Умар зияев википедия

Любовь к творчеству народного артиста СССР Муслима Магомаева заставила инженера-механика пересмотреть свои жизненные приоритеты и вместо строительства выбрать работу на сцене, посвятив ей почти 40 лет своей жизни. 28 февраля свой 65-летний юбилей отмечает народный артист республики Умар Зиёев.

Пик славы вокально-инструментального ансамбля «Гульшан» пришелся на 80-е годы прошлого века. Теперь у молодежи другие кумиры, но любимые шлягеры ВИА «Гульшан» и сегодня живут в сердцах многих таджикистанцев. Одним из «золотых голосов» этого коллектива является Умар Зиёев. Пропаганда советского интернационализма сделала его песни любимыми не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Если сравнивать его по манере исполнения с певцами российской эстрады, то он бы наверняка занял место рядом с Ринатом Ибрагимовым или Николаем Басковым. Но не все в его творчестве было гладко.

Умар Зиёев родился 28 февраля 1951 года в г.Орджоникидзеабаде (ныне – Вахдат) в семье педагогов. История его семьи занимательна. Его мать – заслуженный учитель республики Марьям Касымова – была из рода знатных людей того времени: ее дед Умарбой был дастархондором (аналогично современному управделами) бухарского эмира. Бабушка Умара, Хонзода Усманова, получив педагогическое образование, вышла замуж за большевика Косима Неъмати, которого в 30-х годах прошлого века их Бухары направили с семьей в Шульмакский район (нынешний Рашт) завотделом народного образования. Когда началась Великая Отечественная война, Косим ушел на фронт, хотя у него была бронь, и геройски погиб. Хонзода с тремя детьми решила вернуться в Бухару. Во время остановки арбы в Янгибазаре (нынешний Вахдат) случайно оказавшийся рядом старик-бухарец, выслушав ее историю, уговорил остаться здесь. Женщина устроилась работать воспитателем в детском доме, где получила комнату. Годы были голодными. Чтобы прокормить семью, она продала свои семейные драгоценности за полмешка муки. Сама пекла лепешки, а дочь Марьям продавала их на базаре. После окончания войны 16-летнюю Марьям выдали замуж за фронтовика Хайрулло Зиёева, который работал в органах госбезопасности. В 1951 году у них появился первенец – Умарджон, названный так в честь прадеда.

Кумиром юного советского школьника из далекого провинциального городка в начале 70-х был знаменитый артист Муслим Магомаев, чьи пластинки он крутил с утра до вечера. Но увлечение – увлечением, а в качестве будущей профессии по настоянию отца он выбрал профессию инженера. В 1968 году У.Зиёев поступил на механический факультет Таджикского политехнического института. В студенческие годы он пел в ансамбле «Орбита» г.Орджоникидзеабада и в институтском ансамбле. Там его и заметил худрук ставшего уже известным ансамбля «Гульшан», народный артист Таджикистана Арифшо Арифов, который пригласил его к себе. Друзья-однокашники рассказывают, что Умар так увлекся творчеством, что они вместо него выполняли чертежи. После института У.Зиёев вернулся в родной город и устроился инженером на одном из предприятий. Жизнь пошла своим чередом, но, как оказалось, любовь к пению не пропала. В 1973 году в республике проходил конкурс эстрадных коллективов «Солнечные струны», где Умар успешно выступил в составе местного ансамбля. Вскоре его снова пригласили в «Гульшан». Как признается певец, вначале ему пришлось нелегко, так как он был стеснительным, но опытные коллеги помогли ему.

– Арифшо Арифов – а таких руководителей-титанов я больше не припомню – сумел собрать и сплотить прекрасную творческую группу, в которую вошли талантливые исполнители – Мукаддас Набиева, Махфират Хамракулова, Тоджиддин Мухиддинов, Хурмо Ширинова, Рахима Шалоэр, Баходур Негматов. Это было самое прекрасное время – мы были молоды, талантливы, популярны. Позже к нам присоединился Кароматулло Курбанов, – вспоминает Умар Зиёев.

Умар зияев википедия

1979 год стал звездным часом для молодого артиста. В этом году в Ташкенте проходил Всесоюзный конкурс молодых исполнителей «С песней по жизни», где с песней «Белая сирень» на музыку Юрия Лядова выступил У. Зиёев.

– Чтобы пробиться на большую сцену, надо было петь песни, которые могли бы понравиться массовому советскому зрителю. Москва мне предложила спеть одну из песен композитора Марка Фрадкина, но я отказался, – рассказывает собеседник, – и не прогадал. Позже завотделом музыкальных программ Центрального телевидения попросил известного советского композитора Полада Бюльбюль-оглы обратить внимание на «паренька из Душанбе». Вскоре меня пригласили в Москву.

