с правильного пути”. Однако ‘Умар сказал: “Пророк ﷺ серьёзно болен, а у нас есть Книга Аллаха, и этого нам достаточно!” Тут мнения (присутствовавших) разделились, поднялся шум, и тогда Пророк ﷺ сказал: “Оставьте меня, не следует спорить в моём присутствии!”»
И Ибн ‘Аббас вышел поговаривая: «Поистине беда, эта та беда, которая вмешивается между Посланником Аллаха ﷺ и тем, что он напишет».
40. Глава: Знание и увещание ночью
115 – Сообщается, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ночью Пророк ﷺ проснулся и воскликнул: “Преславен Аллах! /Cубхана-Ллах!/ Какие бедствия были ниспосланы сегодня ночью и какие сокровищницы открыты! Разбудите обитательниц комнат, ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнажённой в мире ином!”»
41. Глава: Ночной разговор о знании
116 – Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, уже) в конце своей жизни, Пророк ﷺ совершил с нами вечерний намаз, и когда он произнёс в конце её слова таслима, он поднялся и сказал: “Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне)!”»
117 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) я остался на ночь в доме своей тётки Маймуны бинт аль-Харис, жены Пророка ﷺ находившегося в ту ночь у неё. Пророк ﷺ совершил вечерний намаз (в мечети), вернулся домой, совершил намаз в четыре рак‘ата и лёг спать. (Через некоторое время) он встал и спросил: “Мальчик поспал?” (Или же он сказал нечто подобное.) Затем он встал на намаз, я же встал слева от него, но он поставил меня справа, совершил пять рак‘атов намаза, а потом ещё два, после чего (снова) заснул, и я услышал его храп, а (ещё через некоторое время) он пошёл на (утренний) намаз».
42. Глава: Сохранение знания
118 – Передают со слов аль-А‘раджа, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, люди говорят, что Абу Хурайра (передал) много (хадисов), однако если бы не два аята из Книги Аллаха, то я не передал бы ни одного хадиса».
Затем он прочитал (следующие аяты): «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный»(, после чего сказал): «Поистине, наши братья из числа мухаджиров были заняты торговыми сделками, а наших братьев из числа ансаров занимали дела, связанные с их имуществом, тогда как Абу Хурайра, довольствовавшийся лишь тем, что могло насытить его живот, неотступно следовал за Посланником Аллаха ﷺ присутствуя там, где отсутствовали они, и запоминая то, чего не запомнили они».
119 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я сказал Посланнику Аллаха ﷺ: “О Посланник Аллаха, поистине, я слышу от тебя многое, но забываю это!” Тогда он велел: “Распахни свою накидку”, и я распахнул её».
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И он сделал своими руками такое движение, будто наполнил их чем-то, (а потом как будто бы положил что-то в мою накидку) и велел: “Запахнись!” Тогда я сдвинул края накидки и после этого уже ничего не забывал».
120 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Из (сказанного) Посланником Аллаха ﷺ я запомнил (то, что относится к) двум видам знания. Что касается первого, то я распространил его (среди людей), что же касается второго, то, если бы я распространил и его, (мне) обязательно перерезали бы горло!»
43. Глава: Необходимо молча прислушиваться к словам знающих
121 – Передают со слов Джарира (ибн ‘Абдуллах), да будет доволен им Аллах, что во время прощального паломничества Пророк ﷺ велел ему: «Скажи людям, чтобы они молчали и слушали!», – после чего он сказал: «Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы!»
44. Глава: Что желательно сказать учёному, если его спросят: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?», и чтобы он приписал знание Аллаху (сказав, что самым знающим является Аллах)
122 – Сообщается, что Са‘ид ибн Джубайр сказал:
– (Однажды) я сказал Ибн ‘Аббасу, да будет доволен ими обоими Аллах:
– Науф аль-Бикалий утверждает, что Муса, (который сопровождал аль-Хадира), не тот Муса, (который был Пророком) сынов Исраиля, а это другой Муса. Ибн ‘Аббас сказал:
– Соврал враг Аллаха! Убайй ибн Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сообщил нам о том, что Пророк ﷺ сказал:
– (Однажды) Пророка Мусу, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?» − и он ответил: «Самым знающим являюсь я», однако Аллах выразил ему порицание за то, что не вернул обладание знанием к Аллаху. И Аллах ниспослал ему в откровении: «Поистине, у места слияния двух морей (живёт) один из рабов Моих, который знает больше, чем ты!» (Муса) спросил: «О Господь мой, как мне найти его?» − и ему было сказано: «Положи в корзину рыбу (и отправляйся в путь, а раб этот) будет там, где ты потеряешь её». И он отправился в путь вместе со своим молодым (слугой) по имени Йуша‘ ибн Нун, который нёс рыбу в корзине. Добравшись до одной скалы, они склонили свои головы и заснули, а рыба выбралась из корзины и двинулась по направлению к морю будто по тоннелю. (Узнав об этом,) Муса и его слуга были удивлены, а потом они (снова) двинулись в путь (и шли) остаток ночи и (весь) день. Когда настало утро, Муса велел своему слуге: «Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути», а до того, как он миновал то место, куда ему было велено (идти), Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал ему: «Дело в том, что, когда мы остановились у скалы, я позабыл о рыбе». (Услышав это,) Муса воскликнул: «Этого-то мы и желали!» − и они вернулись назад по своим следам, когда же добрались до той скалы, (увидели) человека, облачённого в одежды (или же он сказал: человека, облачившегося в свои одежды). Муса поприветствовал его, а аль-Хадир спросил: «Откуда в твоей стране знают о (таком) приветствии?» (В ответ ему Муса) сказал: «Я – Муса». Он спросил: «Муса (из числа) израильтян?» − и (Муса) ответил: «Да», (а затем) спросил (его): «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?» Он ответил: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной, о Муса, ведь я обладаю знанием, которое было дано мне Аллахом и которое неведомо тебе, ты же обладаешь (иным) знанием, (также) дарованным тебе Им и неведомым мне». (На это Муса) сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления». И (Муса с аль-Хадиром) отправились в путь по берегу моря, (поскольку) у них не было корабля, (а вскоре неподалёку) от них проплывал какой-то корабль, и они попросили (моряков) взять их на борт. Аль-Хадир был известен (этим людям), и они взяли их, не потребовав никакой платы. (Через некоторое время) прилетел воробей, который сел на борт корабля и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. (Увидев это,) аль-Хадир сказал: «О Муса, знание (, полученное) тобой и мной, уменьшило знание Аллаха настолько же, насколько (та малость воды, что уместилась в) клюве этого воробья, уменьшила море!»А потом аль-Хадир подошёл к одной из досок корабля и выломал её (из борта). Муса сказал: «(Эти) люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты специально сделал пробоину, чтобы потопить тех, кто на корабле?» (Аль-Хадир) сказал: «Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?» (Муса) сказал: «Не укоряй меня за то, что я забыл», и (так) Муса проявил забывчивость в первый (раз во время этого путешествия). Они снова двинулись в путь и (через некоторое время) увидели мальчика, игравшего с другими детьми. Аль-Хадир схватил его за голову сверху и оторвал её своими руками, а Муса воскликнул: «Неужели ты убил невинного человека, который никого не убивал?!» (В ответ ему аль-Хадир) сказал: «Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?» И они (вновь) отправились в путь, а когда явились к жителям одного селения, попросили, чтобы они их накормили, но те отказались оказать им гостеприимство. (В этом селении) они увидели готовую рухнуть стену, которую (аль-Хадир) выпрямил своими руками, а Муса сказал ему: «При желании ты мог бы получить за это плату», (на что аль-Хадир) ответил: «Это (значит, что) мы должны расстаться».
А затем Пророк ﷺ сказал: «Да помилует Аллах Мусу! Поистине, хотелось бы нам, чтобы он проявил (больше) терпения, и тогда нам (больше) поведали бы о них!»
