Террористы оон

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Редакция ИноСМИ получила полный официальный список лиц и организаций, на которых распространяются санкции ООН, введенные против режима талибов. Список составлен Комитетом ООН по санкциям. В отличие от недавно опубликованных “списков Буша” данный является международно признанным документом, указанных в нем фигурантов все члены ООН обязаны рассматривать как террористов или их пособников

Редакция ИноСМИ получила официальный полный список лиц и организаций, на которых распространяются санкции ООН, введенные против режима талибов. Список составлен Комитетом ООН по санкциям. В отличие от недавно опубликованных “списков Буша” данный является международно признанным документом, указанных в нем фигурантов все члены ООН обязаны рассматривать как террористов или их пособников

– Мулла Мохаммад Раббани (Mullah Mohammad Rabbani), председатель правящего совета, председатель Совета министров

– Мулла Хаджи Мохаммад Хассан (Mullah Hadji Mohammad Hassan), первый заместитель председателя Совета министров

– Маулави Абдул Кабир (Maulavi Abdul Kabir), второй заместитель губернатор провинции Нангахар, комендант восточной зоны

– Мулла Мохаммед Омар (Mullah Mohammed Omar), лидер движения “Верных” (“Amir ul-Mumineen’)

– Мулла Мохаммад Тахре Анвари (Mullah Mohammad Tahre Anwari), администратор

– Маулави Саййед Хаккан (Maulavi Sayyed Haqqan), министр по административным вопросам

– Маулави Абдул Латиф Мансур (Maulavi Abdul Latif Mansur), министр сельского хозяйства

– Мулла Шамс-ур-Рахман (Mullah Shams-ur-Rahman), заместитель министра сельского хозяйства

– Маулави Аттикула Акхунд (Maulavi Attiqullah Akhund), заместитель министра сельского хозяйства

– Маулави Абдул Гхафур (Maulavi Abdul Ghafoor), заместитель министра сельского хозяйства

– Ахтар Мохаммад Мансур (Akhtar Mohammad Mansour), министр гражданской авиации и транспорта

– Хаджи Тахис (Hadji Tahis), заместитель министра гражданской авиации и транспорта

– Мулла Мохаммад Наим (Mullah Mohammad Naim), заместитель министра гражданской авиации и транспорта

– Хидаятулла Абу Тураб (Hidayatullah Abu Turab), заместитель министра гражданской авиации и транспорта

– Мулла Яр Мохаммад Рахими (Mullah Yar Mohammad Rahimi), министр по коммуникациям

– Мулла Хаджи Алла Дад Тайеб (Mullah Haji Alla Dad Tayeb), заместитель министра по коммуникациям

– Маулави Абдул Разак (Maulavi Abdul Razaq), министр торговли

– Маулави Фаиз Мохаммад Файзан (Maulavi Faiz Mohammad Faizan), заместитель министра торговли

– Маулави Ник Мохаммад (Maulavi Nik Mohammad), заместитель министра торговли

– Мулла Матиуллах (Mullah Matiullah), глава таможни Кабула

– Маулави Дадулах Акхунд (Maulavi Dadullah Akhund), министр строительства

– Мулла Хаджи Убайдуллах Акхунд (Mullah Hadji Ubaidullah Akhund), министр обороны

– Мулла Фазель М. Мазлум (Mullah Fazel M. Mazloom), заместитель начальника штаба

– Мулла Барадар (Mullah Baradar), заместитель министра обороны

– Мулла Абдул Рауф (Mullah Abdul Rauf), командующий Центральным корпусом

– Мулла Амир Кхан Мотаги (Mullah Amir Khan Motaqi), министр образования

– Мулла Мохаммад Насим Ханафи (Mullah Mohammad Nasim Hanafi), заместитель министра образования

– Маулави С. Ахмед Шахидхель (Maulavi S. Ahmed Shahidkhel), заместитель министра образования

– Мулла Абдул Васай Агхаджан Мотасем (Mullah Abdul Wasay Aghajan Motasem), министр финансов

– Мулла Арефуллах Ареф (Mullah Arefullah Aref), заместитель министра финансов

– Мулла Хаджи М. Ахмади (Mullah Haji M. Ahmadi), президент “Da Afghanistan Bank”

– Абдул Вакил Мутавакил (Abdul Wakil Mutawakil), министр иностранных дел

– Абдул Рахман Захед (Abdul Rahman Zahed), заместитель министра иностранных дел

– Мулла Абдул Джалили (Mullah Abdul Jalil), заместитель министра иностранных дел

– Доктор Абдул Сатар Пактис (Dr. Abdul Satar Paktis), департамент протоколов, министерство иностранных дел

– Маулави Фаиз (Maulavi Faiz), департамент информации, министерство иностранных дел

– Шамс-ус-Сафа Аминзаи (Shams-us-Safa Aminzai), пресс-центр нминистерство иностранных дел

– Маулави Абдул Баки (Maulavi Abdul Baqi), консульский департамент министерства иностранных дел

– М. Джаваз Вазири (M. Jawaz Waziri), департамент ООН, министерство иностранных дел

– Маулави Джаллалуддин Хагани (Maulavi Djallalouddine Haqani), министр по пограничным делам

– Маулави Абдул Хаким Мониб (Maulavi Abdul Hakim Monib), заместитель по пограничным делам

– Альхадж М. Ибрахим Омари (Alhaj M. Ibrahim Omari), заместитель министра

– Кари Дин Мохаммад (Qari Din Mohammad), министр высшего образования

– Маулави Хамидуллах Номани (Maulavi Hamidullah Nomani), высокопоставленный чиновник в министерстве высшего образования

– Забихуллах Хамиди (Zabihullah Hamidi), заместитель министра высшего образования

– Маулави Арсалан Рахмани (Maulavi Arsalan Rahmani), заместитель министра высшего образования

– Маулави Кудраттулах Джамал (Maulavi Qudratullah Jamal), министр информации

– Мулла Абдул Баки (Mullah Abdul Baqi), вице-министр по информации и культуре

– Маулави Абдул Рахман Ахмад Хоттак (Maulavi Abdul Rahman Ahmad Hottak), заместитель министра по информации и культуре

– Маулави Рахимуллах Зурмати (Maulavi Rahimullah Zurmati), заместитель министра по информации и культуре

– Абдулхаи Мотмаен (Abdulhai Motmaen), департамент культуры и информации, Кандагар

– Маулави Мохаммад Ягуб (Maulavi Mohammad Yaqoub), глава BIA

– Мулла Абдул Разак (Mullah Abdul Razaq), министр внутренних дел

– Мулла Абдул Самад Ксаксар (Mullah Abdul Samad Khaksar), заместитель министра внутренних дел по вопросам безопасности

– Мохаммад Шариф (Mohammad Sharif), заместитель министра внутренних дел

– Маулави Нур Джалал (Maulavi Noor Jalal), заместитель министра внутренних дел по административной части

– Маулави Саед М. Азим Агха (Maulavi Saed M. Azim Agha), департамент паспортов и виз

– Мулла Нуруддин Тураби (Mullah Nooruddin Turabi), министр юстиции

– Маулави Джалалудин Шинвари (Maulavi Jalaluddine Shinwari), заместитель министра юстиции

– Альхадж Мулла Мохаммад Исса Акхунд (Alhaj Mullah Mohammad Essa Akhund),

– Маулави Сайедур Рахман Хагани (Maulavi Sayeedur Rahman Haqani), министр по промышленности

– Мулла Абдул Салам Зайеф (Mullah Abdul Salam Zaief), заместитель министра по промышленности

– Маулави Мохаммад Азам Илми (Maulavi Mohammad Azam Elmi), заместитель министра по промышленности

– Кари Дин Мохаммад Ханиф (Qari Din Mohammad Hanif), министр планирования

– Маулави Изатуллах (Maulavi Ezatullah), заместитель министра по планированию

– Маулави М. Муса Хоттак (Maulavi M. Musa Hottak), заместитель министра по планированию

– Мулла Мохаммад Аббас Акхунд (Mullah Mohammad Abbas Akhund), министр по здравоохранению

– Шер Аббас Станекзаи (Sher Abbas Stanekzai), заместитель министра по здравоохранению

– Маулави Мохаммадулах Мати (Maulavi Mohammadullah Mati), министр по общественным работам

– Маулави Ростам Нуристани (Maulavi Rostam Nuristani),заместитель министра по общественным работам

– Хаджи Молла Атикуллах (Hadji Molla Atiqullah), заместитель министра по общественным работам

– Маулави Наджибуллах Хаггани (Maulavi Najibullah Haqqani), заместитель министра по общественным работам

– Маулави Саййед Гхьясуддин Агха (Maulavi Sayyed Ghiassouddine Agha), министра по хаджу и делам религии

– Маулави Мослим Хаггани (Maulavi Moslim Haqqani), заместитель министра по хаджу и делам религии

– Маулави Каламудин Моманд (Maulavi Qalamudin Momand),заместитель министра по хаджу

– Маулави Абдул Раджиб Такхари (Maulavi Abdul Raqib Takhari), министр по делам репатриации

– Раматуллах Вахидьяр (Ramatullah Wahidyar), заместитель министра по делам репатриации

– Мохаммад Седиг Акхундзада (Mohammad Sediq Akhundzada), заместитель министра по делам репатриации

– Маулави Мохаммад Вали (Maulavi Mohammad Wali), министр департамента по предотвращению зла и обеспечению торжества добродетели

– Маулави Мохаммед Салим Хаггани (Maulavi Mohammad Salim Haqqani),заместитель министра по предотвращению зла и обеспечению торжества добродетели

– Маулави Сайед Исматуллах Асем (Maulavi Sayed Esmatullah Asem), заместитель министра по предотвращению зла и обеспечению торжества добродетели

– Кари Ахмадулла (Qari Ahmadulla), министр безопасности (разведки)

– Маулави Абдул-Хак-Вассек (Maulavi Abdul-Haq-Wasseq), заместитель министра безопасности (разведки)

– Маулави Исхануллах (Maulavi Ehsanullah), заместитель министра безопасности (разведки)

– Мулла Хабибуллах Решад (Mullah Habibullah Reshad), глава департамента расследований

– Мулла Ахмед Джан Ахунд (Mullah Ahmed Jan Akhund), министр по поставкам воды и электроэнергии

– инженер Мохаммад Хомайун (Eng. Mohammad Homayoon), заместитель министра по поставкам воды и электроэнергии

– Маулави Саиддудин Саййед (Maulavi Saiduddine Sayyed), вице-министр по труду

– Маулави Абдул Джаббар (Maulavi Abdul Jabbar), губернатор провинции Баглхан

– Маулави Нуралла Нури (Maulavi Nurullah Nuri), губернатор провинции Балкх, глава северной зоны

– Мухаммад Ислам (Muhammad Islam), губернатор провинции Бамийян

– Мулла Джанан (Mullah Janan), губернатор провинции Фарьяб

– Мулла Дост Мохаммад (Mullah Dost Mohammad), губернатор провинции Гхазни

– Маулави Кхаир Мохаммад Кхаиркхвах (Maulavi Khair Mohammad Khairkhwah),губернатор провинции Герат

– Маулави Абдул Бари (Maulavi Abdul Bari), губернатор провинции Гельманд

– Маулави Валиджан (Maulavi Walijan), губернатор провинции Джавьян

– Мулла М. Хасан Рахмани (Mullah M. Hasan Rahmani), губернатор провинции

– Мулла Манан Ньязи (Mullah Manan Nyazi), губернатор провинции Кабул

– Маулави А. Вахед Шафик (Maulavi A. Wahed Shafiq), заместитель губернатора провинции Кабул

– Альхадж Мулла Садудин Сайед (Alhaj Mullah Sadudin Sayed), мэр кабула

– Маулави Шафикуллах Мохаммади (Maulavi Shafiqullah Mohammadi), губернатор провинции Кхост

– Маулави Назар Мохаммад (Maulavi Nazar Mohammad), губернатор провинции Кундуз

– М. Исхак (M. Eshaq), губернатор провинции Лагхман

– Маулави Зиа-ур-Рахман Мадани (Maulavi Zia-ur-Rahman Madani), губернатор провинции Логар

– Маулави Хамсудин (Maulavi Hamsudin), губернатор провинции Вардак (Майдан)

– Маулави А. Кабир (Maulavi A. Kabir), губернатор провинции Нангархар

– Мулла М. Расул (Mullah M. Rasul), губернатор провинции Нимроз

– Маулави Тавана (Maulavi Tawana), губернатор провинции Пакита

– Мулла М. Шафик (Mullah M. Shafiq), губернатор провинции Саманган

– Маулави Аминуллах Амин (Maulavi Aminullah Amin), губернатор провинции Сарипул

– Маулави Абдулхаи Салек (Maulavi Abdulhai Salek), губернатор провинции Урузган

– Маулави Ахмад Джан (Maulavi Ahmad Jan), губернатор провинции Дзабол

– Нур Мохаммад Сакиб (Mohammad Saqib), председатель Верховного суда

– Маулави Санани (Maulavi Sanani), глава Dar-ul-Efta

– Маулави Самиуллах Муазен (Maulavi Samiullah Muazen), член Верховного суда

– Маулави Шахабуддин Делавар (Maulavi Shahabuddin Delawar), член Верховного суда

– Абдул Рахман Агха (Abdul Rahman Agha), главный судья военного трибунала

– Мулла Мустасаед (Mullah Mustasaed), директор академии наук

– Маулави Эсматуллах Асем (Maulavi Esmatullah Asem), руководитель афганского общества Красного креста (ARCS)

– Маулави Каламуддин (Maulavi Qalamuddin), глава олимпийского комитета

– Абдул Салам Заеф (Abdul Salam Zaeef), посол Талибана в Пакистане

– Абдул Хаким Муджахид (Abdul Hakim Mujahid), дипломатический представитель Талибана в США

– генерал Рахматуллах Сафи (Rahmatullah Safi), представитель Талибана в Европе

– Мулла Хамидуллах (Mullah Hamidullah), председатель “Ariana Afghan Airlines”

– Альхадж Муллах Садруддин (Alhaj Mullah Sadruddin), мэр Кабула

– Амир Хан Муттаки (Amir Khan Muttaqi), представитель Талибана на переговорах с ООН

– Джан Мохаммад Мадани (Jan Mohmmad Madani), поверенный в делах, посольство Талибана, Абу Даби

– Шамсалах Кмалзада (Shamsalah Kmalzada), второй секретарь, посольство Талибана, Абу Даби

– г-н Азизирахман (Azizirahman), третий секретарь, посольство Талибан, Абу-Даби

– г-н Мавлави Абдул Манан (Mawlawi Abdul Manan), коммерческий атташе, посольство Талибан, Абу-Даби

– Малави Абдул Вахаб (Malawi Abdul Wahab), поверенный в делах Талибана в Рияде

“ПОСОЛЬСТВО” ТАЛИБАНА, Исламабад:

– Мулла Абдул Салам Заеф (Mullah Abdul Salam Zaeef),

– Хабибулла Фаузи (Habibullah Fauzi), первый секретарь, заместитель главы миссии

– Мохаммад Сохаил Шахин (Mohammad Sohail Shaheen), второй секретарь

– Мохаммад Сарсар Сиддикмаль (Mohammad Sarwar Siddiqmal), третий секретарь

– Мулла Мохаммад Захид (Mullah Mohammad Zahid), третий секретарь

– генерал Абдул Кадейр (Abdul Qadeer), военный атташе

– Маулави Надзирулла Анафи (Maulavi Nazirullah Anafi), коммерческий атташе

– Маулави Абдул Джафар Куриши (Maulavi Abdul Ghafar Qurishi), атташе по делам репатриации

– Мохаммад Дауд (Mohammad Daud), атташе по административным вопросам

– “ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО” ТАЛИБАНА, ПЕШАВАР:

– Маулави Наджибулла (Maulavi Najibullah), генеральный консул

– Кари Абдул Вали (Qari Abdul Wali), первый секретарь

– Сайед Алламуддин (Syed Allamuddin), второй секретарь

– Маулави Ахтар Мохаммад (Maulavi Akhtar Mohammad), атташе по образованию

– Альхадж Маулави Мохаммад Саддик (Alhaj Maulavi Mohammad Saddiq), торговый представитель

– “ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО” ТАЛИБАНА, Карачи:

– Маулави Рахатамуллах Каказада (Maulavi Rahamatullah Kakazada), генеральный консул

– Муфтий Мохаммад Алеем Нурани (Mufti Mohammad Aleem Noorani), первый секретарь

– Хаджи Абдул Джафар Шенвари (Haji Abdul Ghafar Shenwary), третий секретарь

– Маулави Гул Ахмад Хакими (Maulavi Gul Ahmad Hakimi), коммерческий атташе

– “ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО” ТАЛИБАНА, Кветта:

– Маулави Абдуллах Мурад (Maulavi Abdullah Murad), генеральный консул

– Маулави Абдел Хайи Аазем (Maulavi Abdul Haiy Aazem), первый секретарь

– Маулави Хамдулла (Maulavi Hamdullah), атташе по вопросам репатриации

╥ Ariana Afghan Airlines (прежде известные, как Bakhtar Afghan Airlines), Afghan Authority Building, P.O. Box 76, Ansari Watt, Кабул, Афганистан и другие офисы Ariana Afghan Airlines;

╥ Banke Millie Afghan (прежде известный как Afghan National Bank; как Bank E. Millie Afghan), Jada Ibn Sina, Кабул, Афганистан и другие офисы Banke Millie Afghan;

╥ Da Afghanistan Bank (также известный, как Bank of Afghanistan; как Central Bank of Afghanistan; как The Afghan State Bank), Ibni Sina Wat, Кабул, Афганистан и другие офисы Da Afghanistan Bank;

╥ счет Ariana Afghan Airlines в Citibank, Нью Дели, Индия

╥ счет Ariana Afghan Airlines в Punjab National Bank, Нью Дели, Индия

╥ De Afghanistan Momtaz Bank

╥ Agricultural Development Bank of Afghanistan (ADB), Великобритания

19 декабря 2000 года, комитет ООН одобрил список отдельных лиц и организаций, связанных с Усамой бен Ладеном (UBL), включая организацию Аль-Каида:

– Усама бен Мухаммад бен Авад бен Ладен (Usama Bin Muhammad Bin Awad Bin Ladin) также известный как Абу Абдаллах Абд Аль Хаким (Abu Abdallah Abd Al-Hakim). Род. в 28/07/57. Саудовская Аравия. Лишен саудовского гражданства, в настоящий момент подданный Афганистана.

– Мухаммад ‘Атиф (Muhammad ‘Atif) известный также как Абу Хафс (Abu Hafs). Род. (возможно) в 1944 году, Египет. Предположительно египетский националист. Старший лейтенант бен Ладена.

– Айман Мухаммад Раби Аль-Завахири (Aiman Muhammad Rabi Al-Zawahiri). Род. 19/06/51 в Гизе, Египет. Предположительно египетский националист. Бывший вождь египетского исламского джихада, в настоящий момент тесно сотрудничает с бен Ладеном.

– Са’ид Аль-Шариф (Sa’d Al-Sharif). Род. предположительно в 1969 году, Саудовская Аравия. Тесно связан с бен Ладеном, является его зятем. Возглавляет финансовую организацию бен Ладена.

– Заиф Аль-‘Адиль (Saif Al-“Adil). Род. предположительно в 1963 году. Предположительно египетский националист. Отвечает за безопасность бен Ладена.

– Амин Аль-Хак (Amin Al-Haq) также известный как Мухаммад Амин (Muhammad Amin). Род. предположительно в 1960 году в провинции Нагахар, Афганистан. Секретный координатор бен Ладена.

– Ахмад Са’ид Аль-Кадр (Ahmad Sa’id Al-Kadr) известный также как Абу Абд Аль-Рахман Аль-Канади (Abu Abd Al-Rahman Al-Kanadi). Род. 01/03/48, Каир, Египет. Предположительно египетский и канадский националист.

– Заин Аль-Абидин Мухаххад Хусаин (Zain Al-Abidin Muhahhad Husain) так же известный как Абу Зубаида (Abu Zubaida) и Абд Аль-Хади Аль-Вахаб (Abd Al-Hadi Al-Wahab). Род. 12/03/1971, Рияд, Саудовская Аравия. Предположительно саудовский, палестинский и иорданский националист. Тесно связан с бен Ладеном.

– Сакар Аль-Джадави (Saqar Al-Jadawi). Род. предположительно в 1965 году. Предположительно йеменский и саудовский националист. Пособник бен Ладена.

– Билал бен Марван (Bilal Bin Marwan). Род. скорее всего в 1947 году. Старший лейтенант бен Ладена

Представленные списки будут пересматриваться по мере возникновения необходимости.

РОЛЬ ООН В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ А.З. Яфаева, студент

Научный руководитель: Г.Р. Имангулова, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

Аннотация. Международный терроризм является одной из самых главных угроз безопасности всего мира, поэтому данная проблема входит в число глобальных. Центральное место по защите мирового сообщества занимает ООН. Целью работы является анализ деятельности ООН в данной сфере. На основе анализа выделяются наиболее значимые международные органы, к компетенции которых относится контртеррористическая деятельность. Исследуются основные международные акты, регулирующие антитеррористическую деятельность.

Ключевые слова: международный терроризм, Совет Безопасности, резолюция, ООН, декларация, международная безопасность.

Международный терроризм по-прежнему представляет собой серьезную угрозу для безопасности всего человечества. Он подрывает международный мир и безопасность, разрушает общество и дестабилизирует целые регионы. Терроризм – это угроза транснационального характера, и ни одно государство и ни одна организация не может справиться с ней в одиночку. Следует отметить, что терроризм никак нельзя назвать проблемой исключительно двадцать первого столетия. Он существует уже тысячи лет. Однако в современном мире при существовании оружия массового поражения терроризм, приобретая более острый характер, становится наиболее опасным явлением. Более того, современный терроризм действует такими методами, противостоять которым традиционными способами невозможно. Именно поэтому опасность от международного терроризма имеет глобальный характер.

Очевидно, что для обеспечения международной безопасности необходимы совместные усилия государств всего мира. На сегодняшний день Организация Объединенных Наций (далее – ООН) является единым универсальным механизмом по поддержанию международного мира. Всеобщая система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках ООН на основе ее Устава. Генеральная Ассамблея ООН в ходе работы своих сес-

Первые шаги мирового сообщества в борьбе с терроризмом в двадцатом столетии были предприняты Лигой Наций, предшественником ООН. Непосредственным толчком для начала работы над Конвенцией о противодействии терроризму послужило убийство короля Югославии Александра I и министра иностранных дел Франции Луи Барту в 1934 году. В результате этих событий начались обсуждения проекта Конвенции по предотвращению и наказанию терроризма. В ноябре 1937 года

Ассамблея Лиги утвердила Конвенцию, однако в силу она так и не вступила.

