20 сентября 2021 г. 14:39
19 апреля 2021 г. 0:26
Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ).
Нас постоянно спрашивают: что за отчеты нужно сдавать в Росфинмониторинг раз в три месяца, как их сдать, что будет, если отчеты не подавали? Мы решили обобщить Ваши типовые вопросы на эту тему и дать Вам наши небольшие пояснения
12 апреля 2021 г. 0:39
Одна из важнейших обязанностей организаций и предпринимателей ювелирного сектора – сдача в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, установленных Федеральным законом №115 от 07.08.2001 г. Многим нашим читателям хорошо известны формы ФЭС 1-ФМ, используемые для подготовки и отправки информации о таких операциях в финансовую разведку нашей страны.
В конце 2020 – начале 2021 года в законодательстве по ПОД/ФТ произошел ряд изменений, которые ювелиры должны учесть в своей повседневной работе с операциями, подлежащими обязательному контролю.
Какие приложения вошли в новое описание ФЭС?
В состав приложений вошли следующие:
- Ответы на вопросы по применению ювелирами законодательства в сфере финансового мониторинга
Последнее сообщение от Смыслов Павел 11.03.2022 - Отчетность в РФМ
Последнее сообщение от RodneyMot 11.07.2021
На кого распространяются новые описания ФЭС и признаков необычных сделок?
Положения новых особенностей отправки сообщений в Росфинмониторинг распространяются на:
06 июня 2022 г. на официальном сайте Росфинмониторинга было опубликовано описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам, направление которых регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденными приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. № 18.
Соответствующее сообщение об этом было также опубликовано в личных кабинетах пользователей на сайте Росфинмониторинга.
Указанный документ устанавливает новые формы отчетности ФЭС версии 2.0, которые будут применяться с 07 июля 2022 года, и фактически заменяет положения сразу двух приказов Росфинмониторинга, которые, как мы ожидаем, будут отменены в ближайшее время:
Разберем самые главные изменения.
(описание ФЭС и признаков необычных операций на сайте Росфинмониторинга)
Что поменялось в описании новых ФЭС?
Принципиальных изменений в описании ФЭС в Росфинмониторинг не произошло. Пользователи при переходе с ФЭС 1.2 на ФЭС 2.0 дискомфорта испытать не должны.
Из заметных изменений отметим следующие.
Из состава ФЭС был полностью исключен Тип данных и показатель «Место рождения».
Введен новый тип данных Тип данных «Сведения о бенефициарном владельце» – таблица 2.9.1. В нем указываются:
В состав ФЭС также включаются такие показатели как признак идентификации бенефициарного владельца, сведения о бенефициарном владельце.
Для Типа данных «Сведения о драгоценных металлах, драгоценных камнях, ювелирных изделиях)» был установлен новый показатель «Наименование драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий». В нем указывается наименование драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в случае если показатель «Код драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий» (КодДрагМеталл) принимает значение «C99» (при этом регистр значения не имеет).
Код вида ФЭС 05 (применяется для сообщения о случаях отказа от проведения операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и (или) об устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ основания, в соответствии с которым ранее организацией (филиалом организации, индивидуальным предпринимателем) были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в Росфинмониторинг) распространили также и на сообщения об отмене судом ранее принятого решения об отказе от проведения операции.
Были определены правила определения статуса (ранее именовался ролью) участника операции (Плательщик / Получатель) при совершении отдельных операций, подлежащих обязательному контролю:
Для показателя «Номер счета в банке» установлено, что он является обязательным к заполнению при наличии в распоряжении у организации (филиала организации), индивидуального предпринимателя, лица установленной категории информации о номере банковского счета клиента.
Уточнены случаи заполнения показателя «Дополнительные сведения».
Представители ЦБ и Росфинмониторинга ответили на вопросы НФО 07.06.2019 23:43
07 июня 2019 года в Новосибирске прошла конференция для кредитных кооперативов, организованной Лигой кредитных союзов.
В конференции работала отдельная секция по ПОД/ФТ, в работе которой приняли представители Департамента финансового мониторинга Банка России и Росфинмониторинга. Модератором сессии выступил главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга» Павел Смыслов.
Варакина Светлана Викторовна, начальник отдела Управления надзора за деятельностью НФО в сфере ПОД/ФТ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России выступила с развернутым докладом по практическому применению норм ПОД/ФТ в кредитных кооперативах. В выступлении была поднята актуальная для поднадзорных ЦБ организаций тема о разнице между проверками и сверками клиентов. Спикер подчеркнула, что, если результаты проверок клиентов по еженедельным Перечням Росфинмониторинга называть проверками – это влечет за собой обязательную сдачу отчетности в Росфинмониторинг. Если «проверки» документально фиксировать в виде сверок – информация не подается и в таком случае достаточно проводить одну проверку не реже 1 раза в три месяца и по ее итогам направлять информацию в Росфинмониторинг. В зале присутствовал представитель кооператива, который рассказал собравшимся, что в отношении него Банк России в настоящее время уже возбудил административное дело за неподачу сведений о результатах каждой проверки по новой редакции перечня Росфинмониторинга, которые он документально фиксировал в виде акта проверки.
Представитель Банка России рассказала о последних законодательных инициативах и о типовых нарушениях, выявляемых в деятельности НФО, таких как: неверный порядок заполнения отчетности, нарушения в процедуре разработки ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и иные. Была затронута среди прочего проблема разработки программы управления рисками и порядка оценки НФО риска технологий оказания услуг.
Заместитель начальника МРУ Росфинмониторинга по СФО Некрасов Сергей Юрьевич рассказал собравшимся о предварительных итогах проверки ФАТФ, подчеркнув, что оценщиками ФАТФ была выявлена недостаточная осведомленность субъектов первичного финансового мониторинга о рисках ОД/ФТ. Он доложил об основных рисках сектора кредитной кооперации и иных смежных с ним отраслей в легализации преступных доходов. На наш взгляд обстоятельный доклад представителя Росфинмониторинга позволит некредитным финансовым организациям лучше учесть отчет Росфинмониторинга о национальной оценке рисков ОД/ФТ при разработке своих новых правил внутреннего контроля и в своей дальнейшей повседневной работе.
Одним из выступающих была и Председатель КПК «Оберег» Елена Викторовна Алексеюк, которая рассказала собравшимся об итогах проведения Банком России проверки деятельности КПК, поделилась перечнем запрошенных документах. Поверку ЦБ кооператив прошел без штрафов.
Смыслов Павел Александрович, руководивший секцией по ПОД/ФТ, доложил слушателям о типовых нарушениях в деятельности КПК, выявляемых Банком России, призвал участников активнее использовать личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга и участвовать в процедурах добровольного сотрудничества с уполномоченным органом.
Новые нюансы подготовки и удаления сообщений об операциях с ювелирными изделиями, драгоценными металлами и камнями, подлежащих обязательному контролю
20 ноября 2020 года вступили в силу изменения в Инструкцию о представлении в Росфинмониторинг, предусмотренную Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110. Указанные изменения среди прочего установили новую редакцию Справочника кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Теперь организации сектора драгоценных металлов и камней смогут более точно указывать в ФЭС 1-ФМ информацию о том, с каким видом драгоценного металла, сплава или соединения производится операция:
Кроме этого, справочник кодов видов документов, являющихся основанием/подтверждением совершения операции (сделки), пополнился такими распространенными в ювелирной отрасли документами, как договор комиссии, агентский договор, договор поставки, договор займа и иными. Напомним, что указанные документы ювелиры перечисляют среди прочих оснований совершения операций, информация по которым направляется в Росфинмониторинг.
Этим же нормативным актом был установлен и новый порядок удаления ранее отправленных в Росфинмониторинг сообщений, в т.ч. и по операциям, подлежащим обязательному контролю. Так, для удаления ранее представленного и принятого Росфинмониторингом ФЭС ювелиры будут должны представлять удаляемое ФЭС целиком, имеющее значение показателя «Вид сообщения» – «4 – удаление записи», с указанием в показателе «Дополнительные сведения» причин удаления ФЭС. При этом в показателях «Номер записи в ФЭС» и «Дата ФЭС» удаляемого сообщения указываются номер и дата первично представленного ФЭС, а в показателе «Дата исправления/замены записи/удаления записи» указывается дата представления удаляемого сообщения. Заметим, правда, что на момент подготовки настоящей статьи практических изменений в личном кабинете ювелиров на сайте Росфинмониторинга в указанной части не произошло и ювелиры для удаления ранее отправленных сообщений пока пользуются отдельным запросом на удаление сообщений.
Новые особенности направления операций в Росфинмониторинг
Федеральным законом от 13 июля 2020 года №208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был скорректирован перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также дифференцирован подход к представлению сведений в Росфинмониторинг разными субъектами Федерального закона №115-ФЗ, в т.ч. и ювелирного сектора. Указанные изменения вступили в силу 10 января 2021 года.
С указанной даты для организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий были установлены особенности представления сведений о совершаемых их клиентами в Росфинмониторинг операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
Как и ранее, полный перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, установлен статьей 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона №115.
Однако теперь ювелиры предоставляют в Росфинмониторинг сведения не обо всех установленных законом операциях, а только в отношении следующих операций, перечисленных в подпункте 2 и абзацах шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 Федерального закона №115 (в целях упрощения текста статьи мы позволили себе без потери смысла упростить содержание некоторых операций, подлежащих обязательному контролю):
– зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами лицами, принадлежащими к государствам, не выполняющим рекомендации ФАТФ, или через банки в таких государствах – на сумму, равную или выше 600 000 рублей;
– скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий – на сумму, равную или выше 600 000 рублей;
– предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа – на сумму, равную или выше 600 000 рублей;
– операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией – на сумму, равную или выше 100 000 рублей;
– операции с денежными средствами или иным имуществом лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, а также подконтрольных им лиц – вне зависимости от суммы.
Информация об иных операциях, подлежащих обязательному контролю, перечисленных в статье 6 закона №115, но не закрепленных за организациями и предпринимателями ювелирного сектора и сектора драгметаллов и драгоценных камней, в Росфинмониторинг с 10.01.2021 г. более не направляется.
Поскольку среди отдельных представителей ювелирной отрасли в связи с вышеуказанными новеллами пошли неверные попытки их толкования, особо отметим, что вышеуказанные изменения никоим образом не поменяли обязанность ювелирного сектора отправлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или имуществом, совершаемые в рамках агентских договоров, договоров комиссии, подряда, поставки, купли-продажи ювелирных изделий, драгоценных камней и драгоценных металлов.
Можно с уверенностью сказать, что изменения в части мониторинга за операциями, подлежащими обязательному контролю, коснулись каждого представителя ювелирной отрасли. В связи с ними организации и предприниматели в срок по 08.02.2021 обязаны разработать новые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, распечатать их на бумажном носителе и утвердить приказом руководителя или предпринимателя. Электронный образ правил рекомендуется загрузить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. С текстом ПВК должны быть ознакомлены сотрудники организаций и предпринимателей путем проведения им дополнительного инструктажа.
Поскольку в 2020 году представители отрасли практически не проверялись по вопросам исполнения ими процедур по ПОД/ФТ, нам представляется, что в 2021 году надзорные органы могут усилить контроль за ювелирами. Поэтому нашим читателям важно своевременно реагировать на происходящие в сфере финансового мониторинга изменения и учитывать их в своей повседневной работе.
С какой даты будут применять новые ФЭС 2
Пунктом 25 Приказа Росфинмониторинга №18 от 8 февраля 2022 г. № 18 установлено, что размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам применяются организациями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, и аудиторами по истечении 30 календарных дней со дня их размещения на официальном сайте Росфинмониторинга. Исходя из этого и, учитывая, что описание структур ФЭС и кодов необычных сделок было опубликовано Росфинмониторингом на своем сайте 06 июня 2022 года, новые ФЭС версии 2.0 будут применяться с 07 июля 2022 года.
Квитанции о приемке разместят позже, а журнала обработки ФЭС больше нет.
Был упразднен журнал обработки ФЭС, который ранее Росфинмониторинг по результатам обработки полученного ФЭС формировал и размещал в Личном кабинете.
Установлено, что квитанция, содержащая подтверждение Росфинмониторинга о принятии или непринятии ФЭС (далее – квитанция о принятии (непринятии) ФЭС), формируется в виде файла формата XML в кодировке UTF-8 и размещается в Личном кабинете не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения ФЭС (ранее устанавливалось, что квитанция о принятии (непринятии) ФЭС, формируется в виде файла формата XML в кодировке UTF-8 и включается в журнал обработки ФЭС не позднее рабочего дня, следующего за днем получения ФЭС).
Новые сообщения о подозрительной деятельности
В связи с уточнением в законодательстве по ПОД/ФТ/ФРОМУ обязанности о направлении в Росфинмониторинг сообщений о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения возникают подозрения, что данные операции и (или) действия осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включая имеющуюся информацию о бенефициарном владельце, появился отдельный код вида ФЭС «09». Эти сообщения Росфинмониторинг назвал сообщениями о подозрительной деятельности.
В связи с этим был установлен и новый показатель «Идентификатор подозрительной деятельности» в котором указывается уникальный идентификатор подозрительной деятельности клиента.
Состав и формат информационной части ФЭС о подозрительной деятельности указан в таблице 3.2.1 описания ФЭС.
Что делать с новыми критериями подозрительных операций?
Наибольший интерес представляет Справочник кодов видов признаков необычных операций (сделок), информация о которых представляется в Росфинмониторинг, который приведен в приложениях к Описанию структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описанию кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок). Теперь организации и предприниматели должны будут на страницах своих правил внутреннего контроля воспроизвести описания критериев или признаков необычных операций (сделок) и их коды в соответствии с указанным справочником (ранее применялся Приказ Росфинмониторинга №103).
Это потребует от субъектов 115-ФЗ переработки правил внутреннего контроля, которую следует сделать до 7 августа 2022 года.
Индивидуальные предприниматели – это физлица. Изменения в отчете о проверке клиентов.
На наших семинарах мы постоянно высказывали очевидную позицию о том, что ИП – это не юрлица, а физлица, и их количество надо указывать в отчете о проверке клиентов в составе именно физлиц. Наше убеждение полностью совпало с позиций Росфинмониторинга, которая отныне закреплена в описании ФЭС.
Так, в ФЭС 2.0 были скорректированы отдельные наименования показателей в составе отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. В составе показателей этого отчета теперь упоминаются индивидуальные предприниматели, при чем они указываются в сведениях совместно с количеством клиентов – физических лиц. Например, в показателе «количество клиентов – индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении которых проведена проверка» указывается общее количество клиентов -– индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении которых проведена идентификация и проверка в проверяемом периоде.
Наши рекомендации
В ФЭС 2.0 содержатся и иные, не описанные нами изменения, которые читателям только предстоит еще освоить на практике. Мы настоятельно рекомендуем организациям и предпринимателям при заполнении отчетности пользоваться обновленным описанием структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описанием кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), ну или как минимум не забывать нажимать на подсказку при заполнении отчета в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга (знак вопроса в круге справа от поля для ввода информации).
Павел Смыслов
Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ)