Чтобы минимизировать риск отказа в проведении операции или блокировки счета рекомендуется:
- Заранее ознакомиться с перечнем операций, которые ЦБ РФ и Росфинмониторинг относят к «необычным» сделкам. Именно такие операции с наибольшей вероятностью могут быть признаны сомнительными, а в их проведении может быть отказано.
- Подробно заполнять платежные документы и просить об этом своих контрагентов. Рекомендуется максимально полно указывать назначение платежа, приводя не только реквизиты договора или выставленного счета, но и конкретные виды товаров, работ или услуг, за которые производятся расчеты.
- Оперативно и в полном объеме представлять документы, запрашиваемые банком. В частности, банк может запрашивать договоры, в рамках которых осуществляются расчеты, и любую иную сопутствующую информацию. Помимо договоров это могут быть дополнительные соглашения к ним, счета, спецификации, товаросопроводительные и транспортные документы. Кроме того, имеет смысл подробно и письменно пояснять банку экономическую суть осуществляемых операций и в целом применяемую схему работы.
- Своевременно актуализировать данные о вашем бизнесе в ЕГРЮЛ (ФНС) и сообщать их своему обслуживающему банку (в первую очередь это – сведения о местонахождении, учредителях, директорах, коды ОКВЭД и др.). Расхождения между текущими и ранее заявленными данными, выявление их недостоверности, могут стать причиной проблем в проведении операций.
- Избегать дробления бизнеса на большое количество юридических лиц и ИП. Такой способ работы может говорить о применении схем оптимизации налогов и возможных налоговых преступлениях, которые, в свою очередь, могут являться предикатными (то есть предшествующими) по отношению к легализации денежных средств, на противодействие которой и направлен Закон 115-ФЗ.
Открытие и использование расчетного счета юридического лица связаны, помимо прочего, с соблюдением норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – «Закон 115-ФЗ»).
Закон 115-ФЗ предусматривает возможность приостановления банками операций клиентов или отказа в их проведении, а в некоторых случаях и блокирования (замораживания) их банковских счетов. Кроме того, клиенты часто сталкиваются с такими мерами, как ограничение использования системы «банк-клиент», а иногда и с отказом в обслуживании (в заключении договора банковского счета).
Указанные ситуации, если они не находят своевременного разрешения (урегулирования), парализуют нормальный коммерческий оборот, препятствуя надлежащему исполнению условий сделок и формируют для организаций и предпринимателей, столкнувшихся с такими мерами, неблагоприятную историю на будущее. В ряде случаев такие меры приводят даже к закрытию бизнеса. Тем не менее, для снижения напряженности в отношениях банков и клиентов по поводу непроведения платежей и блокировки счетов могут быть даны некоторые рекомендации.
В настоящей статье мы рассмотрим только те случаи отказа в операциях, которые осуществляет сам банк в рамках действующего банковского и противолегализационного регулирования. Мы не рассматриваем здесь такие случаи, как приостановление операций по счетам налоговыми органами, наложение ареста на денежные средства в порядке обеспечительных мер или в рамках исполнительного производства и т.п.
Ограничения, о которых пойдет речь, могут быть применены банком в случае выявления «сомнительных операций» (их критерии устанавливаются Центральным банком РФ и Росфинмониторингом) либо «операций, подлежащих обязательному контролю» (их перечень установлен Законом № 115-ФЗ).
В 2021 году бухгалтерские компании по новым правилам должны представлять информацию о подозрительных операциях и сделках. Рассказываем, на кого распространяется эта обязанность, что считать подозрительными операциями и как правильно о них сообщать.
С 23 апреля 2021 года вступают в силу новые правила информирования Росфинмониторинга о подозрительных сделках и операциях (постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569). Правила распространяются, в том числе, на организации и ИП, которые оказывают бухгалтерские (аудиторские) услуги.
В соответствии с новыми правилами, указанные компании и ИП обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрениях, что сделки или операции их клиентов могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.
Направить такое сообщение компании должны в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления подозрительной сделки или финансовой операции (п. 4 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).
При отнесении той или иной сделки/операции к подозрительной бухгалтерские компании должны руководствоваться рекомендациями Росфинмониторинга. При этом они не вправе разглашать факт передачи соответствующих сообщений своим клиентам и любым третьим лицам.
За непредставление сведений о подозрительных сделках для бухгалтерских компаний предусмотрена административная ответственность с довольно солидными штрафами.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 23.04.2021 года организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги, нотариусы, адвокаты и аудиторы должны информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках и операциях своих клиентов.
2. Подозрительные – сделки, которые могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.
3. Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге.
4. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.
5. Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (штраф до 400 000 рублей).
Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга “СМЫСЛОВЫ” и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:
юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.:
+7 (964) 768 9380
+7 (903) 686 3187;
+7 (964) 705-83-10
Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное
мпания
основана в 1996 году
Новые особенности
сдачи отчетов в Росфинмониторинг с 2021 г.
О каких операциях, подлежащих
обязательному контролю, нужно отчитываться в Росфинмониторинг с
10.01.2021 г.
(автор – юрист,
эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в
сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ “Вестник финансового
мониторинга”, канд. наук Смыслов П.А., при использовании и
цитировании ссылка на сайт обязательна)
(опубликовано
на 09.01.2021 г.)
10
января 2021 года в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» вступают в силу
масштабные правки, касающиеся установления дифференцированного
подхода к направлению субъектами первичного финансового мониторинга
информации в Росфинмониторинг об операциях, подлежащих обязательному
контролю, установленных статьей 6 и статьей 7.5 указанного закона.
Пунктом 4 статьи 6 закона №115 установлены особенности представления
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или
иным имуществом, сведений о совершаемых их клиентами непосредственно
в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным
имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в
Росфинмониторинг.
Согласно указанных особенностей все субъекты закона №115 должны
разработать новые правила
внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, адаптировав их под
свою специфику (сделать это можно
с нашей профессиональной помощью).
Мы
провели подробный анализ особенностей направления информации в
Росфинмониторинг об операциях, подлежащих обязательному контролю,
сделав группировку указанных операций по видам субъектов закона
№115.
Анализ мы решили для удобства наших читателей представить в
наглядной табличной форме.
Из нашей
работы можно увидеть, о каких операциях, подлежащих обязательному
контролю, должен сообщать тот или иной субъект закона №115.
Обращаем внимание читателей нашего сайта, что полный перечень
операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих
обязательному контролю, установлен статьей 6 и пунктом 1 статьи 7.5
Федерального закона. Однако, в целях сокращения таблицы мы позволили
себе без потери смысла упростить содержание операций, подлежащих
обязательному контролю, а также названия отдельных субъектов.
Особенности направления информации в Росфинмониторинг об операциях,
подлежащих обязательному контролю, с 10.01.2021 г. (за исключением
кредитных организаций)
для увеличения таблицы, нажмите на нее
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ
“Вестник финансового мониторинга”, канд. истор. наук, юрист
Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт
обязательна!
Ознакомьтесь нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
–
любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);
–
обучение и инструктаж по финмониторингу;
–
аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
–
электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
–
помощь на проверках;
–
и многое другое.
Мы в социальных сетях:
Проводимый нами добровольный аудит по ПОД/ФТ организаций и
предпринимателей, а также проверочные мероприятия со стороны
надзорных органов нередко демонстрируют достаточно распространенное
нарушение у субъектов 115-ФЗ: отсутствие составленных внутренних
сообщений по информации, направляемой в Росфинмониторинг, либо их
формальное составление без учета установленных требований.
Напомним, что организации и предприниматели, направляющие в
Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения (ФЭС) о
подозрительных операциях и об операциях обязательного контроля,
обязаны документально фиксировать направляемую информацию, в т.ч.
путем составления внутренних сообщений.
Порядок
документального фиксирования информации, входящий в состав ПВК по
ПОД/ФТ, должен предусматривать составление сотрудниками субъектов
115-ФЗ, выявившими операцию (сделку), подлежащую контролю,
внутреннего сообщения – документа, содержащего установленные
нормативными актами (Постановление Правительства от 30.06.2012 №667,
Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П) сведения об операции.
Составленное внутреннее сообщение передается на рассмотрение
ответственному сотруднику. По результатам рассмотрения внутреннего
сообщения руководителем организации, предпринимателем либо
уполномоченным им лицом может быть принято, к примеру, одно из
следующих решений:
– о
признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному
контролю в соответствии со статьей 6 или 7.5 Федерального закона
№115-ФЗ;
– о
признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной
операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на
легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или
финансирование терроризма;
– о
необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной
операции (сделки) клиента;
– о
представлении информации об операциях, подлежащих обязательному
контролю, подозрительных операциях в Росфинмониторинг.
Форма
внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи
ответственному лицу определяются организацией и предпринимателем
самостоятельно и отражаются в порядке документального фиксирования
информации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Обычно форма внутреннего сообщения
имеет табличный вид и включается в состав ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в
качестве одного из приложений.
Для
внутренних сообщений, составленным по операциям обязательного
контроля, действуют следующие несложные правила:
– на каждое сданное ФЭС в Росфинмониторинг в организации должно быть
составлено внутреннее сообщение;
– количество внутренних сообщений не должно быть меньше количества
ФЭС об операциях обязательного контроля.
Огромную
роль внутреннее сообщение играет в работе по выявлению
подозрительных операций, т.к. именно в нем субъекты 115-ФЗ должны
фиксировать свои мотивированные обоснования о признании операции
подозрительной и направлении сведений о ней в Росфинмониторинг.
К
сожалению, зачастую обоснование такого решения субъектами 115-ФЗ во
внутренних сообщениях подробно не фиксируется, а мотивы, которыми
они руководствовались при признании операции подозрительной, не
раскрываются, что говорит о формальном подходе к работе с
подозрительными сделками.
Нередко,
организация или предприниматель, усмотрев в операции клиента
критерий выявления или признак необычной сделки, установленный
Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П или приказом
Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103, торопится тут же сообщить
об этом в Росфинмониторинг, не проводя должных проверок операции и
не учитывая то, что установленные критерии – это индикаторы для
дополнительных проверок клиента и операции, но не повод для
автоматического признания сделки необычной.
Напомним, что при выявлении соответствия операции одному или
нескольким критериям необычной операции организация или
предприниматель должны незамедлительно составить внутреннее
сообщение, провести проверку клиента и его операции и принять
мотивированное решение в отношении операции, включая решение о
направлении или ненаправлении информации в Росфинмониторинг.
Так,
например, осуществляя проверку операции клиента, субъекты 115-ФЗ
могут запросить у клиента пояснения в отношении операции,
организовать с ним встречу, запросить документы для проверки,
изучить источники происхождения средств или имущества клиента,
провести комплексные углубленные проверки и иные мероприятия,
закрепленные в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Если клиент шел на контакт,
предоставил все необходимые сведения, документы и пояснения, в
результате чего у организации или предпринимателя не осталось
сомнений в законности операции клиента, ими может быть принято
решение о признании операции обоснованной и не вызывающей
подозрения.
И
наоборот, если клиент не предоставил внятных объяснений по операции,
уклонился от контактов и пояснений, субъектом 115-ФЗ может быть
принято решение о признании выявленной необычной операции
подозрительной операцией, осуществление которой может быть
направлено на легализацию преступных доходов или финансирование
терроризма, и о представлении информации о такой подозрительной
операции в Росфинмониторинг. Мотивируя свое решение во внутреннем
сообщении организации и предприниматели должны перечислить
мероприятия, проведенные в рамках изучения операции, перечислить
полученные документы и информацию, привести свои доводы в отношении
операции и т.п.
Внутреннее сообщение – это внутренний документ организации или
предпринимателя, отправлять его в Росфинмониторинг или надзорные
органы в инициативном порядке не нужно, однако этот документ часто
запрашивается на проверке надзорными органами.
Отсутствие внутренних сообщений и формальное отношений к ним – почти
всегда говорит о нарушениях в работе организации и предпринимателя,
а в отдельных случаях может свидетельствовать о возможных рисках
вовлечения субъекта 115-ФЗ в отмывание преступных доходов или
финансирование терроризма.
Пример
внутреннего сообщения в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ организаций и
предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу и Пробирной Палате
Пример
внутреннего сообщения в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ организаций,
поднадзорных Банку России
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ
“Вестник финансового мониторинга”, канд. истор. наук, юрист
Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт
обязательна!
Ознакомьтесь нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
–
любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);
–
обучение и инструктаж по финмониторингу;
–
аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
–
электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
–
помощь на проверках;
–
и многое другое.
Мы в социальных сетях:
Кто обязан сообщать о подозрительных операциях
Уведомлять Росфинмониторинг о совершении их клиентами подозрительных операций обязаны (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»):
- организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги;
- адвокаты;
- нотариусы;
- организации и ИП, оказывающие юридические услуги;
- аудиторские компании;
- индивидуальные аудиторы.
При этом исполнять данную обязанность все вышеуказанные субъекты должны не во всех случаях, а только когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.
Направление сведений в Росфинмониторинг на физическом носителе
Сведения о подозрительных сделках можно представить в Росфинмониторинг на оптическом или цифровом носителе информации (диски, флешки и т.д.), содержащем соответствующее электронное сообщение (п. 8 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).
Это разрешается в случаях, когда у бухгалтерской фирмы временно отсутствует возможность направлять электронные сообщения о подозрительных операциях через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Например, по техническим причинам, или когда сервис ведомства недоступен.
Если сообщение передается на диске или флешке, то к ним в обязательном порядке нужно приложить сопроводительное письмо на бумажном носителе. Письмо подписывает руководитель бухгалтерской компании или бухгалтер, осуществляющий предпринимательскую деятельность.
В сообщении, представляемом на физическом носителе, указываются сведения, приведенные в п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569. Сопроводительное письмо на бумажном носителе вместе с оптическим или цифровым носителем информации представляется в Росфинмониторинг непосредственно или заказным письмом с уведомлением о вручении.
После устранения технических неисправностей, препятствующих направлению электронного сообщения через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, бухгалтерская компания должна будет опять перейти на представление сведений в электронной форме.
Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме
По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569):
- сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
- вид операции/сделки и основания ее совершения;
- дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
- обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Наряду с направлением электронных сообщений через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга допускается возможность их направления через информационные системы, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, за организациями и ИП, оказывающими бухгалтерские и юридические услуги, сохраняется право направить вышеуказанные сведения на физическом носителе.
Как осуществляется реабилитация клиента?
Если клиент в ответ на свое заявление получил от банка официальный ответ о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции, он праве обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России (далее – МВК). Она состоит из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга и создана в целях оценки обоснованности решений финансовых организаций об отказе в проведении операций (либо отказе в заключении договора банковского счета).
Порядок и сроки рассмотрения МВК заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядок принятия ею решений и сообщения о принятом решении заявителю и банку, установлены Указанием Банка России от 30.03.2018 N 4760-У.
К заявлению в МВК следует приложить:
- заявление, направлявшееся клиентом в банк;
- ответ банка о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции (только при его наличии МВК сможет принять заявление к рассмотрению по существу). Другими словами, обращаться в МВК имеет смысл только после уже предпринятой попытки реабилитации на уровне банка, отказавшего в операции;
- документы и сведения, установленные приложениями к Указанию Банка России № 4760-У (включая те документы, с которыми клиент обращался в банк в целях устранения оснований для решения об отказе).
МВК рассматривает обращение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Банк России (абзац 2 пункта 13.5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ). Однако даже при положительном решении МВК прохождение реабилитирующей клиента информации «по всей цепочке» ведомств может занять еще некоторый срок.
После получения банком решения МВК об отсутствии оснований для отказа в проведении операции банк, в случае обращения заявителя, не вправе отказать заявителю в проведении операции. В то же время, решение МВК по одному случаю отказа в проведении операции не будет распространяться на другие случаи, возникшие у того же клиента, по каждому из которых потребуется отдельное разбирательство.
Что может сделать банк при выявлении признаков сомнительных операций?
Градация ограничительных мер, которые может применить банк, руководствуясь Законом № 115-ФЗ и внутренними правилами банка, выглядит следующим образом:
- ограничение использования ДБО или расчетов по картам;
- приостановление операции (то есть невыполнение банком распоряжения клиента продолжительностью до 5 рабочих дней);
- отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении конкретной операции (пункт 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
- (для потенциальных клиентов) отказ от заключения договора банковского счета (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
- блокирование (замораживание) денежных средств (то есть запрет на операции по счету, предусмотренный Законом № 115-ФЗ).
Прежде всего, банк может запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения бизнеса и т.д.), использовать иные источники информации. Если ранее предоставленная информация оказалась недостаточной, банк вправе запрашивать дополнительную информацию.
Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Кроме того, банк может пригласить клиента на рабочую встречу для получения устных объяснений.
По результатам анализа полученной информации банк может:
- принять решение об отказе в проведении операции и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг; либо
- принять решение о квалификации операции в качестве «подозрительной» и/или «подлежащей обязательному контролю» и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг, но провести операцию; либо
- принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента.
Если банк присвоил конкретному клиенту повышенный уровень риска, банк вправе:
- ограничивать (лимитировать) для такого клиента использование интернет-банка (ДБО) и использование банковских карт;
- проводить в отношении такого клиента усиленный финансовый мониторинг, в том числе запрашивать документы и информацию по каждой проводимой операции.
Что касается ограничения использования ДБО, оно может быть не связано с решением банка по основаниям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ (признание операций клиентов подозрительными/сомнительными). Формально отключение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой лишь ограничение способа совершения операций, что конечно не умаляет его негативного эффекта.
При этом, банки часто применяют ограничения использования ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и/или сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений, в частности, отличий таких ограничений от отказа в совершении операции. К сожалению, такие меры воздействия на сегодняшний день носят системный характер, что признает и сам ЦБ РФ (см. Методические рекомендации ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР).
Если клиент не представил запрошенные банком документы в установленный им срок либо представил не все документы, банк вправе отказать в проведении операции и обязан направить сведения об этом в Росфинмониторинг. В этом случае рекомендуется в возможно короткие сроки представить в банк ранее запрошенные или недостающие документы/информацию. Только тогда банк будет вправе принять решение об устранении оснований для отказа в проведении операции и проинформировать об этом Росфинмониторинг, который направит соответствующую информацию в ЦБ РФ, а ЦБ РФ, в свою очередь, доведет полученную информацию до сведения всех кредитных организаций.
Если в отношении непроведенной операции клиент представил все запрошенные банком документы (либо банк не запрашивал документы), но операция так и не была проведена, рекомендуется как можно скорее выяснить причины отказа, а именно – направить в банк заявление на представление информации о причинах, послуживших основанием для отказа в проведении операции. Данное право клиента следует из пункта 13.4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. Следует иметь в виду, что банк не обязан направлять клиенту информацию об отказе в проведении операции по собственной инициативе, если от клиента не был получен соответствующий запрос.
Получив информацию о причинах отказа, клиент вправе представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для отказа в проведении операции. Банк, рассмотрев такие документы/сведения не позднее 10 рабочих дней, обязан сообщить клиенту либо об устранении оснований для отказа либо о невозможности их устранения.
Согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР банк должен предоставлять клиенту информацию в объеме, достаточном для того, чтобы клиент мог реализовать свое право на реабилитацию. Важно, чтобы ответ банка о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции был направлен клиенту в письменной форме (в том числе через ДБО).
Какие операции считаются «сомнительными»?
Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей (см. Приложение к письму Банка России от 04.09.2013 № 172-Т).
Сомнительные операции» — чрезвычайно широкое понятие. Главным (обобщающим) признаком сомнительных операций является «необычный» характер сделки. В банковской практике существует около двухсот признаков необычных сделок.
Признаки, указывающие на необычный характер сделки, можно найти в приложении к Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утверждено Банком России 02.03.2012 № 375-П), а также в Приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.
К общим признакам необычного характера сделки, в частности, относятся:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
- отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия отмыванию денежных средств / финансированию терроризма;
- излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам;
- наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики;
- необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента);
- внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
- сложности, возникающие у кредитной организации при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить;
- совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента);
- совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить и др.
Для отдельных типов операций (например, операций в наличной форме, операций по кредитам/займам, при международных расчетах, расчетах по банковским картам) существует ряд специальных признаков, свидетельствующих о возможной легализации преступных доходов.
Следует учитывать, что при характеристике клиента, а также при описании признаков, указывающих на необычный характер сделки, такие оценочные категории, как «систематичность», «значительность», «излишняя озабоченность клиента», «необоснованная поспешность», «неоправданные задержки», «небольшой период» и тому подобные, определяются кредитной организацией в каждой конкретной ситуации самостоятельно исходя из масштаба и основных направлений ее деятельности, характера, масштаба и основных направлений деятельности ее клиентов, уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.
Таким образом, в рамках существующего регулирования банки имеют весьма широкое поле для собственного усмотрения в оценке «сомнительности» или «подозрительности» операций, поручаемых клиентом, а равно при решении вопроса о принятии потенциального клиента на обслуживание.
Какие сделки Росфинмониторинг считает подозрительными
В целях выявления подозрительных операций бухгалтерские фирмы должны руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.
В частности, к подозрительным относятся:
- сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- сделки, не соответствующие уставным целям клиента;
- операции, при совершении которых клиент отказывается предоставлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов;
- операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики;
- существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
- неоправданно поспешно совершаемые операции;
- сделки, объектом которых являются предметы искусства;
- немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции;
- операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи;
- совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев;
- сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
- многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
- осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.
Выявив любую из вышеуказанных сделок/операций, бухгалтерская компания должна не позднее 3 последующих рабочих дней сообщить о такой сделке или операции в Росфинмониторинг.
Какие операции подлежат обязательному контролю?
Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- зачисление/перевод на счет денежных средств, предоставление/получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является резидент государства, не выполняющего рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся через банк, зарегистрированный в таком государстве. В настоящее время к таким государствам относятся Иран и КНДР (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361);
- зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, если операции по указанному счету не производились с момента его открытия;
- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.
Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации. Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений — подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).
Штрафы за непредставление сведений в Росфинмониторинг
Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно данной норме, совершение подобного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:
- от 30 000 до 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц бухгалтерских/аудиторских организаций;
- от 200 000 до 400 000 рублей – для бухгалтерских организаций.
Кроме того, бухгалтерской фирме это же самое нарушение может грозить административным приостановлением деятельности на срок до 60 суток.
Если непредставление сведений повлечет легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, то действия организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, будут квалифицироваться по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие санкции:
- наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет – для ИП и должностных лиц организаций;
- наложение административного штрафа в размере от 500 000 до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток – для организаций.
Чем руководствуются банки?
Банк не имеет целью доказать факт отмывания денежных средств своими клиентами. Однако банки связаны большим количеством требований закона и банковского регулятора. В частности, на банки возложена функция по осуществлению контроля на основе оценки уровня риска клиентов, в том числе по выявлению операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является отмывание денег или финансирование терроризма, информированию Росфинмониторинга об этих операциях, применению мер по их пресечению.
В идеале, банк должен быть заинтересован в том, чтобы снять такие подозрения еще на своем уровне. Поэтому в отношении подозрительных операций банк формирует запрос клиенту, рассчитывая\ на то, что по результатам анализа представленных клиентом обосновывающих документов и более детального изучения «портрета клиента» подозрения будут сняты. Это связано еще и с тем, что банк заинтересован в том, чтобы самому не быть вовлеченным в осуществление сомнительных операций, что может грозить последствиями уже для самого банка со стороны регулятора.
В реальности же нередки случаи, когда банки своими собственными действиями (без решения суда и вне рамок деятельности правоохранительных или налоговых органов) могут легко парализовать бизнес (особенно малый), который, в отсутствие возможности расчетов с контрагентами, часто вообще прекращает свое существование. Именно к таким последствиям подчас приводит существующее регулирование в сфере банковской деятельности и ПОД/ФТ и формальный подход к его исполнению.
В этой связи очевидна необходимость внесения изменений в соответствующие законы и акты ЦБ РФ, которые обеспечили бы баланс между соблюдением интересов клиентов и требований противолегализационного законодательства, ограничивали бы дискрецию банков при решении вопроса об отказе в проведении операций либо об отказе в обслуживании, ускоряли бы процедуру обжалования таких решений и т.п. Несмотря на имеющиеся поручения Правительству РФ подготовить поправки в законодательство, призванные исключить необоснованные отказы в операциях и блокировки счетов, данный вопрос по-прежнему не решен.
«Отказ» или «блокирование»?
Данные термины часто путают, когда говорят о том, что «банк заблокировал счет».
Если клиент не может совершить платеж в интернет-банке или статус операции отмечен как «приостановлена», речи о «блокировании» счета в значении, предусмотренном статьей 3 Закона № 115-ФЗ, скорее всего не идет. Вероятнее всего, что клиент столкнулся с отказом в проведении конкретной операции либо ему было ограничено дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Это неприятная, но все же «рабочая» ситуация, которая еще может быть разрешена при условии своевременного сотрудничества с банком со стороны клиента.
В данном случае банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности ваших операций.
Запрошенные банком документы важно предоставить в срок, установленный банком. Если по каким-либо причинам клиент этого не сделает либо не уведомит банк о том, как скоро он сможет это сделать (если клиенту требуется больший срок, чем определил банк), банк может отказать в проведении операции и направить сообщение об этом в Росфинмониторинг.
Замораживание (блокирование) средств – это уже экстраординарная ситуация, связанная с применением ключевых положений Закона № 115-ФЗ. Оно заключается в запрете осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими клиенту, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.
Банк обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни.