В унитарных предприятиях создаются следующие органы

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

В унитарных предприятиях создаются следующие органы

Особенность унитарных предприятий заключается в отсутствии права собственности на имущество.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются прежде всего трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Для чего нужны унитарные предприятия

Хотя такие предприятия и называются коммерческими, но далеко не всегда они приносят прибыль. Тогда почему они так важны государству? УП создают в нескольких случаях.

Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями

Новые
экономические отношения в АПК
предусматривают развитие хозяйственных
структур, основанных на частной
собственности и индивидуальном или
коллективном (семейном) труде, к которым
относятся крестьянские (фермерские)
хозяйства, личные подсобные хозяйства
граждан, а также их объединения. В
соответствии с Законом РФ “О крестьянском
(фермерском) хозяйстве” крестьянское
(фермерское) хозяйство является
самостоятельным хозяйствующим субъектом
с правами юридического лица, который
на основе использования отдельным
гражданином, семьей или группой граждан
находящейся в их собственности или
арендованной ими земли и имущества
осуществляет производство, переработку
и реализацию сельскохозяйственной
продукции.

Крестьянское
(фермерское) хозяйство – это форма
свободного предпринимательства,
осуществляемого на принципах экономической
выгоды. Основным направлением деятельности
крестьянского хозяйства является
производство растениеводческой и
животноводческой продукции и продуктов
ее переработки. В процессе производственной
деятельности фермерские хозяйства
могут брать на себя решение и других
важных проблем при сохранении в качестве
основного вида деятельности производства,
переработки и реализации сельскохозяйственной
продукции.

Организация
фермерских хозяйств может происходить
различными путями:


создание фермерских хозяйств на базе
внутрихозяйственного арендного подряда
с последующим выкупом у хозяйства
средств производства;


трансформация личного подсобного
хозяйства в фермерское хозяйство;


создание фермерских хозяйств на
конкурсной основе работниками со
стороны.

Крестьянское
хозяйство является равноправным звеном
экономической системы наряду с
государственными, коллективными,
индивидуальными и другими предприятиями
и организациями.

Государство
может способствовать развитию крестьянских
хозяйств путем использования экономических
рычагов: процентных ставок по ссудам и
вкладам, налогов, цен, экономических
санкций, целевых государственных
субсидий, социальных и экономических
нормативов и др.

Вмешательство
в хозяйственную и иную деятельность
крестьянского хозяйства со стороны
государственных, общественных и
кооперативных органов не допускается,
за исключением случаев нарушения
собственниками и землепользователями
законодательства.

Крестьянское
(фермерское) хозяйство осуществляет
следующие основные функции и задачи:


самостоятельно определяет направления
деятельности, объемы производства,
формы и каналы реализации продукции,
исходя из собственных интересов;


организует рациональное использование
переданных ему во владение и использование
сельскохозяйственных угодий в соответствии
с целевым назначением, повышение их
плодородия;


покупает, обменивает, продает, арендует,
берет в долг у государственных,
кооперативных и общественных предприятий
и организаций, а также отдельных граждан
любое имущество, необходимое для
нормального ведения хозяйства, а также
осуществляет строительство производственных
объектов и жилья в порядке, установленном
законом;


пользуется наравне с предприятиями
других организационно-правовых форм
хозяйствования материально-техническим
обеспечением, транспортными,
ремонтно-техническими, ветеринарными,
научно-консультативными услугами
государственных, кооперативных и
общественных предприятий и организаций,
а также граждан в порядке и на условиях,
установленных законодательными актами;


использует в установленном порядке
кратко- и долгосрочные займы (на текущие
производственные цели, приобретение
тракторов, комбайнов, автомобилей,
другой сельскохозяйственной техники,
строительство производственных объектов
и жилья и т.д.), которые предоставляют
отделения государственных и кооперативных
банков, может получать займы от
государственных и кооперативных хозяйств
в соответствии с заключенными договорами;


самостоятельно вступает в договорные
отношения с государственными,
кооперативными и общественными
предприятиями, организациями и гражданами;


вступает в деловые отношения с зарубежными
предприятиями и организациями.

Экономические
отношения с государственными,
кооперативными и другими предприятиями
и организациями, отдельными лицами
осуществляются на основе договоров,
трудовых соглашений, торговых операций
по наличному и безналичному расчету,
производятся отчисления, определяемые
соответствующими нормативными актами,
по налогам, платежи в бюджет, в фонд
социального страхования и др. Деятельность
фермерского хозяйства базируется
преимущественно на личном труде его
членов, хотя в случае необходимости
законодательством разрешается привлечение
постоянных, сезонных и временных
работников.

Глава
хозяйства (фермер) самостоятельно
руководит делами, заключает от имени
хозяйства соглашения (договоры).Произведенная
продукция, а также работы и услуги и
полученные доходы являются собственностью
фермерского хозяйства и используются
им по собственному усмотрению.

Фермерское
хозяйство имеет право в соответствии
с действующим законодательством
выступать основателем и участником
объединений, фирм, союзов, ассоциаций,
кооперативов, банков, консорциумов,
совместных и других предприятий и
организаций по производству, переработке
и реализации продукции, материально-техническому
обеспечению, внедренческому,
научно-консультативному, техническому,
ветеринарному и другим видам обслуживания,
приобретать и использовать средства
кредитных, страховых, других организаций
и получать от них доходы, сохраняя при
этом самостоятельность, а также покупать
и продавать ценные бумаги.

В
соответствии с действующим законодательством
крестьянские (фермерские) хозяйства
самостоятельно или совместно с другими
организационно-правовыми формами
хозяйствования могут создавать ассоциации
крестьянских (фермерских) хозяйств. При
этом они сохраняют самостоятельность,
права на земельные участки и право
юридического лица.

Главной
целью ассоциаций являются создание
условий для нормальной хозяйственной
деятельности ее участников, увеличение
их доходов и рост уровня социально-экономического
развития, а также организация совместного
производства, переработки и реализации
сельскохозяйственной продукции.

Основными
задачами фермерской ассоциации являются:


коллективное регулирование межфермерских
взаимоотношений, в том числе координация
производственных, коммерческих и иных
связей между самими производителями и
непроизводственными формированиями;


внедрение эффективных форм кооперации
во все сферы деятельности, в том числе
в производство, переработку и реализацию
” продукции; оказание методической
и практической помощи в агротехническом,
зооветеринарном, инженерном, экономическом
обслуживании, финансово-кредитное
обеспечение и др.;


формирование сбалансированной
материально-технической базы и социальной
инфраструктуры коллективного пользования,
в том числе обеспечение производственного
цикла материально-техническими услугами
– нефтепродуктами, семенами, удобрениями,
средствами защиты растений и животных,
стройматериалами и др.;


коллективная защита законных интересов
и прав участников ассоциации перед
другими предприятиями, организациями,
учреждениями.

Средства
ассоциации формируются за счет
вступительных взносов ее членов и
ежегодных отчислений участников.
Ассоциация имеет право заниматься
коммерческой деятельностью, прибыль
от которой распределяется между ее
членами пропорционально их вкладу в
формирование ассоциации.

Организационные
основы функционирования и управления
в ассоциации определяются ее уставом,
который принимается на общем собрании
участников и утверждается в установленном
порядке.

Для
выполнения целей и задач ассоциации в
ее составе могут быть созданы
финансово-расчетный центр (коммерческий
банк), подразделения по производству,
переработке продукции и обслуживанию
производства, различные службы. При
этом каждый участник, входящий в состав
ассоциации, может добровольно участвовать
во всех видах деятельности или пользоваться
услугами только определенных ее служб.

Высшим
органом управления фермерской ассоциацией
является общее собрание глав крестьянских
хозяйств и других ее участников.

Общее
собрание утверждает устав, избирает
исполнительные и другие органы ассоциации,
определяет их функции, утверждает
программы развития и решает другие
вопросы. Вместе с тем полномочия и
деятельность общего собрания не должны
ограничивать и связывать свободу фермера
(предпринимателя).

Общее
собрание ассоциации избирает
координационный совет, осуществляющий
исполнительские функции и повседневную
координацию деятельности ассоциации.

Координационный
совет при необходимости нанимает рабочий
аппарат управления (исполнительную
дирекцию) ассоциации. Руководитель
исполнительного аппарата является
одновременно председателем координационного
совета. Роль этого аппарата сводится к
решению стратегических вопросов
производственно-финансовой деятельности
входящих в состав ассоциаций формирований,
координации их работы, оказанию
посреднических услуг и консультативной
помощи.

Исполнительный
аппарат содержится за счет отчислений
средств входящих в состав ассоциации
участников. Смета расходов на его
содержание утверждается на общем
собрании членов ассоциации.

Исполнительный орган управления унитарным предприятием и его полномочия

Исполнительный
орган управления – руководитель
(полностью подотчётен собственнику
имущества). Он организует выполнение
решений собственника имущества, действует
от имени предприятия без доверенности,
совершает сделки в установленном
порядке, утверждает структуру и штаты
предприятия, осуществляет приём на
работу, издаёт приказы, выдаёт доверенности.
Руководитель не в праве быть учредителем
юридического лица. Ежегодно предоставляет
комплексный отчёт о деятельности.

Достоинства и недостатки унитарных предприятий

К плюсам можно отнести следующее:

Из недостатков можно выделить:

Задумали открыть собственный бизнес? Одобряем ваше стремление! И поможем финансово – кредит для бизнеса под отличный процент от Совкомбанка.

Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь вам! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 30 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств вам понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж по нему на нашем специальном калькуляторе!

Гражданское
право

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Эти две основные черты, включенные в легальное определение унитарного предприятия, отличают названную организационно-правовую форму от всех иных форм коммерческих организаций.

В форме унитарных могут быть созданы только государственные (федеральные или субъектов РФ) и муниципальные предприятия. Соответственно, имущество, на основе которого создано унитарное предприятие, находится в государственной или муниципальной собственности. Это имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие создается по решению собственника имущества в лице соответствующего государственного или муниципального органа, уполномоченного на принятие такого решения в соответствии с актами, определяющими компетенцию этого органа.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый органом, принявшим решение о создании предприятия. В силу прямого указания п. 2 ст. 52 ГК в учредительном документе унитарного предприятия должны быть определены предмет и цели его деятельности. Правоспособность унитарных предприятий является специальной. Они вправе заниматься только теми видами предпринимательской деятельности, право на занятие которыми предусмотрено уставом, и совершать сделки, необходимые для достижения уставных целей.

Единственным исполнительным органом унитарного предприятия является единоличный орган — директор (генеральный директор). Он назначается на должность и освобождается от должности собственником либо лицом, уполномоченным собственником, и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК). Порядок назначения руководителя на должность, порядок изменения и прекращения трудового договора с ним определяются в уставе унитарного предприятия.

Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения.

Как и для хозяйственных обществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что при уменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фонда собственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставного фонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда, установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. При уменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этом кредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах и обществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков.

ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), является коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность на основе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и закрепленного за предприятием на праве оперативного управления, а также выделяемых ему средств из соответствующего бюджета или внебюджетных фондов. Денежные средства и иное имущество, полученные от реализации продукции (работ, услуг) такого предприятия, также используются им в его предпринимательской деятельности.

Федеральное казенное предприятие создается на основании решения Правительства РФ. Казенные предприятия субъектов РФ и казенные предприятия муниципальных образований создаются на основании решений, соответственно, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, которые уполномочены на принятие таких решений нормативными актами, определяющими статус этих органов.

В уставе казенного предприятия определяется порядок распределения и использования доходов предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества. Собственнику принадлежит также право изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, доводить до предприятия обязательные заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, определять порядок распределения доходов казенного предприятия.

