Унитарное предприятие учредители предприятия

  • Откуда взялось такое название
  • Для чего нужны унитарные предприятия
  • Какие бывают унитарные предприятия
  • Достоинства и недостатки унитарных предприятий
  • Что будет с ГУП и МУП в 2025 году
унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, главная особенность которой в том, что право собственности компании на имущество здесь отсутствует. «Унитарный» означает единый, неделимый, т.е. имущество нельзя разделить на доли, как это делается в акционерных обществах. Унитарным может быть не только предприятие, но даже целое государство.

  1. Особенности правового статуса унитарных предприятий.

Среди
всех коммерческих организаций унитарные
предприятия выделяются тем, что не
являются построенными на началах
членства корпорациями и не становятся
собственниками закрепленного за ними
имущества. Создавший такое предприятие
единоличный учредитель (как правило,
публичный собственник) сохраняет за
собой право собственности на переданное
предприятию и приобретенное им в ходе
своей деятельности имущество, тогда
как само предприятие как самостоятельное
юридическое лицо в силу закона наделяется
лишь определенным ограниченным вещным
правом, по сути, используя чужое имущество.
Термин “унитарное” подчеркивает
неделимость имущества такого юридического
лица по вкладам (долям, паям), в том числе
и между его наемными работниками, ибо
никто, кроме учредителя, не участвовал
в его образовании.

Таким
образом, унитарным предприятием
признается коммерческая организация,
имущество которой остается неделимой
собственностью ее учредителя.

Такая
своеобразная организационно-правовая
форма, как юридическое лицо-несобственник,
не свойственна нормальному, развитому
имущественному обороту и представляет
собой исключение, сохраненное законом
на период становления рыночной экономики
прежде всего для государственных и
муниципальных (публичных) собственников.
Поэтому и в законодательной систематизации
данная разновидность коммерческих
организаций поставлена на последнее
место.

Дело
в том, что данная юридическая конструкция
является порождением огосударствленной
экономики, в которой госпредприятия
были основными хозяйствующими субъектами.
Государство как единый собственник
огромного имущества создавало свои
предприятия, утверждало их уставы,
определяя объем и характер их
правоспособности, назначало их органы
управления и, по сути, руководило всей
их деятельностью, формально не отвечая
за ее результаты (ибо такие “предприятия”
признавались самостоятельными
юридическими лицами, по долгам которых
их учредитель ответственности не нес),
но оставаясь собственником всего их
имущества.

Фактически
государство в лице своих “предприятий”,
заключавших сделки друг с другом, имело
дело само с собой, ибо никакого отчуждения
имущества из государственной собственности
в результате этого не происходило.
Поэтому и взаимная “ответственность”
таких субъектов была ограничена
числящимися за ними денежными средствами
и не могла быть обращена на их “основные
фонды”, забронированные от взыскания
кредиторов (а нередко госпредприятия
решениями правительства “просто”
освобождались от имущественной
ответственности за невыполнение своих
обязательств).

Преобладание
в тогдашнем обороте таких организаций
и заключаемых ими друг с другом сделок
делало его в значительной мере
искусственным. Ясно, что с такими
контрагентами могли иметь дело лишь
подобные им организации, а их участие
в нормальном имущественном обороте
представляется странным и даже опасным
для обычных частных собственников.

Данную
опасность особенно наглядно подтверждает
существование “индивидуальных
частных” (или семейных) предприятий
(ИЧП), созданных в соответствии с ранее
действовавшим законодательством по
модели государственных предприятий.
Они полностью контролируются
собственниками-учредителями, которые,
однако, не несли практически никакой
ответственности по долгам созданных
ими коммерческих организаций, причем
последние нередко имели чисто символический
уставный капитал, практически никак не
гарантирующий интересы потенциальных
кредиторов.

В
связи с этим действующее законодательство
сохраняет конструкцию унитарного
предприятия лишь для публичных
собственников. Созданные до введения
в действие гл. 4 ГК индивидуальные и
семейные частные предприятия, а также
предприятия, созданные в этой
организационно-правовой форме
кооперативными и общественными
организациями и другими частными
собственниками, до 1 июля 1999 г. подлежат
либо преобразованию в товарищества,
общества или производственные кооперативы,
либо ликвидации.

В
период продолжения их деятельности в
соответствии с правилом абз. 2 п. 5 ст. 6
Закона о введении в действие части
первой ГК РФ их учредители-собственники
несут по их обязательствам дополнительную
ответственность всем своим имуществом,
что существенно повышает защищенность
их кредиторов.

Унитарное
предприятие, учреждаемое публичным
собственником, является единственной
разновидностью коммерческих организаций,
обладающей не общей, а целевой (специальной)
правоспособностью. Поэтому в его уставе
помимо общих сведений, указываемых в
учредительных документах юридического
лица, должны содержаться сведения о
предмете и целях его деятельности.
Сделки, совершенные унитарным предприятием
с нарушением его правоспособности,
являются недействительными. В фирменном
наименовании унитарного предприятия
должно содержаться указание на
собственника его имущества (учредителя).

Единственным
учредительным документом унитарного
предприятия является его устав,
утверждаемый уполномоченным на то
органом соответствующего публично-правового
образования (в этой роли обычно выступают
соответствующие министерства и
ведомства). Для создания и функционирования
унитарного предприятия не требуется
заключения никаких договоров предприятия
с учредителем-собственником (или
уполномоченным им органом).

Последние
одновременно с решением о создании
унитарного предприятия утверждают и
руководителя (директора) предприятия,
который является его единственным
(единоличным) органом, подотчетным
собственнику-учредителю. Никаких иных
органов унитарного предприятия, в том
числе “собраний трудового коллектива”,
закон не предусматривает.

Учредитель
наделяет унитарное предприятие уставным
фондом, который не может быть менее
размера, предусмотренного специальным
законом о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях. При этом уставный
фонд предприятия должен быть полностью
оплачен учредителем к моменту его
государственной регистрации (без каких
бы то ни было рассрочек). Уставный фонд
(капитал) предприятия представляет
собой минимальную гарантию интересов
его кредиторов. Поэтому при понижении
стоимости чистых активов предприятия
до размера меньшего, чем уставный фонд,
последний должен быть уменьшен его
учредителем с обязательной письменной
информацией об этом всех его кредиторов.

Унитарные
предприятия существуют в двух
разновидностях: основанные на праве
хозяйственного ведения и основанные
на праве оперативного управления
(казенные. Различия в их правовом статусе
заключаются прежде всего в объеме
правомочий, получаемых унитарными
предприятиями в отношении имущества
учредителя-собственника, поскольку
право хозяйственного ведения по своему
содержанию значительно шире права
оперативного управления.

В
частности, для совершения казенным
предприятием любых сделок по распоряжению
имеющимся у него имуществом требуется
обязательное согласие собственника,
если только речь не идет о готовой
продукции такого предприятия. Важным
для оборота является и то обстоятельство,
что по долгам казенных предприятии при
недостатке у них своего имущества
ответственность несет их учредитель –
Российская Федерация, тогда как для
обычных унитарных предприятий такая
ситуация исключается. Поэтому казенное
предприятие в отличие от обычного
унитарного не может быть объявлено
банкротом.

Унитарные
предприятия, основанные на праве
хозяйственного ведения, могут создаваться
как федеральным собственником, так и
субъектами Федерации и муниципальными
образованиями (в том числе совместно –
на началах общей долевой собственности
учредителей на их имущество). Казенные
предприятия могут создаваться только
на базе федеральной собственности по
решению федерального правительства в
случаях, предусмотренных законом о
государственных и муниципальных
унитарных предприятиях.

Количество
казенных предприятий (казенных заводов,
казенных фабрик, казенных хозяйств)
сравнительно невелико. К ним, в частности,
относятся предприятия, осуществляющие
производство некоторых видов оборонной
продукции, и предприятия исправительно-трудовых
учреждений.

Унитарные
предприятия, основанные на праве
хозяйственного ведения, могут создавать
дочерние предприятия. Эти последние
также являются унитарными предприятиями,
основанными на праве хозяйственного
ведения, и поэтому не представляют собой
особой, самостоятельной организационно-правовой
формы. Они создаются с разрешения
собственника-учредителя (или уполномоченного
им органа) путем передачи унитарным
предприятием-учредителем части своего
имущества в хозяйственное ведение вновь
создаваемому унитарному предприятию
(т.е., по сути, путем реорганизации в
форме выделения). Иначе говоря, речь
идет об унитарном предприятии –
несобственнике, созданном другим
унитарным предприятием – несобственником.

При
этом предприятие-учредитель принимает
на себя функции собственника в отношении
своего дочернего предприятия, т.е.
утверждает ему устав (определяя объем
правоспособности) и назначает руководителя
(директора), а в необходимых случаях
дает согласие на совершение сделок по
распоряжению недвижимым имуществом.
Оно, как и собственник обычного унитарного
предприятия, не отвечает по долгам
своего дочернего предприятия, что также
существенно отличает дочернее предприятие
от дочернего общества.

Необходимость
в создании дочерних предприятий обычно
возникает для крупных государственных
предприятий, выделяющих из своего
состава отдельные структурные
подразделения (например, имеющийся на
промышленном предприятии цех по
производству товаров народного
потребления или некоторые вспомогательные
производства), которые собственник не
считает необходимым приватизировать.

Все
виды унитарных предприятий отвечают
по своим обязательствам всем закрепленным
за ними имуществом (не будучи его
собственником). С 1990 г. российское
законодательство исключило возможность
появления объектов, забронированных
от взыскания кредиторов (если, конечно,
речь не идет об объектах, изъятых из
оборота или ограниченных в обороте).
Вместе с тем унитарное предприятие не
отвечает своим имуществом по обязательствам
своего учредителя-собственника, что
также является гарантией интересов его
кредиторов. В этом смысле унитарное
предприятие становится полноценным
участником имущественного оборота.

Государственные
и муниципальные предприятия реорганизуются
и ликвидируются по общим правилам о
реорганизации и ликвидации юридических
лиц. Следует, однако, иметь в виду, что
их преобразование в другие
организационно-правовые формы коммерческих
организаций – собственников всегда
связано с отчуждением их имущества из
публичной собственности в частную, т.е.
является одной из форм приватизации,
которая должна осуществляться по
правилам, предусмотренным специальным
законодательством. Последнее
предусматривает преобразование
государственных и муниципальных
предприятий лишь в форму хозяйственных,
главным образом открытых акционерных
обществ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Принят Государственной Думой                               11 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации                                    30 октября 2002 года

(В редакции федеральных законов от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 24.07.2007 № 212-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 02.07.2010 № 152-ФЗ, от 18.07.2011 № 220-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 06.11.2011 № 291-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 03.12.2012 № 240-ФЗ, от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 05.05.2014 № 99-ФЗ, от 04.11.2014 № 337-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 23.11.2015 № 312-ФЗ, от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 18.07.2017 № 177-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 469-ФЗ, от 27.12.2019 № 485-ФЗ, от 31.07.2020 № 294-ФЗ, от 23.11.2020 № 378-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 02.07.2021 № 352-ФЗ, от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

(С учетом федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также – унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е.Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 241 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения

1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное государственное предприятие”, “государственное предприятие” или “муниципальное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное казенное предприятие”, “казенное предприятие” или “муниципальное казенное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.

3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях

1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья 8. Учреждение унитарного предприятия

1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

11. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или органами публичной власти федеральной территории в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 240-ФЗ)

3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему реше

Откуда взялось такое название

Унитарное предприятие (УП) является коммерческой организацией. У него есть имущество, но УП не может им владеть. Собственником и учредителем выступают государство, субъект России или муниципалитет. Унитарному предприятию его передают на правах оперативного управления или ведения хозяйственной деятельности.

Слово «унитарное» заимствовано из латинского ūnitās, что значит «единый, неделимый» – имущество запрещено разделять по долям, паям или вкладам, им владеет один собственник. Деятельность унитарных предприятий регулирует ФЗ №161 от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Чтобы быть спокойным за бизнес, создайте подушку безопасности. Открывайте срочный депозит в Совкомбанке на срок до 365 дней. И выбирайте, как вы хотите получать проценты: ежемесячно или по истечении всего срока. Подключить депозит можно онлайн.

Любой бизнес нуждается в подушке безопасности. Срочный депозит от Совкомбанка поможет защитить накопления от инфляции. Закажите обратный звонок на сайте банка и подключите депозит онлайн.

Для чего нужны унитарные предприятия

Хотя такие предприятия и называются коммерческими, но далеко не всегда они приносят прибыль. Тогда почему они так важны государству? УП создают в нескольких случаях.

  • Убыточные организации действительно никому не интересны, а решать социальные задачи необходимо. Например, предоставлять населению жилищно-коммунальные услуги по доступным ценам или содержать муниципальные поликлиники и школы. Поэтому государство и берет унитарные предприятия «под крыло».
  • Имущество, которое передают унитарным организациям, по закону нельзя приватизировать. Поэтому и создают УП, чтобы оно не лежало мертвым грузом, а приносило доход при производстве товаров и услуг.
  • Возмещение расходов, которые несет собственник имущества на его содержание.
  • Есть виды деятельности, которые находятся под контролем государства, их не передают в частные руки: например, потребности государства, безопасность страны, научная деятельность. Сюда можно отнести работу Монетного двора, оборонных предприятий, корпораций, связанных с атомной энергией и космической деятельностью, национальных исследовательских центров и пр.

Что будет с ГУП и МУП в 2025 году

Согласно статье № 485-ФЗ от 27 декабря 2019 г., в скором времени должно будет сильно сократиться число ГУП и МУП. Унитарные предприятия должны будут вести деятельность в конкретных сферах:

  • культура, искусство, кинематограф, сохранение культурного наследия;
  • естественные монополии;
  • деятельность вне территории РФ;
  • обращение с радиоактивными отходами;
  • обустройство быта населения Крайнего Севера и приравненной к нему местности;
  • иные случаи, прописанные в федеральных законах, актах президента и правительства РФ.

Унитарные предприятия, которые не соответствуют этим условиям, необходимо реорганизовать (например, в акционерное общество) или ликвидировать – до 1 января 2025 года. Иначе их будут ликвидировать по решению суда. Иск будет исходить от антимонопольной службы. В отдельных случаях унитарные предприятия могут продолжить работу – если существует риск ухудшения условий жизнедеятельности населения.

Таким образом власти планируют сократить расходы на поддержку убыточных предприятий. Также должны покинуть рынок организации, чья работа не соответствовала первоначальным целям. Это поможет развить здоровую конкурентную среду и улучшить качество предоставляемых населению услуг.

Муниципальное унитарное предприятие

В отличие от ГУП, такая организация создается муниципалитетом, а работа регламентирована нормативными актами органов местного самоуправления (администрация районов, городов). Размер уставного фонда МУП должен быть не менее 1000 МРОТ.

Понятно, что здесь риск банкротства еще выше, чем в предыдущем случае: например, в 2017 году банкротом стало МУП «Автотранспортные перевозки» в Северо-Западном округе, МУП ЖКХ «Энергия» и др. Примеры организаций:

  1. МУП г. Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление»
  2. МУП г. Благовещенска «Банно-прачечные услуги»
  3. МУП г. Приморска «Южный гавань» и др.

: считается, что МУП является неэффективной организационно-правовой формой экономической деятельности. Производительность труда работников МУП по оценкам в 4-5 раз ниже, чем у работников иных организационно-правовых форм. Почему же она выживает? Потому что эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками муниципальных властей.

Сферы экономики, где обязательны формы собственности УП:

  • производство общественных благ (оборона, наука, культура, водоснабжение, уборка мусора и т.д.);
  • естественные монополии (почта, транспорт, энергетика);
  • предприятия стратегического назначения (судостроение, атомная энергетика, космическая отрасль)

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

       Унитарное
предприятие на праве хозяйственного
ведения

– это предприятие, которое создается
по решению государственного органа или
органа местного самоуправления.

       Учредительным
документом унитарного предприятия 
является его устав, который утверждается
собственниками предприятия.

       Имущество,
переданное унитарному предприятию,
зачисляется на его баланс, и собственник
не имеет в отношении этого имущества
прав владения и пользования.

       Движимое
имущество (оборудование, готовая
продукция) находятся в полном распоряжении
унитарного предприятия.

       Действия,
которые должен совершить
собственник-учредитель
 

       –
утвердить устав унитарного предприятия;

       –
реорганизовать или ликвидировать
унитарное предприятие в случае его
убыточной деятельности;

       –
осуществлять контроль за использованием
и сохранностью имущества;

       –
получать часть прибыли от использования
переданного унитарному предприятию
имущества.

       Действия,
которые унитарное предприятие не вправе
совершать без согласия собственника-учредителя:

       –
продавать недвижимое имущество;

       –
сдавать его в аренду;

       –
вносить недвижимое имущество в качестве
вклада в уставный капитал других обществ
и товариществ.

Унитарное предприятие
на праве оперативного управления

       Унитарное
предприятие на праве оперативного
управления

– это федеральное казенное предприятие,
которое создается по решению Правительства
РФ на базе имущества, находящегося в
федеральной собственности.

       Особенности
унитарного предприятии на праве
оперативного управления:

  • учредительный
    документ – устав, утверждаемый
    Правительством РФ;

  • собственник-учредитель
    вправе изъять излишнее имущество,
    неиспользуемое имущество, а также
    имущество, используемое не по назначению;

  • казенное предприятие
    не вправе распоряжаться движимым и
    недвижимым имуществом без специального
    на то разрешения со стороны собственника;

  • фирменное
    наименование предприятия, основанного
    на праве оперативного управления должно
    содержать указание на то, что предприятие
    является казенным.

      Различие
прав хозяйственного ведения и оперативного
управления (состоят в содержании и
объеме полномочий, которые они получают
от собственника на закрепленное за ними
имущества):

       –
право хозяйственного ведения шире права
оперативного управления, то есть
предприятие функционирующее на основе
права хозяйственного ведения, имеет
большую самостоятельность в управлении,
чем предприятие, основанное на праве
оперативного управления;

       -учредители
унитарных предприятий, основанных на
праве хозяйственного ведения, не отвечают
по обязательствам предприятия, за
исключением случаев, когда в банкротстве
предприятия виноват сам учредитель.
При несостоятельности казенных
предприятий Правительство РФ несет
субсидарную ответственность по
обязательствам этого предприятия при
недостаточности его имущества. Из этого
вытекает, что унитарное предприятие,
основанное на праве оперативного
управления, в принципе не может быть
банкротом.

Также выделяют
некоммерческие организационно-правовые
формы предприятий:

  • общественные и
    религиозные организации;

Какие бывают унитарные предприятия

Их разделяют на три группы.

  1. ФГУП – федеральное государственное унитарное предприятие. Собственник имущества – государство. Имущество также может складываться из заемных средств банков, собственной прибыли, гос. дотаций. У таких организаций чаще всего две цели: решение государственных задач на федеральном уровне и получение прибыли. Часть прибыли они должны перечислять в федеральный бюджет.
  2. ГУП – учредителями, как и собственниками имущества, выступают региональные власти.
  3. МУП – муниципальное унитарное предприятие. Решение о его создании чаще всего исходит от органов местного самоуправления. Они же и являются собственниками переданного имущества. Действуют в рамках нормативных актов органов местного самоуправления (администрации района, города). Чаще МУПы ведут деятельность на государственные дотации.
муп это

Отличаются они также и величиной уставного фонда. Самый большой предусмотрен для ФГУП – не менее 500 тысяч рублей, а для МУП он не должен быть менее 100 тысяч рублей.

Примеры ФГУП: «Охрана» Росгвардии, «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», «Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники Российской академии наук».

Примеры ГУП: «Мосгортранс», ГУП Волгоградской области «Волгоградавтотранс», ГУП Саратовской области «Облводстрой».

Примеры МУП: «Расчетный центр», «Горэлектротеплосеть», «Ленинская центральная районная больница».

Полный список российских унитарных предприятий можно посмотреть на сайте РОСЕГРЮЛ. Там собраны действующие и ликвидированные организации.

Чем МУП отличается от МБУ?

Их довольно часто путают между собой. МБУ расшифровывается как муниципальное бюджетное учреждение. Оно, в отличие от МУП, не преследует коммерческую цель, а направлено на благо населения. Сферы деятельности, где встречаются МБУ, – спорт, образование, культура, социальная защита и занятость населения. Это могут быть дошкольные и образовательные учреждения, дома офицеров, реабилитационные центры и т. д.

Такие учреждения находятся под контролем и защитой государства, которое выделяет из бюджета средства для их существования.

Что такое национализация простыми словами

Право распоряжаться имуществом

Унитарному предприятию передают имущество для хозяйственного ведения или оперативного управления.

Вся подноготная: выбираем организационно‑правовую форму бизнеса

Производственное унитарное предприятие

В отличие от российских ГУП и МУП, в Беларуси используется другое разделение:

  1. производственное унитарное предприятие (ПУП)

  2. торговое унитарное предприятие (ТУП)

Основной вид деятельности ТУП – продажа продукции, тогда как ПУП занимаются ее производством. Примеры:

  1. ПУП «Донаприс» — производство  плодовых и фруктово-ягодных столовых вин (Гомельская область);
  2. ПУП «Белкоопмех» — производство пушно-мехового сырья (г. Минск);
  3. ПУП «Завод СВТ» — производство контрольно-измерительных приборов (г. Минск);
  4. ПУП «Завод Белит» — производство бытовых электрических приборов и бытовой радиоэлектронной радиоаппаратуры (Витебская область);
  5. ТУП «Минск кристалл трейд», связанный с алкогольной продукцией, и др.

В России ПУП отсутствуют. Интересно, что в Беларуси УП дают около 70% ВВП (существенно выше, чем в России и Европе), поскольку страна в большой части сохранила советскую модель функционирования экономики.

Унитарное предприятие учредители предприятия

Продукция ПУП востребована на внутреннем рынке и частично идет на экспорт, так что ПУП и ТУП еще и наиболее популярные формы предприятий на территории Беларуси.  ПУП Беларуси самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.

Статистика

На конец 2019 года в РФ насчитывалось около 17 тыс. унитарных предприятий разного уровня (по данным ФНС России), однако ежегодно наблюдается тенденция к снижению их количества. В России в унитарных организациях работают около 3,5 млн. человек, т.е. примерно 2.5% общего населения страны.

Топ-3 унитарных предприятия по объему годовой выручки в РФ (по данным СПАРК):

  1. ГУП «Московский метрополитен» – 108 млрд. руб. Транспортные услуги.
  2. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – 93 млрд. руб. Управление воздушным транспортом и его обслуживание.
  3. ГУП «Мосгортранс» – 45 млрд. руб. Транспортные услуги.

Причины создания, плюсы и минусы УП

  • решение оперативных и стратегических вопросов, социальных задач;
  • использование государственного и муниципального имущества;
  • осуществление экономически убыточных, но необходимых видов деятельности.

по сравнению с другими организационно-правовыми формами собственности:

  • надзор и защита вышестоящих государственных органов;
  • субсидии и дотации от государства;
  • очень часто монопольное право на оказание услуг, выполнение работ (электроэнергия, коммунальные услуги, авиа и ж/д перевозки);
  • риски банкротства отсутствуют или минимальны;
  • низкие процентные ставки по кредитам
  • отсутствие ведения свободной коммерческой деятельности;
  • жесткий контроль со стороны вышестоящих органов (согласование смет, планов ФХД);
  • длительный процесс согласования крупных сделок;
  • медлительность в принятии управленческих решений, смены стратегии развития, процедурах закупки товаров, работ, услуг

плюсы и минусы унитарных предприятий

Мировой опыт

В зарубежных странах используется различная терминология для обозначения предприятий унитарного типа. В Дании это государственные корпорации, в Италии субъекты публичного права, в Швеции – государственные коммерческие агентства. В России как синоним УП очень часто используют формулировку «госсектор». Влияние госсектора на ВВП варьируется в зависимости от типа экономики страны.

По данным РБК, в Китае госсектор дает около 40% ВВП, в России и других бывших республиках СССР – 35%, странах Восточной Европы – 20-25%, в странах Западной Европы лишь около 10%. В США унитарные предприятия называют государственными корпорациями. Они дают всего 3-4% ВВП.

В каждой стране свои сферы деятельности, где преобладает госсектор. В Италии это металлургия и электротехническая промышленность, во Франции аэрокосмическая и химическая промышленность, в Испании производство электроэнергии и водоснабжение. В США на унитарной основе действует космическая отрасль, почта и железнодорожные перевозки, а в Сингапуре – аэропорты, морские порты, мобильные операторы, авиакомпании.

Новые тенденции

Поправки в ФЗ ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий:

  • искусство, культура, кино;
  • за пределами РФ;
  • иные случаи (регулируются ФЗ, актами президента и правительства РФ)

Организации, которые не подпадают под данные условия, будут подлежать ликвидации или реорганизации по решению суда. Крайний срок: 1 января 2025 года. В результате все большую популярность набирает реорганизация МУП в акционерные общества с долями акций муниципалитета и частного бизнеса (государственно-частное партнерство).

Унитарные предприятия (особенно ФГУП) выполняют важные социальные функции, решает оперативные и стратегические задачи, которые перед ними ставятся государством и муниципальными образованиями. Однако они менее эффективны экономически, часто рассчитывают на дотации и больше отягощены бюрократией, чем частный бизнес. Результатом последних изменений в законе должно стать привлечение частного капитала и преобразование заметного числа УП в акционерные общества.

Государственное унитарное предприятие

По административно-территориальному делению выделяют:

1. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП)

ФГУП имеют своим учредителем институты РФ и как коммерческие юридические лица преследуют две цели: реализацию определенных задач государства на федеральном уровне и получение прибыли, которая, однако, нередко имеет второстепенное значение. Имущество такого предприятия может формироваться из заемных средств банков, государственных дотаций, собственной прибыли и др. Примеры организаций:

  1. ФГУП «Центр единых научно-технических разработок»
  2. ФГУП «Киноконцерн Мосфильм»
  3. ФГУП «Исследовательский центр инноваций и энергоэффективности»
  4. ФГУП «Инженерно-технический центр министерства обороны Российской Федерации» и т.д.

: ФГУП «Почта России» (крупнейшее ФГУП в РФ) недавно было реорганизовано в акционерное общество (АО). Этот шаг можно расценивать как попытку привлечь инвестиции для реорганизации деятельности, а также как поиск источника финансирования при наличии долгов.

Вообще не следует путать государственные унитарные предприятия (как организационно-правовую форму) с юридическими лицами, у которых доля акций принадлежит государству: у унитарных предприятий нет акций. Например, ФГУП «Охрана» Росгвардии – это федеральное государственное унитарное предприятие, а ПАО «Сбербанк» — это акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Минфину РФ. Остальные акции принадлежат иностранным и российским компаниям, а также частным инвесторам. Для Сбербанка прибыль является приоритетной задачей.

2. Государственные унитарные предприятия субъектов РФ (ГУП)

ГУП очень похожи на предыдущий пункт, с той разницей, что их учредителями являются субъекты РФ. Уставный фонд ГУП должен составлять не менее 5000 МРОТ, величина федерального МРОТ с 2021 года 12 792 руб. в месяц. В регионах допустимы свои ставки, но не ниже федерального значения.

Банкротство ГУП вполне возможно. Например, в 2020 году на грани банкротства оказался «Ленгипроинжпроект» (ЛГИП), который не расплатился со своим подрядчиком и должен около 20 млн. рублей. Рассмотрение дела пока отложено. В 2018 г. в такой же ситуации находился саратовский ГУП «Сартехинвентаризация» (БТИ), не плативший сотрудникам зарплату, однако все же сумевший погасить долги. Альтернативой банкротству при невыполнении обязательств может служить приватизация, т.е. передача ГУП в частные руки.

 Другие примеры предприятий:

  1. ГУП «Ингушэлектросервис»
  2. ГУП Саратовской области «Облводстрой»
  3. ГУП Курской области «Курский рыборазводный завод» и т.д.

Учредители и виды унитарных организаций

Учредителями унитарного предприятия могут быть:

  1. Российская Федерация
  2. Субъект РФ (республика, край, область, округ)
  3. Муниципальное образование

И не могут быть физические и юридические лица. Правовой статус УП регулируется №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устав унитарных предприятий утверждается ведомствами, министерствами или прочими федеральными органами. Кроме стандартных сведений, он должен содержать информацию о целях и предмете деятельности УП, а также о величине его уставного фонда.

Унитарные организации делятся на некоммерческие и коммерческие, а последние на государственные (наиболее важные для экономики страны) и муниципальные УП. Разделение показано на схеме ниже.

структура унитарных предприятий

Кроме того, по типу управления имуществом унитарные предприятия делятся на:

  1. оперативное управление
  2. хозяйственное ведение

Коммерческие УП используют право хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения оперативное управление (ст. 114 и 115 ГК РФ). В виде фабрик и заводов последние известны в России с 18 века.

Достоинства и недостатки унитарных предприятий

К плюсам можно отнести следующее:

  • решают важные социально значимые вопросы;
  • ведут деятельность под защитой государственных или муниципальных органов;
  • могут рассчитывать на финансовую поддержку от государства – дотации, субсидии и т. д.;
  • имеют минимальный риск банкротства, т. к. собственник приложит все усилия, чтобы этого не случилось;
  • вправе получать прибыль за счет имущества, переданного в управление;
  • находятся в более выгодном положении при проведении закупочных процедур, так как контракты для обеспечения нужд государства или муниципалитета имеют жесткие рамки и отсекают неподходящих кандидатов;
  • довольно часто выступают единственным игроком при предоставлении услуг населению – поставка электроэнергии, организация перевозки населения и т. д.
государственное унитарное предприятие

Из недостатков можно выделить:

  • строгий надзор за деятельностью от вышестоящих инстанций;
  • многоэтапный и затяжной процесс согласования при заключении крупных договоров;
  • необходимость согласовывать любые реорганизационные вопросы с собственником имущества;
  • необходимость направлять весомую часть прибыли в счет государственного бюджета;
  • неповоротливость и бюрократизм в решении управленческих вопросов.

Задумали открыть собственный бизнес? Одобряем ваше стремление! И поможем финансово – кредит для бизнеса под отличный процент от Совкомбанка.

Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь вам! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 30 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств вам понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж по нему на нашем специальном калькуляторе!