Черный список FATF представляет собой перечень стран, которые не соблюдают международные нормы, связанные с денежными потоками, генерируемых от преступной деятельности и направленных на финансирование терроризма. Попадание страны в этот список автоматически лишает ее международной поддержки, а юридические и физические лица из этих стран испытывают максимальные трудности при ведении международной деятельности. Помимо черного списка ФАТФ, есть еще серый список. В последнем содержатся страны, которые находятся под повышенным контролем организации. Как «black», так и «grey» перечни FATF периодически пересматриваются.

Мониторинг оффшоров проводят как международные организации МВФ, ОЭСР и ФАТФ, так и отдельные страны мира. Не исключением являются Российская Федерация, Украина, Беларусь и другие страны СНГ. Списки оффшорных зон от международных организаций несут ознакомительный и рекомендательный характер в отличие от национальных перечней. Однако без их изучения не стоит осуществлять корпоративные действия и финансовые транзакции.
Из статьи вы узнаете, какие юрисдикции входят в международные списки оффшорных зон, а также чёрные и серые списки ОЭСР и ФАТФ.
Для успешного выбора оффшорной зоны с целью регистрации иностранной компании обращайтесь к экспертам портала International Wealth. Мы поможем правильно выбрать юрисдикцию, зарегистрировать оффшорную компанию, открыть расчётный счёт на её имя в иностранном финансовом учреждении.
Для быстрой связи с экспертами используйте форму над заголовком статьи.
Внимание! Эксперты портала International Wealth не рекомендуют использовать офшорные зоны только ради минимизации налогов из-за скорого наступления фискальных последствий. Преимущества оффшорных зон заключаются в конфиденциальности и защите активов.

ФАТФ – что это такое простыми словами
Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) — межправительственная организация, созданная в 1989 году по решению стран «Большой семерки» во Франции. Вся политика FATF заложена в представленных 40 Рекомендациях, которые каждые пять лет редактируются членами ФАТФ в соответствии с текущей ситуацией в мире.
Расшифровка аббревиатуры FATF объясняет основную цель и задачи данной организации – «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег», что также включает формирование мировых стандартов в сфере финансирования терроризма и отмывания финансов, полученных преступным путем (ПОД/ФТ). На русском языке перевод и разъяснение названия организации представлены в ст. 12 ФЗ «О валютном контроле».
Если объяснять простыми словами, то FATF занимается борьбой с оффшорами и нелегальными схемами, за счет которых международные компании и состоятельные граждане могут скрывать свои активы. Однако основная цель ФАТФ – не выявление таких преступлений, а создание идеальных условий, при которых отмывание денег станет невозможным, а информация о бенефициарах будет доступной.
Естественно, не все страны согласны с рекомендациями ФАТФ, что и стало причиной создания черного и серого списков стран, политика которых не соответствует нормам группы финансовой разведки или имеет недоработки по отдельным пунктам. Перечень стран, вошедших в черный список в 2023 году, представлен на официальном портале ФАТФ – http://www.fatf-gafi.org.
Движение денег между банковскими счетами, компаниями и по иным доступным каналам имеет глобальный охват. Но за счет такого масштаба возможностей и одновременного введения налоговых обязательств возникли проблемы, связанные с финансовыми преступлениями, отмыванием денег, финансированием терроризма и уклонением от уплаты налогов.

Если с налоговыми проблемами в большей мере борется ОЭСР, то финансовыми махинациями занимается группа разработки финансовых мер борьбы FATF. И в первой, и во второй организации есть свои черные списки не сотрудничающих и не выполняющих условия стран, что влияет на их статус на мировом рынке и уровень доверия.
Одна из основных структур, задействованных во всей цепочке проверок группы FATF, – банки и финансовые учреждения. Именно они являются главными ключевыми звеньями, которые отвечают за отправку, принятие и хранение денег. Так как основная тема всех рекомендаций группы ФАТФ связана именно с финансами, то банки в первую очередь мониторят последние изменения международной организации и стремятся соответствовать всем рекомендациям для сохранения своего статуса безопасных и надежных.
Где сегодня можно открыть счет для защиты своих активов? Получите консультационную и фактическую помощь экспертов международного портала!
Подбор счетов
Бесплатная консультация
по подбору зарубежных счетов для предпринимате-
лей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентов
с опытом 20+ лет.
по подбору зарубежных счетов для предпринимателей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентов
с опытом 20+ лет.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF) является межправительственным органом, учрежденным в июле 1989 года в Париже (Франция) по инициативе глав правительств «Группы семи» (G7) в целях реагирования на вызовы и угрозы отмывания денег. В октябре 2001 года ФАТФ расширила свой мандат, включив в него проблемы противодействия финансированию терроризма, а с февраля 2012 года — проблематику предотвращения финансирования распространения оружия массового уничтожения. В настоящее время членами ФАТФ являются 37 стран и 2 международных объединения. Также в работе ФАТФ принимают участие 24 наблюдателя. Ассоциированными членами ФАТФ являются 9 региональных групп по типу ФАТФ. Таким образом, глобальная международная сеть по ПОД/ФТ/ФРОМУ охватывает более 200 государств и территорий.
ФАТФ разработаны Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендации ФАТФ), которые должны быть имплементированы в национальные законодательства. Рекомендации ФАТФ являются базовым международным документом и основой для создания эффективных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В целях мониторинга соблюдения странами Рекомендаций ФАТФ Группой проводятся взаимные оценки национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Рекомендации ФАТФ регулярно пересматриваются для включения максимально широкого спектра мер борьбы с новыми вызовами и угрозами.
Российская Федерация является членом ФАТФ с 2003 года.
Последнее обновление страницы: 04.04.2023
Что такое FATF?
Международная правительственная организация FATF (The Financial Action Task Force) – организация, которая борется с отмыванием денег и финансированием терроризма. Дословно ее название переводится, как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. И для выполнения поставленных задач она устанавливает базовые стандарты, которые обеспечивают скоординированные глобальные ответные меры в данном направлении.
Принципы FATF направленные на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, используют более 200 стран и юрисдикций. Они позволяют определить денежные потоки, генерируемые от торговли наркотиками, людьми и от другой преступной деятельности.
FATF осуществляет контроль над всеми странами, с целью проверки полноценного соблюдения принципов организации, а также привлекает к ответственности те государства, которые не соблюдают эти принципы.
Узнайте, как борьба с отмыванием денег влияет на раскрытие бенефициаров.
История создания FATF
Организация была создана на саммите «G7», который проходил в Париже в 1989 году. Ее главной задачей стало изучение методов отмывания денег, анализ действий принятых на национальном или международном уровне, а также определение мер необходимых для борьбы с отмыванием денег.
Уже в апреле 1990 года ФАТФ представила отчет из 40 рекомендаций, которые являли собой план действий, необходимых для применения с целью эффективного противодействия отмыванию денег.
В 2001 году на FATF возложили еще обязанность по разработке стандартов борьбы с финансированием терроризма. И уже в октябре этого года организация выпустила отчет с 8 рекомендациями, позволяющими определить подозрительные операции.
Так как методы отмывания денег постоянно усовершенствуются, то FAFT вынуждена периодически пересматривать свои рекомендации. Так в июне 2003 года последние были впервые обновлены, а в октябре 2004 года были опубликованы еще 9 специальных рекомендаций, увеличивших их совокупное количество до 49.
В феврале 2012 года ФАТФ представила новую редакцию своих рекомендаций. Они предусматривали усиление глобальных мер безопасности и защиту целостности финансовой системы. Эти рекомендации стали еще более надежным инструментом правительства стран в борьбе с финансовыми преступлениями. Они уже включали способы противодействия новым угрозам, например, распространение оружия массового уничтожения, а также создавали инструменты для более жесткой борьбы с коррупцией.
Личный счет
Бесплатный подбор
личного банковского счета за границей для
лиц с депозитом €5000+ от банковского
эксперта с опытом 7+ лет.
личного банковского счета за границей для
лиц с депозитом €5000+ от банковского
эксперта с опытом 7+ лет.
Работа по противодействию коррупции
ФАТФ – межправительственная организация, созданная в 1989 году в целях разработки и внедрения международных стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В настоящее время ФАТФ включает 37 юрисдикций и 2 международные организации.
Основным инструктивным документом ФАТФ являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ. Рекомендации признаны более чем 190 странами, в том числе и Россией, которая участвует в деятельности ФАТФ с 2003 года.
Руководство организацией осуществляет Президент ФАТФ, который избирается сроком на два года. В настоящий момент должность Президента занимает T. Раджа Кумар (Сингапур). Секретариат ФАТФ находится в штаб-квартире ОЭСР в Париже.
Ключевые решения принимаются на Пленумах ФАТФ, которые проходят три раза в год.
40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ не затрагивают напрямую тему противодействия коррупции. Тем не менее, в течение нескольких последних лет ФАТФ уделяет антикоррупционной тематике все более пристальное внимание, рассматривая коррупцию как одно из ключевых правонарушений, предшествующих отмыванию денег.
В 2011 году в ФАТФ была создана отдельная экспертная группа по вопросам противодействия коррупции. Экспертная группа разработала ряд важных методических документов по оценке коррупционных рисков и применению рекомендаций ФАТФ в целях противодействия коррупции.
Экспертная группа тесно взаимодействует с Группой по противодействию коррупции G20 (ACWG), в том числе проводит ежегодные совместные встречи.
ФАТФ не проводит отдельной оценки реализации странами-участницами мер противодействия коррупции. Соответствующие аспекты затрагиваются в рамках более широкого мониторинга внедрения рекомендаций ФАТФ в странах-участницах.
Мониторинг осуществляется посредством взаимной оценки. Анализируется уровень соответствия созданной в стране-участнице системы ПОД/ФТ Рекомендациям и составляется рейтинг по каждой Рекомендации.
После проведения оценки и одобрения ее экспертами ФАТФ, осуществляется более детальный анализ в тех сферах, в которых рассматриваемая система ПОД/ФТ имеет наиболее существенные недостатки.
Спустя два года после проведения оценки страна-участница представляет доклад о мерах, предпринятых для исправления выявленных недостатков. По результатам рассмотрения доклада ФАТФ принимает решение о том, достигнут ли достаточный прогресс.
Все отчеты можно посмотреть здесь.
Лучшие практики: Использование Рекомендаций ФАТФ по борьбе с коррупцией
Несмотря на то, что усилия по противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и по борьбе с коррупцией являются взаимодополняющими, на практике они не всегда эффективно согласовываются. Данный документ ФАТФ призван предоставить органам, ответственным за разработку политики, и специалистам-практикам, руководство и лучшие практики по использованию мер ПОД/ФТ в борьбе с коррупцией.
Рекомендации ФАТФ могут стать действенным инструментом в борьбе с коррупцией. Их эффективная имплементация способствует созданию среды, в которой коррупции будет сложно процветать и оставаться незамеченной, облегчает обнаружение, отслеживание и конфискацию коррупционных доходов.
Использование Рекомендаций ФАТФ в целях борьбы с коррупцией
В документе содержится информация, объясняющая, почему соблюдение рекомендаций ФАТФ способствует созданию среды, в которой коррупции будет сложно оставаться незамеченной и безнаказанной.
Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции
Данный доклад призван помочь практикам в финансовом секторе лучше понимать и определять факторы риска, которые могут указывать на отмывание доходов, полученных от коррупционной деятельности.
Отмывание коррупционных доходов
Подготовленное ФАТФ исследование о связях между коррупцией и отмыванием доходов, цель которого – лучше понять такое явление, как коррупция, ее механизмы и слабые места через призму ПОД/ФТ.
40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ
В Рекомендациях представлен полный набор мер по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, включая функционирование системы уголовного судопроизводтва и правоприменения, финансовую систему и механизмы ее регулирования, а также международное сотрудничество. Рекомендации устанавливают основные принципы принятия таких мер и позволяют странам проявлять гибкость в их реализации в соответствии с их конкретными особенностями и нормативной правовой средой.
В период с
6 по 17 июня 2022 года состоялись заседания рабочих групп и пленарное заседание
ФАТФ.
1.
Завершилось председательство Германии в ФАТФ. Новым Президентом ФАТФ на
двухгодичный период (начиная с 1 июля 2022 года) стал представитель
Сингапура г-н Раджа Кумар. В соответствии с приоритетами нового Президента
работа ФАТФ будет сосредоточена на укреплении мер, направленных на возврат
активов, и международного сотрудничества в контексте противодействия
трансграничным финансовым преступлениям, связанным с кибермошенничеством и
мошенничеством с использованием вирусов-вымогателей.
Ключевые
приоритеты ФАТФ на период президентства Сингапура опубликованы на официальном
сайте
Группы в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
доступны
по ссылке.
2.
Утверждено Руководство по применению риск-ориентированного подхода в
секторе недвижимости.
Руководство подготовлено в целях оказания содействия в достижении лучшего
понимания сопряжённых с сектором недвижимости рисков отмывания доходов,
полученных преступным путём, и финансирования терроризма (ОД/ФТ), в
совершенствовании механизмов риск-ориентированного надзора в данной сфере, а
также в повышении осведомленности представителей сектора недвижимости об
обязанностях в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным
путём, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ). В руководстве освещаются виды
рисков ОД/ФТ, которым может быть подвержен сектор недвижимости, и
предоставляются рекомендации в отношении возможных мер минимизации таких рисков.
Руководство размещено на
официальном
сайте Группы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
и доступно по ссылке.
3.
Утвержден Отчёт «Обмен информацией и защита данных».
В отчёте обращается внимание финансовых учреждений на необходимость
своевременного и эффективного обмена информацией в целях ПОД/ФТ при
одновременном выполнении требований в части защиты персональных данных и
конфиденциальности. Отчёт содержит примеры лучших практик обмена информацией
между представителями частого сектора в странах-членах Глобальной сети ФАТФ и
Региональных групп по типу ФАТФ (РГТФ).
Отчёт
размещён на официальном
сайте Группы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
и доступен по ссылке.
4.
Утвержден очередной целевой обзор имплементации стандартов ФАТФ по
виртуальным активам.
Отмечается, что значительное количество стран-членов Глобальной сети ФАТФ и РГТФ
еще не ввели на законодательном уровне обязанность для провайдеров услуг в сфере
виртуальных активов (ПУВА) соблюдать «дорожное правило», предусматривающее сбор
и направление информации о личности отправителя и получателя виртуальных активов
(ВА). В обзоре повторно акцентируется внимание на необходимость скорейшей
имплементации на глобальном уровне стандартов ФАТФ в указанной области и
разработки ПУВА технических решений для выполнения требований «дорожного
правила».
Также в
обзоре приведена краткая информация о происходящих в секторе ВА изменениях и
возникающих рисках, связанных с децентрализованным финансированием,
невзаимозаменяемыми токенами и децентрализованными кошельками.
Обзор
размещён на официальном
сайте Группы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
и доступен
по ссылке.
5.
Приоритетным направлением работы ФАТФ остаётся повышение эффективности мер,
направленных на предотвращение использования юридических лиц и юридических
образований в целях ОД/ФТ и обеспечение доступа компетентных органов к
информации о бенефициарном владении.
В марте
2022 года в Рекомендацию 24 «Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических
лиц» были внесены изменения, касающиеся прозрачности юридических лиц, в том
числе посредством введения требования к странам обеспечить беспрепятственный и
своевременный доступ компетентных органов к корректной, точной и актуальной
информации о бенефициарном владении юридических лиц, которая должна
аккумулироваться в виде реестра (или с помощью иного эффективного механизма).
В ходе
пленарного заседания ФАТФ были обсуждены (i)
прогресс в части разработки специального руководства в целях оказания странам
содействия в имплементации вышеуказанных требований, и (ii)
возможные аналогичные поправки к Рекомендации 25 «Прозрачность и бенефициарные
владельцы юридических образований», касающейся деятельности трастов и иных видов
юридических образований.
Публичные
консультации по проекту поправок к Рекомендации 25 продлятся до
1 августа 2022 года. Материал для публичных консультаций размещён на официальном
сайте
Группы в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступен
по ссылке.
6. Актуализированы списки государств, от которых исходят повышенные риски
ОД/ФТ для мировой финансовой системы.
В список государств, которые
находятся на усиленном мониторинге в рамках ФАТФ (так называемый «серый
список»), включен Гибралтар. В связи со значительным прогрессом Мальты
в устранении стратегических недостатков в национальном режиме ПОД/ФТ страна
исключена из «серого» списка. Список государств, в отношении которых Группа
призывает своих членов и другие государства к применению контрмер
(так называемый «чёрный» список), остался неизменным1.
7. Рассмотрены и утверждены отчёты проведённых ФАТФ взаимных оценок Германии и
Нидерландов.
Несмотря на значительный прогресс, достигнутый Германией за последние пять лет в
части совершенствования национального режима ПОД/ФТ, ФАТФ отмечено, что
некоторые из недавних профильных реформ еще не в полной мере продемонстрировали
свою эффективность. По результатам взаимной оценки Германии рекомендовано
усовершенствовать надзорную деятельность в особенности в отношении нефинансовых
организаций, повысить уровень доступности информации о бенефициарном владении, а
также интенсифицировать использование данных финансовой разведки всеми
заинтересованными органами.
Нидерланды добились в последние годы заметного прогресса в совершенствовании
своей системы ПОД/ФТ. Уровень технического соответствия международным стандартам
ФАТФ является высоким, однако остаются неисправленными некоторые ранее
выявленные недостатки, в том числе в части регулирования деятельности и надзора
за ПУВА в сфере ПОД/ФТ. По результатам взаимной оценки Нидерландам рекомендовано
внести в профильное законодательство изменения, направленные на предотвращение
использования юридических лиц в преступных целях и обеспечение доступа
компетентных органов к корректной, точной и актуальной информации о
бенефициарном владении, а также усилить риск-ориентированный надзор.
1
В «сером» списке находятся 23 юрисдикции: Албания, Барбадос,
Буркина-Фасо, Гаити, Гибралтар, Иордания, Йемен, Каймановы острова,
Камбоджа, Мали, Марокко, Мьянма, Никарагуа, ОАЭ, Пакистан, Панама,
Сенегал, Сирия, Турция, Уганда, Филиппины, Южный Судан и Ямайка.
В «чёрном» списке находятся Иран и КНДР.
Списки оффшорных зон ОЭСР
В состав Организации экономического сотрудничества и развития входят 34 страны. Российская Федерация не участвует в этой международной организации. На русском языке ее аббревиатура — ОЭСР, а на английском — OECD.
В 2009 году на встрече “Большой двадцатки” G20 организацией ОЭСР было начато ведение Текущего доклада о юрисдикциях, за которыми наблюдает Глобальный форум организации по введению международных фискальных органов.
Речь идёт о налоговых стандартах, которые были разработаны ОЭСР, согласованы с третьими юрисдикциями и утверждены министрами финансов “Большой двадцатки” еще в 2004 году. Стандарты устанавливают и регламентируют обмен финансовой и налоговой информацией по запросу между фискальными органами стран-подписантов.
ОЭСР занимается налоговыми преступлениями, отмыванием денег и дополнительными работами, проводимыми ФАТФ.
ОЭСР периодически публикует свой список стран, которые, по ее мнению, являются «налоговыми убежищами, отказывающимися от сотрудничества». По сути, список стран, которые недостаточно делают, с точки зрения налоговой прозрачности.
В 2016 году ОЭСР раскрыла критерии, которые она использует для определения того, сотрудничает страна или нет. ОЭСР рассматривает 3 фактора и требует, чтобы страны соответствовали как минимум 2 факторам, чтобы их не классифицировали как отказавшихся от сотрудничества.
Первый фактор — это то, соответствует ли страна требованиям стандарта прозрачности в отношении обмена информацией по запросу.
Второй фактор — намерена ли страна принять автоматический обмен информацией (также известный как Единый стандарт отчетности или CRS) и начать его.
Список ОЭСР делится на три категории.
Оффшорная компания
Бесплатная консультация
подбор подходящей юрисдикции исходя из вида деятельности,
предпочитаемого налогового
режима,
структуры компании и т.д.
подбор подходящей юрисдикции исходя, из вида деятельности,
предпочитаемого налогового режима,
структуры компании и т. д.
Белый список ОЭСР — оффшорные зоны и юрисдикции, в достаточной степени внедрившие международные налоговые стандарты:
- Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Аруба, Австралия, Австрия, Багамы, Бахрейн, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова, Бруней, Канада, Каймановы острова, Чили, Китай, Острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Чехия, Дания, Доминика, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Гибралтар, Греция, Гренада, Гернси, Гонконг, Венгрия, Исландия, Индия, Индонезия , Ирландия, остров Мэн, Израиль, Италия, Япония, Джерси, Южная Корея, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Макао, Малайзия, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Мексика, Монако, Монтсеррат, Нидерланды, Нидерландские Антильские острова, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Россия, Св. Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, ЮАР, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, острова Теркс и Кайкос, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США, Виргинские острова США, Вануату и другие страны.
Серый список ОЭСР — оффшорные зоны и юрисдикции, показавшие приверженность международным налоговым стандартам, но не внедрившие их в значительной степени:
- Науру, Ниуэ.
Чёрный список ОЭСР — юрисдикции, которые отказались принять обязательство по внедрению международных налоговых стандартов:
- С 2012 года в список не входит ни одно государство мира.

Деятельность и структура ФАТФ
Президентом группы ФАТФ является Т. Раджа Кумар из Сингапура, назначенный на должность на срок с 1 июля 2022 года по 30 июня 2024 года. Секретариат группы расположен в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в г. Париже. Сама организация ФАТФ является независимой и не входит в структуру ОЭСР или какой-либо другой международной организации.
Основная деятельность группы направлена на разработку стратегий, действенных для борьбы с терроризмом, финансовыми махинациями и отмыванием денег. Принятие решений группы ФАТФ происходит на пленарных заседаниях, которые проводятся не менее трех раз в год.
Инструменты деятельности FATF – рабочие группы по следующим направлениям:
- по типологии;
- об оценке и реализации;
- по борьбе с финансированием террористических организаций;
- по изучению международного сотрудничества.
Каждая из стран-членов ФАТФ имеет внутренние подразделения группы финансовой разведки (ПФР) и Региональные группы (РГТФ), которые собирают информацию в своем государстве для дальнейшего выявления нелегальных схем по выводу денег в оффшоры или использования других каналов для отмывания финансов и обеспечения терроризма.
Справка: резолюции Совета Безопасности ООН 1617 (2005) и 2462 (2019) призывают страны ООН имплементировать Рекомендации ФАТФ.
Члены FATF, список стран
В 2023 году в число стран-членов группы ФАТФ входят следующие государства:
Индонезия является страной-наблюдателем.
Членство Российской Федерации приостановлено 24 февраля 2023 года.
Ассоциированные члены ФАТФ и наблюдатели
Также ФАТФ сотрудничает со многими международными организациями, которые реализуют региональные программы борьбы с финансовыми преступлениями в соответствии с рекомендациями группы и проводят оценку национальных систем на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег.
Ассоциированные члены ФАТФ (региональные группы РГТФ) в 2023 году:
- Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ).
- Карибская целевая группа по финансовым мероприятиям (КФАТФ).
- Комитет экспертов по оценке мер по борьбе с отмыванием денег (MONEYVAL).
- Евразийская группа (ЕАГ).
- Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ESAAMLG).
- Целевая группа по финансовым мероприятиям Латинской Америки (ГАФИЛАТ).
- Межправительственная группа действий по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (GIABA).
- Целевая группа по финансовым мероприятиям на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENAFATF).
- ГАБАК.
В число международных наблюдателей ФАТФ вошли многие мировые организации, в том числе:
- Африканский банк развития;
- Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS);
- Совет Европы;
- Европейский центробанк;
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Интерпол;
- ОЭСР;
- ОБСЕ;
- Всемирный банк.
Все эти структуры разрабатывают и реализуют программы по борьбе с отмыванием незаконных средств и финансированием преступной деятельности, а также тесно сотрудничают с ФАТФ, придерживаясь рекомендаций организации при разработке своих нормативных правил.
Стандарты группы ФАТФ по противодействию легализации отмыванию доходов тесно связаны с банковской системой всех стран, что отразилось на новых правилах по раскрытию информации о бенефициарах и проверке клиентов, желающих открыть счета за рубежом.
Список не сотрудничающих оффшорных зон и юрисдикций с Евросоюзом
ЕС работает над улучшением международного управления налогами. Учитывая глобальный характер недобросовестной налоговой конкуренции, Евросоюз трудится над решением внешних проблем для налоговой базы стран-участниц.
Для этих целей ведется Список не сотрудничающих оффшорных зон и стран с ЕС.
Список, принятый Европейским Советом 22 февраля 2021 года, состоит из:
- Американское Самоа
- Ангилья
- Доминика
- Фиджи
- Гуам
- Палау
- Панама
- Самоа
- Тринидад и Тобаго
- Виргинские острова США
- Вануату
- Сейшельские острова.
Список получает статус официального после публикации в Official Journal of EU.
Последние изменения в список ЕС были внесены в феврале текущего года. В него вновь попало Содружество Доминики, но из него исключили Барбадос.
Список оффшорных зон, не сотрудничающих с ЕС для целей налогообложения, является инструментом для решения следующих проблем:
- налоговое мошенничество или уклонение от уплаты налогов.
- уклонение от уплаты налогов — использование законных средств для минимизации налоговых обязательств.
- отмывание денег — сокрытие происхождения денег, полученных незаконным путем.
В нем перечислены страны, не входящие в ЕС, которые поощряют злоупотребления в налоговой практике и подрывают корпоративные налоговые поступления в государствах-членах.
Определяя эти страны на уровне ЕС, государства-члены могут действовать сообща, чтобы оказывать давление на эти оффшорные зоны с целью осуществления в них соответствующих реформ. Цель состоит не в том, чтобы назвать страны и опозорить их, а в том, чтобы стимулировать позитивные изменения в их налоговом законодательстве и практике посредством сотрудничества.
Юрисдикции, которые еще не соблюдают все международные налоговые стандарты, но взяли на себя обязательства по реформированию, включены в документ о состоянии дел (Приложение II). Когда оффшорная зона выполняет все свои обязательства, ее удаляют из приложения.
Европейский Совет составил первый список оффшорных зон ЕС 5 декабря 2017 года. С тех пор он несколько раз обновлялся.
Более существенные изменения произошли в марте 2019 года и феврале 2020 года. Они совпадают с истечением крайних сроков, когда оффшорные зоны должны были выполнить свои первоначальные обязательства.
С 2020 года список обновляется дважды в год.
Последний пересмотр состоялся в феврале 2021 года. Следующий пересмотр — в октябре.
Как появился список ЕС, и как он обновляется?
В ноябре 2016 года Европейский Совет поручил группе по Кодексу поведения (налогообложения предприятий) и рабочей группе Совета, провести подготовительную работу по составлению списка.
Группа по Кодексу поведения проверила 92 оффшорные зоны и юрисдикции, отобранные на основании их экономические связи с ЕС, институциональной стабильности важности финансового сектора.
Отчет о проверке и оценке позволил Совету утвердить первый список ЕС в декабре 2017 года. Первый список включал 17 стран или территорий, не входящих в ЕС. Эти оффшорные зоны не взяли на себя достаточных обязательств в ответ на озабоченность ЕС.
Список ЕС в настоящее время регулярно обновляется и пересматривается в рамках динамического мониторинга мер, принимаемых юрисдикциями для выполнения своих обязательств. Это непрерывный процесс, который включает:
- установление критериев в соответствии с международными налоговыми стандартами.
- скрининг стран по этим критериям.
- взаимодействие со странами, которые не соблюдают.
- включение и исключение стран из списка по мере того, как они проводят (или не проводят) реформы.
- мониторинг событий, чтобы гарантировать, что юрисдикции не отступят от предыдущих реформ.
Процесс мониторинга соответствует ряду процедурных указаний.
Государства-члены ЕС принимают эффективные защитные меры в неналоговой и налоговой областях. Защитные меры помогают обезопасить налоговые поступления внутри Евросоюза и бороться с налоговым мошенничеством, уклонением от уплаты налогов и злоупотреблениями.
Защитные меры ЕС в неналоговой сфере
Что касается неналоговых сфер, Совет призвал институты ЕС и государства-члены учитывать список ЕС при:
- внешней политике;
- сотрудничестве в области развития;
- экономических отношениях с третьими странами.
Более того, некоторые правила финансирования ЕС теперь прямо ссылаются на список. Средства нескольких инструментов ЕС не могут быть направлены через следующие организации в перечисленные страны:
- Европейский фонд устойчивого развития (EFSD)
- Европейский фонд стратегических инвестиций (EFSI)
- Мандат внешнего кредитования (ELM).
Защитные меры ЕС в налоговой сфере
Государства-члены ЕС имеют широкую свободу действий в отношении типа и объема защитных мер, которые они применяют в налоговой сфере. Они во многом зависят от их национальных налоговых систем. Тем не менее есть определенная степень согласованности.
Страны ЕС согласились применить, по крайней мере, одну из следующих административных мер:
- усиленный мониторинг транзакций;
- аудит повышенного риска для налогоплательщиков, которые пользуются перечисленными режимами;
- аудит повышенного риска для налогоплательщиков, которые используют налоговые схемы с включенными в листинг режимами.
Государства-члены также обязались с 1 января 2021 года использовать список ЕС при применении как минимум одной из четырех конкретных законодательных мер:
- невозможность вычета затрат, понесенных в указанной юрисдикции;
- правила контролируемой иностранной компании (КИК), чтобы ограничить искусственную отсрочку уплаты налога оффшорными компаниями;
- меры по удержанию налога, чтобы решить проблему ненадлежащих освобождений или возмещений;
- ограничение освобождения от участия в дивидендах акционеров.
В 2018 году были согласованы правила ЕС о прозрачности для налоговых посредников. Они ввели новые требования к отчетности для налоговых схем с участием перечисленных стран. Эти правила действуют с 1 июля 2020 года.
Список оффшорных зон России
На официальном сайте ФНС представлен утвержденный и актуальный список оффшорных зон России. Он включает в себя государства и территории, которые предусматривают отсутствие налогообложения либо льготный налоговый режим без раскрытия информации о проведенных финансовых операциях.
В него входят:
Для международного налогового планирования необходимо обязательно учитывать списки оффшорных зон и несотрудничающих юрисдикций от всех международных организаций.
Чтобы успешно начать международный бизнес, надо правильно выбрать оффшорную зону, которая станет юрисдикцией регистрации иностранной компании. В этом вам помогут эксперты портала International Wealth.
Однако также важно быстро найти иностранное банковское учреждение, готовое открыть расчётный счёт на имя оффшора. Для снижения финансовых рисков лучше зарегистрировать счета сразу в нескольких финансовых учреждениях.
Сократить время и снизить затраты на поиск зарубежного банка поможет услуга Pre-Approval от наших специалистов. Она направлена на получение предварительного согласования на открытие счёта.
Также предлагаем воспользоваться бесплатным подбором зарубежного расчётного счёта от наших экспертов. Подробности по ссылке.
Какие страны входят в “чёрный” и “серый” списки оффшорных зон ОЭСР?
Серый список ОЭСР включает оффшорные зоны и юрисдикции, показавшие приверженность международным налоговым стандартам, но не внедрившие их в значительной степени. На данный момент к ним относят Науру и Ниуэ.
Чёрный список ОЭСР включает юрисдикции, которые отказались принять обязательство по внедрению международных налоговых стандартов. С 2012 года в список не входит ни одно государство мира.
Таким образом, в 2021 году все оффшорные зоны находятся в Белом списке ОЭСР.
Какие страны входят в “чёрный” и “серый” списки ФАТФ?
ФАТФ или Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ведёт свой так называемый “черный” список оффшорных зон и юрисдикций, не сотрудничающих с этой межправительственной организацией. Его регулярно обновляют с 2000 года. В начале 2020 года чёрный список ФАТФ состоял всего из двух стран: Северной Кореи и Ирана. Теперь в нем остался только Иран.
ФАТФ ведет еще и серый список юрисдикций, не до конца выполнивших все пункты списка действий. В него входят: Албания, Барбадос, Ботсвана, Камбоджа, Гана, Ямайка, Маврикий, Мьянма, Никарагуа, Пакистан, Панама, Сирия, Уганда, Йемен, Зимбабве.
Какие страны входят в список не сотрудничающих юрисдикций с ЕС?
Для борьбы с недобросовестной налоговой конкуренции ведется список не сотрудничающих оффшорных зон и стран с ЕС. Список, принятый Европейским Советом 22 февраля 2021 года, состоит из 12 оффшорных зон:
Американское Самоа
Ангилья
Доминика
Фиджи
Гуам
Палау
Панама
Самоа
Тринидад и Тобаго
Виргинские острова США
Вануату
Сейшельские острова.
Рекомендации FATF
Представленные 40 Рекомендаций группы FATF – это свод международных мер для создания в каждом государстве эффективного режима, направленного на борьбу с финансовыми преступлениями и финансированием терроризма. Всё это выражается в таких темах, затронутых в документах:
- Организация структур и законов по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма на национальном и международном уровнях.
- Взаимосвязь с международными конвенциями, резолюциями ООН и прочими актами международных организаций, которые разработаны по теме ПОД/ФТ.
- Применение рекомендаций группы ФАТФ странами с учетом национальной правовой системы.
Представленные рекомендации от группы по борьбе с финансовыми преступлениями не повторяются и не конфликтуют с иными положениями мировых актов и в ряде случаев дополняют их, создавая тем самым единую систему правовых норм.
Первые рекомендации ФАТФ были выпущены в 1990 году, когда возникла необходимость разработать правила защиты финансовой системы от отмывания денег через продажу наркотиков. В 1996 году стандарты ФАТФ были пересмотрены, так как появились новые проблемы, связанные с финансовыми махинациями по другим технологиям.
В октябре 2001 года группа FATF включила в свой мандат восемь, а затем ещё девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. Через два года (в 2003) поставленные стандарты были вновь пересмотрены и признаны 180 государствами.
В 2012 году при сотрудничестве с Региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ) и организациями-наблюдателями, в том числе Международного валютного фонда, Всемирного банка, ООН, рекомендации ФАТФ были доработаны в соответствии с текущей ситуацией в мире. Сегодня эти каноны являются международным стандартом борьбы с отмыванием денег и снабжением финансами террористических группировок.
Больше информации о мировых структурах, регуляторах и последних изменениях в налоговой политике или иммиграционных программах читайте на страницах портала International Wealth.
Чёрный список FATF
FATF или Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — это межправительственная организация, осуществляющая разработку стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.
Членами Группы ФАТФ являются 34 страны, включая Российскую Федерацию.
ФАТФ ведёт свой так называемый “черный” список оффшорных зон и юрисдикций, не сотрудничающих с этой межправительственной организацией. Его регулярно обновляют с 2000 года. В него включают государства и территории, которые не считаются оффшорными зонами, ведь критериями отбора являются не системы налогообложения этих оффшорных зон, а то насколько они соответствуют мировым стандартам борьбы с отмыванием денег.
Черный список ФАТФ имеет второе название “Призыв к действию”. Организация призывает все страны применять к оффшорным зонам, попавшим в него, особую должную осмотрительность. В особых случаях рекомендуется принять контрмеры, направленные на защиту финансовой системы от рисков финансирования терроризма и отмывания нечестно заработанных денег.
Ещё в начале 2020 года чёрный список ФАТФ состоял всего из двух стран: Северной Кореи и Ирана. С августа 2020 года в нем остался только Иран.
ФАТФ ведет еще и серый список оффшорных зон и юрисдикций, которые не до конца выполнили все пункты списка действий ФАТФ (их всего 27). Межправительственная организация призывает учитывать по отношению к таким оффшорным зонам и странам соответствующие финансовые риски.
В серый список FATF входят:
- Албания, Барбадос, Ботсвана, Камбоджа, Гана, Ямайка, Маврикий, Мьянма, Никарагуа, Пакистан, Панама, Сирия, Уганда, Йемен, Зимбабве.

Серый список FATF на 2020 г.
Этот перечень состоит из юрисдикций, которые активно сотрудничают с Группой по устранению недостатков в своих режимах. Если страна попала в серый список – это значит, что она взяла на себя определенные обязательства устранить конкретные недостатки в определенные сроки. До окончания вышеуказанного периода она находится под усиленным мониторингом организации.
По состоянию на 2020 год в сером списке ФАТФ находятся 18 юрисдикций:
Когда была создана FATF?
ФАТФ была создана в июле 1989 года в Париже с целью противодействия отмыванию денег.
Сколько в ФАТФ участников?
По состоянию на 2020 год FATF включает 37 юрисдикций и 2 региональные организации (Европейскую комиссии и Совет сотрудничества стран Персидского залива). Кроме этого, в FATF есть большое количество организаций-наблюдателей и ассоциированных членов.
Есть в серый или черных списках ФАТФ Тринидад и Тобаго?
Тринидад и Тобаго был выключен из серого списка в 2020 году после повышения эффективности противодействия борьбы с отмыванием денег и устранения технических недостатков.
Чем чревато попадание страны в черный список FATF
Государство, которое организация внесла в черный список FATF, лишается любой открытой международной поддержки и образно говоря, стает «изгоем» общества. Ее сразу же все страны включают в специальные списки, которые предусматривают массу проверок либо же отказ от обслуживания компаний и физических лиц оттуда.
Таким образом, резиденты из этих стран не могут полноценно вести международную торговлю, испытывают значительные трудности в открытии счетов в иностранных банках и платежных системах (большинство отказывается сотрудничать с подобными клиентами), а платежи в эти страны автоматически попадают под подозрение и с большой вероятностью блокируются.
Список оффшорных зон МВФ
В компетенцию Международного валютного фонда (МВФ) также входит анализ и оценка деятельности оффшорных зон. Еще несколько лет назад МВФ занимался квалификацией стран по критерию “оффшорного финансового центра”. В настоящий момент международная финансовая организация уже не занимается такой классификацией, так как она может носить “потенциально дискриминационный характер”. Для МВФ неприемлема дискриминационная политика, разделяющие финансовые центры на оффшоры и оншоры.
Финансовые системы различных стран мониторит Международный валютный фонд в рамках FSAP — Программы оценки финансового сектора.

Черный список ФАТФ в 2020 году
На последнем заседании, которое проводилось 19-21 февраля 2020 года, FATF представила черный и серый список стран.
Итак, в черный список FATF на 2020 год входят две юрисдикции:
- Иран;
- КНДР.
Эти государства несут повышенный уровень риска, они не соблюдают рекомендации по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Поэтому ФАТФ призывает международное сообщество принимать ответные меры против вышеуказанных государств, чтобы защитить финансовую систему от рисков отмывания денег и финансирования терроризма.