45. Глава о том, кто стоя задал вопрос сидевшему, который обладал знанием
123 – Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) к Пророку ﷺ пришёл какой-то человек, который спросил его: “О Посланник Аллаха, что такое сражение на пути Аллаха? Ведь некоторые из нас сражаются под воздействием гнева, а иные − (под воздействием) ярости”. И (Пророк ﷺ) поднял свою голову и сделал это только из-за того, что тот стоял, а (потом) сказал: “На пути Аллаха Всемогущего и Великого находится сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха”».
46. Глава: Задавание вопроса и вынесение фатвы при бросании камешек (во время хаджа)
124 – Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, как задавали вопросы Пророку ﷺ который находился у джамрата. Один человек (подошёл к нему) и сказал: “О Посланник Аллаха, (по невнимательности) я принёс жертву до того, как начал бросать камни в идолов”. (Пророк ﷺ) сказал: “Ничего, бросай (сейчас)”. Другой человек сказал: “О Посланник Аллаха, я обрил голову до того, как принёс (свой скот в) жертву”. (Пророк ﷺ) сказал: “Ничего, принеси жертву (сейчас)”. И о чём бы (в тот день люди) ни спрашивали его относительно сделанного ими раньше или позже, чем нужно, он неизменно говорил (в ответ): “Ничего, сделай (это сейчас)”».
47. Глава: Слова Аллаха Всевышнего: «Даровано вам знания лишь немного» («аль-Исра», 85)
125 – Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда мы вместе с Пророком ﷺ опиравшимся на голую пальмовую ветвь, шли через развалины Медины, нам повстречалась группа иудеев. Некоторые из них стали говорить другим: “Спросите его о духе”, а некоторые (другие) говорили: “Не спрашивайте его, ибо что бы он ни сказал, вам это не понравится!» Иные же сказали: “Мы обязательно спросим его!” − после чего один из них встал и спросил: “О Абуль-Къасим, что такое дух?” (Пророк ﷺ) промолчал, а я сказал себе: “Ему ниспосылается откровение”, и встал (между ним и иудеями, чтобы они не мешали ему), когда же (ниспослание откровения) ему закончилось, он сказал: “Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: “Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало”».
48. Глава о том, кто оставил некоторую пользу, боясь, что некоторые люди не поймут это и совершат худшее, чем это
126 – Сообщается, что аль-Асвад сказал:
– Ибн аз-Зубайр (как-то) сказал мне: «‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, многое рассказывала тебе по секрету. Что же она рассказала тебе о Ка‘бе?» Я ответил:
– Она сказала мне: «Пророк ﷺ сказал: “О ‘Аиша, если бы твои соплеменники не были (столь) близки к прошлому (— Ибн аз-Зубайр сказал: “К неверию” —), я бы разрушил Ка‘бу и сделал бы для неё две двери: дверь, в которую бы заходили люди, и дверь, через которую бы они выходили”. И это сделал (‘Абдуллах) ибн аз-Зубайр».
49. Глава о том, кто выделил одних людей знанием помимо других, опасаясь, что они не поймут
127 – Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Говорите с людьми о том, что им будет понятно. Неужели хотите вы, чтобы на Аллаха и Его посланника ﷺ стали возводить ложь?!»
128 – Сообщается, что Къатада, да помилует его Аллах, сказал:
– Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал нам о том, что (однажды, когда) Пророк ﷺ (ехал верхом), а позади него в седле сидел Му‘аз, (Пророк ﷺ) сказал: «О Му‘аз!» (Му‘аз) сказал: «Я перед тобой, о Посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» (Пророк ﷺ снова) сказал: «О Му‘аз!», – (и Му‘аз снова) сказал: «Я перед тобой, о Посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!», – (и это повторилось) трижды. (Тогда Пророк ﷺ) сказал: «Какой бы раб (Аллаха) ни засвидетельствовал, что нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Его посланник, искренне (веруя в это) сердцем своим, Аллах обязательно сделает его запретным для огня». (Му‘аз) спросил: «О Посланник Аллаха, так не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?» Он сказал: «Тогда они (только на это) и будут надеяться», – и Му‘аз сообщил (людям) об (этих словах Пророка ﷺ) лишь незадолго до своей смерти, считая (дальнейшее молчание) греховным.
