Право собственности — не единственный вариант владения, который предусматрвиает российское законодательство. Наряду с классическим «абсолютным» владением, существуют и другие правовые инструменты. Один из них — оперативное управление. Оно не слишком известно, так что многие не знают особенностей такого управления. Задача профессионального юриста — разъяснить и помочь в регулировании ограниченных вещных прав.
Руководитель
унитарного предприятия (директор,
генеральный директор) является единоличным
исполнительным органом унитарного
предприятия. Он назначается собственником
имущества унитарного предприятия и
подотчетен ему.
Руководитель
унитарного предприятия действует от
имени унитарного предприятия без
доверенности, в том числе представляет
его интересы, совершает в установленном
порядке сделки, утверждает структуру
и штаты унитарного предприятия,
осуществляет прием на работу работников,
заключает с ними, изменяет и прекращает
трудовые договоры, издает приказы,
выдает доверенности. Он же организует
выполнение решений собственника
имущества унитарного предприятия.
Руководитель
унитарного предприятия не вправе быть
учредителем (участником) юридического
лица, занимать должности и заниматься
другой оплачиваемой деятельностью в
государственных органах, органах
местного самоуправления, коммерческих
и некоммерческих организациях, кроме
преподавательской, научной и иной
творческой деятельности, заниматься
предпринимательской деятельностью,
быть единоличным исполнительным органом
или членом коллегиального исполнительного
органа коммерческой организации, за
исключением случаев, если участие в
органах коммерческой организации входит
в должностные обязанности данного
руководителя, а также принимать участие
в забастовках.
Руководитель
унитарного предприятия подлежит
аттестации в порядке, установленном
собственником имущества унитарного
предприятия.
Руководитель
унитарного предприятия отчитывается
о деятельности предприятия в порядке
и в сроки, которые определяются
собственником имущества унитарного
предприятия.
В
случаях, предусмотренных федеральными
законами и изданными в соответствии с
ними правовыми актами, в унитарном
предприятии могут быть образованы
совещательные органы (ученые,
педагогические, научные, научно-технические
советы и другие). Уставом унитарного
предприятия должны быть определены
структура таких органов, их состав и
компетенция.
Руководитель
унитарного предприятия при осуществлении
своих прав и исполнении обязанностей
должен действовать в интересах унитарного
предприятия добросовестно и разумно.
Он несет ответственность за убытки,
причиненные унитарному предприятию
своими виновными действиями (бездействием),
в том числе в случае утраты имущества
унитарного предприятия.
Собственник
имущества унитарного предприятия вправе
предъявить иск о возмещении убытков,
причиненных унитарному предприятию, к
руководителю унитарного предприятия.
Статья 20. Права собственника имущества
унитарного предприятия
1. Собственник имущества унитарного
предприятия в отношении указанного
предприятия:
1) принимает решение о создании унитарного
предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды
деятельности унитарного предприятия,
а также дает согласие на участие
унитарного предприятия в ассоциациях
и других объединениях коммерческих
организаций;
3) определяет порядок составления,
утверждения и установления показателей
планов (программы) финансово-хозяйственной
деятельности унитарного предприятия;
4) утверждает устав унитарного предприятия,
вносит в него изменения, в том числе
утверждает устав унитарного предприятия
в новой редакции;
5) принимает решение о реорганизации
или ликвидации унитарного предприятия
в порядке, установленном законодательством,
назначает ликвидационную комиссию и
утверждает ликвидационные балансы
унитарного предприятия;
6) формирует уставный фонд государственного
или муниципального предприятия;
7) назначает на должность руководителя
унитарного предприятия, заключает с
ним, изменяет и прекращает трудовой
договор в соответствии с трудовым
законодательствоми иными содержащими нормы трудового
права нормативными правовыми актами;
8) согласовывает прием на работу главного
бухгалтера унитарного предприятия,
заключение с ним, изменение и прекращение
трудового договора;
9) утверждает бухгалтерскую отчетность
и отчеты унитарного предприятия;
10) дает согласие на распоряжение
недвижимым имуществом, а в случаях,
установленных федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами
или уставом унитарного предприятия, на
совершение иных сделок;
11) осуществляет контроль за использованием
по назначению и сохранностью принадлежащего
унитарному предприятию имущества;
12) утверждает показатели экономической
эффективности деятельности унитарного
предприятия и контролирует их выполнение;
13) дает согласие на создание филиалов
и открытие представительств унитарного
предприятия;
14) дает согласие на участие унитарного
предприятия в иных юридических лицах;
15) дает согласие в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, на
совершение крупных сделок, сделок, в
совершении которых имеется
заинтересованность, и иных сделок;
16) принимает решения о проведении
аудиторских проверок, утверждает
аудитора и определяет размер оплаты
его услуг;
16.1) в случае, предусмотренном
законодательствомРоссийской Федерации о концессионных
соглашениях, принимает решение об
осуществлении государственным или
муниципальным унитарным предприятием
отдельных полномочий концедента;
(пп. 16.1 введен Федеральным закономот 02.07.2010 N 152-ФЗ)
17) имеет другие права и несет другие
обязанности, определенные законодательством
Российской Федерации.
2. Собственник имущества казенного
предприятия помимо правомочий, указанных
в пункте
1настоящей статьи, вправе:
изымать у казенного предприятия излишнее,
неиспользуемое или используемое не по
назначению имущество;
доводить до казенного предприятия
обязательные для исполнения заказы на
поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных или
муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов
казенного предприятия.
3. Собственник имущества унитарного
предприятия вправе обращаться в суд с
исками о признании оспоримой сделки с
имуществом унитарного предприятия
недействительной, а также с требованием
о применении последствий недействительности
ничтожной сделки в случаях, установленных
Гражданским кодексомРоссийской Федерации и настоящим
Федеральным законом.
4. Собственник имущества унитарного
предприятия вправе истребовать имущество
унитарного предприятия из чужого
незаконного владения.
5. Правомочия собственника имущества
федерального казенного предприятия по
созданию, реорганизации и ликвидации
федерального казенного предприятия,
утверждению устава и внесению изменений
в устав такого предприятия осуществляются
Правительством Российской Федерации.
Иные правомочия собственника имущества
федерального казенного предприятия
осуществляются Правительством Российской
Федерации или уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти.
Правомочия собственника имущества
унитарного предприятия, имущество
которого находится в собственности
Российской Федерации, не могут быть
переданы Российской Федерацией субъекту
Российской Федерации или муниципальному
образованию.
Правомочия собственника имущества
унитарного предприятия, имущество
которого находится в собственности
субъекта Российской Федерации, не могут
быть переданы субъектом Российской
Федерации Российской Федерации, иному
субъекту Российской Федерации или
муниципальному образованию.
Правомочия собственника имущества
унитарного предприятия, имущество
которого находится в собственности
муниципального образования, не могут
быть переданы муниципальным образованием
Российской Федерации, субъекту Российской
Федерации или иному муниципальному
образованию.
Статья 20.1. Особенности осуществления
прав собственника имущества федеральных
государственных предприятий атомной
отрасли
(введена Федеральным закономот 01.12.2007 N 318-ФЗ)
Права собственника имущества федеральных
государственных предприятий атомной
отрасли и порядок осуществления этих
прав регулируются положениями настоящего
Федерального закона с учетом особенностей,
установленных Федеральным законом”О Государственной корпорации по
атомной энергии “Росатом”.
Статья 21. Руководитель унитарного
предприятия
1. Руководитель унитарного предприятия
(директор, генеральный директор) является
единоличным исполнительным органом
унитарного предприятия. Руководитель
унитарного предприятия назначается
собственником имущества унитарного
предприятия. Руководитель унитарного
предприятия подотчетен собственнику
имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия
действует от имени унитарного предприятия
без доверенности, в том числе представляет
его интересы, совершает в установленном
порядке сделки от имени унитарного
предприятия, утверждает структуру и
штаты унитарного предприятия, осуществляет
прием на работу работников такого
предприятия, заключает с ними, изменяет
и прекращает трудовые договоры, издает
приказы, выдает доверенности в порядке,
установленном законодательством.
Руководитель унитарного предприятия
организует выполнение решений собственника
имущества унитарного предприятия.
2. Руководитель унитарного предприятия
не вправе быть учредителем (участником)
юридического лица, занимать должности
и заниматься другой оплачиваемой
деятельностью в государственных органах,
органах местного самоуправления,
коммерческих и некоммерческих
организациях, кроме преподавательской,
научной и иной творческой деятельности,
заниматься предпринимательской
деятельностью, быть единоличным
исполнительным органом или членом
коллегиального исполнительного органа
коммерческой организации, за исключением
случаев, если участие в органах
коммерческой организации входит в
должностные обязанности данного
руководителя, а также принимать участие
в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия
подлежит аттестации в порядке,
установленном собственником имущества
унитарного предприятия.
3. Руководитель унитарного предприятия
отчитывается о деятельности предприятия
в порядке и в сроки, которые определяются
собственником имущества унитарного
предприятия.
4. В случаях, предусмотренных федеральными
законами и изданными в соответствии с
ними правовыми актами, в унитарном
предприятии могут быть образованы
совещательные органы (ученые,
педагогические, научные, научно-технические
советы и другие). Уставом унитарного
предприятия должны быть определены
структура таких органов, их состав и
компетенция.
Статья 22. Заинтересованность в совершении
унитарным предприятием сделки
1. Сделка, в совершении которой имеется
заинтересованность руководителя
унитарного предприятия, не может
совершаться унитарным предприятием
без согласия собственника имущества
унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия
признается заинтересованным в совершении
унитарным предприятием сделки в случаях,
если он, его супруг, родители, дети,
братья, сестры и (или) их аффилированные
лица, признаваемые таковыми в соответствии
с законодательствомРоссийской Федерации:
являются стороной сделки или выступают
в интересах третьих лиц в их отношениях
с унитарным предприятием;
владеют (каждый в отдельности или в
совокупности) двадцатью и более процентами
акций (долей, паев) юридического лица,
являющегося стороной сделки или
выступающего в интересах третьих лиц
в их отношениях с унитарным предприятием;
занимают должности в органах управления
юридического лица, являющегося стороной
сделки или выступающего в интересах
третьих лиц в их отношениях с унитарным
предприятием;
в иных определенных уставом унитарного
предприятия случаях.
2. Руководитель унитарного предприятия
должен доводить до сведения собственника
имущества унитарного предприятия
информацию:
о юридических лицах, в которых он, его
супруг, родители, дети, братья, сестры
и (или) их аффилированные лица, признаваемые
таковыми в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, владеют двадцатью
и более процентами акций (долей, паев)
в совокупности;
о юридических лицах, в которых он, его
супруг, родители, дети, братья, сестры
и (или) их аффилированные лица, признаваемые
таковыми в соответствии с законодательством
Российской Федерации, занимают должности
в органах управления;
об известных ему совершаемых или
предполагаемых сделках, в совершении
которых он может быть признан
заинтересованным.
3. Сделка, в совершении которой имеется
заинтересованность руководителя
унитарного предприятия и которая
совершена с нарушением требований,
предусмотренных настоящей статьей,
может быть признана недействительной
по иску унитарного предприятия или
собственника имущества унитарного
предприятия.
Статья 23. Крупная сделка
1. Крупной сделкой является сделка или
несколько взаимосвязанных сделок,
связанных с приобретением, отчуждением
или возможностью отчуждения унитарным
предприятием прямо либо косвенно
имущества, стоимость которого составляет
более десяти процентов уставного фонда
унитарного предприятия или более чем
в 50 тысяч раз превышает установленный
федеральным законом минимальный
размер оплаты труда.
2. Для целей настоящей статьи стоимость
отчуждаемого унитарным предприятием
в результате крупной сделки имущества
определяется на основании данных его
бухгалтерского учета, а стоимость
приобретаемого унитарным предприятием
имущества – на основании цены предложения
такого имущества.
3. Решение о совершении крупной сделки
принимается с согласия собственника
имущества унитарного предприятия.
Статья 24. Заимствования унитарным
предприятием
1. Заимствования унитарным предприятием
могут осуществляться в форме:
кредитов по договорам с кредитными
организациями;
бюджетных кредитов, предоставленных
на условиях и в пределах лимитов, которые
предусмотрены бюджетным законодательством
Российской Федерации.
Государственное или муниципальное
предприятие также вправе осуществлять
заимствования путем размещения облигаций
или выдачи векселей.
2. Унитарное предприятие вправе
осуществлять заимствования только по
согласованию с собственником имущества
унитарного предприятия объема и
направлений использования привлекаемых
средств. Порядок осуществления
заимствований унитарными предприятиями
определяется Правительством Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
или органами местного самоуправления.
Статья 25. Ответственность руководителя
унитарного предприятия
1. Руководитель унитарного предприятия
при осуществлении своих прав и исполнении
обязанностей должен действовать в
интересах унитарного предприятия
добросовестно и разумно.
2. Руководитель унитарного предприятия
несет в установленном законом порядке
ответственность за убытки, причиненные
унитарному предприятию его виновными
действиями (бездействием), в том числе
в случае утраты имущества унитарного
предприятия.
3. Собственник имущества унитарного
предприятия вправе предъявить иск о
возмещении убытков, причиненных
унитарному предприятию, к руководителю
унитарного предприятия.
Статья 26. Контроль за деятельностью
унитарного предприятия
1. Бухгалтерская отчетность унитарного
предприятия в случаях, определенных
собственником имущества унитарного
предприятия, подлежит обязательной
ежегодной аудиторской проверке
независимым аудитором.
2. Контроль за деятельностью унитарного
предприятия осуществляется органом,
осуществляющим полномочия собственника,
и другими уполномоченными органами.
3. Унитарное предприятие по окончании
отчетного периода представляет
уполномоченным органам государственной
власти Российской Федерации, органам
государственной власти субъекта
Российской Федерации или органам
местного самоуправления бухгалтерскую
отчетность и иные документы, перечень
которых определяется Правительством
Российской Федерации, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации или органами
местного самоуправления.
Статья 27. Публичная отчетность унитарного
предприятия
Унитарное предприятие обязано публиковать
отчетность о своей деятельности в
случаях, предусмотренных федеральными
законами или иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Статья 28. Хранение документов унитарного
предприятия
1. Унитарное предприятие обязано хранить
следующие документы:
учредительные документы унитарного
предприятия, а также изменения и
дополнения, внесенные в учредительные
документы унитарного предприятия и
зарегистрированные в установленном
порядке;
решения собственника имущества унитарного
предприятия о создании унитарного
предприятия и об утверждении перечня
имущества, передаваемого унитарному
предприятию в хозяйственное ведение
или оперативное управление, о денежной
оценке уставного фонда государственного
или муниципального предприятия, а также
иные решения, связанные с созданием
унитарного предприятия;
документ, подтверждающий государственную
регистрацию унитарного предприятия;
документы, подтверждающие права
унитарного предприятия на имущество,
находящееся на его балансе;
внутренние документы унитарного
предприятия;
положения о филиалах и представительствах
унитарного предприятия;
решения собственника имущества унитарного
предприятия, касающиеся деятельности
унитарного предприятия;
списки аффилированных лиц унитарного
предприятия;
аудиторские заключения, заключения
органов государственного или муниципального
финансового контроля;
иные документы, предусмотренные
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами, уставом унитарного
предприятия, внутренними документами
унитарного предприятия, решениями
собственника имущества унитарного
предприятия и руководителя унитарного
предприятия.
2. Унитарное предприятие хранит документы,
предусмотренные пунктом
1настоящей статьи, по месту
нахождения его руководителя или в ином
определенном уставом унитарного
предприятия месте.
3. При ликвидации унитарного предприятия
документы, предусмотренные пунктом
1настоящей статьи, передаются на
хранение в государственный архив впорядке,
установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья
11. Имущество унитарного предприятия
1.
Имущество унитарного предприятия
формируется за счет:
имущества,
закрепленного за унитарным предприятием
на праве хозяйственного ведения или на
праве оперативного управления
собственником этого имущества;
доходов
унитарного предприятия от его деятельности;
иных
не противоречащих законодательству
источников.
2.
Право на имущество, закрепляемое за
унитарным предприятием на праве
хозяйственного ведения или на праве
оперативного управления собственником
этого имущества, возникает с момента
передачи такого имущества унитарному
предприятию, если иное не предусмотрено
федеральным законом или не установлено
решением собственника о передаче
имущества унитарному предприятию.
Особенности
осуществления права хозяйственного
ведения и права оперативного управления
в отношении недвижимого имущества,
находящегося за пределами Российской
Федерации и являющегося федеральной
собственностью, а также ценных бумаг,
долей, паев в находящихся за пределами
Российской Федерации юридических лицах,
устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
3.
При переходе права собственности на
государственное или муниципальное
предприятие как имущественный комплекс
к другому собственнику государственного
или муниципального имущества такое
предприятие сохраняет право хозяйственного
ведения или право оперативного управления
на принадлежащее ему имущество.
Статья
12. Уставный фонд унитарного предприятия
1.
Уставным фондом государственного или
муниципального предприятия определяется
минимальный размер его имущества,
гарантирующего интересы кредиторов
такого предприятия.
2.
Уставный фонд государственного или
муниципального предприятия может
формироваться за счет денег, а также
ценных бумаг, других вещей, имущественных
прав и иных прав, имеющих денежную
оценку.
Размер
уставного фонда государственного или
муниципального предприятия определяется
в рублях.
3.
Размер уставного фонда государственного
предприятия должен составлять не менее
чем пять тысяч минимальных размеров
оплаты труда, установленных федеральным
законом на дату государственной
регистрации государственного предприятия.
Размер
уставного фонда муниципального
предприятия должен составлять не менее
чем одну тысячу минимальных размеров
оплаты труда, установленных федеральным
законом на дату государственной
регистрации муниципального предприятия.
4.
Федеральными законами или иными
нормативными правовыми актами могут
быть определены виды имущества, за счет
которого не может формироваться уставный
фонд государственного или муниципального
предприятия.
5.
В казенном предприятии уставный фонд
не формируется.
Статья
13. Порядок формирования уставного фонда
1.
Уставный фонд государственного или
муниципального предприятия должен быть
полностью сформирован собственником
его имущества в течение трех месяцев с
момента государственной регистрации
такого предприятия.
2.
Уставный фонд считается сформированным
с момента зачисления соответствующих
денежных сумм на открываемый в этих
целях банковский счет и (или) передачи
в установленном порядке государственному
или муниципальному предприятию иного
имущества, закрепляемого за ним на праве
хозяйственного ведения, в полном объеме.
Статья
14. Увеличение уставного фонда
1.
Увеличение уставного фонда государственного
или муниципального предприятия
допускается только после его формирования
в полном объеме, в том числе после
передачи государственному или
муниципальному предприятию недвижимого
и иного имущества, предназначенного
для закрепления за ним на праве
хозяйственного ведения.
2.
Увеличение уставного фонда государственного
или муниципального предприятия может
осуществляться за счет дополнительно
передаваемого собственником имущества,
а также доходов, полученных в результате
деятельности такого предприятия.
3.
Решение об увеличении уставного фонда
государственного или муниципального
предприятия может быть принято
собственником его имущества только на
основании данных утвержденной годовой
бухгалтерской отчетности такого
предприятия за истекший финансовый
год.
Размер
уставного фонда государственного или
муниципального предприятия с учетом
размера его резервного фонда не может
превышать стоимость чистых активов
такого предприятия.
4.
Одновременно с принятием решения об
увеличении уставного фонда государственного
или муниципального предприятия
собственник его имущества принимает
решение о внесении соответствующих
изменений в устав такого предприятия.
Документы
для государственной регистрации
внесенных в устав государственного или
муниципального предприятия изменений
в связи с увеличением его уставного
фонда, а также документы, подтверждающие
увеличение уставного фонда государственного
или муниципального предприятия, должны
быть представлены в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических
лиц.
Непредставление
указанных в настоящем пункте документов
является основанием для отказа в
государственной регистрации внесенных
в устав государственного или муниципального
предприятия изменений.
Статья
15. Уменьшение уставного фонда
1.
Собственник имущества государственного
или муниципального предприятия вправе,
а в случаях, предусмотренных настоящей
статьей, обязан уменьшить уставный фонд
такого предприятия.
Уставный
фонд государственного или муниципального
предприятия не может быть уменьшен,
если в результате такого уменьшения
его размер станет меньше определенного
в соответствии с настоящим Федеральным
законом минимального размера уставного
фонда.
2.
В случае, если по окончании финансового
года стоимость чистых активов
государственного или муниципального
предприятия окажется меньше размера
его уставного фонда, собственник
имущества такого предприятия обязан
принять решение об уменьшении размера
уставного фонда государственного или
муниципального предприятия до размера,
не превышающего стоимости его чистых
активов, и зарегистрировать эти изменения
в установленном настоящим Федеральным
законом порядке.
В
случае, если по окончании финансового
года стоимость чистых активов
государственного или муниципального
предприятия окажется меньше установленного
настоящим Федеральным законом на дату
государственной регистрации такого
предприятия минимального размера
уставного фонда и в течение трех месяцев
стоимость чистых активов не будет
восстановлена до минимального размера
уставного фонда, собственник имущества
государственного или муниципального
предприятия должен принять решение о
ликвидации или реорганизации такого
предприятия.
Стоимость
чистых активов государственного или
муниципального предприятия определяется
на основании данных бухгалтерской
отчетности в порядке, установленном
нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
3.
Если в случаях, предусмотренных настоящей
статьей, собственник имущества
государственного или муниципального
предприятия в течение шести календарных
месяцев после окончания финансового
года не принимает решение об уменьшении
уставного фонда, о восстановлении
размера чистых активов до минимального
размера уставного фонда, о ликвидации
или реорганизации государственного
или муниципального предприятия, кредиторы
вправе потребовать от государственного
или муниципального предприятия
прекращения или досрочного исполнения
обязательств и возмещения причиненных
им убытков.
4.
В течение тридцати дней с даты принятия
решения об уменьшении своего уставного
фонда государственное или муниципальное
предприятие обязано в письменной форме
уведомить всех известных ему кредиторов
об уменьшении своего уставного фонда
и о его новом размере, а также опубликовать
в органе печати, в котором публикуются
данные о государственной регистрации
юридических лиц, сообщение о принятом
решении. При этом кредиторы государственного
или муниципального предприятия вправе
в течение тридцати дней с даты направления
им уведомления о принятом решении или
в течение тридцати дней с даты опубликования
указанного сообщения потребовать
прекращения или досрочного исполнения
обязательств государственного или
муниципального предприятия и возмещения
им убытков.
Государственная
регистрация уменьшения уставного фонда
государственного или муниципального
предприятия осуществляется только при
представлении таким предприятием
доказательств уведомления об этом
кредиторов в порядке, установленном
настоящим пунктом.
Статья
16. Резервный фонд и иные фонды унитарного
предприятия
1.
Унитарное предприятие за счет остающейся
в его распоряжении чистой прибыли
создает резервный фонд в порядке и в
размерах, которые предусмотрены уставом
унитарного предприятия.
Средства
резервного фонда используются
исключительно на покрытие убытков
унитарного предприятия.
2.
Унитарное предприятие за счет чистой
прибыли создает также иные фонды в
соответствии с их перечнем и в порядке,
которые предусмотрены уставом унитарного
предприятия.
Средства,
зачисленные в такие фонды, могут быть
использованы унитарным предприятием
только на цели, определенные федеральными
законами, иными нормативными правовыми
актами и уставом унитарного предприятия.
Статья
17. Порядок реализации собственником
имущества унитарного предприятия права
на получение прибыли от использования
имущества, принадлежащего унитарному
предприятию
1.
Собственник имущества государственного
или муниципального предприятия имеет
право на получение части прибыли от
использования имущества, находящегося
в хозяйственном ведении такого
предприятия.
2.
Государственное или муниципальное
предприятие ежегодно перечисляет в
соответствующий бюджет часть прибыли,
остающейся в его распоряжении после
уплаты налогов и иных обязательных
платежей, в порядке, в размерах и в сроки,
которые определяются Правительством
Российской Федерации, уполномоченными
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации или
органами местного самоуправления.
2.1.
Федеральные государственные предприятия,
права собственника имущества которых
осуществляются в соответствии с
Федеральным законом “О Государственной
корпорации по атомной энергии “Росатом”,
часть прибыли, остающейся в их распоряжении
после уплаты налогов и иных обязательных
платежей, перечисляют в доход
Государственной корпорации по атомной
энергии “Росатом” в порядке, размере
и сроки, установленные этой государственной
корпорацией в соответствии с указанным
Федеральным законом.
3.
Порядок распределения доходов казенного
предприятия определяется Правительством
Российской Федерации, уполномоченными
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации или
органами местного самоуправления.
Статья
18. Распоряжение имуществом государственного
или муниципального предприятия
1.
Государственное или муниципальное
предприятие распоряжается движимым
имуществом, принадлежащим ему на праве
хозяйственного ведения, самостоятельно,
за исключением случаев, установленных
настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами.
2.
Государственное или муниципальное
предприятие не вправе продавать
принадлежащее ему недвижимое имущество,
сдавать его в аренду, отдавать в залог,
вносить в качестве вклада в уставный
(складочный) капитал хозяйственного
общества или товарищества или иным
способом распоряжаться таким имуществом
без согласия собственника имущества
государственного или муниципального
предприятия.
3.
Движимым и недвижимым имуществом
государственное или муниципальное
предприятие распоряжается только в
пределах, не лишающих его возможности
осуществлять деятельность, цели, предмет,
виды которой определены уставом такого
предприятия. Сделки, совершенные
государственным или муниципальным
предприятием с нарушением этого
требования, являются ничтожными.
4.
Государственное или муниципальное
предприятие не вправе без согласия
собственника совершать сделки, связанные
с предоставлением займов, поручительств,
получением банковских гарантий, с иными
обременениями, уступкой требований,
переводом долга, а также заключать
договоры простого товарищества.
Уставом
государственного или муниципального
предприятия могут быть предусмотрены
виды и (или) размер иных сделок, совершение
которых не может осуществляться без
согласия собственника имущества такого
предприятия.
5.
Государственное или муниципальное
предприятие, являющееся арендатором
земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности, не вправе:
1)
сдавать такой земельный участок в
субаренду, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 6 настоящей
статьи, а также земельных участков (в
том числе искусственных земельных
участков, созданных в соответствии с
Федеральным законом “Об искусственных
земельных участках, созданных на водных
объектах, находящихся в федеральной
собственности, и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты
Российской Федерации”) в границах
морских портов;
2)
передавать свои права и обязанности по
договору аренды другим лицам (перенаем),
за исключением случая, предусмотренного
пунктом 6 настоящей статьи;
3)
отдавать арендные права в залог;
4)
вносить арендные права в качестве вклада
в уставный капитал хозяйственных
товариществ и обществ или в качестве
паевого взноса в производственный
кооператив.
6.
Государственное или муниципальное
предприятие, являющееся арендатором
земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности, с согласия собственника
имущества такого предприятия сдает
указанный земельный участок или его
часть в субаренду либо передает свои
права и обязанности по договору аренды
земельного участка или его части
концессионеру в случае, если концессионным
соглашением предусмотрено использование
указанного земельного участка или его
части в целях создания и (или) реконструкции
объекта концессионного соглашения и
(или) иного передаваемого концедентом
концессионеру по концессионному
соглашению имущества или осуществления
концессионером деятельности,
предусмотренной концессионным
соглашением.
7.
В случае, предусмотренном законодательством
Российской Федерации о концессионных
соглашениях, государственное или
муниципальное предприятие участвует
на стороне концедента в обязательствах
по концессионному соглашению и
осуществляет отдельные полномочия
концедента, предусмотренные концессионным
соглашением.
Статья
19. Распоряжение имуществом казенного
предприятия
1.
Федеральное казенное предприятие вправе
отчуждать или иным способом распоряжаться
принадлежащим ему имуществом только с
согласия Правительства Российской
Федерации или уполномоченного им
федерального органа исполнительной
власти.
Казенное
предприятие субъекта Российской
Федерации вправе отчуждать или иным
способом распоряжаться принадлежащим
ему имуществом только с согласия
уполномоченного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальное
казенное предприятие вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться
принадлежащим ему имуществом только с
согласия уполномоченного органа местного
самоуправления.
Уставом
казенного предприятия могут быть
предусмотрены виды и (или) размер иных
сделок, совершение которых не может
осуществляться без согласия собственника
имущества такого предприятия.
Казенное
предприятие самостоятельно реализует
произведенную им продукцию (работы,
услуги), если иное не установлено
федеральными законами или иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
2.
Казенное предприятие вправе распоряжаться
принадлежащим ему имуществом, в том
числе с согласия собственника такого
имущества, только в пределах, не лишающих
его возможности осуществлять деятельность,
предмет и цели которой определены
уставом такого предприятия. Деятельность
казенного предприятия осуществляется
в соответствии со сметой доходов и
расходов, утверждаемой собственником
имущества казенного предприятия.
3.
Казенное предприятие, являющееся
арендатором земельного участка,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности, не вправе:
1)
сдавать такой земельный участок в
субаренду;
2)
передавать свои права и обязанности по
договору аренды другим лицам (перенаем);
(п.
3 введен Федеральным законом от 24.07.2007
N 212-ФЗ)
Законодательное регулирование оперативного управления
Право оперативного управления регулируется Гражданским кодексом РФ. Ст. 296 ГК РФ устанавливает базовые признаки оперативного управления:
Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности — это триада, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление подразумевает ограниченные возможности субъекта.
Право называется оперативным по одной простой причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.
Управление доступно двум особым организациям: учреждениям и казенным предприятиям. Учреждения создаются в некоммерческих целях, казенные — в коммерческих, но со строго определенной задачей. Учреждения, по сравнению с казенными субъектами, обделены распоряжением — хозяин должен самостоятельно решать судьбу имущества.
Где применяется оперативное управление?
В юридической практике сложилось устойчивое мнение, что оперативное управление — это пережиток советского времени. В основе данной точки зрения лежат следующие доводы:
Частные предприятия без государственной поддержки не получат данной привилегии. Само оперативное управление подразумевает подчиненность в отношениях — могучий собственник контролирует действия своей подотчетной организации.
На практике основным собственником является Российская Федерация, которая передает имущество на управление следующим субъектам:
Список можно продолжать. Перечень учреждений и возможных казенных предприятий огромен: он включает академии, научно-исследовательские центры, авиастроительные компании и фермы. Оперативное управление — это государственный инструмент по созданию подчиненных организаций.
Многие специалисты отмечают, что управление — это «недособственность», которая является пережитком прошлого. Советский Союз был построен на множестве государственных предприятий, которые целиком находились под управлением государства. В настоящий момент необходимости в такой схеме нет.
Между тем, оперативное управление продолжает использоваться в государственных учреждениях и казенных предприятиях. Чтобы отточить регулировку деятельности организации и не столкнуться с проблемами владения и распоряжения имуществом, заручитесь поддержкой профессионального юриста.
Ст. 296 ГК РФ. Право оперативного управления.
Ст. 123.21 ГК РФ. Основные положения об учреждениях.
Порядок совершения сделок с заинтересованностью, крупных сделок и заимствований денежных средств Сделки с заинтересованностью
Сделка,
в совершении которой имеется
заинтересованность руководителя
унитарного предприятия, не может
совершаться унитарным предприятием
без согласия собственника имущества
унитарного предприятия.
Руководитель
унитарного предприятия признается
заинтересованным в совершении унитарным
предприятием сделки в случаях, если он,
его супруг, родители, дети, братья, сестры
и (или) их аффилированные лица:
–
являются стороной сделки или выступают
в интересах третьих лиц в их отношениях
с унитарным предприятием;
–
владеют (каждый в отдельности или в
совокупности) двадцатью и более процентами
акций (долей, паев) юридического лица,
являющегося стороной сделки или
выступающего в интересах третьих лиц
в их отношениях с унитарным предприятием;
–
занимают должности в органах управления
юридического лица, являющегося стороной
сделки или выступающего в интересах
третьих лиц в их отношениях с унитарным
предприятием.
Руководитель
унитарного предприятия должен доводить
до сведения собственника имущества
унитарного предприятия информацию:
–
о юридических лицах, в которых он, его
супруг, родители, дети, братья, сестры
и (или) их аффилированные лица:
–
владеют двадцатью и более процентами
акций (долей, паев) в совокупности;
–
о юридических лицах, в которых он, его
супруг, родители, дети, братья, сестры
и (или) их аффилированные лица занимают
должности в органах управления;
–
об известных ему совершаемых или
предполагаемых сделках, в совершении
которых он может быть признан
заинтересованным.
Сделка,
в совершении которой имеется
заинтересованность руководителя
унитарного предприятия и которая
совершена с нарушением требований,
предусмотренных законом, может быть
признана недействительной по иску
унитарного предприятия или собственника
имущества унитарного предприятия.