Укажите органы входящие в систему надзора за исполнением законодательства в сфере под фт

Практика борьбы банков РСО – Алания с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и
финансированием терроризма

В 2006 – 2007 гг. ужесточились требования, как к
кредитным учреждениям, так и к клиентам. В соответствии с новыми внутренними
инструкциями по выявлению необычных сделок, в отношении которых возникают
подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, необходимо в
обязательном порядке информировать Росфинмониторинг. Работников, подозревающих
необычную, запутанную сделку, обязывают обратиться к клиенту за представлением
необходимых объяснений и документации по сделке. На основании этой проверки
сотруднику банка предлагается субъективно оценить экономический смысл сделки и
проинформировать ФСФМ в установленные законодательством сроки. При этом предлагается
обратить повышенное внимание на все операции, при которых за несколько дней после
прихода денег на счет клиента клиентом снимается наличными более 600 000
рублей со своего счета (т.е. более 80% денежных средств обналичивается). Такие
операции автоматически заносятся с список «подозрительных» клиентов, эта информация
подкрепляется анкетами клиентов и отправляется по единой форме в Службу
финансового мониторинга.

В этой связи целесообразно отметить, что основной
функцией банков теперь является не их основная функция – работа на финансовом
рынке, а функция контроля, а о банковской тайне, юридической, профессиональной
этике адвокатов и нотариусов, соблюдении права коммерческой тайны организаций и
индивидуальных предпринимателей говорить, наверное, излишне.

В РСО – Алания по состоянию на 01.01.2008г.
функционирует 15 коммерческих банков, которые направляют сообщения в
Росфинмониторинг через Национальный банк Республики
Северная Осетия – Алания (далее НБ РСО – А) и головные офисы банков.

Ниже следующие кредитные организации и филиалы кредитных организаций,
имеют право представлять сведения, предусмотренные федеральным законом, в
Росфинмониторинг через НБ РСО – А:

1.
АКБ «Банк развития региона»;

2.
КБ «Арт-Банк;

3.
ИАБ «Диг-Банк»;

4.
АКБ «Владикомбанк»;

5.
АКБ «Адамон Банк»;

6.
АКБ «Классик Эконом Банк;

7.
СКФ АКБ «Иронбанк»;

8.
Филиал ОАО «Московский Индустриальный банк»

9.
Филиал АКБ «Мастер Капитал»;

10. Сев-Осет. рег. Филиал ОАО «Россельхозбанк».

Процесс
передачи сообщений кредитными организациями и филиалами кредитных организаций в
Росфинмониторинг через НБ РСО – Алания выглядит следующим образом:

Рис. 2.3 Схема передачи сообщений кредитными организациями и филиалами
кредитных организаций в Росфинмониторинг через НБ РСО – Алания

Следующие кредитные организаций и филиалы кредитных организаций,
имеют право представлять сведения, предусмотренные федеральным законом, в
Росфинмониторинг через головные офисы банков:

1.
Владикавказский филиал ОАО «Банк Москвы»

2.
Сев-Осет. Отд. № 8632 СБ РФ

3.
Сев-Осет. филиал АКБ «Связь-Банк»

4.
Филиал ОАО «Метракомбанк»

5.
Филиал «Гамид» АКБ «Эльбин»

Рис. 2.4 Схема передачи сообщений
кредитными организациями и филиалами кредитных организаций в Росфинмониторинг
через головные офисы банков

Для того чтобы получить совокупный обзор
ситуации в РСО – Алания по результатам работы кредитных организаций,
целесообразно проанализировать имеющиеся сведения о количестве направленных
сообщений в ФСФМ за 2005-2008гг.

Сведения о
сообщениях, переданных в уполномоченный орган – ФСФМ через НБ РСО – Алания в
2005г.*

Как видно из табл. 2.1
за 2005г. резко возрос объем переданных сообщений в ФСФМ, практически в 1,5
раза, главным образом это произошло в связи с: ужесточением требований, как к
клиентам банка, так и к самим кредитным организациям, совершенствованием
законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов; ужесточение
наказаний за нарушение федерального закона, вплоть до отзыва лицензий.

Сведения о
сообщениях, переданных в уполномоченный орган – ФСФМ через НБ РСО – Алания в
2006г.*

Проанализировав данные
табл. 2.2 и 2.3, следует сделать вывод о том, что в 2006г. – 2007г. объемы
передаваемых сообщений продолжают расти.

Сведения о
сообщениях, переданных в уполномоченный орган – ФСФМ через НБ РСО – Алания в
2007г.*

В связи с тем, что если
раньше по подозрительным сделкам кредитная организация на свое усмотрение
направляла ОЭС в ФСФМ, то сейчас в обязательном порядке банк должен направлять
сообщения по всем сомнительным операциям в уполномоченный орган.

В целях наглядности
полученные данные целесообразно представить в виде диаграммы, позволяющей
наиболее полно понять суть происходящих процессов.

Рис. 2.5
(Составлен автором на основании табл. 2.1, 2.2, 2.3)

Сведения о
сообщениях, переданных в уполномоченный орган – ФСФМ через НБ РСО – Алания*

*Составлена
автором на основании табл. 1 Приложения 5, табл. 2 Приложения 6, табл. 3 Приложения
7

Как видно из табл. 2.4
за анализируемый период наблюдается рост количества переданных сообщений в
уполномоченный орган – ФСФМ через НБ РСО – Алания в 4 раза. На 1.01.2008г.
объем переданных сообщений составил 8365 записей, в то время как на 01.01.2006г.
только лишь 2280.

Как известно позиция
некоторых банкиров – «лучше направлять информацию по всем операциям, тогда к
банкам будет меньше вопросов», ошибочная, поскольку банки должны анализировать
операции, информация по которым отравляется в ФСФМ.

В 2008г. произойдет
резкое увеличение объемов обрабатываемой информации в ФСФМ в связи с принятием
изменений в федеральный закон, в соответствии с которыми, любые операции,
совершаемые на сумму равную или свыше 600 000 рублей, будут подлежать
обязательному контролю.

Количество
отправленных и процент отбракованных сообщений ФСФМ*

Несмотря не только на
ежегодное, но и поквартальное увеличение общего количества отправленных
сообщений, процент отвергнутых записей уменьшается, поскольку из года в год
увеличивается опыт работы в данной области, сотрудники постоянно проходят курсы
повышения квалификации персонала (как плановые, так и внеплановые), внедряются
новые программы обучения.

Как известно, все банки
подвергается ежегодным аудиторским проверкам, в результате которых также
вносятся предложения по совершенствованию правил внутреннего контроля.

Основным принципом
внутреннего контроля является участие всех сотрудников банка независимо от
занимаемой должности, но конечно в рамках своей компетенции, в выявлении
неправомерных операций.

Анализируя деятельность
коммерческих банков в сфере легализации преступных доходов нельзя оставить без
внимания тот факт, что в целом банковская система России потратила в 2007 на
выполнение «противотмывочного» законодательства около 10 млрд. руб. До суда
было доведено 6 дел. Получается, что разоблачение каждого случая стоило российским
банкам более 1,5 млрд. руб.

В ЦБ РФ считают, что
расходы кредитных организаций на выполнение закона о противодействии
легализации преступных доходов и финансированию терроризма окупаются –
снижением рисков операций, повышением лояльности со стороны международных партнеров.
Но, как известно, эти выгоды пока не очень ощутимы для большинства банков и
именно поэтому расходы на эти цели они воспринимают как своего рода 
дополнительный налог.