В сфере под фт расшифровка

Причины появления системы ПОД/ФТ/ФРОМУ

По статистике годовой оборот средств, полученных преступным путем, достигает во всем мире порядка 2 трлн $. Эта сумма сопоставима с бюджетами крупнейших держав, таких как Россия или США.

Теневые доходы, запущенные в оборот, подрывают экономику стран. Такие вбросы или, наоборот, неожиданное изъятие денег приводят к резкому изменению стоимости финансовых инструментов, дестабилизируют спрос на финансовые ресурсы и даже могут стать триггером к политическим волнениям. Про угрозы от финансирования терроризма можно не объяснять.

В 1989 году в Париже во время проведения встречи стран «Большой семерки» была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — ФАТФ (Financial Action Task Force). На 2019 г. ее членами являлись 37 стран и 2 международные организации.

Как проходят проверки по росфинмониторингу (соблюдение норм федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, что проверяют контролеры и инспекторы, читайте в рубрике.

В Российской Федерации работают органы-регуляторы, которые осуществляют контроль соответствия Федеральному закону “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” № 115 в области ПОД/ФТ. Среди них — Центральный банк, Росфинмониторинг, Федеральная пробирная палата и Роскомнадзор и другие.

К каждому субъекту 115-ФЗ относится собственный регулятор — это зависит от типа деятельности компании:

  1. Центральный банк контролирует деятельность банков и ломбардов, НПФ и иных некредитных финансовых организаций.
  2. Росфинмониторинг специализируется на контроле агентств недвижимости, операторов по получению оплаты, а также лизинговых и факторинговых компаний.
  3. Федеральная пробирная палата контролирует деятельность компаний из ювелирной сферы.
  4. Роскомнадзор осуществляет контроль над Почтой России и операторами мобильной связи.

Кроме этого, проверки могут проводиться и Прокуратурой.

Что такое первичная проверка ПОД/ФТ?

  • 11.02.2021

Что такое первичная проверка ПОД/ФТ?

Система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) для большинства российских компаний стала стандартной составляющей ведения бизнеса. Но проблема заключается в том, что основная масса фирм воспринимают ее «для галочки», лишь бы государство не предъявляло претензий.

Такой подход крайне неверный. Не стоит недооценивать важность роли ПОД/ФТ в деловой жизни не только хозяйствующих субъектов, но и всей страны. Антиотмывочное законодательство эффективно расширяет сферу своего влияния. Регулярно блокируются тысячи банковских счетов и происходят отказы в проведении финансовых операций, которые не кажутся банку достаточно «прозрачными».

Сейчас ПОД/ФТ/ФРОМУ — интернациональная система. Каждой организации следует уделять ей не меньшее внимание, чем ведению бухгалтерского учета или соблюдению антикоррупционного законодательства. Для внутреннего контроля ПОД/ФТ также важно наличие комплаенса, который помогает придерживаться установленных КНО требований и правил.

Система противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) уже стала привычным элементом для многих субъектов хозяйственного оборота в Российской Федерации. Однако нельзя не констатировать, что пока абсолютное большинство руководителей самых разных компаний, предприятий и организаций подходят к этой деятельности на основании остаточного принципа – ну, раз государство требует, то нужно делать ровно столько, чтобы надзорные органы не предъявляли претензий. При этом не учитывается то обстоятельство, что данная система играет все более важную роль в жизни государств и оказывает все более серьезное влияние на повседневную деятельность участников экономических отношений.

Хотелось бы напомнить, что России только в 2017-2018 годах были заблокированы сотни тысяч банковских счетов, отказано в проведении многих операций, которые носили неочевидный, подозрительный характер.

Прослеживается тенденция на постоянное расширение сферы действия антиотмывочной системы. Так, Федеральным законом от 23.04.2018 № 90-ФЗ, вступившим в силу 23 июля 2018 года, были внесены изменения в Федеральный закон 115-ФЗ и касаются процедур противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения. На Росфинмониторинг России эта функция возложена с 2012 года. Тогда же он был наделен статусом центра по оценке рисков и угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

В настоящее время ПОД/ФТ/ФРОМУ – это международная система, в которой активно участвует и наша страна. Все это говорит в пользу того, что настало время для коренного пересмотра отношения к системе ПОД/ФТ в целом. Она в каждой организации должна занять такое же место как бухгалтерский учёт, и стать неотъемлемой частью общей системы внутреннего контроля.

