Виды федеральных агентств

Федера́льное аге́нтство, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и не осуществляющий функций по контролю и надзору и нормативно-правовому регулированию, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Спецификой российского законодательства является разделение системы органов исполнительной власти на 3 группы – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Каждая из групп обладает кругом собственных функций, которые конкретизируются в положениях об отдельных федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.

В Федеративной Республике Германии отдельные агентства оказывают государственные услуги, например Федеральное агентство административных услуг (Bundesanstalt für Verwaltungsdienstleistungen), Федеральное агентство ИТ-услуг (Bundesanstalt für IT-Dienstleistungen). Существуют агентства, обладающие надзорными функциями, например Федеральное агентство по надзору за финансовыми услугами (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht).

Обширны полномочия федеральных агентств, действующих в Великобритании. Агентство государственной собственности (Government Property Agency) осуществляет владение и управление недвижимостью общего назначения центрального правительства. Агентство юридических услуг Северной Ирландии (Legal Services Agency Northern Ireland) создано для управления предоставлением юридической помощи, финансируемой государством. Национальное агентство по борьбе с преступностью (National Crime Agency) является федеральным правоохранительным органом.

В Российской Федерации нормативное определение федерального агентства как одного из видов федеральных органов исполнительной власти содержится в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ Президента РФ 2004). Согласно этому правовому акту федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляет федеральное агентство руководитель (директор) агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Компетенция федерального агентства как федерального органа исполнительной власти распространяется на всю территорию РФ. Федеральные агентства не имеют подчинения на уровне субъектов Федерации. Исчерпывающий перечень федеральных агентств утверждается указом Президента РФ.

Федеральные агентства не входят в структуру каких-либо иных органов власти и являются самостоятельными элементами структуры органов исполнительной власти, однако всегда находятся в ведении вышестоящих властных субъектов – Президента РФ, вышестоящего федерального министерства или Правительства РФ.

Федеральные агентства могут осуществлять функции по оказанию государственных услуг, под которыми понимается предоставление федеральным агентством непосредственно или через подведомственные ему федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке. Примером конкретных государственных услуг может служить осуществление, например, Федеральным агентством по делам молодёжи мер государственной поддержки молодёжных и детских объединений, организация подготовки кадров этих объединений. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет оказание государственных услуг по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на пользование недрами.

Следующая сфера компетенции федерального агентства – управление государственным имуществом. Это означает осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казённым предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Понятие правоприменительных функций, которые может осуществлять федеральное агентство, в действующем Указе Президента РФ 2004 г. не раскрывается. Ранее действовавшая редакция этого документа содержала такое понятие и определяла его как издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров. Основываясь на положении данного Указа, можно сделать вывод, что федеральное агентство в пределах своей компетенции издаёт индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

Федеральные агентства не вправе осуществлять функции по контролю и надзору. Под этими функциями Указ Президента РФ 2004 г. полагал осуществление действий по контролю и надзору за исполнением общеобязательных правил поведения (установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами) органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами; выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности и/или конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Вместе с тем предусмотрены исключения для случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Так, постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» предусматривает, что данный орган власти осуществляет функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах РФ.

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» устанавливает, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, т. е. не вправе осуществлять принятие на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Исключения могут быть установлены указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Так, Указ Президента РФ от 31 декабря 2017 г. № 651«Вопросы Главного управления специальных программ Президента РФ» закрепляет за данным федеральным агентством функции по обеспечению исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере.

Административно-правовой статус федеральных агентств в России в настоящее время нуждается в изменениях. В целях повышения эффективности оказания государственных услуг и развития конкуренции необходимо разделить функции по оказанию таких услуг и функции по руководству подведомственными федеральному агентству организациями, оказывающими государственные услуги. Нормативное закрепление стандартов оказания государственных услуг позволит повысить качество их предоставления.

Дата публикации:  5 сентября 2022 г. в 16:24 (GMT+3)

В целях повышения эффективности деятельности
федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьёй 112
Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:

1. Установить, что Председатель Правительства
Российской Федерации имеет 9 заместителей, в том числе одного Первого
заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя
Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя
Аппарата Правительства Российской Федерации.

2. Упразднить Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, передав его функции Министерству экономического
развития Российской Федерации.

3. Установить, что Министерство
экономического развития Российской Федерации является правопреемником
Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа по обязательствам,
в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

а) руководство деятельностью Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального
медико-биологического агентства осуществляет Правительство Российской
Федерации;

б) руководство деятельностью
Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет
Министерство финансов Российской Федерации.

5. Утвердить прилагаемую
структуру федеральных органов исполнительной власти.

а) обеспечить проведение
реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

б) определить численность федеральных
государственных служащих Министерства экономического развития Российской
Федерации в связи с передачей ему функций упраздняемого Министерства Российской
Федерации по делам Северного Кавказа;

в) представить
предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

г) привести
свои акты в соответствие с настоящим Указом.

7. Признать утратившими силу:

абзац четвёртый сводного перечня
государственных должностей Российской Федерации, утверждённого Указом
Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных
должностях Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, № 3, ст. 173);

абзац четвёртый пункта 10 Указа
Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2290) в части, касающейся
подведомственности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
и Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

пункт 6 Указа Президента Российской
Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 22, ст. 2754) в части, касающейся подведомственности Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства;

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая
2014 г. № 321 «О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 20, ст. 2496);

пункты 1, 8 и подпункт «а» пункта 10 Указа
Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных
органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2018, № 21, ст. 2981);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 514 «О некоторых вопросах совершенствования
государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2018, № 38, ст. 5834);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2019, № 9, ст. 824);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 529 «Об образовании Федеральной пробирной
палаты» (Собрание законодательства Российской Федераций, 2019, № 44, ст.
6186).

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его
официального опубликования.

Структура федеральных
органов исполнительной власти

Утверждена Указом
Президента Российской Федерации

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации,
федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным
министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств,
соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному
сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому
сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба
Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная
служба)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
(федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
(федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное
агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых
осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

Министерство спорта Российской Федерации

Министерство строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное дорожное агентство

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральная налоговая служба

Федеральная пробирная палата (федеральная служба)

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Федеральная таможенная служба

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Федеральное агентство по туризму

Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные
агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской
Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральная служба
по надзору в сфере образования и науки

Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство по делам
молодёжи

Федеральное агентство по делам
национальностей

Федера́льные о́рганы исполни́тельной вла́сти, система и структура органов государственного управления, утверждаемая указом Президента Российской Федерации, состоящая из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств и осуществляющая исполнительно-распорядительные функции в Российской Федерации.

В юридической науке под федеральными органами исполнительной власти понимаются: структурные подразделения государственного аппарата; политические учреждения, созданные для участия в осуществлении функций управления и наделённые полномочиями государственно-властного характера; социальные образования, реализующие исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач, возникающих перед обществом и государством.

Федеральные органы исполнительной власти в различных государствах имеют различные наименования. В США это федеральные: агентства, комиссии, советы, организации, бюро, администрации, службы. В Германии используются понятия «федеральное министерство», «федеральное ведомство», «федеральное агентство», а также «федеральное учреждение». Функции данных видов органов власти не всегда чётко разграничены.

В Российской Федерации система и структура федеральных органов исполнительной власти претерпевала неоднократные изменения. Утративший силу указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (1996) утверждал перечень органов, в числе которых наряду с федеральными министерствами и службами имелись такие органы, как государственные комитеты, инспекции, комитеты РФ, федеральные комиссии, федеральные надзоры России. В настоящее время их система установлена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который определил исчерпывающий перечень видов федеральных органов исполнительной власти: федеральные – министерства, службы и агентства.