Как следует из правомочия оперативного управления, распоряжаться закрепленным за предприятием имуществом (и недвижимым, и движимым) оно может только с согласия собственника этого имущества и в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществления его уставной деятельности. Производимую им продукцию предприятие реализует самостоятельно.

При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несет собственник его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), поэтому уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

Реорганизация или ликвидация унитарного предприятия производятся по решению собственника. Возможна и принудительная ликвидация по установленным законом основаниям, в том числе (для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения) по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия (т.е. смена статуса казенного предприятия на статус предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и наоборот), как и переход права собственности на закрепленное за ним имущество к другому собственнику. Организационно-правовая форма унитарного предприятия в этих случаях сохраняется.

Особенности финансов унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Высший орган управления унитарным предприятием и его полномочия

Высший
орган управления –собственник имущества.
Он назначает руководителя.

Что будет с ГУП и МУП в 2025 году

Согласно статье № 485-ФЗ от 27 декабря 2019 г., в скором времени должно будет сильно сократиться число ГУП и МУП. Унитарные предприятия должны будут вести деятельность в конкретных сферах:

Унитарные предприятия, которые не соответствуют этим условиям, необходимо реорганизовать (например, в акционерное общество) или ликвидировать – до 1 января 2025 года. Иначе их будут ликвидировать по решению суда. Иск будет исходить от антимонопольной службы. В отдельных случаях унитарные предприятия могут продолжить работу – если существует риск ухудшения условий жизнедеятельности населения.

Таким образом власти планируют сократить расходы на поддержку убыточных предприятий. Также должны покинуть рынок организации, чья работа не соответствовала первоначальным целям. Это поможет развить здоровую конкурентную среду и улучшить качество предоставляемых населению услуг.

Откуда взялось такое название

Унитарное предприятие (УП) является коммерческой организацией. У него есть имущество, но УП не может им владеть. Собственником и учредителем выступают государство, субъект России или муниципалитет. Унитарному предприятию его передают на правах оперативного управления или ведения хозяйственной деятельности.

Слово «унитарное» заимствовано из латинского ūnitās, что значит «единый, неделимый» – имущество запрещено разделять по долям, паям или вкладам, им владеет один собственник. Деятельность унитарных предприятий регулирует ФЗ №161 от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Чтобы быть спокойным за бизнес, создайте подушку безопасности. Открывайте срочный депозит в Совкомбанке на срок до 365 дней. И выбирайте, как вы хотите получать проценты: ежемесячно или по истечении всего срока. Подключить депозит можно онлайн.

Любой бизнес нуждается в подушке безопасности. Срочный депозит от Совкомбанка поможет защитить накопления от инфляции. Закажите обратный звонок на сайте банка и подключите депозит онлайн.

Какие бывают унитарные предприятия

Их разделяют на три группы.

Отличаются они также и величиной уставного фонда. Самый большой предусмотрен для ФГУП – не менее 500 тысяч рублей, а для МУП он не должен быть менее 100 тысяч рублей.

Примеры ФГУП: «Охрана» Росгвардии, «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», «Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники Российской академии наук».

Примеры ГУП: «Мосгортранс», ГУП Волгоградской области «Волгоградавтотранс», ГУП Саратовской области «Облводстрой».

Примеры МУП: «Расчетный центр», «Горэлектротеплосеть», «Ленинская центральная районная больница».

Полный список российских унитарных предприятий можно посмотреть на сайте РОСЕГРЮЛ. Там собраны действующие и ликвидированные организации.

Чем МУП отличается от МБУ?

Их довольно часто путают между собой. МБУ расшифровывается как муниципальное бюджетное учреждение. Оно, в отличие от МУП, не преследует коммерческую цель, а направлено на благо населения. Сферы деятельности, где встречаются МБУ, – спорт, образование, культура, социальная защита и занятость населения. Это могут быть дошкольные и образовательные учреждения, дома офицеров, реабилитационные центры и т. д.