ПОД/ФТ

Аббревиатура ПОД/ФТ дословно расшифровывается как «противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма» (зарубежный аналог AML/CFT – Anti-money laundering and combating the financing of terrorism). Под этим термином принято понимать сложившуюся международную систему борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, включающую национальные подразделения финансовой разведки, надзорные и правоохранительные органы, межправительственные структуры и организации. Ключевым элементом ПОД/ФТ служит сбор сведений о подозрительных операциях и ненадлежащих клиентах службами внутреннего контроля банков, страховых компаний, организаций – участников рынка ценных бумаг и др. подотчетных структур.

Появление термина «отмывание денег» для обозначения процесса преобразования денег, полученных преступным путем, в имущество, имеющее вид правомерно полученного, часто связывают с деятельностью известного чикагского гангстера Аль Капоне. Согласно распространенной версии денежные средства, получаемые от бутлегерства – контрабанды в США алкоголя в период действия так называемого «сухого закона», для введения в легальный оборот смешивались с выручкой принадлежавшей Аль Капоне сети прачечных самообслуживания.

Затем выражение «отмывание денег» употребили в газетах во времена Уотергейтского скандала 1973 г. Тогда в Мексику было оправлено 200 тыс. долл. пожертвований, которые затем использовались для финансирования незаконных операций в рамках предвыборной кампании президента Никсона.

В юридическом и законодательном контексте это выражение впервые появилось в США в 1982 г. С тех пор оно употребляется во всем мире. Хотя исторические корни возникновения этого термина относят к 30-м гг. XX века, когда американские гангстеры легализовывали наличные средства, полученные от рэкета, проституции и реализации наркотиков и алкогольных напитков, через систему прачечных. Наличные средства уплачивались за якобы оказанные услуги по чистке одежды.

Как действие, которое подпадает под статью уголовного кодекса, отмывание денег привлекло к себе внимание в 80-х гг. XX столетия, и главным образом в контексте контрабанды наркотиков. Правительства многих стран вынуждены были признать, что криминальные организации и их огромные прибыли от наркобизнеса могут смертельно заразить и коррумпировать государственные структуры всех уровней. С целью предотвращения этого было принято решение создать соответствующую законодательную базу.
Краткое определение отмывания денег звучит, как процесс сокрытия сомнительного источника финансовых средств и превращения их в легальные.
«Официальное» определение отмывания денег вытекает из следующих положений международных и региональных конвенций, которые обязывают государства-участников этих конвенций квалифицировать данный вид преступления в качестве уголовного:

  • Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (статья 3)
  • Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. (статья 6)
  • Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (статья 6)
  • Конвенция ООН против коррупции 2003 г. (статья 23)
  • Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 г. (9 статья)

Видеоролик о том, что такое “отмывание денег”. Обратите внимание, есть возможность просмотра субтитров.

<!–

–>

В сфере под фт расшифровка

В сфере под фт расшифровка


Центр развития профессиональных компетенций
Компетентность – Эффективность – Результативность

Основные законодательные и нормативно-правовые акты в сфере ПОД/ФТ

Мониторить следует его в обязательном порядке, потому что в ближайшие полтора года, по словам Шоломицкой Ольги Александровны, начальника отдела взаимодействия с надзорными органами и частным сектором Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга, изменений будет много.

Хочу напомнить, что 115-ФЗ развивается в подзаконных, нормативных актах.

Для кредитных и некредитных финансовых организаций такие нормативные акты выпускает Банк России:

1. кредитные организации;

2. профессиональные участники рынка ценных бумаг;

3. страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

4. общества взаимного страхования;

5. негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

6. организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

8. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

9. кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

10. микрофинансовые и микрокредитные организациями;

11. индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами;

12. лица, оказывающие услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы;

13. лица, имеющие право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности.

Для некредитных организаций, поднадзорных Росфинмониторинга, ФНС, Пробирной палаты, Роскомнадзора такими документами являются Постановления Правительства и Приказы Росфинмониторинга:

  1. лизинговые компании;
  2. организации федеральной почтовой связи;
  3. организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  4. организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  5. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  6. операторы по приёму платежей;
  7. операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
  8. аудиторские организации;
  9. индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  10. индивидуальные предприниматели, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  11. адвокаты;
  12. нотариусы;
  13. лица, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг,
  14. лица, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг,
  15. индивидуальные аудиторы.

Законодательство Российской Федерации и основные нормативные правовые акты (НПА) в сфере ПОД/ФТ, действующие в отношении поднадзорных Росфинмониторинга, ФНС, Пробирной палаты, Роскомнадзора организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП):

Информационные сообщения Росфинмониторинга:

Информационное сообщение от 15 июня 2016 года «О разъяснении типовых вопросов применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операторами связи, имеющими право оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования».

Информационное сообщение от 25 ноября 2016 «О необходимости подключения нотариусов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Информационное сообщение от 25 ноября 2016 «О необходимости подключения адвокатов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Информационное сообщение от 23 декабря 2016 «О типовых нарушениях обязательных требований законодательства в сфере о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявляемых Росфинмониторингом при проведении контрольных мероприятий».

Информационное сообщение от17.01.2017 «О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Информационное сообщение от 13 февраля 2017 года “Об информировании субъектов Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»”.

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 мая 2017 года «О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу».

О предоставлении информации арбитражным управляющим от 29.07.2017.

Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 26 января 2018 г. «О необходимости подключения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 26 января 2018 г. «О необходимости подключения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Информационное сообщение от 31.01.2018 Федеральной службы по финансовому мониторингу «О механизме реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада)».

Рекомендации от 25.04.2018 по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Рекомендации от 25.04.2018 по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Законодательство Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ и нормативные акты Банка России в сфере ПОД/ФТ, действующие только в отношении некредитных финансовых организаций (НФО) и индивидуальных предпринимателей (ИП), поднадзорных Банку России:

Информационные письма и методические рекомендации Банка России:

38-Т      31.12.2014 «О мерах по противодействию использования микрофинансовых организаций и их услуг в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

4-Т        28.01.2014 «Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев».

ИН-014-12/63 07.09.2016 «Информационное письмо о факторах, влияющих на оценку степени (уровня) риска клиента».

ИН-014-12/29 15.06.2017 «Информационное письмо об учёте информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до поднадзорных организаций, при определении степени (уровня) риска клиента».

12-МР  27.06.2017 «Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц».

ИН-014-12/64 27.12.2017 «Информационное письмо о вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ».

Нормативные акты будут обновляться, выходить новые. Ответственность полностью лежит на субъектах 115-ФЗ. Поэтому необходимо мониторить законодательство.

Стеценко Ольга Николаевна, эксперт в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ


ФАТФ

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF)— межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года в связи с нарастающей угрозой международного терроризма.

История
ФАТФ была создана в 1989 году по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Членами ФАТФ являются 34 страны и две организации, наблюдателями — 20 организаций и две страны.

Деятельность и структура
Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:

  • по оценкам и имплементации;
  • по типологиям;
  • по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег;
  • по обзору международного сотрудничества.

ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путем.

Государства члены:

Международные организации

  • Еврокомиссия;
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.

40+9 Рекомендаций ФАТФ

  • максимально широком охвате вопросов, связанных с организацией противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на национальном и международном уровнях;
  • тесной взаимосвязи с международными конвенциями, резолюциями Совета Безопасности ООН, актами специализированных международных организаций, посвященными вопросам ПОД/ФТ;
  • предоставлении странам возможности проявлять определенную гибкость при реализации 40+9 рекомендаций ФАТФ с учетом национальной специфики и особенностей правовой системы.
  • Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения иных международных актов, а при необходимости, дополняя их, сводят в единую систему организационных принципов и правовых норм, играя при этом важную роль в процессе кодификации норм и правил в сфере ПОД/ФТ. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40+9 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.


Региональные группы по типу ФАТФ

Важную роль в глобальном распространении международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма играют группы, создаваемые по типу ФАТФ в различных регионах мира.

Основной задачей таких структур является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах, в частности, путем проведения взаимных оценок национальных систем своих членов на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег (в частности, 40+9 Рекомендациям ФАТФ) и проведения исследований тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма, характерных для данного региона.
ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ совместно образуют единую международную систему (сеть) по распространению и внедрению международных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также по контролю за их выполнением на национальном уровне.

  • В настоящее время в мире существует 8 региональных групп по типу ФАТФ (РГТФ):
  • Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ);
  • Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ);
  • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИСУД);
  • Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);
  • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ);
  • Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ);
  • Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ);
  • Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА).
  • Сходные с РГТФ функции имеет Офшорная группа банковского надзора (ОГБН), что позволяет также причислить ее к региональным группам по типу ФАТФ.

Еще одна региональная группа — Группа Центральной Африки по борьбе с отмыванием денег (ГАБАК), которая имеет аналогичные с РГТФ цели и задачи, — пока не получила признания ФАТФ в качестве региональной группы по типу ФАТФ.


Подразделения финансовой разведки. Группа “Эгмонт”

Специализированные государственные структуры («подразделения финансовой разведки» – ПФР), основной целью которых является борьба с отмыванием денег, созданы во многих странах мира.

Институализацию ПФР, рассматривавшуюся на начальном этапе как изолированное явление, уже к 1995 году можно охарактеризовать как активное взаимодействие в рамках международного профессионального объединения – Группы «Эгмонт», получившей свое название по месту проведения первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в г. Брюсселье (Бельгия).

Основной целью организации стало создание форума ПФР, оказывающего поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новейших технологий.

На учредительной конференции в г. Брюсселе в июне 1995 года были созданы рабочие группы для изучения вопросов развития практического сотрудничества между ПФР Группы «Эгмонт», особенно в области обмена информацией и опытом.

На IV Пленарном заседании организации в ноябре 1996 года в г. Риме сформулировано определение «подразделения финансовой разведки», которое в 2004 году дополнено функцией противодействия финансированию терроризма.
Согласно определению подразделение финансовой разведки – центральный национальный орган, ответственный за получение (и, если разрешено, затребование), анализ и передачу компетентным органам сообщений с финансовой информацией:

  • касающейся доходов, в отношении которых имеются подозрения в их криминальном происхождении и потенциальном финансировании терроризма или
  • требуемой в соответствии с национальным законодательством или правилами для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В июне 1997 года в г. Мадриде Группой было принято Заявление о целях, определившее текущие задачи в рамках национальных и международных усилий по борьбе с отмыванием денег. В 2004 году была одобрена новая редакция Заявления, определившая в числе приоритетных задач также противодействие финансированию терроризма.

В 2007 году принят учредительный документ (Устав) Группы «Эгмонт», в соответствии с которым был образован Секретариат Группы, расположенный в г. Торонто (Канада).

Подразделение финансовой разведки России (Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в то время Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу – КФМ России), подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым к ПФР, было принято в Группу «Эгмонт» в июне 2002 года на IX Пленарном заседании.

В настоящее время Росфинмониторинг как подразделение финансовой разведки России (ПФР России) активно участвует в мероприятиях Группы «Эгмонт», в том числе в ее рабочих группах:

  • по правовым вопросам;
  • по оперативным вопросам;
  • по привлечению новых членов;
  • по обучению;
  • по информационным технологиям.

По рекомендации и при активном содействии ПФР России членами Группы «Эгмонт» стали подразделения финансовой разведки Армении, Беларуси, Грузии, Киргизии, Молдовы, Сербии и Украины.

В настоящее время Группа объединяет ПФР 120 государств, осуществляя свою деятельность на всех континентах. Недавно в организацию приняты Афганистан, Берег Слоновой Кости, Камерун и Уругвай.


Международное взаимодействие в сфере ПОД/ФТ

Основы деятельности Росфинмониторинга в сфере международного сотрудничества установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307.

В рамках многостороннего сотрудничества Федеральная служба по финансовому мониторингу участвует в работе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ), Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Азиатско-Тихоокеанской группе по типу ФАТФ (АТГ), ряда иных международных структур, а также в мероприятиях, проводимых под эгидой Римской группы против терроризма и Лионской группы против транснациональной организованной преступности “восьмерки”, Группы контртеррористических действий Совета Безопасности ООН.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет сотрудничество с подразделениями финансовых разведок иностранных государств, в первую очередь в рамках международного профессионального объединения ПФР – Группы «Эгмонт».

Росфинмониторингомведется плодотворный двусторонний диалог с государствами всех регионов Мира, результатом которого является разработка и подписание соответствующих международных соглашений о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Порядок контроля

Контроль необходим для определения соответствия положениям ПОД/ФТ. Перечислим основные критерии, которые, как правило, особенно тщательно изучает регулятор:

  • назначение специального должностного лица в компании;
  • качество ведения анкет клиентов и их хранения при идентификации;
  • нахождение организации на учете в Росфинмониторинге или наличия личного кабинета;
  • частота проведения процедуры сверки клиентской базы с реестром террористов и экстремистов, лиц, признанных распространителями оружия массового уничтожения;
  • наличие и соблюдение правил внутреннего контроля в компании;
  • направление ФЭС о процедурах, которые в соответствии с законодательством подлежат контролю.
  • МЭЦФМ «Национальное достояние» предлагает компаниям и индивидуальным предпринимателям абонентское обслуживание по ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также сопровождение выездных и камеральных проверок по ФЗ №115-ФЗ, что поможет избежать замечаний со стороны проверяющих органов.

Финансовый мониторинг и ПОД/ФТ

«МЭЦФМ «Национальное достояние» оказывает услуги организациям и ИП в целях исполнения норм Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

МЭЦФМ «Национальное достояние» предлагает комплекс профессиональных услуг по организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (в рамках ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Наши специалисты разработают и внедрят уникальные локальные нормативные акты в области ПОД/ФТ. Все профессиональные услуги будут оказаны с учетом конкретных потребностей вашей организации или вашей деятельности индивидуального предпринимателя.

Правовое регулирование сферы

Базовым документом для системы ПОД/ФТ являются рекомендации ФАТФ (всего их 40). Они признаны стандартами международного уровня и обязательны для выполнения государствами-членами ООН. C 2004 г. в деятельности ФАТФ от имени РФ участвует Росфинмониторинг.

В России антиотмывочная деятельность регулируется:

  • Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Правовыми актами Правительства РФ;
  • Нормативными актами Росфинмониторинга, ЦБ РФ, Пробирной палаты РФ.

Основные направления работы по ПОД/ФТ

  • Выявление подозрительных сделок и операций;
  • Идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
  • Исследование финансово-хозяйственной деятельности клиентов;
  • Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества, по приостановлению операций;
  • Направление сведений в уполномоченный орган (об операциях обязательного контроля, о подозрительных операциях, о применении мер по замораживанию, о случаях приостановления операций и т.п.);
  • Проведение обучения сотрудников организации по вопросам ПОД/ФТ и т.д.

Какие документы для проверки ПОД/ФТ могут запросить КНО?

Надзорные ведомства для проведения проверки в целях выявления нарушения законодательства по ПОД/ФТ/ФРОМУ могут потребовать от компании следующие локальные документы:

  • Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  • Внутренние документы, разработанные организацией и регламентирующие ее деятельность в области ПОД/ФТ;
  • Распорядительные документы о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и реализацию программ их осуществления;
  • Документы, подтверждающие соответствие ответственного сотрудника квалификационным требованиям;
  • Информацию о подключении к личному кабинету организации на портале уполномоченного КНО;
  • Внутренний распорядительный документ о доступе ответственных сотрудников к личному кабинету;
  • Материалы внутреннего контроля по вопросам исполнения документов по ПОД/ФТ;
  • Анкеты (досье) всех клиентов организации, находящихся на обслуживании;
  • Запросы, поступившие из Росфинмониторинга, в отношении клиентов;
  • Сведения о приостановленных операциях клиентов;
  • Сведения о случаях отказа в приеме на обслуживание клиентов;
  • Сведения о применении/не применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств;
  • Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ сотрудников;
  • Все документы по учету прохождения обучения персонала и проверки знаний по ПОД/ФТ и др.

Когда проводится первичная проверка знаний по ПОД/ФТ?

Раньше не было четких критериев по срокам проведения первичной проверки знаний по ПОД/ФТ. Но в соответствии с Указанием Банка России от 06.07.2020 № 5496-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ» ответственные сотрудники должны пройти такую проверку не ранее, чем через 10 рабочих дней, но не позднее 2 месяцев с даты проведения вводного (первичного) инструктажа.

Внедренная на предприятии система комплаенс позволяет максимально эффективно подготовить персонал к первичной проверке знаний по ПОД/ФТ. Она объединяет в себе все законодательные правила антиотмывочной отрасли и помогает выстроить превентивную защиту от рисков, связанных с ней.


Получить консультацию

Перечень услуг, которые предоставляются клиентам

  1. Разработка внутренних документов, которые регулируют деятельность в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ индивидуально для каждого клиента с учетом специфики компании и индивидуального предпринимателя:
    • Программа обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
    • Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
    • Приказ об утверждении Правил внутреннего контроля.
    • Акт проверки клиентов организации в связи с публикацией решения Межведомственной комиссии по противодействию терроризма.
    • Акт проверки клиентов на наличие данных о них в очередной редакции Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых есть сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
    • Инструкция по применению документов и работе с Росфинмониторингом.
    • Журнал проведения вводных и дополнительных инструктажей (содержит тематики обучающих мероприятий и названия нормативных актов).
    • Отчет по результатам проведения проверок внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ и многие другие документы, необходимы для организации и осуществления внутреннего контроля.
  2. Постановка на учет в МРУ Росфинмониторинга.
  3. Абонентское обслуживание по ПОД/ФТ и финансовому мониторингу.
  4. Аудит в сфере ПОД/ФТ.
  5. Отчетность в Росфинмониторинг – представление помощи в подаче ФЭС.
  6. Разработка иных документов по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ.
  7. Регистрация личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.
  8. Услуги организациям и индивидуальным предпринимателям по изготовлению электронной подписи (ЭП).

Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей

Согласно Федеральному закону №115-ФЗ, обязанностями организаций и ИП в сфере ПОД/ФТ считаются:

  • назначение специального должностного лица, которое будет ответственно за реализацию в организации правил внутреннего контроля (ПВК);
  • разработка и утверждение ПВК в целях ПОД/ФТ;
  • проверка наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения;
  • идентификация клиентов, представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
  • своевременная отправка в надзорные органы сведений и информации, которая предусмотрена законодательством о ПОД/ФТ;
  • прохождение обучения в области ПОД/ФТ;
  • регистрация в надзорных органах;
  • фиксирование информации, которая передается в надзорные органы, и ее надлежащее хранение;
  • проведение не реже одного раза в 6 месяцев внутренних проверок выполнения ПВК, требований нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ.

ПОД/ФТ/ФРОМУ

  • ПОД/ФТ/ФРОМУ

ПОД/ФТ/ФРОМУ – противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

  • ПОД/ФТ/ФРОМУ

Финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения преступлений террористической направленности.

  • ПОД/ФТ/ФРОМУ

Операции с денежными средствами или иным имуществом

Операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

  • ПОД/ФТ/ФРОМУ

Выгодоприобретатель – лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.

  • ПОД/ФТ/ФРОМУ

Бенефициарный владелец – лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно владеет клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

  • ПОД/ФТ/ФРОМУ

ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег – Financial Action Task Force, FATF)

ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег – Financial Action Task Force, FATF) – межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ этим стандартам.