Шестёрка (группа композиторов)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 апреля 2022 года; проверки требует 1 правка.
У этого термина существуют и другие значения, см. Шестёрка.
Шестёрка (фр. ) — название дружеского объединения французских композиторов в конце 1910-х и в начале 1920-х годов в Париже. Идейными вдохновителями «Шестёрки» считаются композитор Эрик Сати и литератор Жан Кокто. Название объединения, предложенное в 1920 г. музыкальным критиком Анри Колле, закрепилось в истории музыки. Участники «Шестёрки» неоднократно заявляли об условности объединения, об отсутствии общих для всех участников группы идеологических и эстетических принципов. «Шестерка» просуществовала около 5 лет и осуществила несколько совместных творческих проектов; с середины 1920-х гг. композиторы работали автономно.
В группу входили Луи Дюрей (самый старший), Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик (самый молодой), Франсис Пуленк и Жермен Тайфер. Название группе Колле дал по аналогии с «пятёркой» (фр. ), как во Франции было принято называть композиторов Могучей кучки: статья Колле называлась «Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати» (фр. Les cinq russes, les six français et M. Satie).
Смысл аналогии был в том, что композиторы Шестёрки, как и русские композиторы полувеком раньше, заявляли о своём намерении отстаивать национальную специфику музыкального языка против иностранных влияний — в данном случае, против позднего вагнерианства и шёнберговской атональности. Разных по творческим установкам композиторов объединяли стремление к новизне и одновременно к простоте, а также воинствующее неприятие музыкального импрессионизма.
В своём отвращении ко всяким туманностям: расплывчатостям, прикрасам, убранствам, к современным трюкам, часто увеличенным техникой, тончайшие средства которой прекрасно знал, Сати сознательно от всего отказывался, чтобы иметь возможность как бы резать из цельного куска дерева, оставаться простым, чистым и ясным.
«Шестёрка» и Жан Кокто
Париж, 1951: памятная встреча 30 лет спустя
Вот что спустя тридцать лет (в 1949 году) писал об этом один из основных участников «Шестёрки», Дариус Мийо:
— Milhaud D. “Notes sans Musique”
Совершенно в том же духе высказывал своё мнение и другой яркий участник группы, Франсис Пуленк:
— Poulenc Fr. “Entretiens avec Claude Rostand”
Но решительнее и раньше всех формулирует своё отношение к «общим принципам» и идеологии «Шестёрки» самый независимый и самостоятельный из её участников, Артюр Онеггер. Он всегда стоял несколько особняком от своих приятелей по «Шестёрке» как по творческой манере, так и по своему характеру, а его личные отношения с Эриком Сати отличались подчёркнутой отстранённостью и дистанцией. Ещё в 1924 году он высказал в своей статье, отвечающей на рецензию в «The Times» всего несколько слов, полностью отражающий его отношение к группе, участником которой он сам являлся:
На первых порах из всей музыки старшего поколения члены «Шестёрки» признают для себя ценным творческое наследие всего двух композиторов — Игоря Стравинского, которого они называют не иначе, как «Царь Игорь» или «Великий Игорь») и Эрика Сати, с которым у большинства из них сложились свои особые, часто очень сложные и даже конфликтные отношения. Сати называют «аркейским мудрецом» или «ехидным учителем». Сначала его «сюрреалистический балет» «Парад» (1917), в сопровождении исторической программной статьи Гийома Аполлинера «Новый дух» — это хлёсткий манифест примитивизма, вызвавший грандиозный скандал, а затем кантата «Сократ» (1918), один из первых образцов неоклассицизма, два этих произведения в целом определили спектр направлений творчества членов «Шестёрки». Ещё одним из ярких увлечений, повлиявших на молодых композиторов группы, стал американский джаз, проникший во Францию после 1918 года (единственным из «Шестёрки», кто избежал этого влияния — был Дюрей).