Такие учреждения находятся под контролем и защитой государства, которое выделяет из бюджета средства для их существования.

Что такое национализация простыми словами

Право распоряжаться имуществом

Унитарному предприятию передают имущество для хозяйственного ведения или оперативного управления.

Вся подноготная: выбираем организационно‑правовую форму бизнеса

Этапы создания МУП

Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:

1. Принятие решения о создании.

Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.

2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП.

Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.

В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:

— цель и предмет деятельности;

— права и обязанности;

— управление деятельностью;

— реорганизация и ликвидация

Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.

Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.

МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.

Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традициионными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.

Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.

3. Назначение руководителя МУП.

Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО. Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы).

Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.

Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.

4. Формирование уставного фонда.

Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.

5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП. Размер пошлины равен 2000 руб.

6. Оформление заявления на регистрацию.

Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.

7. Представление документов на государственную регистрацию.

Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП. В число предоставляемых документов входит:

— решение о создании;

— акт передачи имущества.

8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.

9. Получение идентификационных или статистических кодов.

Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и др.факторов.

10. Постановка на налоговый учет

Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН

11. Открытие расчетного счета в банке

Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.

12. Изготовление печати и углового штампа.

13. Получение лицензии

Лицензия — это официальный документ дающий право предприятию заниматься определенным видом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.

Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах

1 Управление в
хозяйственных товариществах

2 Управление в
хозяйственных обществах

Хозяйственные
товарищества могут
создаваться в форме полного товарищества
и товарищества на вере.

Полным
признается
товарищество,
участники
которого (полные товарищи) в соответствии
с заключенным между ними договором
занимаются предпринимательской
деятельностью от имени товарищества и
несут ответственность по его обязательствам
принадлежащим им имуществом.

Полное товарищество
создается и действует на основе
учредительного договора, который
подписывают все участники.

Участник полного
товарищества обязан участвовать в его
деятельности в соответствии с условиями
учредительного договора. Прибыль и
убытки товарищества распределяются
между его участниками пропорционально
их долям в складочном капитале. Участники
солидарно несут субсидиарную
ответственность своим имуществом по
обязательствам товарищества.

Согласно ГК РФ
управление деятельностью полного
товарищества осуществляется по общему
согласию всех участников, но учредительным
договором товарищества могут быть
предусмотрены случаи, когда решение
принимается большинством голосов.
Участник полного товарищества имеет
один голос, если учредительным договором
не предусмотрен иной порядок определения
количества голосов.

Каждый участник
товарищества вправе знакомиться со
всей документацией по ведению дел
независимо от того, уполномочен он вести
дела товарищества или нет.

В.соответствии
с Гражданским кодексом РФ
товариществом на вере (коммандитным
товариществом) признается товарищество,
в котором наряду с участниками,
осуществляющими от имени товарищества
предпринимательскую деятельность и
отвечающими по обязательствам товарищества
своим имуществом, имеется один или
несколько участников-вкладчиков, которые
несут риск убытков, связанных с
деятельностью товарищества, в пределах
сумм внесенных ими вкладов и не принимают
участия в осуществлении товариществом
предпринимательской деятельности.

Высшим органом
управления товариществом на вере
является собрание полных товарищей
(действующих членов) (рис. 12).

Вкладчики (без
права голоса)

Рис. 12. Структура
управления товариществом на вере

Число голосов
каждого полного товарища пропорционально
его доле в общем числе долей.

Руководство
деятельностью товарищества осуществляет
уполномоченный, избираемый из числа
полных товарищей. Вкладчи­ки не вправе
участвовать в управлении и ведении дел
товарищества, а также оспаривать действия
полных товарищей.

Уполномоченный,
как правило, имеет контрольный долевой
пакет собственности среди полных
товарищей и, по сути, имеет возможность
единолично управлять товариществом.
Это обстоятельство играет определенную
роль в формировании системы
внутрихозяйственных производственных,
экономических и социально-психологических
отношений, а также отражается на
результатах деятельности предприятия
в целом.