Юлия Лайши
Эксперт по предмету «Финансы»
преподавательский стаж — 5 лет
Юлия Валерьевна Шульгина
преподавательский стаж — 10 лет
Цели государственного финансового контроля
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Методы финансового контроля
Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.
При этом выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы. Например, аудитор в ходе проверки может применять только документальные методы; в ходе налоговой проверки могут проверяться только те документы, которые касаются начисления и перечисления в бюджет налогов. Наиболее широкие полномочия, как правило, реализуется при вышестоящем или внутрихозяйственном контроле, так как полномочия служб внутреннего контроля ограничиваются только локальными нормативными актами.
Методы государственного финансового контроля в РФ
Приемы, используемые для проведения контрольных мероприятий, называются методами финансового контроля. Основным источником информации выступают финансовые документы, которые дают доступ к фактическим данным. В них отражаются все осуществленные за рассматриваемый период операции субъекта хозяйствования. Финансовые методы не имеют четких границ. Они взаимосвязаны друг с другом. Достоверность исследования часто подтверждается комплексным подходом.
Выбор методики исследования зависит от полномочий, которыми наделен контролирующий орган. Аудиторы могут пользоваться только документальными методами. Налоговые органы имеют более широкий доступ к информации. Они могут поднять данные по перечислениям за прошлые периоды и сопоставить их. Чем выше уровень контролирующего органа, тем большим количеством полномочий он наделен.
В результате проведения мероприятий по финансовому контролю формируется документ, в котором отражается достоверная информация о текущем финансово-экономическом положении исследуемого объекта. Так же вскрываются различные выявленные нарушения, которые возникают при отклонении от принятых стандартов, норм, правил, законов. Еще одним элементом становится определение неэффективного и неэкономного расходования средств. На федеральном уровне устанавливаются случаи хищения, нецелевого использования бюджетных средств. В каждом конкретном случае устанавливаются меры ответственности за выявленные нарушения.
Государственный контроль в РФ осуществляется в соответствии с Указами Президента и Федеральными законами. Каждый государственный орган финансового аппарата отвечает за свой участок работы. Проведение ревизий и контролирующих действий проводится не реже раза в один календарный год, причем проверке подвергаются, в том числе, сами контролирующие органы. Внутрисистемные проверки проводятся независимыми организациями, либо приглашенными экспертами. Ведомственные ревизии направлены на выявление случаев хищения, недостач и иных случаев нарушения финансовой дисциплины. Следующим этапом становится разработка предложений по устранению выявленных проблем и принятие мер по возмещению ущерба.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Государственный финансовый контроль
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Государственный финансовый контроль – это вид деятельности контрольных органов государственного управления, осуществляемый в соответствии с требованиями законодательства посредством применения специфических методов и приемов для обеспечения целесообразности, законности и эффективности аккумулирования, распределения и использования средств бюджетной системы.
Сущность и назначение государственного финансового контроля
Осуществление государственной деятельности неразрывно связано с реализацией контрольной функции государственного управления. Контрольная функция государственного управления реализуется в форме государственного финансового контроля, осуществляемого соответствующими органами государственного управления федерального и регионального уровня с целью выявления нарушений, злоупотреблений и оценки эффективности расходования бюджетных средств.
Сдай на права покаучишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 4 500 ₽
В основе осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации находятся следующие принципы:
«Государственный финансовый контроль» 👇
Государственный финансовый контроль призван обеспечивать достижение следующих целей:
Характеристика видов государственного финансового контроля
Виды государственного финансового контроля закреплены в статье 265 Бюджетного кодекса России. В соответствии с этой статьей государственный финансовый контроль призван обеспечивать соблюдение положений нормативных актов, которые регулируют бюджетные правоотношения, нормативных актов, которые обуславливают публично-нормативные обязательства и обязательства по другим выплатам физическим лицам из бюджетной системы России, а также соблюдение условий государственных контрактов, соглашений и договоров, предусматривающих предоставление средств из бюджетной системы.
Государственный финансовый контроль классифицируются по различным признакам:
В соответствии с первым признаком финансовый государственный контроль делится на два вида:
В соответствии со вторым критерием финансовый контроль подразделяется на два вида:
Состав объектов государственного финансового контроля
В качестве объектов государственного финансового контроля могут выступать:
Государственный финансовый контроль осуществляется с помощью таких методов как:
Дата последнего обновления статьи: 22.05.2023
Автор(ы):
Татьяна Васильевна Климшина
Автор(ы):
Tatyana Bobrova
Автор(ы):
Инна Смирнова
Автор(ы):
Полина Михайловна Копруджу
Автор(ы):
Юлия Лайши
Решение любого учебного вопроса за 300
Понятие финансового контроля
Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:
Фактически, выше названы две основные цели финансового контроля, которые можно назвать тактическими. При этом стратегические цели финансового контроля, как и любого другого, перечислены в статье Контроль.
Несмотря на множество видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля. Это объясняется тем, что многие процедуры финансового контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а следовательно, без привлечения других видов контроля.
- БК РФ, ст. 265.
- БК РФ, ст. 266.1.
- БК РФ, Глава 5..
- БК РФ, ст. 256.
- БК РФ, 267.1.
Сущность и структура системы государственного финансового контроля
Система государственного финансового контроля – это способ организации деятельности органов контроля, осуществляемой с опорой на законодательство путём применения специфических методов и приемов для обеспечения целесообразности, законности и эффективности формирования, использования и распределения средств бюджетов.
Субъектами контроля выступают контрольные органы. В соответствии с бюджетным кодексом они подразделяются на две категории: внутренние и внешние.
Органами внутреннего государственного финансового контроля являются:
Органами внешнего государственного финансового контроля являются:
К объектам государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным кодексом относится широкий круг лиц, в который входят организации, органы государственной власти и физические лица.
Государственный финансовый контроль проводится для того, чтобы обеспечить соблюдение бюджетного законодательства и других нормативно-правовых актов, затрагивающих бюджетные правоотношения.
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, направленных на исследование и анализ действий и операций финансового характера.
Контроль опирается на специфические формы и методы изучения. Он является составной частью экономического управления экономическим объектом или целой системой. Последовательность проверочных операций осуществляется уполномоченными лицами в соответствии с нормами финансового права. Контроль действует в интересах управляющего субъекта.
Управление экономическим объектом или системой предполагает организацию планирования, прогнозирования, практическую реализацию стратегических и тактических целей и осуществление всестороннего контроля. Несмотря на то, что видов контроля достаточно много, некоторые эксперты называют финансовый контроль мероприятием более высокого уровня. Причиной тому является необходимость анализа финансируемых операций, то есть требуется исследование и других направлений деятельности предприятия или национального хозяйства.
Например, изучение расхода средств при внедрении государственных программ требует привлечения экспертов различной специализации, так как структура программы охватывает множество аспектов. Если финансы анализируются на микроуровне, т. е в рамках работы предприятия, то контроль над финансами направлен на выявление движения денег, а так же на исследование источников их формирования или потери.
Задачами финансового контроля считаются:
Финансовый контроль является важным элементом организации и управления экономическими и денежными операциями в системе хозяйствования.
«Государственный финансовый контроль в РФ» 👇
Проблемы системы государственного финансового контроля
В современных условиях не вызывает сомнение необходимость совершенствования государственного финансового контроля. Российский государственный финансовый контроль может быть охарактеризован как незавершенный в своём реформировании. В стране не сформирована стройная цельная система контроля, хотя определенные положительные тенденции в её развитии в последние годы наблюдаются. Все проблемы организации государственного финансового контроля могут быть разделены на категории.
«Система государственного финансового контроля в РФ: проблемы и направления развития» 👇
Первая категория проблем государственного финансового контроля в России – это структурные проблемы. К ним относятся:
Вторая категория проблем – методологические. К ним относятся:
Третья категория проблем – информационные:
Также возможна классификация методов и по иным признакам.
Задачи финансового контроля
Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.
Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня
Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например :
Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом.
Названная цель финансового контроля достигается путём решения следующих задач:
Особенности государственного финансового контроля в РФ
Структура государственного финансового контроля в России состоит из следующих элементов:
Операции кредитно-денежного характера так же контролируются Центральным банком и коммерческими структурами. Финансовый контроль осуществляется, в том числе, в сфере страхования, так же Банком России. Со стороны правоохранительных органов контроль осуществляется Прокуратурой РФ, органами МВД, Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Контрольные функции государственных органов власти так же затрагивают работу реального сектора. Например, ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами, наделенными полномочиями на территории, где действует предприятие. Они могут проводить ревизии и аудиторские проверки, запрашивать документы финансового характера. На уровне предприятий контроль осуществляется своими силами, либо с привлечением сторонних экспертов. Инициативный аудит назначается по решению собственников бизнеса, а обязательный осуществляется уполномоченными органами власти.
Контроль может быть общественным, то есть реализованным через общественные институты в соответствии с действующим законодательством. В его осуще6ствлении важная роль отводится СМИ, политическим партиям и значимым общественным организациям.
Предмет финансового контроля
Предметом финансового контроля являются хозяйственные операции, то есть любые действия, приводящие к изменению стоимости имущества любого вида или обязательств любого вида.
Классификация финансового контроля
Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.
Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.
По времени проведения
(см. Задачи финансового контроля)
По срокам выполнения
Совершенствование государственного финансового контроля в России может производиться по ряду направлений.
В первую очередь, необходимо сформировать методологическую основу финансового контроля в России. Такая основа позволит определить четкие ориентиры для всех субъектов контроля в ходе определения их целей, задач, полномочий и функций. Внедрить подобную методологическую основу можно только на законодательном уровне. Требуется законодательно определить виды, субъекты и объекты контроля за финансами государства. Кроме того, необходимо четко разделить сферы внутреннего и внешнего государственного финансового контроля. В настоящее время в бюджетном кодексе отсутствует даже полный перечень органов государственного финансового контроля. Из-за отсутствия единых методов классификации и утверждённой терминологии разработка и применение нормативно-правовых актов, регламентирующих государственный финансовый контроль, осуществляется с трудностями.
Следующий момент, который должен быть реализован, касается разработки и принятия единой концепции осуществления государственного финансового контроля. Такая концепция является необходимым условием повышения эффективности и определения общих направлений развития за счет установления нормативно-правовых и методологических основ его реализации, а также определения системы контролирующих органов и механизмов их взаимодействия. Также требуется разработать научные методы оценки эффективности функционирования органов контроля и их сотрудников.
Перспективным для реформирования системы государственного финансового контроля представляется разработка общероссийских стандартов проведения контроля. Эти стандарты должны определять нормы проведения государственного финансового контроля, единые для всех контролирующих органов. В частности, должны быть четко описаны формы отчётных документов, составлен полный перечень возможных нарушений. Стандарты должны включать в себя типовые решения, которые будут принимать контролирующие органы по итогам проводимых мероприятий. Стандарты должны описывать каждый орган контроля, наделенный полномочиями при реализации того или иного вида государственного финансового контроля. Они должны определять круг вопросов, которые подлежат обязательной проверке в ходе контрольных мероприятий, для каждого органа контроля. Стандарты должны регламентировать требования, касающиеся всех ревизуемых показателей.
Дополнительный эффект от внедрения системы стандартов – это разграничение функций и полномочий контрольных органов. В настоящее время механизм взаимодействия между законодательными и исполнительными контрольными органами практически отсутствует. Если такой механизм будет разработан, эффективность системы финансового контроля непременно повысится. В рамках совершенствования системы в целом необходимо устранить дублирование функций между контрольными органами. Поэтому необходимо четко закрепить на законодательном уровне компетенции каждого из органов контроля.
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий – ещё один важный фактор повышения эффективности функционирования контрольных органов. Компьютерные технологии дают возможность более тщательно контролировать доходы и расходы получателей бюджетных средств в режиме реального времени. За счёт этого предупреждение и пресечение нарушений будет производиться более оперативно.