129 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мне рассказали о том, что Пророк ﷺ сказал Му‘азу: “Тот, кто встретит Аллаха не приобщая к Нему ничего, войдет в Рай”. (Му‘аз) сказал: “Не обрадовать ли мне (этим) людей?” (Пророк ﷺ) ответил: “Нет, ибо, поистине, я боюсь, что они (только на это) и будут надеяться”».
50. Глава: Проявление стыдливости в (процессе приобретения) знания
Муджахид сказал: «Не приобретет знания стеснительный и высокомерный».
‘Аиша сказала: «Лучшие женщины – это женщины ансаров. Стеснительность не мешает им постигать религию».
130 — Сообщается, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды) Умм Сулейм пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и сказала: “О Посланник Аллаха, поистине, Аллах не стыдится (говорить) истину, ( так скажи мне,) следует ли женщине совершить полное омовение/гъусль/, если во сне она увидит, что совокупилась с мужчиной, и у неё случится поллюция?” Пророк ﷺ ответил: “Да, если (после пробуждения) она увидит (свои) выделения”. (Услышав это,) Умм Саляма прикрыла своё лицо и спросила: “О Посланник Аллаха, а разве у женщин бывают поллюции?” (В ответ ей Пророк ﷺ) сказал: “Что за вопрос, конечно! А почему же ещё сын становится похожим на мать?”»
131 — Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара о том, что (однажды) Посланник Аллаха ﷺ сказал:«Есть среди деревьев такое, листья которого не опадают, и, поистине, оно подобно мусульманину, а (теперь) скажите мне, что это (за дерево)?» Люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне, а мне пришло в голову, что это пальма».
(‘Абдуллах) сказал: «Но я постеснялся, а потом они попросили: “Скажи нам, что это (за дерево), о Посланник Аллаха?” И тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Это − пальма”».
(‘Абдуллах) сказал: «И (позже) я рассказал своему отцу (‘Умару) о том, что пришло мне (тогда) в голову и он сказал: “Если бы ты это сказал, то это было бы для меня любимее чем то-то и то-то”».
51. Глава о том, кто устыдился и велел задать вопрос другому
132 — Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:«Обычно у меня выделялась жидкость, и (однажды) я велел аль-Микъдаду спросить (об этом) Пророка ﷺ. (Аль-Микъдад) задал ему этот вопрос, и (Пророк ﷺ) сказал: “(В этом случае следует) совершить омовение /вудуъ/”».
52. Глава: Обучение и вынесение решения /фетва/ в мечети
133 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:«(Однажды) какой-то человек поднялся со своего места в мечети и спросил: “О Посланник Аллаха, с какого места ты повелишь нам входить в состояние ихрама?” (В ответ ему) Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Жители Медины должны делать это в Зуль-Хулейфе, жители Шама − в аль-Джухфе, а жители Неджда − у Къарна”».
Ибн ‘Умар также сказал: «И утверждают, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: “И жители Йемена делают это у Йалямляма”».
Ибн ‘Умар обычно говорил: «Однако лично я не помню, чтобы Посланник Аллаха ﷺ говорил это».
53. Глава о том, кто дал спросившему ответ более широкий, чем поставленный вопрос
134 — Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что один человек спросил Пророка ﷺ: «Что должен надевать на себя (паломник, желающий) облачиться в ихрам?» Он ответил: «Ему не следует надевать ни рубаху, ни чалму, ни шаровары, ни бурнус, ни одежду, окрашенную жёлтым деревом или шафраном. Если он не найдёт сандалии, пусть оденет кожаные носки, обрезав их так, чтобы верхние края не доходили до лодыжек».