Различия видов федеральных органов исполнительной власти заключаются в их функциях. Так, федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Стоит отметить, что Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» расширяет состав федеральных органов исполнительной власти, включая в него Правительство РФ. Так, согласно ст. 1, исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти. При этом согласно п. 3 ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Законодательство различает понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти. Система – это закрытый перечень видов таких органов: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Подчёркивается взаимосвязь данных органов власти и системный характер их деятельности, невозможность действовать полностью независимо друг от друга. Структура – перечень конкретных федеральных министерств, служб и агентств.

Структуру федеральных органов исполнительной власти уполномочен утверждать только Президент РФ. В настоящее время действует его указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (2020). Перечень таких органов исполнительной власти имеет исчерпывающий характер и может быть расширен лишь путём издания другого указа Президента РФ, утверждающего их новую структуру.

Правовой статус федеральных органов исполнительной власти конкретизируется в положениях об отдельных федеральных министерствах, службах и агентствах.

Специфика федеральных органов исполнительной власти проявляется в масштабах их деятельности. При их определении имеет значение принцип федерализма, разграничения предметов ведения РФ и её субъектов. К исключительному ведению РФ, т. е. к полномочиям, которыми обладает только РФ, относится установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации, деятельности и их формирование.

Важнейший признак федеральных органов исполнительной власти заключается в том, что они действуют от имени РФ. Такие органы являются «федеральными», поскольку их компетенция распространяется на всю территорию РФ. Конституция РФ выделяет два уровня государственной исполнительной власти: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В то время как органы исполнительной власти субъектов РФ обладают всей полнотой государственной власти лишь вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ, федеральные органы исполнительной власти действуют по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и её субъектов.

Федеральные органы исполнительной власти могут подчиняться лишь властным субъектам, действующим на федеральном уровне. Так, федеральные министерства подчинены либо Президенту РФ, либо Правительству РФ. Федеральные службы и федеральные агентства могут быть подчинены непосредственно Президенту РФ либо Правительству РФ, либо вышестоящему федеральному министерству.

Федеральные органы исполнительной власти можно подразделить на федеральные министерства, службы и агентства, а также их территориальные подразделения, в обязательном порядке подчинённые федеральным органам исполнительной власти. Несмотря на то что федеральные органы исполнительной власти могут создавать территориальные подразделения на уровне субъектов РФ, а также подразделения, действующие в муниципальных образованиях, такие подразделения не имеют одновременного подчинения органам государственной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления.

Сущность федеральных органов исполнительной власти проявляется в наличии организационной самостоятельности, поскольку они обособлены от иных органов власти и организаций и не являются их структурными подразделениями.

Функциональная самостоятельность федеральных органов исполнительной власти заключается в наличии собственной компетенции в рамках определённых предметов ведения, задач деятельности и функций управления. Области государственного управления весьма обширны и в каждой из областей действуют специфические федеральные органы исполнительной власти. При этом их компетенция имеет границы, установленные как в законодательстве, так и в подзаконных актах. Если в законодательстве и подзаконных актах какие-либо вопросы не отнесены к ведению конкретного федерального органа исполнительной власти, он не вправе самостоятельно их решать.

Существуют функции, которые вправе выполнять только определённые виды федеральных органов исполнительной власти. Так, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию осуществляют только федеральные министерства. Федеральные службы и федеральные агентства вправе осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию лишь в случаях, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. В свою очередь, функции по контролю и надзору осуществляют только федеральные службы, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Федеральные органы исполнительной власти наряду с Правительством РФ составляют ветвь федеральной государственной исполнительной власти. Им присущи все характерные особенности органов, осуществляющих исполнительную власть, а именно: подзаконный характер компетенции, исполнительно-распорядительный характер деятельности, непрерывность функционирования.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти базируется на множестве нормативных правовых актов, среди которых – Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

При этом, исполняя положения нормативных актов, федеральные органы исполнительной власти сами обладают распорядительными полномочиями, распространяющимися на подчинённых субъектов. Властный характер деятельности федеральных министерств, служб и агентств проявляется в том, что они вправе сами издавать обязательные для исполнения требования и осуществлять контроль за их выполнением. Такие требования представляют собой индивидуальные правовые акты, а в случае если федеральный орган исполнительной власти обладает полномочиями по нормативному правовому регулированию – нормативные правовые акты.

Федеральные органы исполнительной власти действуют непрерывно, что обусловлено необходимостью текущего руководства процессами, происходящими во всех отраслях государственного управления.

Разделение федеральных органов исполнительной власти на виды обусловлено необходимостью их специализации. Однако данный принцип соблюдается не всегда, что проявляется в возможности федеральных министерств и служб осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в случаях, установленных актами Президента РФ и Правительства РФ. Функции по контролю и надзору осуществляют как федеральные службы, так и федеральные агентства в случаях, установленных актами Президента РФ и Правительства РФ.

Эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти в немалой степени зависит от устранения избыточных полномочий и неспецифических функций, что ставит вопрос о целесообразности чёткого разграничения компетенции федеральных министерств, служб и агентств.

Дата публикации:  9 июня 2022 г. в 11:20 (GMT+3)

УКАЗ

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” постановляю:

1. Установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

2. Установить, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, – постановлением Правительства Российской Федерации.

Для целей настоящего Указа:

а) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

б) под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

в) (Подпункт утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649)

г) под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

д) под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649)

3. Установить, что федеральное министерство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649)

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

абзац; (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724)

абзац; (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2016 № 224)

назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

(Установлено, что назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы, за исключением руководителей территориальных органов по субъектам Российской Федерации, осуществляет руководитель Федеральной налоговой службы – см. Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2005 № 295)

вносит в Правительство Российской Федерации предложения о кандидатурах для назначения Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации на должности руководителей (заместителей руководителей) федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации; (Дополнение абзацем – Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2016 № 224)

вносит в Правительство Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей (заместителей руководителей) федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации; (Дополнение абзацем – Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2016 № 224)

д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

4. Установить, что федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649)

5. Установить, что федеральное агентство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649)

6. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

Установленные пунктами 3 – 5 настоящего Указа ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности федерального органа исполнительной власти, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемых ими федеральных органах исполнительной власти.

7. Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Руководители (заместители руководителей) федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (заместителей руководителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2016 № 224)

Абзац. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2016 № 224)

Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

8. (Пункт утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 24.09.2007 № 1274)

9. (Пункт утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724)

10. (Пункт утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649)

11. (Пункт утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 24.09.2007 № 1274)

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

Министерство Российской Федерации по атомной энергии;

Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство имущественных отношений Российской Федерации;

Министерство культуры Российской Федерации;

Министерство образования Российской Федерации;

Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации;

Министерство путей сообщения Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

Министерство энергетики Российской Федерации;

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству;

Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту;

Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;

Федеральную службу геодезии и картографии России;

Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Федеральную службу железнодорожных войск Российской Федерации;

Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству;

Российское агентство по боеприпасам;

Российское агентство по обычным вооружениям;

Российское агентство по системам управления;

Российское агентство по судостроению.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства культуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, преобразуемой Федеральной архивной службы России, а также по вопросам межнациональных отношений;

Министерство образования и науки Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам;

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, за исключением функций в сфере науки, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Российского агентства по боеприпасам, Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по системам управления, Российского агентства по судостроению, преобразуемого Федерального горного и промышленного надзора России и Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, а также преобразуемых Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российского авиационно-космического агентства;  (Утратил  силу  в  части,  касающейся передачи Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, – Указ Президента Российской Федерации от 27.03.2006 № 261) (Утратил силу в части, касающейся передачи Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского авиационно- космического агентства, – Указ Президента Российской Федерации от 12.04.2019 № 161)

Министерство транспорта и связи Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации;