Совет безопасности оон резолюции

Согласно
Уставу, Совет Безопасности несет главную
ответственность за поддержание
международного мира и безопасности. Он
организуется таким образом, чтобы он
мог функционировать непрерывно, для
этой цели каждый из его членов должен
быть всегда представлен в Центральных
учреждениях Организации Объединенных
Наций. 31 января 1992 года в Центральных
учреждениях было впервые созвано
заседание Совета на высшем уровне с
участием глав государств и правительств
13 из его 15 членов и министров иностранных
дел остальных двух членов. Совет может
проводить свои заседания не только в
Центральных учреждениях; так, в 1972 году
он заседал в Аддис-Абебе, Эфиопия, а в
следующем году — в Панаме.

Когда
в Совет поступает жалоба в отношении
угрозы миру, он сначала обычно рекомендует
сторонам попытаться достичь согласия
мирными средствами. В некоторых случаях
сам Совет проводит расследование и
оказывает посреднические услуги. Он
может назначать специальных представителей
или обращаться к Генеральному секретарю
с просьбой произвести эти назначения
или оказывать добрые услуги. Он может
устанавливать принципы мирного
урегулирования.

Если
тот или иной спор приводит к боевым
действиям, Совет стремится прежде всего
как можно скорее положить им конец. Во
многих случаях Совет давал указания о
прекращении огня, которые играли важную
роль в предотвращении эскалации боевых
действий. Кроме того, он направляет
миротворческие силы Организации
Объединенных Наций для содействия
ослаблению напряженности в районах
конфликтов, разъединению войск враждующих
сторон и созданию спокойной обстановки,
позволяющей искать пути мирного
урегулирования.

Совет
может принимать решение о принятии
принудительных мер, введении экономических
санкций (например, торгового эмбарго)
или осуществлении коллективных военных
действий.

По
рекомендации Совета Безопасности
Генеральная Ассамблея может приостановить
осуществление тем или иным государством
его прав и привилегий как члена
Организации, если в отношении него Совет
Безопасности принял меры превентивного
или принудительного характера.
Государство-член, систематически
нарушающее изложенные в Уставе принципы,
может быть исключено Ассамблеей из
Организации Объединенных Наций по
рекомендации Совета.

Государство-член
Организации Объединенных Наций, которое
не является членом Совета Безопасности,
может принимать участие, без права
голоса, в его обсуждениях в тех случаях,
когда Совет находит, что интересы этой
страны затронуты. Государства-члены
Организации Объединенных Наций и
государства, не являющиеся ее членами,
приглашаются принять участие, без права
голоса, в проводимых Советом обсуждениях,
если они являются сторонами в этом
споре; условия участия государства, не
являющегося членом Организации
Объединенных Наций, определяются
Советом.

Председатели
Совета сменяются ежемесячно согласно
списку его государств-членов, расположенных
в английском алфавитном порядке.

В
состав Совета входят
15 членов: 5
постоянных членов и 10 членов, избираемых
Генеральной Ассамблеей на двухлетний
срок.

Каждый
член Совета имеет один голос. Решения
по вопросам процедуры считаются
принятыми, когда за них поданы голоса
не менее 9 из 15 членов. Для принятия
решений по вопросам существа требуется
девять голосов, включая совпадающие
голоса всех пяти постоянных членов. Это
правило «единогласия великих держав»,
которое часто называется «правом вето».

В
соответствии с Уставом все члены
Организации Объединенных Наций
соглашаются подчиняться решениям Совета
Безопасности и выполнять их. Если другие
органы Организации Объединенных Наций
выносят рекомендации правительствам,
то только Совет Безопасности имеет
право принимать решения, которые
государства-члены, согласно Уставу,
обязаны выполнять.

Согласно
Уставу, Совет Безопасности обладает
следующими функциями
и полномочиями:

В
настоящее время существуют два таких
комитета, в каждый из которых входят
представители всех государств-членов
Совета Безопасности:

Эти
комитеты, в состав которых входят все
члены Совета, учреждаются по мере
необходимости и проводят закрытые
заседания:

  • Комитет
    Совета Безопасности ООН, учрежденный
    резолюцией 1160 (1998) (прекратил свою
    деятельность в cоответствии с резолюцией
    S/RES/1367 (2001))
  • Комитет
    Совета Безопасности ООН, учрежденный
    резолюцией 1267 (1999)

За
период с 1948 по сентябрь 2002 года было
проведено 55 операций Организации
Объединенных Наций по поддержанию мира.

Самые
известные решения санкции СБ ООН за
90-е гг.

Экономические
санкции в отношении Ирака были введены
6 августа 1990 года в соответствии с
резолюцией Совета Безопасности ООН №
661. Это решение Совет безопасности (СБ)
ООН принял после вторжения Ирака в
Кувейт в начале августа 1990 года. СБ ООН
постановил, что все государства должны
запретить импорт из Ирака, воспрепятствовать
передаче ему оружия и военного
оборудования, а также финансовой и
экономической помощи. Для полного
прекращения морских торговых связей с
Ираком 25 августа 1990 года СБ ООН принял
резолюцию № 665, а 25 сентября 1990 года
одобрил резолюцию № 670 о введении против
Ирака воздушного эмбарго, предусматривающего
запрет на перевозку в Ирак любых грузов,
помимо продуктов питания и гуманитарной
помощи. В апреле 1991 года СБ ООН одобрил
резолюцию № 687, согласно которой решение
об отмене эмбарго может быть принято
лишь после выполнения Ираком в полном
объеме требований мирового сообщества
о ликвидации программ производства и
размещения химического и биологического
оружия, а также ракетного потенциала.
В апреле 1995 года СБ ООН принял решение
о частичной отмене эмбарго на поставки
нефти из Ирака по формуле “Нефть в
обмен на продовольствие “. 22 мая 2003
года СБ ООН принял резолюцию № 1483,
которая предусматривает снятие с Ирака
международных санкций и возобновление
экспорта нефти.

Резолюцией
СБ ООН № 713 от 25 сентября 1991 года было
введено всеобщее и полное эмбарго на
все поставки оружия и военного снаряжения
в Югославию. Резолюцией № 757 от 30 мая
1992 года против Союзной Республики
Югославии (Сербия и Черногория) были
введены экономические и другие санкции,
включая полное торговое эмбарго, запрет
на полеты и предотвращение участия
Союзной Республики Югославии в спортивных
состязаниях и культурных мероприятиях.
Резолюцией № 942 от 23 сентября 1994 года
были введены санкции в отношении
боснийских сербов. Резолюцией № 1022 от
22 ноября 1995 года действие санкций в
отношении Союзной Республики Югославии
было приостановлено на неограниченный
срок. 10 сентября 2001 года Совет Безопасности
единогласно принял резолюцию 1367 (2001),
которой постановил прекратить действие
запретов и распустил Комитет по санкциям.

31
марта 1992 года СБ ООН принял резолюцию
№ 748, внесенную Великобританией, США и
Францией, которой ввел санкции против
Ливии в связи с ее отказом выдать двух
своих граждан, подозреваемых в организации
взрыва американского авиалайнера над
городом Локкерби (Шотландия) в 1988 году.
Согласно резолюции, с 15 апреля 1992 года
был введен запрет на авиационные
сообщения с Ливией, продажу ей самолетов,
всех видов вооружений и запасных частей
к ним, ограничены передвижения ливийских
дипломатов. Санкции были сняты резолюцией
СБ ООН 12 сентября 2003 года после того,
как Ливия обязалась выплатить 2,7 миллиарда
долларов семьям погибших в результате
взрыва “Боинга”.

Ужесточенный
режим санкций в отношении Либерии был
введен по решению Совета Безопасности
ООН 7 марта 2001 года (вступили в силу в
мае 2001 года) в связи с поддержкой Либерией
Объединенного революционного фронта
(ОРФ) Сьерра-Леоне. По мнению экспертов
ООН, Монровия помогала боевикам ОРФ
сбывать добытые на территории Сьерра-Леоне
алмазы, взамен поставляя оружие и
боеприпасы. Цель санкций ООН – вынудить
Либерию отказаться от импорта, экспорта
и реэкспорта алмазов, добываемых в
Сьерра-Леоне. Санкции также запрещают
поездки за рубеж членов правительства
Либерии, высшего военного руководства
и членов их семей. С 7 июля 2003 года к ним
добавился запрет на вывоз из Либерии
всех видов  круглого леса и
лесоматериалов.

Формально:
учет и нумерация решений СБ ООН

Резолюции
ООН являются формальным выражением
мнения или воли органов ООН. Обычно они
состоят из двух четко обозначенных
частей: преамбулы и постановляющей
части. Преамбула описывает соображения,
на основании которых рассматривается
вопрос, высказывается мнение или дается
распоряжение. Постановляющая часть
выражает мнение органа или дает
распоряжение для определенных действий.

Резолюции
Совета Безопасности первоначально
публикуются в качестве отдельных
документов, которые всегда обозначаются
префиксом S/RES/-.
(Неофициальный вариант текста
воспроизводится также в пресс-релизе,
где кратко излагается отчет о заседании,
на котором была принята резолюция.)
Нумерация резолюций последовательная.
Сразу же за порядковым номером в круглых
скобках стоят четыре цифры, обозначающие
год принятия резолюции.

Резолюции
Совета Безопасности не имеют названий,
но для удобства их нахождения в списках
резолюций им присваиваются неофициальные
названия, которые берутся из повестки
дня заседания Совета Безопасности, на
котором была принята соответствующая
резолюция.

Решения Совета
Безопасности являются обязательными
для всех членов ООН.

Решения в Совете
Безопасности по вопросам процедуры
считаются принятыми, если за них поданы
голоса девяти членов Совета.

По другим вопросам
решения считаются принятыми, когда за
них поданы голоса девяти членов Совета,
включая совпадающие голоса всех
постоянных членов Совета, причем сторона,
участвующая в споре, должна воздержаться
от голосования. Если при голосовании
по непроцедурному вопросу один из
постоянных членов Совета про­голосует
против, решение считается не принятым
(право вето).

Совет Безопасности
определяет существование любой угрозы
миру, любого нарушения мира или акта
агрессии и делает рекомендации сторонам
или решает, какие меры следует при­нять
для восстановления международного мира
и безопасности. Совет может потребовать
от сторон спора выполнения тех временных
мер, какие он найдет необходимыми.
Решения Совета Безопасности являются
обязательными для всех членов ООН.

Совет также
уполномочен решать, какие меры, не
связанные с использованием вооруженных
сил, должны применяться для осу­ществления
его решений, и требовать от членов
организации осу­ществления этих мер.
Эти меры могут включать полный или
частич­ный перерыв экономических
отношений, железнодорожных, мор­ских,
воздушных, почтовых, телеграфных, радио
или других средств сообщения, а также
разрыв дипломатических отношений.

Если Совет
Безопасности сочтет, что эти меры
окажутся или оказались недостаточными,
он вправе принять такие действия
воз­душными, морскими или сухопутными
силами, какие окажутся не­обходимыми
для поддержания или восстановления
мира и безопас­ности. Государства –
члены ООН обязуются предоставить в
рас­поряжение Совета необходимые для
поддержания мира вооруженные силы. ­

Совет Безопасности
— важнейший постоянно
действующий орган,
на который государства — члены ООН
возложили главную
ответ­ственность за поддержание
международного мира и безопасности.
При исполнении обязанностей, вытекающих
из этой ответственно­сти, Совет
действует от их имени (ст. 24 Устава ООН).
В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН
взяли на себя обязательства подчиняться
решениям Совета Безопасности и выполнять
их.

Совет состоит из 15 государств
(до 1 января 1966 г. — из 11), име­ющих
статус постоянных и непостоянных членов
(ст. 23). В соответ­ствии с Уставом ООН
постоянными членами являются Россия,
США, Великобритания, Франция и Китай.
На них лежит особая ответствен­ность
за поддержание международного мира.

Десять непостоянных членов
избираются Генеральной Ассамбле­ей
на двухгодичный срок без права немедленного
переизбрания. При выборах должное
внимание уделяется степени участия
государств в поддержании международного
мира и безопасности и в достижении
других целей Организации, а также
справедливому географическому
распределению.

Совет Безопасности является
единственным органом в системе ООН,
который должен от имени всех членов
Организации предпри­нимать действия
в области поддержания международного
мира и бе­зопасности.
В этих целях он
уполномочивается
расследовать любую ситуацию, которая
может привести к международным трениям
или вызвать спор, для определения того,
не может ли продолжение этого спора или
ситуации угрожать поддержанию
международного мира и безопасности
(ст. 34 Устава ООН). Если Совет сочтет, что
имеет дело со спорами или ситуациями,
угрожающими поддержанию мира, то он
обязан добиваться мирного разбирательства
таких споров и уре­гулирования таких
ситуаций (гл. VI
Устава ООН). При этом он, со­гласно
Уставу ООН, может: 1) потребовать от
сторон в споре, чтобы они выполнили свое
обязательство решать споры мирными
средства­ми (ст. 33, п. 2); 2) рекомендовать
сторонам надлежащую процедуру или
методы урегулирования споров и ситуаций
(ст. 36, п. 1); 3) реко­мендовать условия
разрешения спора, какие Совет найдет
подходя­щими (ст. 37, п. 2); делать сторонам
в споре рекомендации по их просьбе с
целью мирного разрешения этого спора
(ст. 38).

Совет Безопасности
определяет существование любой угрозы
миру, любого нарушения
мира или акта агрессии и
делает рекомен­дации
или решает, какие меры следует предпринять
для поддержа­ния или восстановления
международного мира и безопасности. Он
может прибегнуть к мерам, не связанным
с использованием воору­женных сил
(полный или частичный разрыв экономических
отноше­ний, прекращение железнодорожных,
морских, воздушных, почтовых, телеграфных,
радио- или других средств сообщения),
или к действи­ям объединенными
вооруженными силами государств—членов
ООН.

На Совете Безопасности
лежит также обязанность разрабатывать
планы разоружения и представлять их
членам ООН, но на практике он этим не
занимается.

Совет Безопасности,
осуществляя свои полномочия в области
под­держания международного мира и
безопасности, должен
взаимодей­ствовать с другими главными
органами. Он
может запросить
Гене­ральную Ассамблею сделать
какие-либо рекомендации, касающиеся
спора или ситуации, рассматриваемых в
Совете Безопасности (ст. 12). В свою
очередь, Генеральная Ассамблея
уполномочивается делать рекомендации
Совету (ст. 10; ст. 11, пп. 1, 2) и может обращать
его внимание на ситуации, которые могли
бы угрожать международно­му миру и
безопасности (ст. 11, п. 3). Определенные
взаимоотношения предусмотрены между
Советом Безопасности и ЭКОСОС, который,
согласно ст. 65 Устава, уполно­мочивается
предоставлять Совету информацию и, по
предложению Совета, обязан ему помогать.

Статья 94 Устава ООН
устанавливает
взаимосвязь между Меж­дународным
Судом и Советом,
предусматривая, что, если какая-либо
сторона в деле не выполнит обязательства,
возложенные на нее решением Суда, другая
сторона может обратиться в Совет. Со­вет
вправе, если признает это необходимым,
сделать рекомендации или решить вопрос
о принятии мер для приведения решения
в ис­полнение.

В практике ООН такой случай
имел место пока однажды: Ника­рагуа
обратилась в Совет Безопасности в связи
с невыполнением США решения Международного
Суда по иску Никарагуа против США от 27
июня 1986 г. Однако из-за вето США Совет
не смог принять про­ект резолюции, в
котором содержался призыв к США
подчиниться решению Суда.

Ряд функций Совет выполняет
совместно с Генеральной Ассамб­леей:
рекомендует ей принятие новых членов,
приостановление осу­ществления прав
и привилегий членов ООН, исключение из
членов ООН. Однако восстановление
приостановленных прав и привилегий
осуществляется исключительно Советом
Безопасности. Кроме того, Совет рекомендует
для назначения Ассамблеей Генерального
секре­таря ООН и участвует в выборах
международных судей.

Совет Безопасности
принимает акты двоякого рода: рекоменда­ции
и решения. В отличие
от рекомендаций, решения Совета в
соот­ветствии с Уставом ООН юридически
обязательны для государств.

Исключительно важные
функции Совета определили и методы
голосования в нем. Каждый
член Совета имеет один голос. Для
при­нятия решения по процедурным
вопросам достаточно девяти голо­сов
любых членов Совета. Для принятия решения
по всем другим вопросам, связанным с
деятельностью Совета, требуется не
менее де­вяти голосов, включая
совпадающие голоса всех постоянных
членов Совета, причем сторона, участвующая
в споре, должна воздержаться от голосования
при принятии решения на основании главы
VI
и на основании п. 3 ст. 52. Эта формула
получила название принципа еди­ногласия
постоянных членов. Решение Совета
считается отклонен­ным, если против
него проголосовал хотя бы один постоянный
член. В этом случае говорят о применении
вето.

В ст. 27 Устава не содержится
указаний, какие вопросы относятся к
процедурным и какие — к другим. Разъяснения
на этот счет были даны во время проведения
Сан-Францисской конференции в Заявлении
де­легаций четырех приглашающих
правительств о порядке голосова­ния
в Совете Безопасности от 7 июня 1945 г. В
нем перечислялись всеслучаи процедурного
голосования по ст. 28-32: принятие и
измене­ние правил процедуры, методы
избрания председателя, организация
работы Совета и др. Все остальные случаи
голосования по главам VI
и VII
требовали применения принципа единогласия,
включая опре­деление, является ли
вопрос процедурным или относится к
категории других.

В последнем случае возникает
возможность применения вето дваж­ды
одним и тем же постоянным членом Совета:
сначала при решении вопроса о его
процедурном или другом характере, затем
при рассмот­рении его по существу.
Это так называемое двойное вето. Практика
его применения весьма невелика.”
всего шесть раз в первые годы дея­тельности
Совета.

Определенные трудности
возникли в практике применения пра­вила
обязательного воздержания постоянного
члена — стороны в споре: они были связаны
с установлением, идет ли речь о споре
или ситуации, с определением стороны в
споре и с вынесением решения по спору
на основании главы VI
или VII.
В практике Совета было лишь пять случаев
применения обязательного воздержания
члена Совета — стороны в споре. Вместе
с тем сложилось и стало широко применяться
правило, в соответствии с которым
мотивированное воз­держание постоянного
члена Совета, не являющегося стороной
в спо­ре, считается не препятствующим
принятию решения.

Неучастие в голосовании
постоянного члена Совета по своим
юридическим последствиям равнозначно
воздержанию. Такая прак­тика сложилась
при неучастии в голосовании представителя
КНР при принятии некоторых решений.

Практика деятельности
Совета Безопасности доказала
исключи­тельную важность принципа
единогласия.

Из принципа единогласия
следует, что в основе деятельности
Со­вета лежит принцип
особой ответственности его постоянных
чле­нов, в силу
которого они обязаны прилагать все
усилия для обеспе­чения нормальной
деятельности Совета и достижения этим
органом согласованных решений по
вопросам поддержания мира и безопас­ности.

Формула голосования в Совете
Безопасности в известной мере требует
согласованных действий не только
постоянных членов, но и непостоянных,
так как для принятия решения помимо
пяти голосов постоянных членов необходимы
также по крайней мере четыре со­впадающих
голоса непостоянных членов. Это значит,
что семь непо­стоянных членов обладают
своеобразным коллективным вето. В этом
случае говорят о «скрытом» вето. В
практике оно пока не применя­лось ни
разу. Следовательно, механизм принятия
решения в Совете Безопасности исходит
из учета интересов всех стран, как
больших, так и малых. В последнее время
все большее количество резолюций в
Совете принимается консенсусом (до
30%). Нашли распространение заявле­ния
Председателя Совета, а также коммюнике
и брифинги.

Совет Безопасности —
постоянно действующий орган. Все его
члены должны быть постоянно представлены
в месте пребывания ООН. Совет собирается
на заседания по мере необходимости,
одна­ко, согласно Правилам процедуры,
промежуток между его заседа­ниями не
должен превышать 14 дней. Это правило не
всегда соблю­дается.

В работе Совета могут
принимать участие и другие государства
— как члены ООН, так и не члены. Без права
голоса Советом Безопас­ности
приглашаются: 1) члены
ООН, а также не члены Совета, если их
интересы специально затронуты обсуждаемым
в Совете вопросом (ст. 31 Устава ООН); 2)
члены и не члены ООН, если они являются
стороной в споре, рассматриваемом в
Совете. С правом голоса Совет может
пригласить государство, если оно этого
пожелает, когда об­суждается вопрос
об использовании военного контингента
этого го­сударства, предоставленного
им в распоряжение Совета.

Практика Совета Безопасности
последних лет пошла по линии весьма
широкого толкования ст. 31 (в частности,
понятий «затрону­тые интересы»,
«вопрос»), что позволяет участвовать в
обсуждении без права голоса значительному
числу приглашенных государств, а также
представителям ряда вспомогательных
органов ООН и между­народных организаций.

Большое значение в практике
Совета Безопасности приобрели заседания
Совета на уровне глав государств и
правительств и мини­стров иностранных
дел. Возможность
проведения таких периодичес­ких
заседаний предусмотрена в ст. 28 Устава.
Заседания на уровне министров иностранных
дел состоялись 21 октября 1970 г. и 26
сен­тября 1995 г. по случаю 25-й и 50-й
годовщин ООН соответственно. 31 января
1992 г. состоялось первое на высшем уровне
заседание Со­вета для обсуждения роли
ООН в поддержании международного мира
и безопасности в новых условиях. Оно
одобрило подготовленный Генеральным
секретарем доклад «Повестка дня для
мира».

В соответствии со ст. 29
Устава Совет Безопасности может
учреж­дать такие вспомогательные
органы, какие он найдет необходимыми
для выполнения своих функций. Такие
органы подразделяются на постоянные и
временные. К постоянным
органам относятся: Коми­тет экспертов
(по вопросам процедуры), Комитет по
приему новых членов, Комитет по вопросу
о заседаниях Совета вне Центральных
учреждений. Временные вспомогательные
органы создаются в соста­ве всех или
некоторых членов Совета для изучения
определенной си­туации (например,
Комиссия по расследованию агрессии,
совершен­ной наемниками против
Республики Сейшельские Острова, 1981 г.,
Комиссия для рассмотрения положения,
связанного с поселением на арабских
территориях, оккупированных с 1967 г., в
том числе в Иеру­салиме, 1979 г. и др.).

Особо надо выделить
Военно-штабной комитет, создание
кото­рого предусмотрено Уставом ООН
(ст. 47). Это постоянно действую­щий
орган Совета в составе начальников
штабов постоянных членов Совета или их
представителей, призванный давать
советы и оказы­вать помощь по всем
вопросам, относящимся к военным
потреб­ностям Совета. Хотя орган и
проводит свои заседания один раз в две
недели, однако он фактически бездействует
начиная с середины 1947 года, не получая
никаких заданий от Совета.

В многолетней деятельности
Совета Безопасности сложились
оп­ределенные методы
и процедуры разрешения различных
конфликт­ных ситуаций.
Особенно успешно в практике Совета
использовались миссии по сбору фактов,
посредничество, превентивная дипломатия,
миротворческие операции и операции по
поддержанию мира, пост­конфликтное
миростроительство и др.

Вместе с тем по-прежнему
остается актуальным вопрос о повыше­нии
эффективности Совета Безопасности,
включая использование всех его уставных
возможностей по поддержанию мира.
Главная причина недостаточной
эффективности Совета заключается в его
неспособ­ности в ряде случаев обеспечить
осуществление своих резолюций.

Консульские привилегии и иммунитеты.

Закреплены в Венской конвенции 1963 года.

Основное: функциональная
обусловленность иммунитетов и соображения
безопасности и защиты консульств и их
персонала.

– власти гос пребывания могут вступать
в консульские учреждения не иначе, как
с согласия главы консульского учреждения
или главы дип представительства
представляемого гос.

– на гос пребывания – спец обязанность
принимать все надлежащие меры для защиты
консульских помещений от всяких вторжений
или нанесения ущерба, предотвращения
всякого нарушения спокойствия консульского
учреждения или оскорбления его достоинства

– консульские помещения, предметы их
обстановки, имущество, средства
передвижения пользуются иммунитетом
от всякой реквизиции в целях обороны
или для общественных нужд.

Исключение: согласие главы консульского
учреждения не требуется в случае пожара
или другого стихийного бедствия,
требующего безотлагательных мер защиты.
+ возможность отчуждения, в случае
необходимости, консульских помещений
для целей обороны или общественных нужд
(соответствующая и эффективная
компенсация).

Никаких исключений в отношении архивов
и документов – неприкосновенны в любое
время.

Помещения обладают иммунитетом от гос,
районных и муниципальных налогов, сборов
и пошлин, за исключением тех, которые
являются платой за конкретные виды
обслуживания. Освобождается от таможенных
пошлин.

Свободны в сношениях для всех официальных
целей. КОНСУЛЬСКАЯ ВАЛИЗА: не подлежит
ни вскрытию, ни задержанию. НО: если
компетентные органы гос пребывания
имеют основания полагать, что в вализе
содержится что-то другое, кроме официальных
документов – могут потребовать, чтобы
вализа была вскрыта. Если откажутся
вскрыть – вализа отправляется в место
отправления.

Право пользоваться своим гос флагом и
гос гербом.

Не подлежат ни аресту, ни предварительному
заключению, иначе как по постановлению
судебных властей в случае совершения
тяжких преступлений. Консульские
должностные лица и служащие не подлежат
юрисдикции судебных органов гос
пребывания в отношении действий,
совершенных при выполнении консульских
функций; осуществление такой юрисдикции
допускается в некоторых гражданских
исках.

Консульские работники (все!) могут быть
вызваны в суд в качестве свидетелей при
производстве судебных или административных
дел. Могут отказаться давать показания,
если речь идет о вопросах, связанных с
выполнением функций. Иммунитет от
налогов, сборов, пошлин и т.д. исключение
– частное движимое имущество.

Запрет заниматься профессиональной
или коммерческой деятельностью с целью
получения доходов.

Предметы, ввозимые консульскими
работниками (+члены их семей) – освобождены
от всех видов таможенных пошлин, налогов
и сборов. Личный багаж освобождается
от досмотра, если нет оснований полагать,
что содержит предметы, ввоз и вывоз
которых запрещены. Свободны от трудовых
и гос повинностей, военной повинности.

Освобождаются от регистрации как
иностранцы и получения вида на жительство.

Пользуются иммунитетом с момента
вступления на территорию гос пребывания,
с момента вступления в исполнение своих
обязанностей.

Представляемое гос может отказаться
от иммунитета в любое время.

Правовой статус почетных консулов.

Венская конвенция 1963 года закрепляет
положение почетного консула.

Почетный консул – это лицо, не
состоящее на консульской, дипломатической
либо иной государственной службе, но
выполняющее консульские функции по
поручению представляемого государства
и с согласия государства пребывания,
гражданство которого он чаще всего
имеет.

Он может заниматься предпринимательской
деятельностью, может получать или не
получать вознаграждение от представляемого
государства за выполнение консульских
обязанностей.

По Венской Конвенции о консульских
сношениях 1963 нештатные консулы пользуются
теми же основными привилегиями и
иммунитетами, что и штатные (за исключением
личной неприкосновенности, которая
предоставляется им только при исполнении
консульских функций). Государство
пребывания, как правило, само ограничивает
иммунитеты и привилегии, предоставляемые
им нештатным консулам, а представляемое
государство по своему усмотрению
определяет и ограничивает функции
нештатных консулов. Возможно назначение
нештатных консулов как из граждан, таки
и из иностранцев. Нештатный консул не
может быть должностным лицом. Он
отличается от обычного тем, что он вообще
не состоит на госслужбе в качестве
должностного лица. Характерные
признаки:

– возможность выполнения консульских
функций как собственными гражданами,
так и иностранцами

– неполучение регулярной заработной
платы за выполнение функций

– разрешение им, в отличие от шт.консулов,
заниматься коммерческой и иной приносящей
доходы деятельностью.

Обмен консульскими вализами между двумя
консульскими учреж­дениями,
возглавляемыми почетными консульскими
должностными ли­цами и находящимися
в разных государствах, не будет разрешаться
без согласия двух соответствующих
государств пребывания.

Государство пребывания обязано принимать
все необходимые меры для защиты
консульских помещений консульского
учреждения, возглав­ляемого почетным
консульским должностным лицом.

Если против почетного консульского
должностного лица возбуждает­ся
уголовное дело, это лицо должно явиться
в компетентные органы.

Почетное
консульское должностное лицо освобождается
от всех на­логов, сборов и пошлин на
вознаграждение и заработную плату,
которые оно получает от представляемого
государства за выполнение консульских
функций.

Предусмотрен: факультативный
характер института почетных консульских
должностных лиц: Каждое государство
свободно решать, будет ли оно назначать
или при­нимать почетных консульских
должностных лиц.

КОНСУЛЬСКИЕ ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ

Консульские иммунитеты
и привилегии – это
совокупность особых прав, преимуществ
и льгот, которые предоставляются
иностранным кон­сульским учреждениям
и их официальному персоналу в объеме,
определяемом договорами и обычными
нормами международного права и
законодательством государства пребывания.

С тех пор, как существует
институт консульства, консулы всегда
пользовались особым статусом. Их
иммунитеты и привилегии посте­пенно
расширялись. Тем не менее они не смогли
сравняться с имму­нитетами и привилегиями
дипломатов. Основное отличие состоит
в том, что консульские иммунитеты и
привилегии носят функциональный
ха­рактер. Это значит, что они
предоставляются консулам не во всех
слу­чаях, а только тогда, когда они
совершают действия в рамках своих
официальных служебных обязанностей.
Это отражено в Венской кон­венции
1963 г.

Консульские иммунитеты
и привилегии можно
подразделить на:

а) иммунитеты и привилегии консульских
учреждений;

б) личные иммунитеты и привилегии
консульских должностных лиц и служащих.

К иммунитетам
и привилегиям
консульских учреждений
относятся:

неприкосновенность консульских
помещений, за исключением слу­чаев
пожара или другого стихийного бедствия;

неприкосновенность служебных
архивов, переписки, имущества и средств
передвижения, которые принадлежат
консульству;

освобождение от обыска, реквизиции и
других исполнительных дей­ствий;

освобождение от всех налогов и таможенных
пошлин;

свобода сношений с правительством,
дипломатическими представи­тельствами
и консульствами своего государства;

право вывешивать флаг и укреплять герб
на здании консульства и на автомобилях
главы консульского представительства.

К личным
иммунитетам и привилегиям консульских
должностных лиц относят прежде всего
личную неприкосновенность, т.е. свободу
от ареста или предварительного заключения
до вынесения судебного приговора, за
исключением случаев совершения тяжких
преступлений. Та­ким образом, они
могут быть заключены в тюрьму или
подвергнуты другим формам ограничения
свободы лишь во исполнение судебных
ре­шений, вступивших в законную силу.

Все должностные лица
консульского учреждения, его слу­жащие
освобождаются от судебной и административной
юрисдикции государства пребывания в
отношении действий, совершаемых при
выполнении консульских функций. Что
касается частных действий ука­занных
лиц, то в этих случаях к ним применяются
соответствующие законы страны пребывания.

Сотрудники консульских
учреждений могут быть вызваны в качестве
свидетелей по судебным и административным
делам. Однако они не обязаны
давать показания по тем вопросам, которые
связаны с их кон­сульской деятельностью,
или предоставлять относящуюся к ней
коррес­понденцию .

Должностные лица консульств,
а также члены их семей, кроме об­служивающего
персонала, освобождаются на условиях
взаимности от налогов и пошлин, в том
числе и таможенных сборов на предметы
личного пользования.

Консульские иммунитеты и
привилегии в значительной степени
за­висят от двусторонних консульских
конвенций, в которых, как правило,
предусматривается взаимное расширение
таких иммунитетов и привиле­гий. Кроме
того, во внутреннем законодательстве
государств могут со­держаться нормы,
в которых затрагивается правовой статус
консульских учреждений и их персонала.

Таким образом, иммунитеты
и привилегии консульских должност­ных
лиц создают довольно прочные правовые
гарантии для нормального выполнения
консулами возложенных на них обязанностей,
что в конечном итоге способствует
развитию делового, взаимовыгодного
сот­рудничества между государствами.

Привилегии и иммунитеты консульских
учреждений.

Нормы, касающиеся консульских
привилегий и иммунитетов, содер­жатся
в Венской конвенции
о консульских сношениях 1963 г., в
двусторонних консульских конвенциях.
В Российской Феде­рации эти вопросы
регламентируются также Положением
о дипломатических и консульских
представительствах иностранных
государств на территории СССР 1966 г.

Помещения, занимаемые
консульскими учреждениями, включая
резиденцию их главы, пользуются
неприкосновенно­стью. Вместе с тем в
соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвен­ции
о консульских сношениях власти государства
пребывания могут вступать в помещения
представительства «в случае пожа­ра
или другого стихийного бедствия,
требующего безотлага­тельных мер
защиты».

Архивы, документы и официальная переписка
консульского учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения
со своим правительством и дипломатическим
представительством своей страны на
терри­тории государства пребывания
осуществляется на тех же усло­виях и
теми же средствами, что и дипломатического
представи­тельства.

Консульское учреждение освобождается
на основе взаим­ности от всех
общегосударственных и местных налогов
и сбо­ров.

Консульскому учреждению разрешается
ввоз с освобожде­нием от таможенных
пошлин предметов, предназначенных для
служебного пользования, включая
транспортные средства.

На помещении консульского
учреждения вывешивается флаг и
устанавливается эмблема представляемого
государства.

Привилегии и иммунитеты консульских
должностных лиц.

Во­прос о характере
иммунитетов главы консульства и других
кон­сульских должностных лиц решается
не единообразно. Широ­кое распространение
получили нормы, предусматривающие
ог­раниченное (функциональное)
освобождение указанных лиц от юрисдикции
государства пребывания: они не подлежат
юрис­дикции в отношении действий,
совершаемых ими при выпол­нении
консульских функций, т. е. в том, что
касается служеб­ной деятельности. В
ст. 41 Венской конвенции о консульских
сношениях сформулирована норма, которая
гласит:

1. Консульские должностные лица не
подлежат ни аресту, ни предварительному
заключению, иначе как на основании
по­становлений компетентных судебных
властей в случае соверше­ния тяжких
преступлений.

2. За исключением случаев,
указанных в п. 1 настоящей ста­тьи,
консульские должностные лица не могут
быть заключены в тюрьму и не подлежат
никаким другим формам ограничения
личной свободы, иначе как
во исполнение судебных постанов­лений,
вступивших в законную силу».

Следует иметь в виду то
обстоятельство, что данное положе­ние
неоднозначно отражено в двусторонних
консульских кон­венциях. Некоторые
из них особо регламентируют статус
главы консульского учреждения,
предоставляя ему иммунитеты, ана­логичные
иммунитетам дипломатических агентов.
В ряде кон­венций все консульские
должностные лица приравниваются по
характеру иммунитетов и привилегий к
дипломатическим аген­там. Однако в
большинстве двусторонних консульских
конвен­ций воспроизводятся основные
положения ст. 41 Венской кон­венции о
консульских сношениях.

Консульские должностные
лица, включая главу консульско­го
представительства, могут быть приглашены
для дачи свиде­тельских показаний,
кроме показаний по вопросам, связанным
с выполнением ими служебных функций.
Однако в случае от­каза к ним не могут
применяться меры принуждения или
нака­зания. В ряде двусторонних
консульских конвенций этот во­прос
решен таким же образом, как в Венской
конвенции о ди­пломатических сношениях.

В Совбезе ООН обсудили прорыв дамбы на Каховской ГЭС. Заседание было запрошено и российской, и украинской стороной. Во время дискуссии представители Москвы и Киева повторяли схожие аргументы и обвиняли друг друга в проведении заранее запланированной преступной акции. Как и раньше, позицию Украины всецело поддержали западные страны, пообещавшие привлечь Россию к ответственности. Китай, Бразилия и председательствующие сейчас в Совбезе ОАЭ назначать виновных не стали, а попытались призвать обе стороны конфликта к миру.

Катастрофа на Каховской ГЭС, накануне взволновавшая мировое сообщество, в ночь на 7 июня по московскому времени стала главной темой дискуссии и в ООН. Первым к прессе с заявлением вышел генеральный секретарь организации Антониу Гутерриш. Он не стал отвечать на вопросы СМИ, а сразу заявил, что речь идет о «монументальной гуманитарной, экономической и экологической катастрофе». И, добавил господин Гутерриш, хотя ООН «не имеет доступа к независимой информации об обстоятельствах, которые привели к разрушению», очевидно, что «это еще одно разрушительное последствие российского вторжения на Украину». Генсек пообещал «продолжать гуманитарную деятельность» ООН на Украине и помогать нуждающимся. «Главное, я призываю к справедливому миру, соответствующему Уставу ООН, международному праву и резолюциям Генеральной ассамблеи»,— заключил он.

Затем обсуждение перенеслось в Совбез, причем созвать заседание попросили и Украина, и Россия. В итоге и было решено провести общую встречу.

Первым слово на заседании предоставили заместителю генсека ООН по гуманитарным вопросам и координатору по чрезвычайным ситуациям Мартину Гриффитсу, который рассказал о том, что ему известно о положении дел на месте трагедии. Он заявил, что разрушение гидроэлектростанции стало одним из самых серьезных инцидентов с гражданской инфраструктурой с февраля 2022 года.

Господин Гриффитс, как и его руководитель, подчеркнул, что ООН пока не имеет возможности получить объективную и независимую информацию о причинах прорыва дамбы, но международное гуманитарное право ясно указывает, что «объекты, содержащие опасные силы, такие как плотины, должны иметь особую защиту». «Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать урона среди гражданского населения и гражданской инфраструктуры во время военных операций»,— подчеркнул он.

Далее слово взял российский постпред Василий Небензя, который безапелляционно обвинил руководство Украины в случившемся. Дипломат заверил, что Киев «открыто заявлял» о готовности подорвать дамбу для получения военного преимущества еще в прошлом году, и привел в подтверждение статью The Washington Post. Там со ссылкой на неназванного высокопоставленного украинского военного рассказывалось, что в качестве теста ВСУ нанесли удары из HIMARS по одному из шлюзов Ново-Каховской плотины. В результате появились три пробоины в металле. Тогда вариант атаки Украина обсуждала для того, чтобы заблокировать российские переправы. Однако на тот момент этот шаг оставался крайней мерой и не был предпринят, сослался господин Небензя на публикацию.

«Мы предупреждали об этой угрозе международное сообщество и руководство ООН»,— продолжил российский дипломат, добавив, что именно с этой целью в конце прошлого года российская миссия отправила ноту о «планах киевского режима по уничтожению Каховской ГЭС». Но призывы, добавил господин Небензя, «не были должным образом приняты во внимание». В итоге, «ощущая свою полную безнаказанность и при поощрении западных кураторов Киев решил осуществить свой террористический замысел», резюмировал выступающий.

Постпред заявил о разворачивающейся «дезинформационной кампании» в отношении РФ и «ущербной логике», такой же как якобы имевший место самообстрел Россией Запорожской атомной электростанции или подрыв ею же «Северного потока». Постпред РФ настаивал, что речь идет о «предпринятой Киевом преднамеренной диверсии против критической инфраструктуры», которая «может быть отнесена к разряду военных преступлений или терактов». У этой акции, по его словам, есть «две очевидные задачи».

Первая: «привлечение максимального внимания с целью создания благоприятных возможностей для перегруппировки подразделений ВСУ и продолжения широко разрекламированного контрнаступления, которое явно захлебывается». Вторая: «нанесение максимального гуманитарного урона населению обширных территорий», включая Крым, поскольку Северо-Крымский канал, снабжающий полуостров, мелеет.

Постпред Украины Сергей Кислица, которого пригласили на заседание наряду с представителями Литвы и Польши, выступил со схожими обвинениями — только в адрес РФ. Дипломат назвал происшедшее на ГЭС «террористическим актом», «направленным против критической инфраструктуры Украины, имевшим целью принести как можно больше гражданских жертв и как можно больше разрушений».

Господин Кислица подчеркнул, что этот акт был «спланирован заранее», и в доказательство привел уже ноту российской дипмиссии. Он отверг российские обвинения, утверждая, что вся аргументация — плод российской пропаганды. По словам дипломата, осуществить взрыв на контролируемой Россией территории было бы невозможно.

Схожую точку зрения выразили представители Великобритании, Польши и Латвии.

Заместитель постпреда США при ООН Роберт Вуд расширил понятие ответственности и заявил: «в то время как расследование продолжается», в любом случае «этой гуманитарной, сельскохозяйственной, энергетической и экологической кризисной ситуации не было бы, если бы Россия не начала эту жестокую войну против Украины». А потому США продолжат работать с международным сообществом для того, чтобы «привлечь Россию к ответственности за ее агрессию», сказал господин Вуд. Дипломат добавил, что «выход из данной ситуации очевиден: Россия должна вывести свои войска за пределы признанных международным сообществом границ Украины».

Прорыв каховской дамбы спутал карты всем

Как и на других подобных заседаниях Совбеза, миротворцами выступили Бразилия, ОАЭ и Китай. Постпред Китая Чжан Цзюнь заявил, что критически важно во время вооруженных конфликтов соблюдать принцип защиты гражданских объектов. «Разрушение плотины Каховской гидроэлектростанции вызывает серьезные опасения в связи с возможными гуманитарными, экономическими и экологическими последствиями»,— подчеркнул дипломат, призвав «все стороны конфликта соблюдать международное гуманитарное право и прилагать максимум усилий для защиты гражданских объектов и населения».

Он также выразил поддержку гуманитарным усилиям ООН по эвакуации населения и предоставлению необходимой помощи. Господин Чжан напомнил, что «водохранилище — источник охлаждающей воды для Запорожской атомной электростанции». По словам дипломата, «несмотря на то что риск для ЗАЭС на данный момент минимален, необходимо оставаться настороже и соблюдать меры безопасности».

Кроме того, он от имени Пекина призвал «к максимальной сдержанности в оценках и действиях, отказу от использования резких слов и жестов, которые могут привести к эскалации конфликта и ошибкам в оценке ситуации».

В Совете Безопасности ООН по запросу Киева состоялось экстренное заседание, посвященное массированным ракетным обстрелам украинской инфраструктуры. Перед членами совета выступил по видеосвязи президент Украины Владимир Зеленский, он потребовал призвать Россию к ответу. Этот посыл горячо поддержали США и их союзники. Между тем некоторые члены Совбеза выступили против «продолжения неэффективного тыканья друг в друга пальцем». В свою очередь, постпред РФ при ООН Василий Небензя попытался убедить коллег в том, что «удары высокоточным оружием» наносятся исключительно по «инфраструктуре, которая используется для снабжения украинских военных частей». Повреждения жилых домов и жертвы среди мирного населения, по его признанию, действительно время от времени происходят, но исключительно «по вине украинской ПВО, располагаемой не на окраине городов, а в их центре».

В свою очередь, заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский в своем Telegram-канале сообщил: «Сегодня испугавшиеся наших ударов по объектам инфраструктуры украинцы запросили срочное заседание СБ ООН. Выступающим от Украины вновь заявлен по видеосвязи В. Зеленский в нарушение правил процедуры СБ». Отметим, что правила требуют личного присутствия выступающего.

В начале заседания с оценкой ситуации на Украине выступила заместитель генсека ООН по политическим вопросам Розмари Ди Карло. Она заявила о недопустимости атак по гражданской инфраструктуре, которые ведут к «антропогенной гуманитарной катастрофе», и призвала российскую сторону немедленно прекратить эти действия. Кроме того, она взывала к «немедленной деэскалации».

Сразу после этого слово предоставили Владимиру Зеленскому. Выступая по видеосвязи, он заявил, что «ждет крайне жесткой реакции мирового сообщества» на «преступление против человечности» с российской стороны.

Президент также напомнил о «формуле мира» из десяти пунктов, предложенной им на саммите G20 в середине ноября. Однако вместо начала переговоров РФ отреагировала на эту формулу ударами, недоумевал господин Зеленский. Он также обратился к странам, пока не оказывающим Киеву военную помощь, немедленно присоединиться к западным союзникам, поскольку Украине необходимы новейшие системы ПВО и ПРО.

«Россия давно пытается превратить Совет Безопасности в площадку для риторики, но изначально он создавался как мощнейшая площадка для действий и принятия решений. Поэтому я призываю вас предпринять конкретные шаги для защиты человечества и жизней»,— взывал Владимир Зеленский к участникам заседания.

Совбез ООН, как в общем-то и всегда на таких заседаниях, после выступления господина Зеленского разделился на представителей лагеря, горячо поддерживающих Украину без каких-либо «но» (Великобритания, Франция, Норвегия, США), и миротворцев, которые так или иначе призывали стороны к деэскалации посредством начала дипломатических переговоров (Индия, Китай, Бразилия).

В лагере горячих сторонников Украины наиболее видное место на заседании занимала постпред США Линда Томас-Гринфилд, обвинившая РФ в «бессовестных действиях в отношении гражданского населения» и «причинении огромных страданий украинскому народу».

Кроме того, по ее словам, действия РФ ставят под угрозу возможность «безопасной эксплуатации ядерных объектов Украины», а значит, и всего региона. Вкупе с неясностью перспектив транспортировки и хранения украинского урожая, столь долгожданного в Азии и Африке, это влечет последствия «катастрофического масштаба», которые невозможно переоценить, считает она. Постпред подчеркнула, что США продолжат оказывать Украине помощь, напомнив: не далее как в среду Соединенные Штаты объявили о выделении дополнительных $400 млн на помощь украинским военным. Госпожа Томас-Гринфилд также призвала другие страны присоединиться к оказанию Украине военной и гуманитарной помощи и подчеркнула важность момента, пообещав Киеву помощи «столько, сколько потребуется».

Эстафетную палочку затем получил постпред Франции Николя де Ривьер. Он напомнил, что Франция 13 декабря организовывает конференцию, цель которой ответ на «неотложные потребности населения Украины». Дипломат также осудил атаки России и призвал к немедленному прекращению военных действий, уважению суверенитета Украины и международного права.

Постоянный представитель Великобритании при ООН Джеймс Каруки поддержал коллегу, отметив, что «Россия должна соблюдать свои обязательства в области международного гуманитарного права». И упомянул обнародованную Владимиром Зеленским формулу мира. «Россия говорила о желании переговоров, но действия говорят громче слов»,— отметил он.

Но звучали и другие голоса. Например, постпред Бразилии Роналду Коста Филью отметил: хотя Украина с конца февраля — самая горячая тема Совбеза, тактика «тыканья пальцами и поиска виноватых никак не приблизила ситуацию к мирному урегулированию», а это ничуть не менее важно, чем поиск виновных. Напротив, добавил он, «нарративы второстепенны» и именно «установление мира должно быть главным стремлением». В этой связи дипломат от имени Бразилии призвал «членов совета изучить возможности для начала диалога между сторонами на основе уважения суверенитета Украины и признания законных интересов в области безопасности всех вовлеченных сторон».

Мексиканский постпред Хуан Рамон де ла Фуэнте Рамирес отметил, что у ООН есть позитивный опыт достижения компромиссов, например зерновая сделка. И поэтому Мексика надеется, что в таком же ключе будут «найдены пути для диалога, которые могут способствовать развитию дипломатии и поиску нового механизма посредничества».

Китайский постпред Чжан Цзюнь назвал происходящее на Украине «очень тревожным развитием». Дипломат подчеркнул, что в этом конфликте нет и не может быть победителя», поэтому «диалог и переговоры — единственный путь вперед».

Он также призвал к тому, чтобы «все заинтересованные стороны действовали осмотрительно и приложили все возможные усилия для обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и недопущения техногенных ядерных катастроф».

Постпред Индии Ручира Камбодж отметила, что ее страна тоже будет «продолжать поддерживать все усилия, направленные на деэскалацию. Подход Индии к конфликту по-прежнему будет «ориентирован на людей», добавила она.

Упавшую в Польше ракету признали украинской, но виновата все равно Россия

Одним из последних на заседании выступил постпред РФ при ООН Василий Небензя. Он в очередной раз выразил недоумение из-за того, что в обход правил ООН, которые требуют личного присутствия, украинскому президенту снова было предоставлено право выступать заочно. Тем более что, скорее всего, по словам дипломата, речь идет не об участии в заседании, а проигрывании записи выступления. Господин Небензя напомнил, что ни на одном заседании «он (Владимир Зеленский.— “Ъ”) не пробыл до конца, а скорее всего, ни секунды, его не интересует мнение членов совета, для него это просто трибуна».

Российский постпред также ответил на обвинения в ракетных ударах по гражданской инфраструктуре. Он заявил, что РФ в ходе спецоперации приходится сталкиваться не только с украинскими вооруженными силами, но и с НАТО, которое ведет «с Россией прокси-войну»:

«Для ослабления и уничтожения потенциала наших военных противников высокоточным оружием наносятся удары по энергетической и иной инфраструктуре, которая используется для снабжения украинских военных частей».

При этом, по его словам, «повреждения жилых домов и жертвы среди мирного населения действительно происходят, но по вине украинской ПВО, располагаемой не на окраине городов, а в их центре». В результате, по словам дипломата, бывают попадания в объекты, «в которые Россия и не целилась».

Иногда также, как отметил Василий Небензя, по жилым домам ударяют американские ракеты ПВО, которые поставляются Киеву. «Ваша бездумная накачка Украины вооружением уже приводит к тому, что от него гибнут жители не только Донбасса, но и других украинских городов»,— обратился к своим западным коллегам российский постпред.