U.S. Department of the Treasury


ФАТФ

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF)— межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года в связи с нарастающей угрозой международного терроризма.

История
ФАТФ была создана в 1989 году по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Членами ФАТФ являются 34 страны и две организации, наблюдателями — 20 организаций и две страны.

Деятельность и структура
Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:

  • по оценкам и имплементации;
  • по типологиям;
  • по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег;
  • по обзору международного сотрудничества.

ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путем.

Государства члены:

Международные организации

  • Еврокомиссия;
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.

40+9 Рекомендаций ФАТФ

  • максимально широком охвате вопросов, связанных с организацией противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на национальном и международном уровнях;
  • тесной взаимосвязи с международными конвенциями, резолюциями Совета Безопасности ООН, актами специализированных международных организаций, посвященными вопросам ПОД/ФТ;
  • предоставлении странам возможности проявлять определенную гибкость при реализации 40+9 рекомендаций ФАТФ с учетом национальной специфики и особенностей правовой системы.
  • Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения иных международных актов, а при необходимости, дополняя их, сводят в единую систему организационных принципов и правовых норм, играя при этом важную роль в процессе кодификации норм и правил в сфере ПОД/ФТ. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40+9 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.


Региональные группы по типу ФАТФ

Важную роль в глобальном распространении международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма играют группы, создаваемые по типу ФАТФ в различных регионах мира.

Основной задачей таких структур является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах, в частности, путем проведения взаимных оценок национальных систем своих членов на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег (в частности, 40+9 Рекомендациям ФАТФ) и проведения исследований тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма, характерных для данного региона.
ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ совместно образуют единую международную систему (сеть) по распространению и внедрению международных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также по контролю за их выполнением на национальном уровне.

  • В настоящее время в мире существует 8 региональных групп по типу ФАТФ (РГТФ):
  • Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ);
  • Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ);
  • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИСУД);
  • Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);
  • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ);
  • Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ);
  • Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ);
  • Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА).
  • Сходные с РГТФ функции имеет Офшорная группа банковского надзора (ОГБН), что позволяет также причислить ее к региональным группам по типу ФАТФ.

Еще одна региональная группа — Группа Центральной Африки по борьбе с отмыванием денег (ГАБАК), которая имеет аналогичные с РГТФ цели и задачи, — пока не получила признания ФАТФ в качестве региональной группы по типу ФАТФ.


Подразделения финансовой разведки. Группа “Эгмонт”

Специализированные государственные структуры («подразделения финансовой разведки» – ПФР), основной целью которых является борьба с отмыванием денег, созданы во многих странах мира.

Институализацию ПФР, рассматривавшуюся на начальном этапе как изолированное явление, уже к 1995 году можно охарактеризовать как активное взаимодействие в рамках международного профессионального объединения – Группы «Эгмонт», получившей свое название по месту проведения первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в г. Брюсселье (Бельгия).

Основной целью организации стало создание форума ПФР, оказывающего поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новейших технологий.

На учредительной конференции в г. Брюсселе в июне 1995 года были созданы рабочие группы для изучения вопросов развития практического сотрудничества между ПФР Группы «Эгмонт», особенно в области обмена информацией и опытом.

На IV Пленарном заседании организации в ноябре 1996 года в г. Риме сформулировано определение «подразделения финансовой разведки», которое в 2004 году дополнено функцией противодействия финансированию терроризма.
Согласно определению подразделение финансовой разведки – центральный национальный орган, ответственный за получение (и, если разрешено, затребование), анализ и передачу компетентным органам сообщений с финансовой информацией:

  • касающейся доходов, в отношении которых имеются подозрения в их криминальном происхождении и потенциальном финансировании терроризма или
  • требуемой в соответствии с национальным законодательством или правилами для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В июне 1997 года в г. Мадриде Группой было принято Заявление о целях, определившее текущие задачи в рамках национальных и международных усилий по борьбе с отмыванием денег. В 2004 году была одобрена новая редакция Заявления, определившая в числе приоритетных задач также противодействие финансированию терроризма.

В 2007 году принят учредительный документ (Устав) Группы «Эгмонт», в соответствии с которым был образован Секретариат Группы, расположенный в г. Торонто (Канада).

Подразделение финансовой разведки России (Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в то время Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу – КФМ России), подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым к ПФР, было принято в Группу «Эгмонт» в июне 2002 года на IX Пленарном заседании.

В настоящее время Росфинмониторинг как подразделение финансовой разведки России (ПФР России) активно участвует в мероприятиях Группы «Эгмонт», в том числе в ее рабочих группах:

  • по правовым вопросам;
  • по оперативным вопросам;
  • по привлечению новых членов;
  • по обучению;
  • по информационным технологиям.

По рекомендации и при активном содействии ПФР России членами Группы «Эгмонт» стали подразделения финансовой разведки Армении, Беларуси, Грузии, Киргизии, Молдовы, Сербии и Украины.

В настоящее время Группа объединяет ПФР 120 государств, осуществляя свою деятельность на всех континентах. Недавно в организацию приняты Афганистан, Берег Слоновой Кости, Камерун и Уругвай.


Международное взаимодействие в сфере ПОД/ФТ

Основы деятельности Росфинмониторинга в сфере международного сотрудничества установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307.

В рамках многостороннего сотрудничества Федеральная служба по финансовому мониторингу участвует в работе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ), Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Азиатско-Тихоокеанской группе по типу ФАТФ (АТГ), ряда иных международных структур, а также в мероприятиях, проводимых под эгидой Римской группы против терроризма и Лионской группы против транснациональной организованной преступности “восьмерки”, Группы контртеррористических действий Совета Безопасности ООН.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет сотрудничество с подразделениями финансовых разведок иностранных государств, в первую очередь в рамках международного профессионального объединения ПФР – Группы «Эгмонт».

Росфинмониторингомведется плодотворный двусторонний диалог с государствами всех регионов Мира, результатом которого является разработка и подписание соответствующих международных соглашений о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

The Financial Action Task Force (FATF) was established in 1989 by the G7 to examine and develop measures to combat money laundering. It originally included the G7 countries, the European Commission and eight other countries. Click here to see the Economic Declaration from the G7 Summit in July 1989.

The FATF was given responsibility to examine money laundering techniques and trends, review the action already taken at a national or international level, and to set out measures needed to combat money laundering.  In 2001, the FATF expaned its mandate to also combat terrorist financing.  

Since 2019, the FATF has had an open-ended mandate, after originally operating under fixed-terms.

In April 1990, less than a year after its creation, the FATF issued a report containing a set of Forty Recommendations. These aimed to provide a comprehensive plan of action to fight money laundering.

  • In October 2001, the FATF issued Eight Special Recommendations on terrorist financing.
  • In June 2003, the FATF comprehensively revised its Recommendations due to the continued evolution of money laundering techniques.
  • In October 2004, the FATF published a Ninth Special Recommendation on terrorist financing, further strengthening the FATF standards – the 40+9 Recommendations.
  • In February 2012, the FATF published revised Recommendations, to cover issues such as the financing of weapons of mass destruction. This integrated the +9 Special Recommendations on terrorist financing with measures against money laundering, resulting in a comprehensive set of 40 FATF Recommendations.
  • Since 2012, the FATF has continued to refine and strenghten the Recommendations, to ensure that countries have the strongest possible tools to tackle money laundering, terrorist financing and the financing of proliferation of weapons of mass destruction.  
  • In particular, in June 2019, the FATF revised its standards to include binding measures for the regulation and supervision of the activities and service providers related to virtual assets, or crypto assets. 
  • In 2022, the FATF further strengthened the global beneficial ownership rules in the FATF Standards to stop criminals from hiding their illicit activities and dirty money behind secret corporate structures.

The FATF Recommendations

U.S. Department of the Treasury

The Financial Action Task Force (FATF) leads global action to tackle money laundering, terrorist and proliferation financing.  

The FATF researches how money is laundered and terrorism is funded, promotes global standards to mitigate the risks, and assesses whether countries are taking effective action.

https://youtube.com/watch?v=z4EMiESWOW4%3Forigin%3Dhttps%253A%252F%252Fwww.fatf-gafi.org%26hl%3Den

Methods and Trends

FATF continuously monitors how criminals and terrorists raise, use and move funds.  As countries put in place effective measures to disrupt illicit financial flows, criminals must find alternative ways to launder their dirty money. FATF regularly publishes reports that raise awareness about the latest money laundering, terrorist financing and proliferation financing techniques so that countries and private sector can take the necessary steps to mitigate these risks.    

Setting the Standards

The FATF Recommendations, ensure a co-ordinated global response to prevent organised crime, corruption and terrorism. They help authorities go after the money of criminals dealing in illegal drugs, human trafficking and other crimes.  The FATF also works to stop funding for weapons of mass destruction. The FATF continuously strengthens its global standards to address new risks, such as the regulation of virtual assets, which have spread as cryptocurrencies gain popularity.  

Assessing implementation

The FATF monitors countries to ensure they implement the FATF Standards fully and effectively.  In total, more than 200 countries and jurisdictions have committed to implement the FATF’s Standards and they are assessed with the help of nine FATF Associate Member organisations and other global partners, the IMF and World Bank.

Identifying high-risk jurisdictions

The FATF holds countries to account that do not comply with the FATF Standards. If a country repeatedly fails to implement FATF Standards then it can be named a Jurisdiction under Increased Monitoring or a High Risk Jurisdiction. These are often externally referred to as “the grey and black lists”.

Organized by the G7 in 1989, the Financial Action Task Force (FATF) is the international standard-setting body for anti-money laundering (AML), countering of the financing of terrorism (CFT), and countering proliferation financing (CPF). It is composed of 39 member countries with nine FATF-Style Regional Bodies that, together with the FATF, can claim almost every country in the world as a member.
 

The international standards   for combatting ML/FT/PF (aka “FATF Recommendations”) are a critical tool that helps prevent terrorists and other illicit actors from abusing domestic and international financial systems.  Strengthening the global AML/CFT/CPF framework through FATF has been a critical part of Treasury’s efforts to increase transparency in the international financial system. 

On behalf of Treasury, TFFC leads the U.S. delegation to the FATF, which also includes members from the Departments of State and Justice, and federal financial regulators. Deputy Assistant Secretary Scott Rembrandt is the U.S. Head of Delegation to the FATF.  As head of delegation, DAS Rembrandt and the TFFC team lead efforts to develop U.S. positions, represent the United States at FATF meetings, and works with interagency partners to advance domestic implementation to meet the U.S. commitment to FATF’s international AML/CFT/CPF standards.
 

As recently as 2018-2019, Treasury served as President of the FATF and successfully pushed the FATF to 1) adopt a new standard to regulate and supervise virtual currency providers for AML/CFT/CPF; 2) enhance terrorist financing prosecutions and convictions; and 3) expand the standards to better incorporate proliferation financing.
 

TFFC’s work within the FATF includes, but is not limited to:
 

Evaluations and Compliance Group (ECG)

FATF Mutual Evaluations

The FATF organizes international assessment teams to conduct peer reviews of each member on an ongoing basis to assess levels of implementation of the FATF Recommendations, providing an in-depth description and analysis of each country’s system for preventing criminal abuse of the financial system.  TFFC representatives regularly serve on assessor teams around the globe.

International Cooperation Review Group (ICRG)

TFFC represents the U.S. government at the FATF’s International Cooperation Review Group (ICRG), which was established to protect the integrity of the global financial system against the risk posed by certain jurisdictions with strategic deficiencies in their national AML/CFT/CPF regimes. The ICRG’s mandate is to identify and warn the public of the risks, but also engage with these jurisdictions by working with them to address their deficiencies.  The ICRG is one of the most effective tools of the FATF to generate positive AML/CFT/CPF reforms in countries that have strategic AML/CFT/CPF deficiencies. 

Policy Development Group (PDG)

The Policy Development Group develops and enhances the FATF Standards in accordance with its recommendations and produces guidance to aid with effective implementation of the standards. 

Recent publications include:

Public Statement on Revisions to Recommendation 24 (March 2022)

On March 4,  the Financial Action Task Force (FATF) adopted amendments to Recommendation 24 and its Interpretive Note which require countries to prevent the misuse of legal persons for money laundering or terrorist financing and to ensure that there is adequate, accurate and up-to-date information on the beneficial ownership and control of legal persons. This update will significantly strengthen the requirements for beneficial ownership transparency globally, while retaining a degree of flexibility for individual countries to go further in refining individual regimes.

Updated Guidance on Risk-Based Approach to Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers (October 2021)

Guidance on Risk-Based Supervision (March 2021)

This guidance assists supervisors in improving the effectiveness of their essential role in helping regulated entities increase their awareness and understanding of ML/TF/PF risks.  Supervisors are responsible for enforcing and monitoring that the private sector entities they are overseeing comply with relevant AML/CFT/CPF obligations.  Through a risk-based approach, supervisors can tailor their activities so that relevant private sectors actors are addressing the most relevant ML/TF/PF risks to their businesses, while not placing an unwarranted burden on lower risk sectors, entities, or activities. 

Proliferation Financing Risk Assessment and Mitigation Guidance (June 2021)

This guidance was developed in response to the October 2020 update to Recommendation 1—which requires countries and private sectors to assess and mitigate proliferation financing risk in the same fashion as money laundering and terrorist financing.  It will assist countries and the private sector in understanding their PF risks and how to adopt or improve measures to addresses those risks.

Guidance on Digital Identity (March 2020)

The FATF developed guidance that will help governments, financial institutions, virtual asset service providers and other regulated entities determine whether a digital ID is appropriate for use for customer due diligence. Reliable digital ID can make it easier, cheaper, and more secure to identify individuals in the financial sector and help with transaction monitoring requirements and minimize weaknesses in human control measures.

Risk, Trends, and Methods Working Group (RTMG)

The Risk, Trends, and Methods Working Group flags and analyzes money laundering and terrorism funding as well as any threat that could undermine global finance.

FATF Guidance and Typologies

FATF’s typologies and guidance products are essential tools for governments and the private sector to understand emerging illicit finance trends and adapt their AML/CFT/CFP regimes accordingly.  These reports are FATF-member driven, representing the global expertise in improving financial integrity. Recent publications include:

Countering Ransomware Financing (March 2023)

This FATF report analyzes the methods that criminals use to carry out their ransomware attacks and how payments are made and laundered. Ransomware attacks target individuals, businesses, and government agencies, across the world. The impact of these attacks can be devastating for victims and can even disrupt essential infrastructure and services. Ransomware criminals are almost exclusively using virtual assets to demand and launder their illicit proceeds, sometime using virtual asset service providers (VASP) in the process. The report proposes a number of actions that countries can take to more effectively disrupt ransomware-related money laundering, including implementing the FATF recommendations for virtual assets and VASPs, and provides a list of potential risk indicators that can help public and private sector entities identify suspicious activities related to ransomware.

Ethnically or Racially Motivated Violent Extremism (June 2021)

This report builds on previous FATF work on CFT, including the July 2019 Terrorist Financing Risk Assessment Guidance and October 2015 Emerging Terrorist Financing Risks report, in order to understand how a variety of actors operating under the umbrella of racially- or ethnically-motivated terrorism finance their activities.  These individuals and groups engage in a range of fundraising activities, both through legal and illegal sources, depending on their specific needs.  This variety poses challenges for operational authorities, who often face legal, regulatory, and information-sharing hurdles to investigate the full range of illicit activity.

Trade-Based Money Laundering: Risk Indicators (March 2021)

Update: COVID-19-Related Money Laundering and Terrorist Financing Risks (December 2020)

The COVID-19 pandemic spawned a range of financial crimes, as criminals responded both to the disruption of lockdowns, as well as new opportunities to exploit pandemic relief and recovery efforts around the world.  This guidance, which updated a similar report issued in May 2020, provides case studies of these types of crime and how authorities around the world have investigated them and prosecuted the offenders.
 

Virtual Assets Red Flag Indicators of Money Laundering and Terrorist Financing (September 2020)

The growing use of virtual assets, which has many benefits for making payments faster and cheaper, has also opened new opportunities for illicit actors to expand their activities.  This report provides the private sector with examples of the kind of virtual asset activity that may suggest it is being exploited by criminals or terrorists.

Money Laundering and the Illegal Wildlife Trade (June 2020)

Transnational criminal organizations generate billions of dollars of proceeds from illegal wildlife trafficking, but many countries have not prioritized addressing it, even as the activity is embraced by a wider circle of illicit actors.  This guidance describes how understanding the financing of organizations engaged in illegal wildlife trafficking can help disrupt this lucrative trade.
 

Treasury Press Releases on FATF Plenaries:

FATF-Style Regional Bodies

TFFC staff participate in each of the nine FSRBs—the independent regional organizations that help the FATF implement its global AML/CFT/PF policies around the world.

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2023 года Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) объявила о том, что не стала вносить Россию в списки для усиленного мониторинга за борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма. Ранее сообщалось, что организация может включить Россию в свой черный список. ТАСС подготовил материал о Группе и ее деятельности.

, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных систем этим стандартам.

16 июля 1989 года на саммите в Париже главы Группы семи (G7) подписали экономическую декларацию, в которой отдельно была выделена проблема наркомании. Для борьбы с отмыванием средств, полученных от производства и торговли наркотиками, было предложено создать специальную группу. В состав нового органа вошли представители стран Группы семи, Еврокомиссии, а также Австралии, Австрии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Швейцарии и Швеции.

В апреле 1990 года FATF выпустила первый сборник рекомендаций по борьбе с отмыванием денег. Всего он насчитывал 40 пунктов, в числе которых было предложение по созданию подразделений финансовой разведки.

В 1990-1991 годах прошел первый раунд расширения Группы: к ней присоединились Дания, Финляндия, Греция, Ирландия, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Турция и Гонконг (на тот момент – британская колония). Впоследствии список членов вырос более чем в два раза.

После терактов в США 11 сентября 2001 года на FATF была также возложена задача по противодействию финансированию терроризма. Первоначально Группа работала по пятилетним, а затем восьмилетним мандатам, которые периодически продлевали члены организации. 12 апреля 2019 года FATF получила бессрочный мандат.

Деятельность FATF координируется с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и заключается в выработке общих подходов государств для противодествия отмыванию денег и борьбе с терроризмом. Группа не имеет четкой структуры, ее постоянный секретариат работает в штаб-квартире ОЭСР в Париже. FATF опирается на заключения и оценки многочисленных экспертов в различных странах, региональные и международные финансовые организации и институты. Членами организации являются 36 государств и Гонконг (как специальный административный район КНР), которые представлены в ней своими контролирующими финансовыми органами. Пленарные заседания проводятся, как правило, три раза в год.

Президент FATF с 2022 года – Раджа Кумар (представитель Сингапура).

Черный и серый списки

С 2000 года Группа несколько раз в год публикует “Призыв к действиям”, который часто в прессе именуют черным списком FATF. В нем перечислены страны, “недостаточно сотрудничающие в борьбе с отмыванием денег” (с 2001 года – также в борьбе с финансированием терроризма). Список формируется на основе обзора законодательства и практик стран.

В первый список, выпущенный в июне 2000 года, попали 13 стран, включая Россию, Израиль, Панаму, Филиппины и др.

Уже в 2001 году благодаря улучшению законодательства из списка были исключены Россия и Израиль. В том же году в него была добавлена Украина (оставалась в списке до 2004 года).

С 2012 года список разделен на две части: “серый”, куда попадают страны, требующие “мониторинга”, и “черный”. К включенным в черный список Группа предлагает своим членам и другим странам принимать контрмеры: в частности, тщательную проверку транзакций, следование санкционным режимам и др.

В ходе последнего пленарного собрания FATF в феврале 2023 года была принята последняя редакции списков, “серый” включал 23 страны, в числе которых были Албания, ЮАР, Сирия, Турция, ОАЭ и др. В черный список попали КНДР, Иран и Мьянма.

FATF и Россия

РФ стала членом FATF 1 июля 2003 года. В 2013-2014 годах президентом Группы был российский финансист Владимир Нечаев.

В ходе пленарного заседания 2023 года FATF приостановила членство России на основании того, что специальная военная операция ВС РФ на Украине “нарушает принципы организации, заключающиеся в поддержании безопасности и целостности глобальной финансовой системы”. Комментируя это решение, 3 марта 2023 года глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что приостановка членства России в Группе “сродни потворству международному терроризму” и что Запад, таким образом, “разрушает единство глобального контртеррористического фронта”.

В мае 2023 года агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на источники о риске включения России в черный или серый список FATF.