Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти

Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти

Организованно-правовые
формы федеральных органов исполнительной
власти:
правительство РФ, федеральные
министерства, федеральные службы,
федеральные агентства. Указ
Президента
от 09.03.04 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» –
действует в отношении системы.

Указ
от 12.05.08 «Вопросы
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти» – действует в
отношении структуры

Федеральное
министерство:
а) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной актами
Президента РФ и Правительства РФ сфере
деятельности. Федеральное министерство
возглавляет входящий в состав Правительства
РФ министр РФ (федеральный министр);

б)
на основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов Президента
РФ и Правительства РФ самостоятельно
осуществляет правовое регулирование
в установленной сфере деятельности, за
исключением вопросов, правовое
регулирование которых в соответствии
с Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ осуществляется
исключительно федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента РФ и Правительства РФ;

в)
в установленной сфере деятельности не
вправе осуществлять функции по контролю
и надзору, а также функции по управлению
государственным имуществом, кроме
случаев, устанавливаемых указами
Президента РФ или постановлениями
Правительства РФ;

г)
осуществляет координацию и контроль
деятельности находящихся в его ведении
федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная
служба
– а) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в
установленной сфере деятельности, а
также специальные функции в области
обороны, государственной безопасности,
защиты и охраны государственной границы
РФ, борьбы с преступностью, общественной
безопасности. Федеральную службу
возглавляет руководитель (директор)
федеральной службы. Федеральная служба
по надзору в установленной сфере
деятельности может иметь статус
коллегиального органа;

б)
в пределах своей компетенции издает
индивидуальные правовые акты на основании
и во исполнение Конституции РФ, федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, актов Президента РФ и Правительства
РФ, нормативных правовых актов федерального
министерства, осуществляющего координацию
и контроль деятельности службы.
Федеральная служба может быть
подведомственна Президенту РФ или
находиться в ведении Правительства РФ;

в)
не вправе осуществлять в установленной
сфере деятельности нормативно-правовое
регулирование, кроме случаев,
устанавливаемых указами Президента РФ
или постановлениями Правительства РФ,
а федеральная служба по надзору – также
управление государственным имуществом
и оказание платных услуг.

Федеральное
агентство
– а) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
в установленной сфере деятельности
функции по оказанию государственных
услуг, по управлению государственным
имуществом и правоприменительные
функции, за исключением функций по
контролю и надзору. Федеральное агентство
возглавляет руководитель (директор)
федерального агентства. Федеральное
агентство может иметь статус коллегиального
органа;

б)
в пределах своей компетенции издает
индивидуальные правовые акты на основании
и во исполнение Конституции РФ, федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, актов и поручений Президента
РФ, Председателя Правительства РФ и
федерального министерства, осуществляющего
координацию и контроль деятельности
федерального агентства. Фед. агентство
может быть подведомственно Президенту
РФ;

в)
не вправе осуществлять нормативно-правовое
регулирование в установленной сфере
деятельности и функции по контролю и
надзору, кроме случаев, устанавливаемых
указами Президента РФ или постановлениями
Правительства РФ.

Формы
актов федеральных органов исполнительной
власти:

ПП
от 13.08.97 утверждены Правила подготовки
нормативных правовых актов федеральным
органом исполнительной власти и их
государственной регистрации – которыми
определен порядок подготовки актов
органами исполнительной власти
федерального уровня. Утверждены
формы актов:


постановления – приказы – распоряжения
– правила – инструкции -положения

Соседние файлы в папке Экзамен

I.
Федеральные министерства, федеральные
службы и федеральные агентства,
руководство деятельностью которых
осуществляет Президент Российской
Федерации, федеральные службы и
федеральные агентства, подведомственные
этим федеральным министерствам

Министерство
внутренних дел Российской Федерации

Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий

Министерство
иностранных дел Российской Федерации

Федеральное
агентство по делам Содружества Независимых
Государств, соотечественников, проживающих
за рубежом, и по международному
гуманитарному сотрудничеству

Министерство
обороны Российской Федерации

Федеральная
служба по военно-техническому
сотрудничеству

Федеральная
служба по оборонному заказу

Федеральная
служба по техническому и экспортному
контролю

Федеральное
агентство специального строительства

Министерство
юстиции Российской Федерации

Федеральная
служба исполнения наказаний

Федеральная
служба судебных приставов

Государственная
фельдъегерская служба Российской
Федерации (федеральная служба)

Служба
внешней разведки Российской Федерации
(федеральная служба)

Федеральная
служба безопасности Российской Федерации
(федеральная служба)

Федеральная
служба Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков (федеральная
служба)

Федеральная
служба охраны Российской Федерации
(федеральная служба)

Главное
управление специальных программ
Президента Российской Федерации
(федеральное агентство)

Управление
делами Президента Российской Федерации
(федеральное агентство)

II.
Федеральные министерства, руководство
деятельностью которых осуществляет
Правительство Российской Федерации,
федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим
федеральным министерствам

Министерство
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации

Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека

Федеральная
служба по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития

Федеральная
служба по труду и занятости

Министерство
культуры Российской Федерации

Федеральная
служба по надзору за соблюдением
законодательства в области охраны
культурного наследия

Министерство
образования и науки Российской Федерации

Федеральная
служба по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам

Федеральная
служба по надзору в сфере образования
и науки

Федеральное
агентство по науке и инновациям

Федеральное
агентство по образованию

Министерство
природных ресурсов и экологии Российской
Федерации

Федеральная
служба по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды

Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования

Федеральная
служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору

Федеральное
агентство водных ресурсов

Федеральное
агентство по недропользованию

Министерство
промышленности и торговли Российской
Федерации

Федеральное
агентство по техническому регулированию
и метрологии

Министерство
регионального развития Российской
Федерации

Министерство
связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации

Федеральная
служба по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых
коммуникаций

Федеральное
агентство по информационным технологиям

Федеральное
агентство по печати и массовым
коммуникациям

Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору

Федеральное
агентство лесного хозяйства

Министерство
спорта, туризма и молодежной политики
Российской Федерации

Федеральное
агентство по делам молодежи

Федеральное
агентство по туризму

Министерство
транспорта Российской Федерации

Федеральная
служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное
агентство воздушного транспорта

Федеральное
агентство железнодорожного транспорта

Федеральное
агентство морского и речного транспорта

Министерство
финансов Российской Федерации

Федеральная
служба страхового надзора

Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора

Федеральное
казначейство (федеральная служба)

Министерство
экономического развития Российской
Федерации

Федеральная
служба государственной статистики

Федеральная
служба государственной регистрации,
кадастра и картографии

Федеральное
агентство геодезии и картографии

Федеральное
агентство по государственным резервам

Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости

Федеральное
агентство по управлению государственным
имуществом

Федеральное
агентство по управлению особыми
экономическими зонами

Министерство
энергетики Российской Федерации

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” постановляю:

Президента Российской ФедерацииВопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти

1. Установить, что Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации.

2. Образовать Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, возложив на него функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере.

Преобразовать Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи в Федеральное агентство по делам молодежи.

Установить, что в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации находятся Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по физической культуре и спорту.

3. Образовать Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств.

Установить, что Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств находится в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации.

4. Передать Министерству юстиции Российской Федерации функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий, предусмотрев соответствующее увеличение штатной численности Министерства и уменьшение штатной численности Службы.

5. Преобразовать Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, передав ему функции преобразуемого Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации (в том числе электронных).

Преобразовать Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Передать Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в том числе функцию по регистрации средств массовой информации.

Передать Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав.

Установить, что в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное агентство связи.

6. Преобразовать Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в Министерство культуры Российской Федерации.

Установить, что в ведении Министерства культуры Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральное архивное агентство.

7. Преобразовать Министерство природных ресурсов Российской Федерации в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, передав ему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Установить, что в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации находятся Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по недропользованию.

8. Преобразовать Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации с соответствующим распределением функций между этими министерствами.

Передать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации функции преобразуемого Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Установить, что в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации находится Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

9. Передать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации функции преобразуемого Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель, по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, изучения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и охраны среды их обитания, а также по подготовке проектов решений Правительства Российской Федерации о применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении сельскохозяйственной и рыбной продукции.

Преобразовать Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству в Федеральное агентство по рыболовству.

Установить, что в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации находятся Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное агентство по рыболовству.

10. Преобразовать Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Передать Министерству экономического развития Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии.

Преобразовать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, возложив на него функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества” по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установить, что в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации находятся Федеральная служба государственной статистики, Федеральная регистрационная служба, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

12. Передать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

13. Передать Федеральному медико-биологическому агентству функции упраздняемого Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (за исключением функций, переданных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации) по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (кроме высокотехнологичной медицинской помощи).

14. Установить, что Федеральная аэронавигационная служба находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

15. Установить, что федеральные министры вправе:

16. Утвердить прилагаемую структуру федеральных органов исполнительной власти.

17. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с настоящим Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

18. Поручить Председателю Правительства Российской Федерации внести в установленном порядке предложения об упразднении с 1 октября 2008 г. Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, предусмотрев передачу их функций Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, и о внесении соответствующих изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти.

19. Правительству Российской Федерации:

20. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 309 “О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 18, ст. 2022; N 50, ст. 6128; 1999, N 10, ст. 1178; 2000, N 31, ст. 250; 2002, N 26, ст. 2569; 2004, N 18, ст. 1751; N 41, ст. 4019; 2005, N 47, ст. 4882; 2006, N 13, ст. 1360; 2007, N 23, ст. 2752) изменение, исключив из приложения позицию следующего содержания:

21. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 26 апреля 2004 г. N 562 “О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 18, ст. 1751; 2006, N 13, ст. 1360; N 31, ст. 3459; 2007, N 23, ст. 2752) следующие изменения:

22. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 231 “О Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 13, ст. 1360; N31, ст. 3459; 2007, N 18, ст. 2182; 2008, N 9, ст. 825) следующие изменения:

23. Признать утратившими силу:

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 12 марта 2007 г. N 320 “О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 12, ст. 1374);

?Пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2008 г. N 369 “О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 12, ст. 1112).

24. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Основу современной
системы органов исполнительной власти
в России заложила Конституция РФ,
согласно которой государственная власть
в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную (ст.
10).

Ученые обращают внимание
на неполную конституционную характеристику
системы исполнительной власти, что
порождает проблему соотнесения понятий
и терминов между собой в целях выработки
единого представления об органе
исполнительной власти, а также о системе
в целом.

Федеральный конституционный
закон
от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве
Российской Федерации” детализирует
положения Конституции
РФ. В нем определяется правовой статус
Правительства РФ, устанавливаются его
основные полномочия, регулируются
взаимоотношения с Президентом РФ и
федеральными органами исполнительной
власти. Кроме того, в отличие от Конституции
РФ Правительство РФ определяется в нем
как “высший исполнительный орган
государственной власти Российской
Федерации”.

К сожалению, в Конституции
РФ не названы никакие иные органы
исполнительной власти в Российской
Федерации, кроме Правительства РФ.

Такая правовая позиция
выражена Конституционным Судом РФ в
Постановлении
от 27 января 1999 г. N 2-П “По делу о
толковании статей 71 (пункт “г”), 76
(часть 1) и 112 (часть 1) Конституции
Российской Федерации”. В данном
Постановлении указано, что до принятия
соответствующих законодательных актов
по вопросам установления системы
федеральных органов исполнительной
власти, порядка их организации и
деятельности Президент РФ может издавать
указы, которые не должны противоречить
Конституции
РФ и федеральным законам.

Другой причиной обращения
Государственной Думы в Конституционный
Суд РФ была неопределенность в понимании
ряда конституционных положений. С одной
стороны, как указано в запросе, в ст.
71 (п. “г”) Конституции РФ
говорится, что в ведении Российской
Федерации находится установление
системы федеральных органов исполнительной
власти, в ст.
76 (п. 1) – что по предметам ведения
Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные и федеральные
законы. С другой стороны, ст.
112 (ч. 1) устанавливает обязанность
Председателя Правительства РФ не позднее
недельного срока после назначения его
на должность представить Президенту
РФ предложения о структуре федеральных
органов исполнительной власти. По мнению
Государственной Думы, указанные
конституционные нормы не поддаются
однозначному толкованию. В связи с этим
не ясно, что подразумевается под понятиями
“система” и “структура”
федеральных органов исполнительной
власти (идентичны данные понятия или
они имеют различный смысл).

Позиция Государственной
Думы заключается в том, что система
федеральных органов исполнительной
власти должна определяться законодательным
путем, а понятие ее структуры является
более узким и традиционно интерпретируется
как внутренняя организация федеральных
органов исполнительной власти.

Давая толкование понятия
“структура федеральных органов
исполнительной власти”, содержащегося
в ч.
1 ст. 112, Конституционный Суд РФ
учел, что эта статья относится к гл. 6
Конституции РФ, регулирующей вопросы
формирования и деятельности Правительства
РФ, и системно взаимосвязана с п.
“д” ст. 83, устанавливающей
полномочия Президента РФ по предложению
Председателя Правительства РФ назначать
на должности заместителей Председателя
Правительства РФ и федеральных министров.
Из этих конституционных положений
следует, что структура федеральных
органов исполнительной власти, которую
Председатель Правительства согласно
ч.
1 ст. 112 предлагает Президенту РФ,
включает перечень этих органов как
основу для представления кандидатур
на соответствующие должности в
Правительстве РФ (ч.
2 ст. 112).

Структура и компетенция
федеральных органов исполнительной
власти предопределяются задачами и
полномочиями Правительства РФ по
осуществлению исполнительной власти,
закрепленными в ст.
114 Конституции РФ и конкретизированными
в Законе
“О Правительстве Российской Федерации”.
Для реализации этих полномочий создаются
также другие федеральные органы,
образующие в своей совокупности вместе
с Правительством РФ структуру федеральных
органов исполнительной власти.

Таким образом, установление
системы федеральных органов исполнительной
власти, а также порядка их организации
и деятельности согласно п.
“г” ст. 71 и ч.
1 ст. 76 Конституции РФ осуществляется
федеральным законом.

В настоящее время система
и структура органов исполнительной
власти устанавливаются Указами Президента
РФ от 9 марта 2004 г. N
314 “О системе и структуре
федеральных органов исполнительной
власти” (далее – Указ Президента РФ
от 9 марта 2004 г. N 314) и от 15 мая 2018 г. N
215 “О структуре федеральных
органов исполнительной власти”.

Указ
Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 создал
правовые основания для
организационно-функциональной перестройки
федеральных органов исполнительной
власти. В нем закреплена действующая
система федеральных органов исполнительной
власти, состоящая из федеральных
министерств, федеральных служб и
федеральных агентств, которая была
сформирована в результате проводимой
реформы.

Необходимость реформирования
системы органов исполнительной власти
осознавалась ведущими политиками еще
в 1996 г. И не только они, но и многие ученые
отмечали громоздкость государственного
аппарата, избыточность органов
исполнительной власти и множество
проблем в разграничении функциональных
задач между ними.

Впервые идея формирования
системы федеральных органов исполнительной
власти, состоящей из трех звеньев, была
озвучена в концепции административной
реформы 1997 – 1998 гг. Однако политические
обстоятельства и отсутствие четкой
стратегии реформирования не позволили
осуществить кардинальные изменения.
Структура федеральных органов
исполнительной власти и их кадровый
состав менялись несколько раз в год, в
то время как требовалась реформа всей
системы исполнительной власти.

Следующий этап реорганизации
государственного управления был связан
с разработкой в 2000 г. концепции
административной реформы.

В соответствии с Указом
Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 “О
структуре федеральных органов
исполнительной власти” на федеральном
уровне насчитывалось 58 органов
исполнительной власти: федеральные
министерства, государственные комитеты,
федеральные комиссии, федеральные
службы, российские агентства, федеральные
надзоры и иные федеральные органы
исполнительной власти. Перечисленные
органы находились в подчинении
Правительства РФ, что создавало громоздкую
и сложно управляемую систему.

В качестве остаточного
явления компетенция многих государственных
органов формировалась с точки зрения
отраслевого управления. Такая отраслевая
(объектная) специализация зачастую
порождала ситуации, когда орган
исполнительной власти готовит нормативные
правовые акты, организует их исполнение
и контролирует проводимую на их основе
работу, за которую сам же и несет
ответственность.

Серьезная работа по
анализу и конкретизации функций
(полномочий) исполнительной власти была
предпринята в ходе деятельности Комиссии
при Президенте РФ по подготовке
предложений о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами исполнительной власти, органами
субъектов РФ и органами местного
самоуправления. Основным материалом
этой работы являлись тексты более чем
300 федеральных законов и положения об
органах исполнительной власти РФ и
субъектов Федерации. Анализ позволил
выявить более 5 тыс. функций, возложенных
на государственные органы как на
федеральном, так и на региональном
уровне. Результаты были использованы
при оптимизации состава федеральных
органов исполнительной власти.

Комиссия определила
полномочия исходя из их классификации
(регулятивные, исполнительно-распорядительные
и контрольные). Регулятивные полномочия
реализуются в нормативных актах,
исполнительно-распорядительные – в
предписанных ими действиях (если они,
в свою очередь, не сводятся к нормотворчеству,
например изданию подзаконных актов),
контрольные – в проверке соответствия
объектов и процессов нормативным актам.
Данная классификация однозначно помещает
осуществление власти в контекст
правотворчества и правоприменения, что
адекватно природе демократического
государства.

Предложенный способ
формирования системы федеральных
органов исполнительной власти на основе
выделения специализированных функций
органов был закреплен Указом
Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314. Основным
критерием образования федеральных
органов исполнительной власти являются
осуществляемые ими функции, которые
подразделяются на правоустанавливающие,
контрольно-надзорные и функции по
оказанию государственных услуг.

Указом
от 9 марта 2004 г. установлено, что в систему
федеральных органов исполнительной
власти входят федеральные министерства,
федеральные службы и федеральные
агентства.

Федеральное министерство
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
установленной актами Президента и
Правительства РФ сфере деятельности.
Возглавляет федеральное министерство
входящий в состав Правительства РФ
министр РФ (федеральный министр).

На основании и во
исполнение Конституции
РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов Президента
РФ и Правительства РФ федеральное
министерство самостоятельно осуществляет
правовое регулирование в установленной
сфере деятельности.

В установленной сфере
деятельности федеральное министерство
не вправе осуществлять функции по
контролю и надзору, а также функции по
управлению государственным имуществом,
кроме случаев, устанавливаемых указами
Президента РФ или постановлениями
Правительства РФ.

Федеральная служба
(служба) является федеральным органом
исполнительной власти, выполняющим
функции по контролю и надзору в
установленной сфере деятельности, а
также специальные функции в области
обороны, государственной безопасности,
защиты и охраны государственной границы
РФ, борьбы с преступностью, общественной
безопасности. Возглавляет федеральную
службу руководитель (директор) федеральной
службы. Федеральная служба по надзору
в установленной сфере деятельности
может иметь статус коллегиального
органа.

В пределах своей
компетенции федеральная служба издает
индивидуальные правовые акты на основании
и во исполнение Конституции
РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов Президента
РФ и Правительства РФ, нормативных
правовых актов федерального министерства,
осуществляющего координацию и контроль
деятельности службы. Федеральная служба
может быть подведомственна Президенту
РФ или находиться в ведении Правительства
РФ.

Федеральное агентство
является федеральным органом исполнительной
власти, выполняющим в установленной
сфере деятельности функции по оказанию
государственных услуг, по управлению
государственным имуществом и
правоприменительные функции, за
исключением функций по контролю и
надзору. Возглавляет федеральное
агентство его руководитель (директор).
Федеральное агентство может иметь
статус коллегиального органа.

В пределах своей
компетенции федеральное агентство
издает индивидуальные правовые акты
на основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов и поручений
Президента РФ, Председателя Правительства
РФ и федерального министерства,
осуществляющего координацию и контроль
деятельности федерального агентства.
Федеральное агентство может быть
подведомственно Президенту РФ.

Руководство федеральными
министерствами, федеральными службами
и федеральными агентствами может
осуществляться Президентом РФ или
Председателем Правительства РФ.
Особенности руководства некоторыми
федеральными органами исполнительной
власти предусмотрены ст.
32 Закона “О Правительстве
Российской Федерации”. Президент РФ
в соответствии с Конституцией
РФ, федеральными конституционными
законами, федеральными законами руководит
деятельностью федеральных органов
исполнительной власти, ведающих вопросами
обороны, безопасности, внутренних дел,
юстиции, иностранных дел, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации
последствий стихийных бедствий,
утверждает по представлению Председателя
Правительства РФ положения о них и
назначает руководителей и заместителей
руководителей этих органов.

Кроме того, Президент
РФ руководит непосредственно и через
федеральных министров деятельностью
указанных федеральных органов
исполнительной власти. Он распределяет
функции между указанными федеральными
органами исполнительной власти.

Правительство РФ в
соответствии с Конституцией
РФ, федеральными конституционными
законами, указами и распоряжениями
Президента РФ координирует деятельность
указанных федеральных органов
исполнительной власти, а также руководит
деятельностью федеральных органов
исполнительной власти, ведающих иными
вопросами, не относящимися к сферам
обороны, безопасности, внутренних дел,
юстиции, иностранных дел, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации
последствий стихийных бедствий.

Порядок взаимоотношений
федеральных министерств, федеральных
служб и федеральных агентств, полномочия
федеральных органов исполнительной
власти, а также порядок выполнения ими
своих функций устанавливаются в
положениях об указанных органах.
Положения о федеральных органах
исполнительной власти, руководство
деятельностью которых осуществляет
Президент РФ, утверждаются им.

Федеральная служба и
федеральное агентство не вправе
осуществлять в установленной сфере
деятельности нормативно-правовое
регулирование, кроме случаев,
устанавливаемых указами Президента РФ
или постановлениями Правительства РФ.
Вопрос о том, какими актами (указами
Президента или постановлениями
Правительства) устанавливается исключение
из общего запрета на реализацию
нормотворческой деятельности, зависит
от того, кем осуществляется руководство
федеральным органом исполнительной
власти. Как правило, указом Президента
или постановлением Правительства в
положение об органе исполнительной
власти включается норма, предусматривающая
право на осуществление нормативно-правового
регулирования.

Рассмотрим более подробно
функции, возложенные на федеральные
органы исполнительной власти.

Под функциями по принятию
нормативных правовых актов понимается
издание на основании и во исполнение
Конституции
РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов обязательных для
исполнения органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
их должностными лицами, юридическими
лицами и гражданами правил поведения,
распространяющихся на неопределенный
круг лиц.

Под функциями по контролю
и надзору понимаются:

осуществление действий
по контролю и надзору за исполнением
органами государственной власти,
органами местного самоуправления, их
должностными лицами, юридическими
лицами и гражданами установленных
Конституцией
РФ, федеральными конституционными
законами, федеральными законами и
другими нормативными правовыми актами
общеобязательных правил поведения;

выдача органами
государственной власти, органами
местного самоуправления, их должностными
лицами разрешений (лицензий) на
осуществление определенного вида
деятельности и (или) конкретных действий
юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов,
документов, прав, объектов, а также
издание индивидуальных правовых актов.

Под функциями по управлению
государственным имуществом понимается
осуществление полномочий собственника
в отношении федерального имущества, в
том числе переданного федеральным
государственным унитарным предприятиям,
федеральным казенным предприятиям и
государственным учреждениям,
подведомственным федеральному агентству,
а также управление находящимися в
федеральной собственности акциями
открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию
государственных услуг понимается
предоставление федеральными органами
исполнительной власти непосредственно
или через подведомственные им федеральные
государственные учреждения либо иные
организации безвозмездно или по
регулируемым органами государственной
власти ценам услуг гражданам и организациям
в области образования, здравоохранения,
социальной защиты населения и в других
областях, установленных федеральными
законами.

В результате создания
такой системы не произошло сокращения
федеральных органов исполнительной
власти, наоборот, их общее количество
увеличилось. В соответствии с Указом
Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 “О
структуре федеральных органов
исполнительной власти” функционируют
75 федеральных органов исполнительной
власти.

В структуру федеральных
органов исполнительной власти входят
федеральные министерства, федеральные
службы и федеральные агентства,
руководство деятельностью которых
осуществляет Президент РФ или Правительство
РФ, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим
федеральным министерствам, а также
федеральные службы и федеральные
агентства, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство
РФ.

Следует отметить, что
существует комплексная проблема
определения “способов и принципов”
формирования структуры органов
исполнительной власти. Данная структура
нестабильна и практически зависит от
политического усмотрения Президента
РФ. Например, вышеназванным Указом
Министерство образования и науки РФ
было преобразовано в Министерство
просвещения РФ и Министерство науки и
высшего образования РФ.

Указами Президента РФ
в структуру федеральных органов
исполнительной власти вносятся изменения
и дополнения. Статус и объем функций
любого федерального органа исполнительной
власти может измениться в любой момент,
часто по не вполне очевидным причинам.

В настоящее время при
формировании структуры органов
исполнительной власти в меньшей степени
используется отраслевой подход,
применявшийся в советские годы. Переход
от объектно-ориентированной к
проблемно-ориентированной системе
установления исполнительной власти
должен привести к снижению затрат,
уменьшению межведомственных согласований.
В отдельных случаях просматривается и
территориально-региональный критерий
создания министерств. В качестве примера
можно привести Министерство РФ по делам
Северного Кавказа или Министерство РФ
по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Анализ нормативно-правовой
базы, а также практики формирования
структуры федеральных органов
исполнительной власти свидетельствует
об отсутствии какого-либо научного
подхода и объективных критериев при
образовании органов исполнительной
власти и разграничении компетенции
между органами. В связи с этим требуется
выяснение и закрепление критериев их
образования и определения предметных
сфер деятельности, компетенции и
правового статуса в целом.