Система финансовой безопасности государства это

Финансовая безопасность (financial security) — понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне.

Понятие финансовой безопасности так же широко, как, собственно, и толкование финансов как экономической категории. На сегодня отсутствует единое устоявшееся определение понятия «финансовая безопасность». Имеющиеся формулировки отражают лишь отдельные аспекты финансовой безопасности и не могут претендовать на ее однозначное и исключительное трактовки. Финансовая безопасность как дефиниция рассматривается под разными углами, в частности:

Таким образом, с позиций разностороннего подхода финансовая безопасность — защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и устойчивости финансовой системы страны в условиях воздействия на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и устойчивый экономический рост.

На макроуровне финансовая безопасность — способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия.

Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны. Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т.д. Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежно-кредитной политике и т.п.

Стратегия финансовой безопасности должна также обеспечивать достижение основных целей национальной безопасности (см. также Финансовая безопасность государства).

Основные цели и задачи обеспечения финансовой безопасности, как государства, так и компании:

Создание системы финансовой безопасности — эвристический процесс, заключающийся в решении многокритериальных задач, требующих участия высокопрофессиональных специалистов в различных областях. Для компаний разработка стратегии финансовой безопасности — часть стратегии развития, посредством которой ее руководители решают две наиболее важные задачи, составляющие коммерческую тайну: развитие новых и (или) модернизация существующих методов продвижения продукции и услуг на товарных и финансовых рынках, позволяющие ей оптимизировать поступление и распределение денежных и приравненных к ним средств с учетом сбалансированного распределения различного рода рисков и способов их покрытия, поиск оптимальной корпоративной структуры капитала; построение финансового менеджмента в рыночной среде, характеризующейся высокой степенью неопределенности и повышенным риском.

Наиболее важный аспект в решении задачи обеспечения финансовой безопасности компании — построение оптимальной структуры ее капитала на базе общепринятых коэффициентов, что позволяет оптимизировать управление задолженностью компании и методы привлечения дополнительных денежных ресурсов на финансовом рынке. Основная проблема в реализации концепции финансовой безопасности компании — отсутствие апробированных и стандартизированных способов покрытия различного рода рисков, а также формализация и описание структуры самих рисков.

Как система финансовая безопасность включает также комплекс задач по устранению конфликта интересов между субъектами инфраструктуры финансового рынка на уровне государства и подразделениями компании на уровне корпорации. Среди апробированных методов и средств ликвидации конфликта интересов — четкое построение документооборота и контроль за его соблюдением; жесткое распределение прав доступа различных субъектов и подразделений к информации; иерархия полномочий, а также установление условных барьеров, так называемых «китайских стен» (англ. Chinese wall), с помощью которых служащие различных хозяйствующих субъектов и их подразделений с потенциальной возможностью конфликта интересов разделяются во времени и пространстве.

Отдельно решается задача безопасности при передаче данных по локальным, распределенным или глобальным сетям от случайного либо умышленного изменения, уничтожения, разглашения, а также несанкционированного использования. Система принимаемых мер должна быть прозрачна — введение механизмов безопасности не должно нарушать нормальную работу всей системы; задержки в процессе передачи данных, вносимые программными и техническими средствами безопасности, должны быть минимальными; не должна также уменьшаться надежность передачи. При этом сами средства безопасности должны быть защищены от несанкционированного доступа. Разработаны средства и технология защиты вычислительных сетей (защитные экраны, эшелонированная оборона и др.).

В целях защищенности баз данных применяют:

Процесс обеспечения сохранности, целостности и надежности обработки и хранения данных понимается как единый процесс защиты данных. В ряде высокоразвитых стран разрабатываются специализированные стандарты, предназначенные для защиты данных. Например, в США утвержден стандарт «частной усовершенствованной почты», используемой для шифрования информации как в коммерческих, так и некоммерческих задачах и позволяющей придавать документам нераспознаваемый вид.

Для обеспечения юридической базы в ряде стран приняты соответствующие законы. Так, в США с 1974 г. действует Закон о секретности, определяющий правила хранения данных. Впоследствии в дополнение к нему приняты: Закон о тайне финансовых операций (1978), ограничивающий доступ к банковским операциям, в том числе и для государственных организаций; Закон о хранении информации (1978), требующий уведомления пользователей о получении третьей стороной доступа к их записям; Закон об электронной связи (1986), запрещающий перехват данных, передаваемых через коммуникационную сеть.

Разработками концепции безопасности данных занимается National Computer Security Center, NCSC (Национальный центр компьютерной безопасности), где сосредоточены основные работы по стандартам в этой области.

студент, Среднерусский институт управления филиал РАНХиГС

Сухарева А. А.

к.э.н., доцент, Среднерусский институт управления филиал РАНХиГС

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Ключевые слова: финансовая безопасность, экономическая безопасность, Российская Федерация, ВВП, индикаторы.

Экономическую безопасность РФ можно рассматривать как состояние ее экономики и институтов власти, при котором осуществляется обеспечение и защита национальных интересов, а также имеется достаточный оборонный потенциал и социальная направленность развития государства в целом.

Состояние национальной экономики РФ в первую очередь определяется состоянием финансов, т. к. вся экономическая деятельность непосредственно связана с движением денежных средств и установлением финансовых отношений между различными хозяйствующими субъектами. В качестве одной из важнейших составляющих экономической безопасности необходимо выделить финансовую безопасность. Финансовую безопасность можно охарактеризовать как деятельность, которая связана с обеспечением защищенности финансовых интересов страны на разных уровнях финансовых отношений.

Рассматривая понятие финансовой безопасности стоит обратить внимание на основы финансовой системы, поскольку от ее эффективного функционирования в значительной степени зависит стабильность, устойчивость, экономическая безопасность страны и дальнейшее ее развитие. Под финансовой системой следует понимать совокупность различных сфер и звеньев, которые непосредственно связаны с формированием и использованием денежных фондов, а также отражают формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Структура финансовой системы РФ представлена на рис. 1.

На данный момент в научной литературе существуют различные подходы к определению содержания понятия финансовая безопасность.

По мнению Е.В. Караниной, под финансовой безопасностью понимается состояние защищенности финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений, стабильность и стойкость финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые составляют угрозу финансовой безо-пасности1.

1 Каранина Е.В. Финансовая безопасность: монография. – Киров: ВятГУ, 2015. – С.11.

В.Ш. Уразгалиев под финансовой безопасностью понимает способ, форму и результат постоянного разрешения и воспроизведения противоречия между ростом (падением) экономики и ее финансовой защищенностью в пользу формирования тенденции безопасного экономического роста страны1.

В.В. Тишаев под финансовой безопасностью государства понимает состояние национальной экономики и финансовой системы, про котором несмотря на возможные негативные воздействия внешних или внутренних факторов обеспечивается устойчивое формирование государственных финансовых потоков в объеме, необходимом для надлежащего выполнения государственных задач и функций, эффективное использование государственных финансовых

средств, создание на этой основе финансовых условий для стабильного, гармоничного социально-экономического

развития страны .

В качестве основных факторов, влияющих на уровень финансовой безопасности государства, можно выделить: уровень финансовой независимости национальной экономики от внешних инвестиций; характер финансово-кредитной политики государства как внутренней, так и внешней; политический климат, который сложился в государстве; уровень законодательного обеспечения функционирования национальной финансовой системы. Структура финансовой безопасности государства представлена на рис. 2:

Для оценки уровня финансовой безопасности государства на современном этапе развития экономики используются следующие методы:

– наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями;

– оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамике их изменения;

– методы экспертной оценки, которые служат для описания количественных и качественных характеристик исследуемых процессов;

– методы оптимизации (используются, как правило, при аналитическом описании исследуемых процессов для синтеза какого-либо одного выбранного критерия финансовой безопасности).

Для определения уровня финансовой безопасности государства производится сравнение фактических данных с нормативными параметрами, которые являются обоснованными с научной точки зрения и принятыми на государственном уровне. В качестве таких параметров рассматриваются пороговые значения индикаторов финансовой безопасности государства.

Основные индикаторы финансовой безопасности государства представлены в табл. 1.

Индикаторы финансовой безопасности и их пороговые значения

Название показателя Нормативное значение Годы

Уровень инфляции в РФ, в % <4 12,91 5,39 2,51

Внутренний государственный долг РФ, в % к ВВП <30 8,76 9,29 9,44

Внешний государственный долг РФ, в % к ВВП <30 3,67 4 3,16

Чистый ввоз (-) / вывоз (+) капитала, млрд. долл. США – 57,1 18,5 25,2

Дефицит федерального бюджета РФ, в % к ВВП <3 2,35 3,43 1,45

В соответствии с табл. 1, можно сделать вывод о том, что уровень инфляции в РФ за анализируемый период снизился на 10,4 п.п. и его значение на 2017 год составило 2,51%. Сравнивая данный индикатор с его нормативным

1 Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2018. – С. 234.

2 Тишаев В.В. Повышение эффективности борьбы с уклонением от уплаты налогов как инструмент укрепления финансовой безопасности государства // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. 3-я международная научно-практическая конференция: материалы и доклады / Под общ. ред. О.А. Строевой. В 3 ч. Ч. I. – Орёл: Среднерусский институт управления-филиал РАНХиГС, 2017. – С. 296.

значением, необходимо сказать, что его значение на 2017 год ниже установленного ЦБ РФ минимума на 1,49 п.п. Внутренний государственный долг России в процентах к ВВП вырос за анализируемый период на 0,68 п.п., и на 2017 год его значение составило 9,44%. Сравнивая данный индикатор с его нормативным значением, необходимо сказать, что его значение на 2017 год ниже установленного целевого значения на 10,56 п.п. Наибольшее влияние на рост данного показателя оказало увеличение суммы внутреннего долга РФ за анализируемый период на 25,1%. Внешний государственный долг Российской Федерации, в процентах к ВВП за анализируемый период уменьшился на 0,51 п.п. и его значение на 2017 год составило 3,16%. Сравнивая данный индикатор с нормативным значением, необходимо сказать, что на 2017 год значение индикатора ниже нормативного значения на 26,84 п.п. На снижение значения рассматриваемого индикатора в наибольшей степени оказал рост объемов ВВП за анализируемый период на 10,8%. Индикатор «чистый ввоз (вывоз) капитала» за анализируемый период снизился на 55,9% и его значение на 2017 год составило 25,2 млрд. руб. Нормативное значение по данному индикатору отсутствует, но положительной динамикой является его снижение в отчетном периоде по отношению к базовому периоду. Дефицит федерального бюджета РФ в процентах к ВВП за анализируемый период снизился на 0,9 п.п. и его значение на 2017 год составило 1,45%. Такая динамика для индикатора является положительной, а его значение на 2017 год считается относительно безопасным, т.к. ниже своего нормативного значения на 1,55 п.п.

На основе проведенного анализа индикаторов финансовой безопасности можно сделать вывод о том, что все показатели, за исключением внутреннего государственного долга РФ, имеют положительную динамику изменений, при этом их значения на 2017 год находятся в рамках своих нормативных значений. Это позволяет считать, что уровень финансовой безопасности РФ повышается, но по-прежнему существуют угрозы финансовой безопасности РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за период с 2015 по 2017 год наблюдается положительная динамика у большинства проанализированных индикаторов финансовой безопасности России: уровень инфляции снизился на 10,4 п.п., объем внешнего государственного долга РФ снизился на 0,51 п.п., чистый вывоз капитала снизился на 55,9%, дефицит федерального бюджета РФ снизился на 0,9 п.п.. Отрицательная динамика наблюдается у индикатора, связанного с внутренним государственным долгом РФ – за анализируемый период он вырос на 0,68 п.п.

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017, № 20, ст.2902.

2. Грядунова А.В. Факторы, нарушающие целостность виртуальной экономической оболочки и их последствия для экономической безопасности страны / А.В. Грядунова, О.И. Кожанчиков, В.В. Тишаев, И.А. Шалаев // Экономика и предпринимательство. 2018. – № 6 (95). – С. 509-515.

3. Каранина Е.В. Финансовая безопасность: монография. – Киров: ВятГУ, 2015. – 239 с.

4. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник. – М.: Дело, 2015. – 895 с.

5. Тишаев В.В. Повышение эффективности борьбы с уклонением от уплаты налогов как инструмент укрепления финансовой безопасности государства // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. 3-я международная научно-практическая конференция: материалы и доклады / Под общ. ред. О.А. Строевой. В 3 ч. Ч. I. – Орёл: Среднерусский институт управления-филиал РАНХиГС, 2017. – С. 295-298.

6. Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2018. – 374 с.

7. Шалаев И.А., Бадасян А.А. Отечественный и зарубежный опыт в системе обеспечения экономической безопасности // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. – С. 176-179.

8. Шалаев И.А., Подситкова К.И. Экономико-статистический анализ современного состояния теневой экономики Российской Федерации. Выявление угроз, предложение путей и способов минимизации и обеспечение экономической безопасности // Актуальные вопросы разработки и применения современных практик реализации государственной политики в области противодействия коррупции. 2017. – С. 189-196.

9. Дефицит федерального бюджета РФ / Министерство финансов Российской Федерации. – https://www.minfin.ru/ru/statistics/ 1ЫЪи(1/

10. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации / Министерство Финансов Российской Федерации. – https:// www.minfin.ru/ru/document/?id_4=93479

11. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации: статистический сборник / Центральный банк Российской Федерации. – http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf

12. Уровень инфляции в России / Федеральная служба государственной статистики. – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#

УДК 33 ББК 65

Научная специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

Вера Васильевна Елизарова,

заместитель начальника кафедры экономики и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Обеспечение финансовой безопасности – важнейшая функция государства. Финансовая безопасность является неотъемлемым элементом макро- и микроэкономической безопасности страны, которая тесно связана с экономической и национальной безопасностью. Под финансовой безопасностью подразумевают такое состояние финансовой системы государства, при котором обеспечивается эффективная защита экономических интересов населения страны, а также успешное развитие национальной экономики в целом.

Ключевые слова: финансовая безопасность, экономическая безопасность, национальная безопасность, стратегия финансовой безопасности, финансовая система, угрозы финансовой безопасности.

FINANCIAL SECURITY OF THE COUNTRY

Vera V. Elizarova,

Deputy Head of the Department of Economics and Accounting, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Financial security is the most important function of the state. Financial security is an integral element of the macro- and microeconomic security of a country, which is closely linked to economic and national security. Financial security means such a state of the financial system of the state, which ensures effective protection of the economic interests of the country’s population, as well as the successful development of the national economy as a whole.

Keywords: financial security, economic security, national security, financial security strategy, financial system, threats to financial security.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Елизарова В.В. Финансовая безопасность страны. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):262-5.

Финансовая безопасность в современных исследованиях помещается в контекст национальной и экономической безопасности. Проблемы финансовой безопасности являются актуальными для любого государства. Финансовая безопасность проявляется в готовности финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей на необходимом уровне. В современных условиях обеспечение финансовой безопасности является приоритетным направлением финансовой политики государства.

Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров, нейтрализовывать воздействие мировых

финансовых кризисов на национальную экономическую и социально-политическую систему, предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, эффективно использовать ресурсы национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях.

Под финансовой безопасностью понимают обеспечение такого уровня развития финансовой системы и финансовых отношений в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая бюджетную, денежную, налоговую, кредитную и валютные системы), успешного преодоления вну-

В основе формирования системы финансовой безопасности должна лежать разработка стратегии развития финансового рынка, стратегии и концепции финансового контроля. Для этого необходимо скоординировать развитие всех основных сегментов финансового рынка, одновременно обеспечив баланс интересов всех его участников. Именно баланс интересов позволит достичь полноту реализации всех основных функций финансового рынка и создать условия для наибольшей устойчивости.

Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: экономической, денежно-кредитной, международно-финансовой, социальной и так далее. На основании этого концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежно-кредитной политике и так далее. Стратегия финансовой безопасности обязана также обеспечивать достижение главных целей национальной безопасности.

В стратегии финансовой безопасности целесообразно структурировать следующие важнейшие аспекты:

– цели и задачи финансовой безопасности в конкретных условиях ее социально-экономического развития в кратко- и долгосрочной перспективе;

– средства и инструменты выбранной стратегии;

– пути и направления создания необходимых финансовых условий и финансовых ресурсов возобновления экономического роста;

Одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности страны – способность финансовой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций. Отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности.

Финансовая система должна обладать твердой стабильностью на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы могли эффективно и вовремя отреагировать на появление каких-либо угроз и своевременно попытаться устранить их, тем самым свести хотя бы к минимуму любые допустимые социально-экономические потери.

Необходимо выделить основные сегменты финансовой безопасности страны:

Стержневое звено финансовой безопасности, от которого зависит устойчивость финансовой систе-

мы страны, это, прежде всего, бюджетно-налоговая сфера, являющаяся основой функционирования любого государства. В соответствии с этим, показатели функционирования бюджета стоят в одном ряду с основными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень социально-экономического развития страны.

В свою очередь, под системой финансовой безопасности подразумеваются такие условия функционирования финансовой системы, в которых, во-первых, предельно мала возможность направления финансовых потоков в законодательно незакрепленные нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.

Стабильность (устойчивость) и защищенность финансовой системы могут и должны рассматриваться как факторы обеспечения финансовой и, как следствие, национальной безопасности России. Рассматривая сущность и содержание финансовой безопасности на основе методологии общей теории национальной безопасности, необходимо учесть, что финансовая безопасность – это чрезвычайно сложная и многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этих интересам в финансовой сфере.

Для того, чтобы государство могло выработать действенные меры по защите своих интересов в финансовой сфере, необходим постоянный мониторинг состояния этой сферы с позиции финансовой безопасности, то есть тщательный анализ и отслеживание изменения характера действия факторов, которые могут вызвать угрозы финансовой безопасности страны.

Угрозы финансовой безопасности страны можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы (порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства:

• сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста;

• рост экономической преступности, коррупции;

• рост финансовых потерь в результате увеличения масштабов и углубления социальной напряженности в сфере экономических отношений

• целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж и создания предпосылок для развития российского предпринимательства;

• рост криминализация экономических отношений

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы:

• противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования;

• активизация экономической разведки в кредитно-финансовой сфере страны;

• криминализация некоторых видов внешнеэкономических связей с Россией, неконтролируемый вывоз капиталов из России;

• стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);

• высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;

• беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);

• усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими факторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;

• многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;

• нарушение национальных приоритетов России в финансовой области из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и финансовых программ;

• постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);

• чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;

При исследовании внутренних и внешних угроз финансовой безопасности значимых для страны важно их прогнозирование и предотвращение, а также важна разработка стратегии финансовой безопасности. Имеется обратная связь между финансовой безопасностью страны и ее национальной безопасностью в целом. Безусловно, обострение угроз по другим аспектам национальной безопасности влияет на уровень угроз финансовой безопасности.

Граница между внутренними и внешними угрозами не всегда может быть четко определена, ча-

Таким образом, финансовая безопасность страны должна включать в себя комплекс методов, мер и средств по защите экономических интересов государства на микро- и макроуровнях. На микроуровне – это финансовая деятельность хозяйствующих субъектов. На макроуровне финансовая безопасность заключается в способности государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия.

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», п. 58.

2. Гончаренко Л.П., Акулинин Ф.В. Экономическая безопасность: учебник для вузов // М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 193-194.

3. Елизарова В.В. Место и роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России // Экономика, Статистика и Информатика. 2015. № 2. С. 47-48.

4. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012.С. 312, 319.

Показатели, которые определяют финансовую безопасность государства

В соответствии с международными стандартами и общепринятыми финансовой наукой показателей оптимальный размер долгов государства не должен превышать 70% от годового объема валового внутреннего продукта. При превышении этого уровня государство может потерять финансовую независимость и стать государством-банкротом. Конечно, использование заимствований имеет ряд принципов, нарушение которых может существенно повлиять на финансовую безопасность государства. Размещение краткосрочных долговых обязательств создает нестабильность и постоянное напряжение в финансировании расходов бюджета, поэтому предпочтение должно отдаваться долгосрочным заимствованиям. В свою очередь долгосрочные заимствования возможны при наличии доверия к правительству и государству в целом. Важное значение имеет также наличие системы страхования рисков.

Долги государства экономически оправданы только в том случае, если осуществляемые за их счет расходы способствуют увеличению будущих доходов или приводят к сокращению будущих бюджетных расходов, то есть имеют положительный уровень прибыльности, что позволяет государству в дальнейшем погасить основную сумму долга и уплатить проценты по нему. К таким расходам относятся инвестиции, и поэтому прирост государственной задолженности согласно экономической теории не должен превышать суммы государственных инвестиций. Во многих странах такое ограничение закреплено в конституциях.

Высокие темпы роста долговых обязательств, как следствие сохранение высокого уровня бюджетного дефицита, неизбежно уменьшают доверие к правительству со стороны отечественных и иностранных инвесторов, а следовательно, приводят к росту процентных ставок (в качестве платы за риск) и дальнейшему обострению бюджетных проблем — росту расходов государства на обслуживание своих обязательств и, соответственно, к необходимости сокращения расходов не связанных с выплатой процентов, или же к необходимости новых заимствований.

Не менее важным показателем финансовой безопасности государства является уровень инфляции. В общем инфляция — это системное явление, которое связано не только с денежным оборотом, но и со всей экономической системой, с общим положением в экономике, ее местом в мировом разделении труда. Следует заметить, что инфляция не всегда проявляет себя в росте цен. Цены могут быть достаточно стабильными, а инфляция может быть скрытой, например, проявляется в форме бюджетной задолженности гражданам по заработной плате и другим социальным выплатам, неплатежам и тому подобное.

Инфляция — это всегда сигнал о финансовой опасности, которая требует определенных мер со стороны властных структур государства. Она является проявлением нарушения равновесия всей экономической системы и прежде всего в сфере денежного обращения. Одной из причин инфляции является спад производства, когда товарное обеспечение денег уменьшается, что приводит к росту цен. Ограничение денежной массы в обращении тормозит рост цен, но негативно влияет на производство, порождает систему неплатежей и рост долговых обязательств.

Спад производства может быть обусловлен, с одной стороны, уменьшением потребительского спроса, а с другой — технологической отсталостью производства, ростом его материало- и энергоемкости, низким уровнем использования производственных мощностей и тому подобное.

При уменьшении потребительского спроса на товары инфляция в размере до 4 процентов может способствовать росту производства и стать стимулом к ​​экономическому росту. Когда темпы инфляции переходят границу 4-5 процентов, темпы экономического роста начинают уменьшаться, а когда инфляция достигает 25-45 процентов, экономический рост прекращается, на смену ему приходит стагнация и спад производства, который постепенно углубляется. При стагнации более 5 лет финансовую независимость государство теряет.

Инфляция, обусловленная технологическими и техническими причинами, не может быть устранена лишь монетарными мерами. Для этого нужны инвестиции в экономику с целью ее технического перевооружения, выравнивания условий хозяйствования для всех производителей, повышения конкурентоспособности продукции, стимулирования по увеличению населением сбережений в финансовых активах, которые должны впоследствии стать инвестициями, способными оживить производство.

Антиинфляционная политика предполагает ряд мер в сферах внешнеэкономической, производственной, институциональной, финансовой, кредитной, социальной деятельностей. Мероприятия во всех этих направлениях должны проводиться параллельно, поскольку задержки с их внедрением в какой-либо из них может вызвать рост инфляции и усугубление финансового кризиса. Дополнительными мерами антиинфляционной политики является, в частности, процесс развития рынка ценных бумаг и благодаря этому мобилизация свободных средств юридических и физических лицам.

В сфере внешнеэкономической деятельности вместо избыточной либерализации целесообразно было бы использовать гибкую систему таможенных тарифов, дифференцированных по разным видами товаров. Это позволит выровнять условия деятельности на национальном рынке как отечественных, так и иностранных производителей.

Рынок ценных бумаг является также необходимым элементом в преобразовании имеющихся сбережений в инвестиции, что позволит оживить инвестиционную сферу и ликвидировать накопленные в производстве диспропорции. Важным элементом антиинфляционной политики может стать известная на западе теория «бюджетного мультипликатора «. Суть ее в том, что за счет бюджетных расходов создаются новые предприятия и рабочие места. Это дает возможность получить дополнительные доходы, которые могут вновь направляться на новые инвестиции. Все это непосредственно способствует расширению спроса, который стимулирует дальнейшее производство.

Использование бюджетных средств на инвестиционные цели создает лучшие условия для экономического роста по сравнению с расходами на социальные цели. Создание бюджета развития — это только первый шаг, следующим должно стать создание общего инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов, в том числе и за счет широкого применения практики ускоренной амортизации и льготного режима налогообложения тех предприятий, которые активно осуществляют инвестирование в сферу расширения производства по приоритетным направлениям.

К мероприятиям государства, направленным на создание благоприятного инвестиционного климата, относятся также меры по стимулированию платежеспособного спроса кредитными рычагами:

Для активизации в государстве экономической жизни и удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах при осуществлении структурной перестройки экономики может быть также использована кредитная эмиссия. Она помогает решить проблему нехватки денег в экономике и сузить сферу взаимозачетов, других денежных суррогатов.

Важным показателем финансовой безопасности государства является стабильность и конвертируемость национальной валюты. Этого можно достичь при наличии совершенного валютного законодательства, достаточных резервов национального банка, эффективной валютной политики в государстве.

Конечно, как отмечалось выше, в основе стабильности национальной валюты в первую очередь лежит стабильное развитие экономики и соответственно уровень дефицита бюджета. В то же время стабильность национальной валюты, ее обеспечение имеют свои особые формы и методы выявления и функционирования. Так, важное значение приобретают источники поступления иностранной валюты в государство и направления ее использования, возможность свободного доступа к покупке валюты на рынке, проведение политики курсообразования путем установления режима «плавающего» курса и тому подобное.

Основными показателями, характеризующими степень развития финансовой системы и определяющими уровень финансовой безопасности государства, являются следующие:

Компоненты финансовой безопасности государства

В состав финансовой безопасности государства входит: бюджетная, налоговая, долговая безопасность, финансовая безопасность банковской системы, валютная, денежно-кредитная, инвестиционная безопасность, финансовая безопасность страхового и фондового рынка.

Бюджетная безопасность предполагает состояние, при котором обеспечивается платежеспособность государства, достигается баланс доходов и расходов государственного и местных бюджетов, повышается рациональность и качество распределения бюджетных средств. Уровень бюджетной безопасности государства определяется такими показателями, как:

Налоговая безопасность государства заключена в эффективности проводимой государством налоговой политики, объединяющей фискальные интересы государства с интересами налогоплательщиков, с целью обеспечения государства оптимальным объемом налоговых поступлений, отвечающим всем требованиям экономической доктрины и фискальной достаточности. Также налоговая безопасность государства предполагает оптимизацию уровня налогообложения: пересмотр многочисленных, зачастую необоснованных налоговых льгот, регулирование нормы налогообложения в целях избежания сокращения налоговой базы вследствие роста теневой экономики, сокращения легального бизнеса, массового уклонения от уплаты налогов.

Долговая безопасность государства – характеризуется определенным уровнем государственной внутренней и внешней задолженности, при обязательном учете стоимости обслуживания и оценке эффективного использования заимствований. Оптимальное соотношение между внутренней и внешней задолженностью, способствующее удовлетворению социально-экономических потребностей, позволит обеспечить устойчивость финансовой системы страны к внутренним и внешним угрозам. Долговая безопасность способствует сохранению независимости и суверенитета государства, при осуществлении выплат на погашение основной суммы долга и процентов по нему и поддержания надлежащего уровня платежеспособности и кредитного рейтинга страны.

Финансовая безопасность банковской системы рассматривается в двух аспектах:

В общем виде финансовая безопасность банковской системы заключается в достижении максимального уровня эффективности использования ресурсного потенциала банков, формировании благоприятных условий для осуществления своей деятельности банковскими учреждениями, предотвращении возникновения внутренних и внешних угроз, избежания банковских кризисов,  формировании условий для стабильного и эффективного функционирования банковской системы.

Валютная безопасность государства характеризуется степенью обеспеченности государства валютными средствами и состоянием курсообразования национальной денежной единицы. О валютной безопасности государства свидетельствует положительное сальдо платежного баланса, способность выполнять международные обязательства, наличие необходимого объема золотовалютных резервов, стабильность национальной денежной единицы, защищающей от потрясений на международных валютных рынках, создание оптимальных условий для развития отечественного экспорта и притока в страну иностранных инвестиций.

Кредитно-денежная безопасность подразумевает стабильное состояние денежно-кредитной системы, денежной единицы, доступность кредитных ресурсов и уровень инфляции, обеспечивающий экономический рост и увеличение реальных доходов населения. При этом размер денежной массы должен полностью покрывать обслуживаемые ей хозяйственный обороты, а величина ссудного процента (учетной ставки) должна быть оптимальной для удовлетворения спроса на деньги.

Инвестиционная безопасность – характеризуется высоким уровнем инвестиций, при котором возникает возможность оптимального удовлетворения текущих потребностей экономики в объеме и структуре капитальных вложений, при оценке эффективного использования и возвращения инвестируемых средств. Инвестиционной безопасности способствует установление эффективного соотношения объемов иностранных инвестиций в страну и отечественных инвестиций в другие страны, поддержания положительного сальдо национального платежного баланса.

Безопасность фондового рынка — это наличие оптимального объема его капитализации с учетом структуры и уровня ликвидности реализуемых на нем ценных бумаг. Финансовая безопасность фондового рынка характеризуется устойчивым финансовым состояние эмитентов, владельцев, покупателей, организаторов торговли, посредников (брокеров), консультантов, регистраторов, депозитариев и других участников фондового рынка. В общем виде безопасность фондового рынка складывается из оценки уровня финансовой стабильности двух основных его составляющих:

Финансовая безопасность страхового рынка в целом, и конкретного страхователя в частности, состоит в достижении страховыми компаниями такого объема формируемых ими финансовых ресурсов, которые могли бы дать им возможность возместить потери их клиентов в результате наступления страхового случая, а также в обеспечении эффективного функционирования всего страхового сектора. Финансовая безопасность рынка страховых услуг, зависящая от большого количества факторов как объективных и субъективных, так и внутренних и внешних, определяется в первую очередь состоянием его развития. Также влияние оказывает финансовая результативность и эффективность деятельности страхового рынка и субъектов хозяйствования.

Сущность финансовой безопасности государства

Финансовая безопасность государства — понятие достаточно многоплановое в экономическом контексте и чрезвычайно актуальное в политическом, потому что является результатом практических мероприятий со стороны законодательной и исполнительной власти государства в сфере финансов.

Финансовая безопасность государства — это состояние экономики, обеспечивающее стабильное развитие и функционирование финансовой системы государства, защиту национальных интересов в финансовой сфере.

Финансовая безопасность — это способность финансовой системы сохранять защищенность, стабильность и стойкость своих финансовых интересов при негативном воздействии внешних и внутренних факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности, а также сохранение способности финансовой системы государства обеспечивать эффективное функционирование национальной экономики и постоянный экономический рост.

Финансовая безопасность государства определяется конкретными показателями функционирования экономической системы государства за определенный промежуток времени. К числу ключевых показателей относятся:

Внутренние и внешние долги давно стали неотъемлемой составляющей финансовой системы большинства стран мира. Они обусловлены наличием дефицита бюджета, то есть государство не всегда имеет возможность провести сокращение расходов в соответствии с имеющимися доходами. Тогда возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, которые можно получить или благодаря эмиссии денег, или посредством заимствования денежных средств на внутреннем и/или внешнем денежно-кредитном рынке.

Покрытие дефицита бюджета посредством заимствований имеет ряд преимуществ, к которым относятся:

Однако непродуманное и чрезмерное использование заимствований для покрытия расходов бюджета имеет ряд негативных моментов. Так, использование заимствований на покрытие текущих расходов приводит в дальнейшем к росту дефицита бюджета. Значительное использование заимствований в течение двух-трех лет создает финансовую пирамиду, которая предопределяет финансовый крах системы в целом, поскольку возврат долгов и выплата процентов по ним приводит к постоянному росту долгов, а это сокращает расходы бюджета по другим статьям. Как правило, при избыточном росте долгов и чрезмерной долговой нагрузке государство может прибегнуть к реструктуризации долгов, что в свою очередь вызовет недоверие к нему со стороны других государств и международных финансовых институтов.

Финансовую безопасность государства можно рассматривать в двух аспектах:

Являясь чрезвычайно сложной многоуровневой системой, финансовая безопасность образована рядом подсистем, различающихся собственной структурой и логикой развития.