Умар зияев википедия

По возвращении в Душанбе в комитет Гостелерадио республики стали приходить телеграммы-приглашения на имя Умара Зиёева, но, как оказалось, многие из них были проигнорированы руководством. На следующий год на «Песню-80» в Ташкенте У.Зиёев поехал с таджикской песней «Шохдухтар».

– После «Песни-79» наши чиновники меня критиковали, что я не пою песни на таджикском языке, не пропагандирую свою культуру. После того как я спел в Ташкенте «нашу» песню, в Москве меня ругали за то, что не выбрал песню на русском, так как в Союзе было 280 миллионов населения, а таджикский из них знали лишь 5 миллионов, – рассказывает певец. – Я был меж двух огней.

Позже, когда на «Песне-86» он спел в дуэте с Махфират Хамракуловой таджикскую «Хуш набошад», история повторилась, и песня не произвела особого впечатления на огромную союзную аудиторию.

В последующие годы он выступал на конкурсах с песнями «Малика», «Душанбе», «Знаю, что ты придешь» и другими. Кстати, последняя была написана известным советским композитором Александром Зацепиным, который переехал жить во Францию, и Минкультуры наложило вето на все его песни, вместе с тем перечеркнув и возможности их исполнителей.

Интересно поступало руководство Гостелерадио республики, когда из Главной редакции музпрограмм Центрального ТВ на имя Умара Зиёева приходили приглашения на участие в «Огоньках» и других телепередачах. Каждый раз чиновники старались прикрепить ему «сопровождение».

– На Центральном ТВ были просто в шоке от проделок республиканских чинуш, – рассказывает У.Зиёев. – Они сказали, что хотят «раскручивать» меня, поэтому приглашают на различные мероприятия, которые к другим отношения не имеют. Я объяснял неловкую ситуацию с руководством, они предлагали бросить все и переехать в Москву. Но я так и не решился, потому что у меня здесь была семья, родители, друзья.

Чужой среди своих

Подводных камней в искусстве, как оказалось, было много. В советском Таджикистане, в свою очередь, следуя советской пропаганде и чтобы угодить «старшему брату», артиста заставляли петь на русском языке. Даже на концертах для тружеников села.

– Представьте ситуацию: проводим концерт в колхозе им. Калинина в Регаре, где население узбекоязычное. Другие артисты поют таджикские народные песни, которые публика принимала на ура, а я исполняю «Как бы я жил на свете, если б тебя не встретил». И еще дояркам, которые не понимают русского языка. В то время политика партии заключалась в том, чтобы на концертах обязательно 1-2 песни были на русском. Выходит, я был подходящим для этого амплуа. Причем это касалось и патриотических таджикских песен. Может быть, я сам был виноват, что меня «посадили» на советских таджикских композиторов, воспитанных на европейской школе, и их тоже заставляли писать музыку на слова таджикских поэтов. Получался непонятный микс: таджикские слова на европейскую музыку звучали искусственно и не приживались среди народа.

Вскоре У. Зиёеву все равно пришлось поменять свое амплуа и перейти на национальные песни. В его репертуаре появились также и иранские песни.

– В школе я учился в русском классе, поэтому литературное таджикское произношение у меня было не на должном уровне. Я благодарен супруге Арифшо Арифова – апаи Наиме, которая была филологом и поправляла каждое мое неправильное слово.

Вместе с  ВИА «Гульшан» он объездил весь Советский Союз, был в Германии, Польше, Афганистане и других странах. В тяжелые 90-е годы, когда распался Союз (а с ним и вся система Госконцерта) и началась гражданская война, многие артисты были вынуждены зарабатывать на хлеб, принимая заказы на исполнение песен на свадьбах. Нашему герою, над которым висело амплуа исполнителя советской песни, пришлось туго.

Как рассказывает сам певец, он поменял свой стиль, выучил народные и классические песни, стал выступать на различных мероприятиях в Бухаре и Самарканде.

Кстати, все свои песни советские артисты исполняли без фонограммы. С одной стороны, это хорошо, так как это нравится слушателю, но с другой – записей многих песен в архивах не сохранилось.

Умар зияев википедия

С 1993 по 2000 год У. Зиёев работал худруком ансамбля «Гульшан». Многие артисты ушли из профессии или вообще уехали из страны, состав полностью обновился. К сожалению, былая слава осталась в прошлом. В те годы Умара Хайруллоевича просили организовать концертные мероприятия для работников системы внутренних дел республики, и в итоге все это вылилось в создание вокально-инструментального ансамбля МВД.

После этого концерта по инициативе министра внутренних дел Хумдина Шарипова и был создан ансамбль. 6 февраля 2001 года – в День таджикской милиции – «Сипар» дал свой первый концерт.

В 2013 году Умар Зиёев в звании полковника милиции вышел в отставку. Он благодарен последующим министрам МВД РТ Абдурахиму Каххорову и Рахимзода Рамазону Хамро, которые постоянно оказывали ему поддержку.   Сейчас Умар Хайруллоевич на заслуженном отдыхе, воспитывает внуков. С супругой Мохирой они прожили сорок лет, вырастили двух сыновей и дочь.

Не о чем жалеть

Конечно, за долгие годы работы на сцене у Умара Зиёева появились свои фанаты. Ему особенно приятно, что есть они и среди молодого поколения, которое переняло эту любовь к его творчеству от своих родителей. Например, одна женщина, была так очарована голосом У.Зиёева, что собрала о его творчестве всю информацию, какую смогла, и сегодня ею делится по интернету ее дочь. Был в жизни певца случай, когда после концерта в одной из областей республики фанаты его даже «украли». Но все решилось благополучно: после угощения его отпустили. Творчеством артиста интересовались и первые лица республики, с которыми часто доводилось летать в Москву.

27 февраля народный артист Таджикистана Умар Зиёев проведет в Душанбе свой творческий вечер, на котором вместе со своими учениками исполнит лучшие свои песни.

– Вы когда-нибудь жалели, что стали артистом? – спросили мы у юбиляра.

Умар Зияев Край любимый и родной шоу Песня 79.mp3


ХУРМО ШИРИНОВА ВА УМАР ЗИЁЕВ ЁРИ МАН HURMO SHIRINOVA UMAR ZIYOEV YRI MAN.mp3


Махфират Хамрокуллова Умар Зиёев ГУЛШАН.mp3


Умар Зияев Сад рох дар интизорат.mp3


Умар Зияев Зулфи парешон.mp3


Умар Зиёев Ёдам Umar Ziyoev Yodam 4.mp3


Умар Зиёев Сафкашем хомиёни низом.mp3


Умар Зияев Малика.mp3


Умар Зияев Душанбе.mp3


Интервью Умара Зияева телеканалу ТВ Сафина.mp3


Творческий вечер Умара Зияева.mp3


РОХАТИ ЧОН САНАМО ЗОР БА ЗОРАТ ШАВАМО СУРУДИ СОЛХОИ 1985 УМАР ЗИЁЕВ.mp3


Умар Зияев Чони ширин.mp3


Умар Зияев и Махфират Хамракулова Хуш Набошад.mp3


Баходур Негматов Точиддин Мухиддинов Хурмо Ширинова Умар Зиеев Ансамбль Гулшан Анор анор.mp3


Лидер таджикского народа Эмомали Рахмон 1993год.mp3


Умар Зияев Газали Мушфики.mp3


Убийство Мирзо Джаги 2009 год.mp3


Умар Зияев 1986.mp3


Умар Зияев Анор анор.mp3


Умар Зияев Мы не постарели.mp3


Умар Зияев Ёдам.mp3


ПИСАРИ БАҲОДУР НЕЪМАТОВ РАҲБАРИ АНСАМБЛИ ОВОЗАДОРИ ГУЛШАН ШУДААСТ.mp3


Махви гурухи ошубгар Гурухи хочи Халим нобуд карда шуд 16 09 2015.mp3


Ансамбль Гульшан Таджикистан 1981 Концерт в Афганистане.mp3


Гургули Азизбек Зиеев.mp3


Файзали Лакай Узбак дар бораи кулобиё.mp3


Эй Санам Танцевальный коллектив Зебо Ансамбль Гульшан.mp3


Умар Зияев Ушшоки Самарканд.mp3


Мурочиати генерал майор Саидшо Шамолов собик кумондони Фронти халки.mp3


Исматулло Холиков Выступление с 55 летия ансамбля Гульшан.mp3


Баходур Негматов Чашми сиех ансамбль Гульшан.mp3


ТАДЖИКИ ЕЩЁ РАЗ НАКАЗАЛИ АРМЯНИНА ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА 2019.mp3


19 февраля 2020 г.mp3



Ziyoev Mma Rizvan Mma Ziyoev Mma.mp3


АЛИ БЕДАК Tajiк3gp.mp3


10 марта 2022 г.mp3


34 Хурмо Ширинова ва гурӯҳи Далер Назаров Иншооллоҳ 1990 Khurmo.mp3


Yorqinxo Ja Umarov Lezginka.mp3


Muhammadziyo Shoqol Do Stlarim Consert 2022.mp3


16 Хурмо Ширинова ва гурӯҳи Далер Назаров Ай Кабки Дарӣ 1990 Khurmo.mp3