Система федеральных органов исполнительной власти включает министерства федеральные агентства

К
организационно_правовым формам органов
федеральной исполнительной власти
относятся:

Таким
образом, в Указе Президента РФ от 9 марта
2004 г. № 314 закреплено, что система
федеральных органов исполнительной
власти включает в себя три элемента:
министерства, службы и агентства.

Первым
звеном системы федеральных органов
являются министерства
РФ.

Министерство
РФ — это федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
установленной сфере (отрасли) деятельности.

Министерство
образуется на основании указа Президента
РФ; возглавляется министром, который
назначается на должность и освобождается
от должности Президентом РФ по
представлению Председателя Правительства
РФ. Министр входит в состав Правительства
РФ, осуществляет государственное
управление и координацию деятельности
в подчиненной отрасли или сфере
деятельности на основе единоначалия и
несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на министерство
задач и функций.

Министерство
в своей деятельности руководствуется
Конституцией, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента
РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ и положением о
министерстве, утверждаемым Президентом
или Правительством РФ. Министр издает
приказы, распоряжения, указания,
инструкции по вопросам, входящим в его
компетенцию (в необходимых случаях
совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти), т. е.
устанавливает правила поведения,
обязательные для исполнения органами
государственной власти, органами
местного самоуправления, их должностными
лицами и гражданами (нормативно-правовые
акты).

Вторым
звеном системы федеральных органов
исполнительной власти являются
федеральные
службы.
Президентом РФ установлено, что
федеральная служба является федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в установленной сфере деятельности,
а также специальные функции в области
обороны, государственной безопасности,
защиты и охраны Государственной границы
РФ, борьбы с преступностью, общественной
безопасности.

Не
все федеральные службы являются
самостоятельными, часть из них включена
в структуры федеральных министерств.Одними
службами руководство осуществляет
Президент РФ, другие — находятся в
ведении Правительства РФ.

К
самостоятельным федеральным службам,
руководство деятельностью которых
осуществляет Президент РФ, относятся:

— Государственная
фельдъегерская служба РФ.

— Служба
внешней разведки РФ.

— Федеральная
служба безопасности РФ.

— Федеральная
служба РФ по контролю за оборотом
наркотиков.

— Федеральная
служба охраны РФ.

В
ведении Правительства РФ находятся
следующие самостоятельные федеральные
службы: антимонопольная; по тарифам; по
финансовым рынкам; по гидрометеорологии
и мониторингу окружающейсреды;
государственной статистики; по
экологическому, технологическому и
атомному надзору.

Третьим
звеном системы федеральных органов
исполнительной власти являются
федеральные
агентства.

Федеральные
агенства — это федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
в установленной сфере деятельности
функции по оказанию государственных
услуг, по управлению государственным
имуществом и правоприменительные
функции, за исключением функций контроля
и надзора. Президент РФ определил, что
на правах самостоятельных федеральных
агентств действуют подчиненные
непосредственно ему Главное управление
специальных программ Президента РФ и
Управление делами Президента РФ. Основная
часть федеральных агентств включена в
состав федеральных министерств. Так,
например, Министерство природных
ресурсов имеет три федеральных агентства:
водных ресурсов, лесного хозяйства и
по недропользованию. И лишь два федеральных
агентства —Федеральное агентство по
атомной энергии и Федеральное космическое
агентство — являются самостоятельными
и находятся в ведении Правительства
РФ. Возглавляет федеральное агентство
генеральный директор.

Федеральные
службы и агентства руководствуются в
своей деятельности Конституцией РФ,
федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента РФ,
постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, а также положениями
о них, которые утверждаются Президентом
или Правительством РФ.

В
федеральных службах и агентствах
образуются коллегии, утверждаемые
Правительством РФ. Коллегия является
совещательным органом. Ее решения
оформляются приказами руководителя
органа.

Рассматриваемые
органы являются юридическими лицами,
имеют расчетные и иные счета в учреждениях
банков, печать с изображением
Государственного герба РФ и со своим
наименованием.

Структура
федеральных органов исполнительной
власти
включает перечень конкретных органов,
входящих в систему федеральных органов
исполнительной власти и обеспечивающих
реализацию Правительством РФ возложенных
на него задач и полномочий.

Структура
федеральных органов исполнительной
власти предлагается Председателем
Правительства РФ не позднее недельного
срока после его назначения и утверждается
указом Президента РФ.

В
систему федеральных органов исполнительной
власти входят: Правительство РФ,
включающее в себя Председателя
Правительства РФ, его заместителей и
федеральных министров, а также министерства
и другие федеральные органы исполнительной
власти, которые определяются на основе
Конституции РФ, Федерального
конституционного закона «О Правительстве
РФ» и иных федеральных законов.

В
соответствии с Указом Президента РФ от
9 марта 2004 г. «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной
власти» в систему федеральных органов
исполнительной власти входят:

Правительство
Российской Федерации является органом
государственной власти Российской
Федерации. Оно осуществляет исполнительную
власть Российской Федерации, является
коллегиальным органом, возглавляющим
единую систему исполнительной власти
в Российской Федерации.

Правительство
Российской Федерации в своей деятельности
руководствуется принципами верховенства
Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов
и федеральных законов, принципами
народовластия, федерализма, разделения
властей, ответственности, гласности и
обеспечения прав и свобод человека и
гражданина.

Федеральное
министерство осуществляет следующие
полномочия:

– осуществление
функций по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной актами
Президента РФ и Правительства РФ сфере
деятельности;

– осуществление
координации деятельности государственных
внебюджетных фондов. Федеральное
министерство возглавляет входящий в
состав Правительства РФ министр РФ.

Федеральные
службы – это федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие
функции по контролю и надзору в
установленной сфере деятельности, а
также специальные функции в области
обороны, государственной безопасности,
защиты и охраны Государственной границы
РФ, борьбы с преступностью, общественной
безопасности. Федеральную службу
возглавляет руководитель (директор)
федеральной службы.

Федеральные
агентства – это федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
в установленной сфере деятельности
функции по оказанию государственных
услуг, по управлению государственным
имуществом и правоприменительные
функции, за исключением функций по
контролю и надзору.

Компетенция
федеральных органов исполнительной
власти – это совокупность полномочий
органа государственной власти по
предметам ведения, установленным
Конституцией РФ и специальными
нормативными актами.

1)
цели и задачи органа исполнительной
власти;

2)
совокупность функций государственного
органа;

3)
комплекс прав и обязанностей(полномочий);

4)
формы и методы деятельности органов
исполнительной власти.

В
субъекте РФ
устанавливается система органов
исполнительной власти во главе с высшим
исполнительным органом государственной
власти субъекта РФ, возглавляемым
руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ
может устанавливаться должность высшего
должностного лица субъекта РФ. Высшее
должностное лицо субъекта РФ возглавляет
высший исполнительный орган государственной
власти субъекта РФ.

Основы
организации системы органов исполнительной
власти в субъектах РФ:

– государственная
и территориальная целостность РФ;

– распространение
суверенитета РФ на всю ее территорию;

– верховенство
Конституции РФ и федеральных законов
на всей территории РФ;

– единство
системы государственной власти;

– разделение
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную в целях
обеспечения сбалансированности
полномочий;

– разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и
субъектов РФ;

– самостоятельное
осуществление органами государственной
власти субъектов Федерации принадлежащих
им полномочий.

Постоянно
действующим органом исполнительной
власти субъекта РФ является высший
исполнительный орган государственной
власти субъекта РФ.

Высший
исполнительный орган государственной
власти субъекта РФ обеспечивает
исполнение Конституции РФ, федеральных
законов и иных нормативных правовых
актов субъектов РФ на территории субъекта
РФ.

Полномочия
высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ:

1)
осуществляет меры по реализации,
обеспечению и защите прав и свобод
человека и гражданина, охране собственности
и общественного порядка, борьбе с
преступностью;

2)
разрабатывает для представления высшим
должностным лицом субъекта рФ в
законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
РФ проект бюджета субъекта РФ, а также
проекты программ социально-экономического
развития субъекта РФ;

3)
обеспечивает исполнение бюджета субъекта
РФ и готовит отчет об исполнении
указанного бюджета и отчеты о выполнении
программ социально-экономического
развития субъекта РФ для представления
их высшим должностным лицом субъекта
РФ в законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
РФ;

4)
формирует иные органы исполнительной
власти субъекта РФ;

5)
управляет и распоряжается собственностью
субъекта РФ соответствии с законом
субъекта РФ;

Высшее
должностное лицо субъекта Федерации:

– кандидатура
представляется Президентом РФ
Руководителем Администрации Президента
РФ по предложению полномочного
представителя Президента РФ в
соответствующем федеральном округе;

– законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта РФ рассматривает
представленную Президентом РФ кандидатуру
в течение 14 дней со дня представления;

– если
кандидатура отклоняется, Президент РФ
не позднее 7 дней с момента отклонения
повторно вносит предложение о кандидатуре;

– в
случае двукратного отклонения проводятся
согласительные процедуры, по их
результатам вносится предложение о
кандидатуре или Президент РФ назначает
временно исполняющего его обязанности.

Указ Президента
№314 от 09.03.2004 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной
власти (ФОИВ)»

Орган исполнительной
власти –
это организационный коллектив,
осуществляющий исполнительно-распорядительную
деятельность, наделённый оперативной
самостоятельностью, имеющий постоянный
штат, образующийся вышестоящим органом,
подотчётный и подконтрольный вышестоящему
органу исполнительной власти, образование,
структура и порядок деятельности которых
регламентируется в основном нормами
АдП.

В систему ФОИВ
входят:

а) является ФОИВ,
осуществляющим функции по выработке
гос. политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной актами
Президента РФ и Правительства РФ сфере
деятельности. Федеральное министерство
возглавляет входящий в состав Правительства
РФ министр РФ (федеральный министр);

б) на основании и
во исполнение КРФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента
РФ и Правительства РФ самостоятельно
осуществляет правовое регулирование
в установленной сфере деятельности, за
исключением вопросов, правовое
регулирование которых в соответствии
с законодательством РФ осуществляется
исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента
и Правительства РФ;

в) в установленной
сфере деятельности не вправе осуществлять
функции по контролю и надзору,
правоприменительные функции, а также
функции по управлению государственным
имуществом, кроме случаев, устанавливаемых
указами Президента РФ;

г) осуществляет
координацию и контроль деятельности
находящихся в его ведении федеральных
служб и федеральных агентств. В этих
целях федеральный министр осуществляет
следующие функции:

д) осуществляет
координацию деятельности государственных
внебюджетных фондов. В этих целях
федеральный министр осуществляет
следующие функции:

Министерство
здравоохранения и социального развития
РФ;

Министерство
культуры и массовых коммуникаций РФ;

Министерство
образования и науки РФ;

Министерство
промышленности и энергетики РФ;

Министерство
транспорта и связи РФ;

Федеральная
служба –
ФОИВ, осуществляющий функции по контролю
и надзору в установленной сфере
деятельности, а также специальные
функции в области обороны, государственной
безопасности, защиты и охраны
государственной границы РФ, борьбы с
преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу
возглавляет руководитель
(директор) службы.
Федеральная служба по надзору в
установленной сфере деятельности может
иметь статус коллегиального органа; в
пределах своей компетенции издает
индивидуальные правовые акты; может
быть подведомственна Президенту или
находиться в ведении Правительства. Не
вправе осуществлять в установленной
сфере деятельности нормативно-правовое
регулирование, кроме случаев,
устанавливаемых указами Президента, а
федеральная служба по надзору – также
управление государственным имуществом
и оказание платных услуг.

Под функциями
по контролю и надзору понимаются:

Службы по надзору
в различных сферах деятельности:

Федеральная служба
по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития;

Федеральная служба
страхового надзора;;

в сфере образования
и науки;

в сфере экологии
и природопользования и другие;

Под функциями по
управлению гос. имуществом
понимается осуществление полномочий
собственника в отношении федерального
имущества, в том числе переданного
федеральным ГУП, федеральным казенным
предприятиям и гос. учреждениям,
подведомственным федеральному агентству,
а также управление находящимися в
федеральной собственности акциями ОАО;

Под функциями по
оказанию гос. услуг
понимается осуществление ФОИВ услуг,
имеющих исключительную общественную
значимость и оказываемых на установленных
федеральным законодательством условиях
неопределенному кругу лиц.

Федеральное
агентство по атомной энергии;

Федеральное
агентство водных ресурсов;

Федеральное
агентство воздушного транспорта;

Федеральное
агентство железнодорожного транспорта;

Федеральное
агентство по здравоохранению и социальному
развитию и другие;

I. Федеральные
министерства, службы и агентства,
руководство деятельностью которых
осуществляет Президент, службы и
агентства, подведомственные этим
министерствам:

II. Федеральные
министерства, находящиеся в ведении
Правительства, Федеральные службы и
Федеральные агентства, подведомственные
этим Федеральным министерствам.