После учреждения ООН выработка международной правовой базы нейтрализации террористических угроз возобновилась. На самом первом этапе влияние на проблему противодействия терроризму оказал Устав ООН, который обозначил для всех государств-участников ориентиры международного сотрудничества и диалога в самых различных сферах, в том числе и в области противодействия терроризму. В Статье 1 Устава к его основным целям отнесены поддержание международного мира и безопасности. Это важно, поскольку террористическая угроза носит транснациональный характер: представляет угрозу не только для конкретных стран, но и для глобальной безопасности в целом.

В течение последних шести десятилетий Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея ООН занимаются в разной степени вопросами терроризма. Говоря о Генеральной Ассамблее, следует отметить, что деятельность этого органа связана с принятием международных нормативных правовых актов, направленных на борьбу с терроризмом, которую она активно начала с 1970-х годов. На своем 2114-м пленарном заседании 18 декабря 1972 года Генеральная Ассамблея принимает резолюцию 3034, озаглавленную «Меры по предотвращению международного терроризма, который угрожает жизни невинных людей или приводит к их гибели, или ставит под угрозу основные свободы, и изучение коренных причин этих форм терроризма и актов насилия». На основе данной резолюции создается Специальный комитет по вопросам международного терроризма, в состав которого вошли представители 35 государств. Следующим шагом стало принятие резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи 9 декабря 1994 года Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма. В преамбуле Декларации подчеркивалась необходимость «дальнейшего укрепления международного сотрудничества между государствами для принятия и утверждения практических и эффективных мер по предотвращению, пресечению и ликвидации всех форм терроризма, кото-

Деятельность Совета Безопасности по борьбе с данным преступлением началась с конца 1990-х годов. За это время Советом было принято большое количество санкций против государств, которые были причастны в связях с террористическими организациями. В частности, против Ливии и Афганистана.

– ввести уголовную ответственность за умышленное предоставление средств, любыми методами, прямо или косвенно, их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались для совершения террористических актов;

– безотлагательно заблокировать средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или участвуют в совершении террористических актов, или содействуют их совершению;

– отказывать в убежище тем, кто финансирует, планирует, поддерживает или совершает террористические акты;

Важным моментом стало учреждение резолюцией 1373 Контртеррористического комитета (далее – КТК). В состав КТК вошли все 15 членов Совета Безопасности. В задачи Комитета входило содействие укреплению потенциала государств-членов ООН по предотвращению террористических актов как на национальном, так и на межрегиональном уровне. Все государства-члены были обязаны ежегодно отчитываться перед КТК о принятых мерах по выполнению положений резолюции 1373. В дальнейшем, на основе резолюции 1535 (2004), в структуру Комитета был включен Исполнительный директорат. В задачи директората входило оказание существенной помощи КТК в его повседневной деятельности, а также предоставление экспертных консультаций по вопросам, охватываемых резолюцией 1373, оказание содействия государствам в получении технической помощи.

Особое значение имеет принятие Генеральной Ассамблеей в 2006 году Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Стратегия является уникальным глобальным инструментом для наращивания национальных, региональных и международных усилий по борьбе с терроризмом. Данный документ содержит конкретные меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, укреплению роли системы ООН в данной области, а также обеспечению всеобщего уважения прав человека и поддержания законности. Раз в два года Ассамблея проводит обзор Стратегии, в котором учиты-

ваются приоритеты государств-членов в области борьбы с терроризмом.

Несмотря на то, что деятельность ООН в борьбе с терроризмом является весьма масштабной, к сожалению, должного объединения усилий государств, направленных против террористических угроз, не произошло. В настоящее время многие страны-участники не подписали соответствующие конвенции и не ратифицировали их. Они отказываются от их применения, оказывая негласную финансовую поддержку запрещенным организациям, предоставляя политическое убежище их лидерам, объявляя их, вопреки здравому смыслу, «политическими борцами». Для решения данной проблемы необходимо активизировать сотрудничество в борьбе с терроризмом через расширение их участия в соответствующих конвенциях ООН. Кроме того, ООН должна созвать конференцию для мобилизации необходимой политической воли в целях завершения переговоров по Всеобъемлющей конвенции против терроризма, принятие которой дополнит и укрепит существующую базу международных контртеррористических документов. Наконец, следует отказать от практики двойных стандартов, когда осуждая терроризм, некоторые государства оказывают негласную помощь террористическим организациям. Следование двойным стандартам имеет негативные последствия для противодействия международному терроризму. Только совместными усилиями человечество сможет обуздать террористическую угрозу.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что ООН по праву является единым и универсальным механизмом по поддержанию международного мира.

За свою многолетнюю историю ООН разработала обширную правовую базу, регулирующую вопросы нейтрализации террористических угроз. Так, с 1963 года в рамках ООН было принято порядка двух десятков международных актов в области противодействия терроризму. Ключевая роль ООН в борьбе с терроризмом заключается, прежде всего, в разработке международной нормативной базы по вопросам укрепления мира и безопасности в целом,

и борьбы с терроризмом в частности. Однако, несмотря на все принимаемые меры, угроза международного терроризма остается актуальной и по сей день. По данным Контртеррористического управления ООН, за 2020-ый год в результате терактов было убито около 12 тысяч человек. Несомненно, принятие ООН международных антитеррористических конвенций способствует осуществлению криминализации довольно широкого спектра террористических проявлений в международном праве.

На наш взгляд, в антитеррористической деятельности ООН необходимо развивать направление сотрудничества в области противодействия причинам и условиям, способствующим разрастанию террористических угроз. Воспитание толерантности граждан, противодействие проявлениям национальной, религиозной вражды, разоблачение террористической идеологии, решительное осуждение агрессии -именно на это следует направить совместные усилия, чтобы искоренить терроризм.

1. Матвеева Т.Д. Международное право: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2020. – 371 с.

THE ROLE OF THE UN IN THE FIGHT AGAINST INTERNATIONAL TERRORISM A.Z. Yafaeva, Student

Supervizor: G.R. Imangulova, Senior Lecturer Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. International terrorism is one of the most important threats to the security of the whole world, so this problem is among the global ones. The central place for the protection of the world community is occupied by the UN. The purpose of the work is to analyze the activities of the UN in this area. Based on the analysis, the most significant international bodies whose competence includes counter-terrorism activities are identified. The main international acts regulating anti-terrorist activities are investigated

Keywords: international terrorism, Security Council, resolution, UN, declaration, international security.

стажер сектора международно-правовых исследований Института государства и права РАН

Терроризм — это угроза всему мировому сообществу, всем народам, которая может проявиться в любой момент и в любом месте. Речь идет о прямом посягательстве на основные ценности и основные свободы, которые отстаивает международное право: законность, защиту гражданских лиц, взаимное уважение людей, принадлежащих к различным конфессиям и культурам и мирное урегулирование конфликтов.

На наш взгляд, Организация Объединенных Наций должна принимать существенные меры борьбы с терроризмом и террористическими организациями.

Роль ООН в борьбе с терроризмом — в решении двух главных задач: обеспечении мира и защите прав человека. Эти задачи взаимосвязаны и оказывают воздействие одна на другую. Уважение основных прав и свобод человека и гражданина всеми членами международного сообщества имеет важное значение в обеспечении безопасности во всем мире. ООН, защищая свободу личности, должна тем самым способствовать осуществлению государствами их функций по обеспечению своих граждан надлежащей защитой от террористических актов и других тяжких преступлений. Права человека — это и залог, и предпосылка обеспечения свободы личности. Однако их соблюдение возможно в обществе, где государство привержено принципу верховенства закона даже в сложных обстоятельствах.

63-я сессия и состоявшиеся ранее сессии Генеральной Ассамблеи ООН призывали Совет Безопасности и его Контртеррористический комитет укреплять сотрудничество с правозащитными органами, выполняя принципы международного права. Сессии Генеральной Ассамблеи ООН неоднократно предлагали договорным органам по правам человека и в частности Комиссии по правам человека рассмотреть вопрос защиты прав человека и основных свобод, борьбы с терроризмом и при необходимости координировать свои подходы.

Сомнения нет, терроризм существенно подрывает принципы международного права и внутреннее законодательство государств. Террористические акты направлены на дестабилизацию государств и подрыв устоев гражданского общества. Государства обязаны защищать своих граждан от террористических актов, однако меры, осуществляемые в борьбе с терроризмом, могут иметь далеко идущие последствия с точки зрения соблюдения законности.

Принимая меры по борьбе с терроризмом, необходимо постоянно помнить о необходимости соблюдения законности и уважения прав человека. В условиях, когда возникает угроза для общества и для существования государства, можно принимать различные меры и даже приостанавливать действия некоторых прав.

При разработке внутреннего законодательства государств и осуществлении мер по предотвращению терроризма и борьбе с ним одной из важных задач является то, чтобы государства не прибегали к излишнему подавлению или ограничению свобод личности. При принятии и в процессе применения национального законодательства по борьбе с терроризмом государства должны стремиться, чтобы:

· в уголовных кодексах определения террористических актов были четкими и однозначными и понимание принципа законности не подлежало сужению в своем применении;

· согласно принципам законности и верховенства права основные требования, касающиеся справедливого судебного разбирательства, неукоснительно соблюдались и во время действия чрезвычайного положения, не нарушая презумпции невиновности;

· при осуществлении экстрадиции и передачи лиц, подозреваемых в терроризме,  неукоснительно соблюдались принцип законности и нормы международного права;

· при проведении оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий  полностью были исключены пытки и другие нарушения прав человека и гражданина;

· все меры, принимаемые в рамках борьбы с терроризмом, находились в строгом соответствии с международным правом, включая международные нормы в области прав человека. При принятии любых мер по борьбе с терроризмом следует учитывать обязательства уважения прав человека и гражданина, в том числе таких, как недопущение дискриминации, свобода ассоциации и свобода вероисповедования, а также судебные гарантии, такие, как презумпция невиновности, право на защиту, право на справедливый и беспристрастный суд.

Одиннадцатый Конгресс рассмотрел пункт повестки дня по международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом и связям между терроризмом и другими видами преступной деятельности в контексте работы Управления ООН по наркотикам и преступности. Кроме того, был проведен семинар-практикум по мерам борьбы с терроризмом согласно соответствующим международным конвенциям и протоколам.

Одиннадцатый Конгресс принял Бангкокскую декларацию «Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия», в которой он призвал государства стать участниками универсальных документов о противодействии терроризму и осуществлять их положения, а также выразил поддержку предпринимаемым Управлением усилиям в рамках его мандата и в координации и Контртерористическим комитетом по оказанию поддержки государств по ратификации и осуществлению этих документов посредством предоставления технической помощи по их просьбе.

На Конгрессе было решительно заявлено, что терроризм представляет важнейшую угрозу международному миру и безопасности, которая требует принятия ответных последовательных, всесторонних и согласованных  мер на международном уровне.

Конгресс призвал к скорейшей ратификации и полномасштабному осуществлению универсальных документов о противодействии терроризму.

В последнее время усматривается заметная связь между международным терроризмом и транснациональной преступностью, которая растет и затрагивает безопасность всех государств. Организованная преступность ослабляет государство, препятствует экономическому росту, создает механизмы финансирования террористических групп. Такая связь требует реагирования на международном, региональном и национальном уровне для принятия во внимание и обобщения опыта борьбы с каждым видом преступности. Думается, что международное сообщество и государства могут извлечь пользу из применения правовых документов, изначально разработанных для борьбы с транснациональной организованной преступностью и отмыванием денег, в борьбе против террористических групп и источников их поддержки и финансирования.

Отсутствие в отдельных государствах верховенства права, на наш взгляд, создает отдельные условия для слияния транснациональной организованной преступной и террористической деятельности.

Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 59/153 от 20 декабря 2004 года уделила основное внимание модернизации процедур уголовного правосудия, укреплению добросовестности судебных органов и улучшению обращения со свидетелями, потерпевшими и правонарушителями в соответствии со стандартами и нормами ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Эта деятельность ООН может оказать косвенную поддержку укреплению потенциала государств в борьбе против терроризма при условии соблюдения верховенства права.

В контексте целенаправленной работы ООН по соблюдению универсальных документов, касающихся терроризма, делается все возможное для полномасштабной интеграции аспектов верховенства права и прав человека.

Из проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН видно, что она признает роль справедливых и эффективных систем уголовного правосудия в рамках общей системы обеспечения правопорядка в качестве неотъемлемого элемента любой стратегии борьбы с терроризмом и просит Управления по соблюдению универсальных документов, касающихся терроризма, учитывать в своей программе технической помощи по вопросам противодействия терроризму элементы, необходимые для наращивания национального потенциала в целях укрепления систем уголовного правосудия и правопорядка, содействия эффективному осуществлению универсальных конвенций и протоколов, касающихся терроризма и соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.

На одиннадцатом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию было обращено внимание на отсутствие эффективной системы взаимодействия законодательств различных стран и механизмов международного сотрудничества, которые обеспечивали бы соблюдение Резолюции  Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. № 1373. Указанная резолюция была принята Советом Безопасности в соответствии с главой VII Устава ООН, в связи с чем она имеет обязательную силу для государств-членов. В указанной  Резолюции Совет постановил, что все государства должны:

· предотвращать и пресекать финансирование террористических актов;

· ввести уголовную ответственность за умышленное предоставление или сбор средств любыми методами, прямо или косвенно, их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались — или при осознании того, что они будут использованы, — для совершения террористических актов;

· безотлагательно заблокировать средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или участвуют в совершении террористических актов, или содействуют их совершению;

· запретить своим гражданам или любым лицам и организациям на своей территории предоставление любых средств, финансовых активов или экономических ресурсов, или финансовых или иных соответствующих услуг, прямо или косвенно, для использования в интересах лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или содействуют либо участвуют в их совершении, организаций, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких лиц, а также лиц и организаций, действующих от имени или по указанию таких лиц;

· воздерживаться от предоставления в любой форме поддержки — активной или пассивной — организациям или лицам, замешанным в террористических актах, в том числе путем пресечения вербовки членов террористических групп и ликвидации каналов поставок оружия террористам;

· принять необходимые меры в целях предотвращения совершения террористических актов, в том числе путем раннего предупреждения других государств с помощью обмена информаций;

· отказывать в убежище тем, кто финансирует, планирует, поддерживает или совершает террористические акты либо предоставляет таким лицам убежище;

· не допускать, чтобы те, кто финансирует, планирует, оказывает содействие или совершает террористические акты, использовали свою территорию в этих целях против других государств или их граждан;

· обеспечивать, чтобы любое лицо, принимающее участие в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в поддержке террористических актов, привлекалось к судебной ответственности;

· предотвращать передвижение террористов или террористических групп с помощью эффективного пограничного контроля за выдачей документов, а также с помощью мер предупреждения фальсификации документов, удостоверяющих личность, и проездных документов.

Кроме того, в своей резолюции № 1373 (2001) Совет Безопасности ООН призвал все государства как можно скорее стать участниками соответствующих международных конвенций и протоколов, касающихся борьбы с терроризмом.

Ни в одном из указанных универсальных правовых документов не дается четкое определение понятие «международный терроризм». В десяти их них содержатся узкие «рабочие» определения тех или иных преступлений.

Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам отметила, что неспособность государств-членов согласовать проект всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, включая определение терроризма, препятствует ООН проявить свой моральный авторитет, недвусмысленно заявив, что терроризм никогда не будет признан приемлемым методом борьбы, даже по самым убедительным причинам.

Генеральная Ассамблея ООН в своей деятельности предпринимает усилия как по установлению нормативных рамок обязательного характера, так и по восстановлению пробелов в 12 вышеуказанных конвенциях.

В соответствии с п. 19 Резолюции 59/46 Генеральной Ассамблеи ООН Шестой комитет на своем 1-м заседании 3 октября 2005 г. учредил рабочую группу для завершения разработки проекта всеобъемлющей конвенции о международном терроризме и постановил сохранить в своей повестке дня вопрос о созыве под эгидой ООН конференции высокого уровня для разработки совместных стратегий борьбы международного сообщества с терроризмом во всех его формах и проявлениях.

Шестой комитет рекомендовал 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принять проект резолюции «Меры по ликвидации международного терроризма».

Генеральная Ассамблея ООН приняла указанную резолюцию за основу и постановила включить в предварительную повестку для своей 61-й сессии пункт, озаглавленный «Меры по ликвидации международного терроризма».

Но несмотря на относительно небольшой прогресс на переговорах по проекту всеобъемлющей конвенции, нельзя недооценивать достигнутые к настоящему времени результаты.

Согласно имеющимся конвенциям и протоколам, от государств, являющихся их участниками, требуется признавать преступными почти все возможные виды террористического насилия. Кроме того, в двух самых последних по времени принятия документах (Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма) был достигнут важный в политическом отношении результат, выразившийся, в частности, в отмене исключения, касающегося политических преступлений, определение которых содержится в конвенциях.

Конвенция против финансирования терроризма обладает уникальным предупредительным потенциалом, поскольку она направлена на наказание за подготовительные действия финансового характера еще до того, как они выльются в форму насильственных действий террористического характера.

Контртеррористический комитет осуществляет контроль за выполнением этой резолюции и активно содействует ратификации 12 указанных конвенций. Усилия Конттеррористического комитета по осуществлению контроля за выполнением резолюции получили новый импульс, когда в рамках Секретариата был создан Исполнительный директорат Контртеррористического комитета, главная задача которого состоит в том, чтобы способствовать пониманию и осуществлению резолюции № 1373 (2001).

В резолюции Генеральной ассамблеи ООН «Укрепление международного сотрудничества и технической помощи в деле содействия осуществлению универсальных конвенций и протоколов, касающихся терроризма, в рамках деятельности Управления ООН по наркотикам и преступности»2 признается роль справедливых и эффективных систем уголовного правосудия в общей системе обеспечения правопорядка в качестве неотъемлемого элемента любой стратегии борьбы с терроризмом. Генеральная ассамблея ООН просит указанное Управление учитывать в своей программе технической помощи по вопросам противодействия терроризму элементы, необходимые для наращивания национального потенциала в целях укрепления систем уголовного правосудия и правопорядка с целью  содействия эффективному осуществлению универсальных конвенций и протоколов к ним, касающихся терроризма, и соответствующих резолюций Совета Безопасности.

Разработка более эффективных инструментов для глобального и национального сотрудничества в борьбе с терроризмом в рамках правовой помощи, гарантирующих уважение гражданских свобод и прав человека, — один из важнейших компонентов всеобъемлющих действий по борьбе с терроризмом.

Думается, что в условиях глобализации, роста масштабов международного терроризма и упрочения связей между разными формами транснациональной преступности необходимо ввести в действие более эффективные меры наказания для тех, кто совершает такие преступные деяния.

Сегодня международное сотрудничество почти полностью зависит от эффективности национальных правовых систем. И одна из главных задач эффективного режима международного сотрудничества состоит в том, чтобы террористам не предоставлялось убежища. Полагаем, для этого необходимо применить единый и комплексный подход к юридической практике. Но зачастую у государств отсутствует не только законодательная база для налаживания международного сотрудничества, но и необходимая правовая подготовка в правоприменительных органах.

Управление ООН по наркотикам и преступности оказывает значительную помощь многим странам в создании необходимой законодательной базы для эффективного международного сотрудничества в таких вопросах, как выдача, взаимная юридическая помощь и т.д.

Одним из важных направлений стратегии борьбы с терроризмом является координация, согласование действий в рамках единой концепции. Следует также создать более эффективный режим международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства для ликвидации пробелов в законодательстве по борьбе с терроризмом.

1 См.: Документ Генеральной Ассамблеи ООН A/59/565 и Conn.1, п. 146.

2 См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 59/191.

3 См.: Документ Генеральной Ассамблеи ООН A/60/374.

4 См.: Документ Генеральной Ассамблеи ООН A/59/565 и Corr.1, п. 147.

5 См.: Римский статут Международного уголовного суда (United Nations, Treaty Series, voi.2187, No.38544).

6 См.: http: //www.un.org/apps/sgstats.asp?nid=1345.

7 См.: Всеобщая декларация прав человека / Резолюция Ассамблеи 217 А (III).

8 См.: Основные принципы, касающиеся роли юристов. (Восьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г. // Издание Организации Объединенных Наций № R. 91. IV. 2.

9 См.: Документ Генеральной ассамблеи ООН А/58/266, п. 34.

10 См.: Документ Генеральной ассамблеи ООН А/59/428, п. 20.

11 См.: Доклад одиннадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (А/ CONF. 203/18).

12 См.: Документ Генеральной Ассамблеи ООН (Е/2-5/30) гл. 1, проект резолюции VI.

13 См.: Документ Генеральной Ассамблеи ООН № S/2002/1075 п. 8.

14 См.: United Nations, Treaty Series, vol. 704, No.10106.

15 См.: United Nations, Treaty Series, vol. 860, No 12235.

16 См.: United Nations, Treaty Series, vol. 974, No 14118.

17 См.: United Nations, Treaty Series, vol. 1589, No 14118.

18 См.: Резолюция ООН 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН.

19 См.: Резолюция ООН 49/59) Генеральной Ассамблеи ООН.

20 См.: United Nations, Treaty Series, vol. 1678, No 29004.

21 См.: United Nations, Treaty Series, vol. 974, No 14118.

22 См.: Резолюция 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН.

23 См.: Документ Генеральной Ассамблеи S/22393.

24 См.: Резолюция 52/164 Генеральной Ассамблеи ООН.

25 См.: Резолюция 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН.

26 См.: United Nations, Treaty Series, vol. 1456, 24631.

27 См.: Документ Генеральной Ассамблеи ООН A/59/565 и Соrr. 1, пункты 159 и 163.

28 См.: Julian Elgaard Brett, Far from Business as Usual: United Nations ‘ Responses to International Terrorism (Copenhagen, Danish Institute of Inntrnationaol Affairs, 2002), P. 28.

29 См.: Официальные отчеты Экономического и Социального Совета ООН, 2005 г. Дополнение № 10 (Е/2005/30), гл.I, проект резолюции VI.

30 См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/116.

31 См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/117.

32 См.: Документ Генеральной Ассамблеи ООН A/59/565. п. 24.

33 См.: Bassioni M. International Extradition in United States Law and Practice. 2002.

34 См.: Документ Генеральной Ассамблеи ООН А/59/565, п. 16.