— Жан Кокто, «к юбилейному концерту Шестёрки в 1953 году»
Деятельность группы «Шести»
Совместные акции «Шестёрки» были немногочисленны. В 1921 г. они опубликовали «Альбом Шестёрки» (фр. L’Album des six) — сборник из шести пьес для фортепиано соло, включавший произведения всех шести композиторов. В том же году пять композиторов из шести (кроме уехавшего в тот момент из Парижа Дюрея) написали музыку балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» (фр. Les Mariés de la Tour Eiffel) по либретто Кокто: по две части написали Орик (в том числе увертюру), Тайфер и Пуленк, три — Мийо, одну (Траурный марш) — Онеггер. Балет был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Ballets suédois» 18 июня 1921; текст читали Жан Кокто и Пьер Бертен.
В дальнейшем авторы Шестёрки работали индивидуально и встретились все вместе только спустя тридцать лет.
- Жан Кокто. «Петух и Арлекин». — М.: «Прест», 2000. — С. 79. — 224 с. —
- Ornella Volta. Satie/Cocteau — les malentendus d’une entente: avec des lettres et des textes inédits d’Erik Satie, Jean Cocteau, Valentine Hugo et Guillaume Apollinaire. — Bordeaux: Castor Astral, 1993.
- Филенко Г. «Французская музыка первой половины XX века». — Л.: Музыка, 1983. — С. 82.
- Darius Milhaud. «Notes sans musique». — Paris: «Fajard», 1949. — С. 111. — 368 с. —
- Poulenc Fr. «Entretiens avec Claude Rostand». — Paris: «Fajard», 1954. — С. 31. —
- Рене Дюмениль. Современные французские композиторы группы «Шести» / Пер. с фр. И. Зубкова; Ред. и вступ. ст. М. Друскина. — Л.: Музыка, 1964.
- Филенко Г. Т. Э. Сати // Вопросы теории и эстетики музыки, в. 5. — Л., 1967.
- Филенко Г. Т. «Французская музыка первой половины XX века». Очерки. Л., Музыка, 1983.
- Сати, Э., Ханон Ю. Воспоминания задним числом. — СПб.: Лики России; Центр Средней Музыки, 2010. — 680 с. — ISBN 978-5-87417-338-8.
- Шнеерсон Г. М. Французская музыка XX века, 2 изд. — М., 1970.
Подкатегории
В этой категории отображается 8 подкатегорий из имеющихся 8.
А
Г
Д
И
П
Р
Ф
Х
Страницы в категории «Музыкальные коллективы Франции»
Показано 59 страниц из 59, находящихся в данной категории. Список ниже может не отражать последних изменений.
Б
О
Ф
A
B
C
D
E
F
G
I
J
K
L
M
N
O
P
R
S
T
W
Z
У этого термина существуют и другие значения, см. Air.
Air — французский дуэт, основанный в 1995, музыку которого относят к жанру электронной музыки, в частности к стилю трип-хоп.
Участники дуэта — Николя Годэн (Nicolas Godin) и Жан-Бенуа Дункель (Jean-Benoît Dunckel). Звучание Air во многом унаследовано от синтезаторной музыки Вангелиса и Жана Мишеля Жарра, а также от пионеров психоделического рока Pink Floyd и от краутрокеров Tangerine Dream. С другой стороны заметно влияние французского шансонье Сержа Генсбура. В музыке присутствуют также джазовые интонации, особенно заметные в концертных импровизациях.
Air являются авторами саундтрека к фильму Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы». Кроме того, одна из композиций из альбома «Talkie Walkie» звучит в её же фильме «Трудности перевода».
Позиции студийных альбомов в мировых чартах
- Bush, John . AllMusic.com. Дата обращения: 8 марта 2014. Архивировано 16 марта 2014 года.
- Air выпустит альбом о полете на Луну. Дата обращения: 24 ноября 2011. Архивировано 25 ноября 2011 года.
- . KP.RU – сайт «Комсомольской правды» (11 апреля 2007). Дата обращения: 11 августа 2019. Архивировано 11 августа 2019 года.