Уведомление о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей

от 22 декабря 2015 г. N 650

Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса.

Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов.

Иногда с конфликтом интересов сталкиваются компании или органы власти. Например, юридическая фирма одновременно оказывает консультацию по судебному спору и истцу, и ответчику. Или другой пример: до мая 2020 года Банк России был одновременно и акционером, и контролирующим органом Сбербанка.

Конфликт интересов может возникнуть и у рядового сотрудника компании. Например, если он от лица фирмы, в которой работает, заказывает сайт у  своей жены. В некоторых компаниях для таких случаев даже существует политика урегулирования конфликтов интересов, чтобы избежать убытков.

Я юрист в области корпоративного права и с 2017 года работаю с конфликтами интересов. Расскажу, что это такое с точки зрения закона, когда может возникнуть конфликт интересов и как его урегулировать.

Причины конфликта интересов у служащих

В случае с государственными и муниципальными служащими конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.

Личная заинтересованность — это возможность получить финансовую выгоду. Причем получить ее может как само должностное лицо, так и его родственники. А также люди и организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или другими близкими отношениями.

Вот представитель трудовой инспекции проверяет предприятие, в котором директором работает его близкий родственник. Это пример личной заинтересованности: если выявят нарушения, на директора должны наложить штраф. Но представитель трудинспекции может закрыть глаза на нарушение — и штрафа не будет.

При этом конфликт интересов у служащего возникает, если соблюдается несколько условий одновременно:

Определенная должность. Конфликт интересов может возникнуть не у всех должностных лиц, а только у некоторых, среди которых:

Выгода. Чтобы возник конфликт интересов, помимо определенной должности служащего, у него самого, его родственников или близких лиц должна быть возможность получить выгоду. Она может выражаться в получении денег, имущества и бесплатных услуг, продвижении по службе и т. д.

Риск нарушить интересы общества и государства. Конфликт интересов возникает, если есть именно риск, а не нарушение интересов, при котором наступает уголовная или иная ответственность.

Например, когда учитель дает школьнику частные уроки, то может относиться к ученику с пристрастием: ставить высокие оценки, выдвигать на конкурсы и олимпиады и т. д. Это может нарушать интересы других учеников. Именно поэтому педагогам запрещено оказывать платные услуги своим ученикам, если это приводит к конфликту интересов.

Порядок уведомления работодателя о возникновении личной заинтересованности при

исполнении трудовых обязанностей, которая приводит

или может привести к конфликту интересов

1. Общие положения

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей (полномочий). Такое определение приведено в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции.

Личная заинтересованность означает, что доходы, выгоды, преимущества может получать сам служащий, его родственники, друзья (знакомые) или организации, которые как-то связаны с ним. На это указано в ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, Письме Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.

Более точно определить, какую ситуацию можно отнести к конфликту интересов, вам поможет Памятка Управления делами Президента РФ, а также Обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.

2. Как служащий уведомляет о конфликте интересов нанимателя

2.1. Служащий обязан уведомить о конфликте интересов, как только ему стало известно об этом (ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции).

Для этого он должен подготовить письменное уведомление и подать его представителю нанимателя.

2.2. Заполнить уведомление можно по форме (см. образец уведомления о конфликте интересов)

Можно подготовить уведомление в произвольной форме. В нем нужно указать:

К уведомлению прилагаются доказательства изложенной информации.

Руководителю МКУК «Волосовская городская центральная библиотека»

от сотрудника  «ВГЦБ»

исполнении должностных обязанностей, которая приводит

Сообщаю о возникновении у меня личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей в качестве члена универсальной комиссии по муниципальным закупкам(далее –Комиссии), которая может привести к конфликту интересов.

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения личной заинтересованности

Должностные обязанности, на исполнение которых может повлиять личная заинтересованность:

объективная оценка деятельности предприятия при осуществлении контакта.

Предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

исключить меня из числа членов Комиссии на заседаниях повесткой которых является  рассмотрение любых вопросов связанных с ГУП “Газовое хозяйство”.

Намереваюсь лично присутствовать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников МКУК «ВГЦБ» и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении настоящего уведомления.

2.3. Работник подает уведомление представителю нанимателя в порядке, утвержденном МКУК «ВГЦБ»

Сотрудник, который принимает такое уведомление, должен зарегистрировать его и сделать отметку о принятии на копии.

Если нет возможности лично передать уведомление, то направьте его почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Такие правила установлены в ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, пп. “б” п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 N 650, пп. “б” п. 16 Положения о комиссиях по конфликту интересов.

Порядок урегулирования конфликта интересов в АО и ООО

Конфликт интересов — не препятствие для заключения сделки.

Сделка с заинтересованностью по общему правилу не требует предварительного согласия на совершение, но некоторые лица могут его потребовать. Например, директор или член совета директоров, участник с долей не менее 1% от уставного капитала общества или акционер с 1% от количества голосующих акций.

Согласие, в зависимости от сделки, дает совет директоров или общее собрание участников (акционеров) большинством незаинтересованных лиц. Например, если продается имущество акционерного общества, которое составляет более 10% от балансовой стоимости активов, то сделку одобряет общее собрание акционеров.

Не во всех обществах действуют такие правила — в уставе может не быть положений о сделках с заинтересованностью или быть прописан другой порядок.

Примеры конфликта интересов

Основная задача моей работы — урегулирование конфликта интересов, прежде всего в компаниях. Поэтому в своей практике я встречался с десятком примеров конфликтов интересов — вот некоторые из них.

На государственной службе. Сотрудник полиции проверяет информацию о преступлении в компании, которая принадлежит его брату.

Прокурор проверяет предприятие по производству сахара на предмет нарушения законодательства, а собственник предприятия до этого сделал сыну прокурора дорогой подарок.

На гражданской службе. Судья районного суда рассматривает дело о привлечении к административной ответственности компании, которая принадлежит его зятю.

Руководитель регионального отделения контролирующего органа руководит проверкой регионального банка. А банк недавно купил акции у отца руководителя.

На муниципальной службе. Сестру главы сельского поселения назначают генеральным директором компании — основного поставщика поселения.

Депутат Совета депутатов муниципального района вносит предложение изменить категорию землепользования участка, который ему принадлежит.

В ООО и АО. Президент заключил договор поставки авто по себестоимости с дилером — . Члены совета директоров сделку одобрили. Но  принадлежит президенту и членам совета директоров

Генеральный директор ООО заключает договор займа с подконтрольным ему АО, по которому последнее получает 10 млн рублей на 10 лет под 2% годовых.

Председатель правления банка заключает договор уступки права требования с компанией, подконтрольной его дочери.

Урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса

Урегулирование конфликта интересов в небольших фирмах полезно как минимум потому, что собственник может понять, где его бизнес работает неэффективно.

Урегулирование конфликта интересов можно распространить не только на директоров, но и на рядовых сотрудников компании. Например, есть чувствительные к потере прибыли должности вроде менеджера по закупкам. Менеджер может договориться с поставщиком о более высокой цене для компании и разницу забирать себе в карман.

Чтобы избежать конфликта интересов у сотрудников, можно принять внутреннее положение об этом. В нем следует определить:

Запомнить

Порядок для служащих. Как только служащему стало известно о конфликте интересов или о том, что он может возникнуть, служащий обязан письменно уведомить об этом. Порядок устанавливается соответствующим органом.

Например, в Минфине есть специальная форма уведомления. Порядок его подачи установлен приказом от 8 апреля 2020 года Госслужащие Минфина составляют уведомление на имя заместителя министра , который отвечает за урегулирование конфликта интересов внутри министерства. На последнее также возложены функции по профилактике правонарушений.

Минфин разработал форму уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов

Порядок в ООО. Не все сотрудники должны уведомлять о конфликте интересов, а только директор, член совета директоров, член правления, контролирующее лицо и тот, кто вправе давать указания компании.

Уведомление направляется компании, а та направляет его незаинтересованным участникам. Если в обществе есть совет директоров и правление, уведомление также направляется им.

В документе должна быть информация о:

Уведомление нужно направить не позднее чем за 15 дней до даты сделки. Но в уставе ООО можно установить другой срок.

Также при подготовке к ежегодному собранию готовится отчет о заключенных в отчетном году сделках с заинтересованностью. Отчет должен предварительно утвердить директор, а также совет директоров и ревизионная комиссия, если они есть по уставу.

Порядок в АО. лица, что и в ООО, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о конфликте интересов, обязаны уведомить общество. Детальный порядок уведомления установлен указанием Банка России.

О ПОРЯДКЕ СООБЩЕНИЯ ЛИЦАМИ, ЗАМЕЩАЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОЛЖНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ИНЫМИ ЛИЦАМИ
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЛИЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ
ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, КОТОРАЯ ПРИВОДИТ ИЛИ МОЖЕТ
ПРИВЕСТИ К КОНФЛИКТУ ИНТЕРЕСОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 25.04.2022 N 232,

от 27.06.2022 N 404, от 25.08.2022 N 574, от 26.06.2023 N 474)

1. Настоящим Положением определяется порядок сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

2. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и должности, указанные в пунктах 3 – 6 настоящего Положения, обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление).

3. Председатель Правительства Российской Федерации, федеральный министр – руководитель федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Следственного комитета Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, в том числе лицо, временно исполняющее обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Центрального банка Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе), Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, член Совета федеральной территории “Сириус”, председатель Совета федеральной территории “Сириус”, заместитель председателя Совета федеральной территории “Сириус”, глава администрации федеральной территории “Сириус”, председатель территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус” (замещающий должность на постоянной основе), заместитель председателя территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус” (замещающий должность на постоянной основе), секретарь территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус” (замещающий должность на постоянной основе), а также лица, замещающие должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, должности в государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаниях, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, направляют Президенту Российской Федерации уведомление, составленное по форме согласно приложению N 1.

(в ред. Указов Президента РФ от 27.06.2022 N 404, от 25.08.2022 N 574)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации, федеральный министр – руководитель федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, а также лица, замещающие должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, должности в государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаниях, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, направляют Председателю Правительства Российской Федерации уведомление, составленное по форме согласно приложению N 2.

(п. 4 в ред. Указа Президента РФ от 25.08.2022 N 574)

5. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) направляют Министру иностранных дел Российской Федерации уведомление, составленное по форме согласно приложению N 3.

6. Лица, замещающие должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации, направляют в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее – президиум Совета) уведомление, составленное на имя начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции, ответственного секретаря президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее – ответственный секретарь президиума Совета) по форме согласно приложению N 4.

(в ред. Указа Президента РФ от 26.06.2023 N 474)

7. Уведомление Председателя Правительства Российской Федерации рассматривает лично Президент Российской Федерации.

8. Направленные Президенту Российской Федерации уведомления, за исключением уведомления Председателя Правительства Российской Федерации, по поручению Президента Российской Федерации могут быть рассмотрены Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, председателем президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее – председатель президиума Совета).

9. Направленные Председателю Правительства Российской Федерации уведомления федеральных министров – руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, должности в государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаниях, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, по поручению Председателя Правительства Российской Федерации могут быть рассмотрены Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.08.2022 N 574)

10. Уведомления, направленные Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Министру иностранных дел Российской Федерации либо поступившие в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения председателю президиума Совета и Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации, по решению указанных лиц могут быть переданы в президиум Совета.

11. Уведомления, по которым принято решение в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, могут быть направлены по поручению Президента Российской Федерации или председателя президиума Совета в Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции (далее – Управление), по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации – в определяемое Правительством Российской Федерации подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, по поручению Министра иностранных дел Российской Федерации – в определяемое им подразделение Министерства иностранных дел Российской Федерации. Управление и указанные подразделения осуществляют предварительное рассмотрение уведомлений.

В ходе предварительного рассмотрения уведомлений должностные лица Управления, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, подразделения Министерства иностранных дел Российской Федерации имеют право получать в установленном порядке от лиц, направивших уведомления, пояснения по изложенным в них обстоятельствам и направлять в установленном порядке запросы в федеральные органы государственной власти, органы публичной власти и территориальную избирательную комиссию федеральной территории “Сириус”, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации, а также использовать государственную информационную систему в области противодействия коррупции “Посейдон”, в том числе для направления запросов.

(в ред. Указов Президента РФ от 25.04.2022 N 232, от 27.06.2022 N 404)

12. По результатам предварительного рассмотрения уведомлений, поступивших в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения в Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или подразделение Министерства иностранных дел Российской Федерации, соответственно Управлением или указанными подразделениями подготавливается мотивированное заключение на каждое из них.

13. Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, председателем президиума Совета, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации, Министром иностранных дел Российской Федерации по результатам рассмотрения ими уведомлений принимается одно из следующих решений:

а) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, направившим уведомление, конфликт интересов отсутствует;

б) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, направившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;

в) признать, что лицом, направившим уведомление, не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.

14. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом “б” пункта 13 настоящего Положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации Президент Российской Федерации или Председатель Правительства Российской Федерации принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.

15. В случае принятия решений, предусмотренных подпунктами “б” и “в” пункта 13 настоящего Положения, председателем президиума Совета, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации или Министром иностранных дел Российской Федерации председатель президиума Совета и Министр иностранных дел Российской Федерации представляют доклады Президенту Российской Федерации, а Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации представляет доклад Председателю Правительства Российской Федерации.

16. Президиум Совета рассматривает уведомления и принимает по ним решения в порядке, установленном Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 233 “О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции”.

Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих

Уведомление служащих о конфликте интересов, как правило, рассматривает подразделение кадровой службы государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Срок проверки — семь рабочих дней. По результатам подразделение готовит мотивированное заключение.

Заключение направляется председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Такая комиссия есть как для государственных, так и для муниципальных служащих.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В состав комиссии обычно входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. У всех них равные права при принятии решений.

В федеральных органах власти состав комиссии немного отличается — в нее входят:

Число членов комиссии, которые не работают в госоргане, должно составлять не менее ​¼ от общего числа членов. Также руководитель госоргана может включить в состав комиссии представителя общественного совета организации ветеранов или профсоюза.

Комиссия рассматривает уведомление, материалы проверки и заключение в течение 20 дней со дня поступления документов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее ⅔ от общего числа членов комиссии.

В итоге комиссия принимает решение, которое отражается в протоколе и носит рекомендательный характер. Например, признать, что конфликт интересов отсутствует. Или что личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.

Протокол направляется руководителю служащего. В течение 30 дней с даты поступления руководитель принимает решение и уведомляет о нем комиссию — оно оглашается на ближайшем заседании и принимается к сведению без обсуждения.

Меры по предотвращению конфликта интересов, а также по его урегулированию может принимать сам служащий. Перечень мер открытый. Например, если речь идет о проверке компании родственника, можно взять самоотвод и возложить эту обязанность на своего заместителя. А если конфликт интересов связан с владением ценными бумагами, можно передать их в доверительное управление.

Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов

Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.

Уведомление о конфликте интересов позволяет государству и компаниям понять:

Для лица с конфликтом интересов уведомление позволяет снять риск, что его действия признают недобросовестными и привлекут к ответственности. Например, если директор совершает сделку при конфликте интересов и не уведомил об этом, то может ответить за ущерб компании от сделки. А служащего могут уволить со службы.

Конфликт интересов с точки зрения закона

Юридически конфликт интересов — это возможное противоречие между личными интересами представителя органа власти или сотрудника компании и интересами этого органа или компании.

За редким исключением, речь идет о конфликте интересов, который возникает у граждан. Для юрлиц — например, как в примере с юридической фирмой — этот вопрос на законодательном уровне не регулируется, но может решаться внутренним положением компании. Поэтому в статье я буду говорить о конфликте интересов граждан.

Конфликт интересов сотрудника компании или служащего органа власти — это два отдельных случая. Для каждого предусмотрен свой порядок урегулирования — подробнее о них расскажу ниже.

Не всегда конфликт интересов приводит к негативным последствиям. И главное — это не преступление, хотя конфликт интересов и создает риски противоправных действий.

Например, если сын губернатора подает заявку на субсидию от региона, это не нарушение. Но есть риск, что у него будет преимущество перед другими кандидатами родства с чиновником. Урегулирование конфликта интересов позволяет минимизировать или исключить такой риск.

Конфликт интересов у должностных лиц компаний

В компаниях конфликт интересов имеет значение прежде всего при заключении сделок. Сделка, в которой есть конфликт интересов, называется сделкой с заинтересованностью.

Например, директор компании «А» заключает договор поставки товара по сниженной цене с компанией «Б», которой он владеет сам — это сделка с заинтересованностью. Такой договор может нарушить интересы миноритарных акционеров компании «А».

Заинтересованность при заключении сделок может возникнуть не у всех должностных лиц компании. Это касается тех, кто входит в органы управления юрлица или может контролировать деятельность фирмы, например:

При этом такие должностные лица или их родственники должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, которую совершает компания. Или входить в органы управления или контролировать деятельность контрагента.

Чтобы проверить основания заинтересованности, нужно установить круг лиц, которые могут создать конфликт интересов. Например, проверить, у директора родственники, свои компании, работает ли он в другой фирме на  должности, у родственников директора свои компании т. д. Если, например, из них является стороной по сделке, то это сигнал о конфликте интересов.

Есть и исключения, когда сделка вроде с заинтересованностью, но законом такой не признается. Например:

Пример основания конфликта интересов у Николая и Анастасии. В такой ситуации потенциально могут нарушаться интересы акционеров Евгения и Натальи