Вступление в силу закона о государственном предприятии

Июньский (1987 г.)
Пленум ЦК и последовавшая за ним сессия
Верховного Совета СССР, на которой с
докладом о законе о предприятии
(объединении) выступил Н.И. Рыжков,
собственно, и положили начало первому
этапу реформ в экономике СССР и России
– реформ в рамках социалистического
выбора. В своем докладе на Пленуме М.С.
Горбачев, указывая на необходимость
радикальной
реформы управления экономикой,
предложил ее
формулу: “больше социализма, больше
демократии”.

Главная задача ее
– обеспечить “человеку труда положение
подлинного хозяина и на своем рабочем
месте, и в коллективе, и в обществе в
целом”. Отсюда – расширение прав
предприятий и усиление их ответственности,
увязка доходов с конечными результатами,
развитие самоуправления на производстве.
Типичная либерально-социалистическая
программа.

Когда готовились
материалы июньского Пленума, их авторы
явно искали подходящие примеры в опыте
других социалистических стран. Беда,
однако, в том, что к тому времени
эксперименты в Югославии, Венгрии,
Польше уже прошли пики максимального
интереса, когда еще можно было рассчитывать
на положительные результаты. Югославская
модель социалистического самоуправления
явно зашла в тупик, демонстрируя все
минусы коллективного потребительства.
Но других примеров не было, и авторы,
видимо, надеялись, что у нас получится
лучше.

Идеология реформы
была такова: исходный пункт – предприятие,
создание для него благоприятной
экономической среды, предусматривающей
больше прав и больше ответственности,
изменение внутренних механизмов
управления. Под новое предприятие
подстраиваются все остальные звенья
хозяйственного управления.

Принятый вскоре
Закон “О государственном предприятии
(объединении)” содержал следующие
основные положения.

1.
Изменение
содержания планирования.
Планирование сохраняется как важнейший
инструмент экономической политики, но
предприятие не получает директивных
показателей. До него доводятся контрольные
цифры (для ориентировки), государственные
заказы (обязательные), долговременные
экономические нормативы и лимиты. Исходя
из этих данных, а также заказов потребителей
предприятие само разрабатывает и
утверждает свои планы.

2.
Полный
хозрасчет и самофинансирование.
Все расходы покрываются из собственных
доходов. Прибыль, или доход, является
обобщающим показателем деятельности
предприятия. Чистая прибыль после
расчетов с бюджетом, банками и вышестоящей
организацией вместе с фондом оплаты
труда образуют хозрасчетный доход
коллектива. Предприятия могут выбрать
одну из двух моделей хозрасчета: 1)
нормативное распределение прибыли с
образованием из нее фондов стимулирования;
2) нормативное распределение дохода,
когда расчеты по всем обязательствам
производятся из дохода, затем формируются
фонды развития производства и социального
развития (ФРП и ФСР), а в конце как остаток
– единый фонд оплаты труда (ЕФОТ). Эти
две модели – то, что осталось после
длительных дискуссий, в которых стороны
не хотели уступать друг другу, причем
один из аргументов сторонников второй
модели состоял в том, что она больше
соответствует принципам социализма.

3.
Социалистическое
самоуправление. Трудовой
коллектив – полноправный хозяин, правда,
при государственной собственности.
Основная форма осуществления полномочий
трудового коллектива – собрание
(конференция) трудового коллектива. Он
избирает совет трудового коллектива,
обладающий широкими полномочиями и
действующий между собраниями.

Закон вводил
выборность руководителей предприятий,
объединений, производств, цехов, участков
и даже бригад. Однако избранные
руководители должны утверждаться
вышестоящим органом, который в случае
отклонения избранной кандидатуры должен
объяснить причины отказа.

4.
Отношения с
вышестоящим органом.
Он доводит до предприятий “исходные
данные для планирования”, которые
должны быть увязаны между собой
(контрольные цифры, госзаказы, лимиты,
экономические нормативы) по списку,
утверждаемому Советом Министров, и
сверх этого списка никаких команд
отдавать не может. Если тем не менее
подобные команды спускаются, то
предприятие вправе обратиться с протестом
в госарбитраж. При решении арбитража в
пользу предприятия вышестоящий орган
обязан возместить последнему убытки,
причиненные его решением. Однако
реорганизация и прекращение деятельности
предприятия осуществляются по решению
вышестоящего органа.

Таким образом.
Закон пытался совместить принцип
подчиненности, свойственный
планово-административной системе, с
отношениями хозяйственных партнеров.
Интересно, что фонды вышестоящего органа
образовывались из отчислений предприятий
и ущерб, причиненный нарушением прав
предприятий, он возмещал бы за счет
средств тех же предприятий.

5.
Снабжение и
сбыт по прямым связям, а также
централизованно.
По отдельным видам материальных ресурсов
централизованно выделяются ресурсы
(лимиты), и органы материально-технического
снабжения производят прикрепление
потребителей к поставщикам, имеющим
соответствующие госзаказы. Но в целом
декларируется право предприятий самим
продавать продукцию и приобретать
материальные ресурсы, именно свободная
торговля должна впредь развиваться.

Одна из ключевых
проблем, порожденная законом: под
обязательный госзаказ надо выделять
фонды, но это не гарантируется. Кроме
основных ресурсов предприятие все
остальное должно закупать само. А если
в условиях дефицита это не удается, то
у предприятия всегда есть основание
отказаться от госзаказа. На этом примере
видна попытка совместить несовместимое
– старую плановую и новую рыночную
системы – и ее несостоятельность.
Совмещение возможно при одном условии:
цены свободны, и за госзаказ государство
платит рыночную цену*. Но рыночных цен
тогда как раз не предусмотрели.

* Ясин Е.Г.
Хозяйственные системы и радикальная
реформа. М.: Экономика, 1989. С. 236. В этой
работе показано, что плановая и рыночная
системы совместимы при одном условии:
цены должны быть равновесные, т.е.
рыночные.

6.
Цены
устанавливаются централизованно, по
договоренности с потребителем или
самостоятельно.
Договорные цены разрешено применять
“на продукцию производственно-технического
назначения, изготавливаемую по разовым
и индивидуальным заказам, новую впервые
осваиваемую продукцию”, а также в
отдельных случаях на потребительские
товары по установленному перечню на
срок до двух лет*.

* О коренной
перестройке управления экономикой:
Сборник документов. М.: Политиздат, 1987.
С. 42.

Самостоятельно
предприятие вправе устанавливать цены
на продукцию, где не применяются
централизованно утверждаемые цены, а
также на продукцию для собственного
потребления. Совхозам разрешили
самостоятельно устанавливать цены на
сверхплановую продукцию, продаваемую
через собственную торговую сеть и на
колхозном рынке. В остальных случаях
“предприятия обязаны руководствоваться
централизованно установленными ценами
(тарифами)”, а также ценами, утвержденными
министерствами и ведомствами*.

* О коренной
перестройке управления экономикой:
Сборник документов. С. 41.

7.
Внешнеэкономические
связи.
Предприятиям, производящим крупные
экспортные поставки, может быть
предоставлено право непосредственного
осуществления экспортно-импортных
операций, в том числе капиталистическими
странами. Остальные действуют через
государственные внешнеторговые
объединения. Иначе говоря, монополия
внешней торговли сохраняется. Несколько
посвободней связи со странами – членами
СЭВ.

Экспортерам
разрешается создавать фонд валютных
отчислений по стабильным нормативам
от валютной выручки, импортировать за
его счет продукцию для технического
перевооружения и реконструкции, а в
странах СЭВ можно получать для нужд
трудового коллектива медицинскую
технику, культурно-бытовые, спортивные
и другие товары, не включаемые в планы
государственного распределения. Пока
все.

8. Социальное
развитие.
На предприятие возлагаются широкие
полномочия по оказанию социальных услуг
членам трудового коллектива, т.е.
поощряется развитие при предприятии и
за его счет разветвленной социальной
сферы: жилье, общественное питание,
медицина, спорт, отдых и т.п.

В дополнение к
Закону о предприятии было принято 11
постановлений ЦК КПСС и Совета Министров
СССР, которые определяли изменения в
деятельности основных органов
хозяйственного управления. В четырех
из них речь шла о повышении роли Госплана,
Комитета по науке и технике, Министерства
финансов и Комитета по труду и социальным
вопросам. Роль Госснаба и отраслевых
министерств, а также Госкомцен не
повышалась, если судить по названиям
постановлений.

В постановлении
по ценообразованию намечалась реформа
цен, под которой понимался ее единовременный
пересмотр с целью устранения накопившихся
диспропорций в соотношениях цен. В
качестве отклика на предложения
ученых-экономистов, сторонников теории
оптимального функционирования экономики,
предлагалось планировать цены и тарифы
как составную часть пятилетних планов.

В постановлении
по совершенствованию системы банков
определены первые шаги к созданию
двухуровневой банковской системы. Если
прежде в СССР были лишь Госбанк, Стройбанк
и гострудсберкассы, то теперь, кроме
Госбанка, создавались пять специализированных
банков: Внешэкономбанк, Промстройбанк,
Агропромбанк, Жилсоцбанк и Сбербанк.

Попробуем теперь
оценить в целом весь комплекс решений,
предопределенных июньским Пленумом
1987 г. Тогда они многим казались
осуществлением мечты, хотя отмечалась
и их половинчатость. Считалось, однако,
что общее направление взято правильное,
а дальше в процессе развития шаг за
шагом будут развязываться противоречия,
заложенные в этих решениях в силу того,
что не все можно сделать сразу.

Стоит отметить,
что в докладе Н.И. Рыжкова на сессии
Верховного Совета 30 июня 1987 г. впервые
в положительном духе было произнесено
слово “рынок”.

Сейчас эти решения
выглядят двусмысленными и разрушительными.
Двусмысленность проистекает из желания
совместить несовместимое, изменить
реальность декларацией благих пожеланий.
С одной стороны,
основные идеи как бы продолжают те же
течения мысли советских экономистов,
которые выдавались и в 1965-м, и в 1979-м, и
в 1983-м, хотя уже можно было извлечь уроки
из попыток воплощения этих идей на
практике. Госзаказы, экономические
нормативы, прямые хозяйственные связи
– все это уже было хорошо известно.
Одновременно – почти те же планирование,
снабжение, ценообразование.

Но, с другой стороны,
расширение самостоятельности и прав
предприятий шло гораздо дальше.
Предпринималась попытка как-то
гарантировать эти права, и можно было
предвидеть, что пред приятия, особенно
кто посмелей, не преминут этими правами
воспользоваться, разрушая стройную
систему иерархического управления.

Особо разрушительным
было положение о выборности руководителей,
вообще о производственной демократии.
Ее предлагали взамен политической
демократии, которой тогда еще не было
и о которой заговорили только через
год.

Процессы, которые
пошли в советской экономике после
июньского Пленума 1987 г. как практика
выполнения его решений, вылились и в
начало демонтажа планово-распределительной
системы, и в разрушение управления
экономикой как таковой.

“Радикальная
реформа управления” призвана была
решить острейшие проблемы экономики,
находившейся в предкризисном состоянии.
Очень скоро стало ясно, что она этих
проблем не только не решает, но и во
многом их усугубляет. Для кризисной
ситуации нужны были гораздо более
решительные шаги и понимание того, что
они вызовут не немедленное улучшение
обстановки, а на первых порах существенное
ее ухудшение. Пришла пора платить по
счетам за коммунистический эксперимент.
Но тогда мы этого не понимали.

Многочисленные
недостатки, декларативный характер
решений привели к тому, что в 1990 г. был
принят новый Закон о предприятии,
охватывающий все формы собственности
и гораздо более корректный юридически.

Соседние файлы в папке Учебники

Принят Государственной Думой 13 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Внести в Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746; 2003, N 50, ст. 4855; 2007, N 49, ст. 6079; 2012, N 50, ст. 6963; 2013, N 52, ст. 6961; 2015, N 29, ст. 4342; 2016, N 22, ст. 3097) следующие изменения:

1) в статье 8:

а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

“Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации.”;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

“4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.”;

в) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

“41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев.”;

г) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

“6. Унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм.”;

2) пункт 2 статьи 10 признать утратившим силу;

3) статью 29 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

“9. Не допускается реорганизация унитарного предприятия, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать условиям, предусмотренным пунктами 2 и 4 статьи 8 настоящего Федерального закона.”.

Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601, 3610; N 52, ст. 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3436, 3477; N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5633; N 51, ст. 6695; N 52, ст. 6961, 6988; 2014, N 23, ст. 2928; N 30, ст. 4266; 2015, N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4339, 4342, 4350, 4376; N 41, ст. 5629; 2016, N 27, ст. 4197; 2017, N 31, ст. 4828; 2018, N 9, ст. 1274; N 18, ст. 2561; N 24, ст. 3402; N 31, ст. 4848; N 49, ст. 7523; N 53, ст. 8440, 8498; 2019, N 29, ст. 3854; Российская газета, 2019, 5 декабря) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 15 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.”;

2) в части 1 статьи 23:

а) пункт 2 дополнить подпунктом “о” следующего содержания:

“о) о прекращении унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований настоящего Федерального закона;”;

б) пункт 3 дополнить подпунктами “д” и “е” следующего содержания:

“д) о ликвидации унитарного предприятия, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением требований настоящего Федерального закона и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона;

е) о принятии мер по прекращению унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований настоящего Федерального закона;”;

в) подпункт “д” пункта 6 после слова “лиц” дополнить словами “, в том числе унитарных предприятий,”;

3) дополнить главой 71 следующего содержания:

“Глава 71. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности

Статья 351. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

1. Не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

2. Не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной частями 1 и 2 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев.

Статья 352. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные организации, уполномоченные на осуществление действий по созданию унитарных предприятий (далее – заявитель), вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

2. Форма запроса, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным антимонопольным органом.

Статья 353. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству

1. В течение тридцати дней с даты получения запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, предусмотренного статьей 352 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган обязан рассмотреть этот запрос и направить в письменной форме заявителю одно из следующих заключений:

1) о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона;

2) о несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона.

2. Заключение о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству действует в течение одного года со дня выдачи его антимонопольным органом.

Статья 354. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

1. Унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, выданного на основании подпункта “д” пункта 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

2. В случае принятия судом к рассмотрению иска антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия до дня вступления в законную силу решения суда совершение любых сделок таким предприятием осуществляется только с согласия его учредителя.”;

4) в статье 391:

а) часть 1 после слов “последствий такого нарушения” дополнить словами “, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона”;

б) пункт 3 части 4 после слов “последствий такого нарушения” дополнить словами “либо ликвидацию или прекращение осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона”.

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.

2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, в отношении которых учредителем не приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

3. В случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия, которое осуществляет деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения. При этом сроки осуществления мероприятий, необходимых для исполнения решения учредителя о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия, не могут быть менее сроков, необходимых для проведения отдельных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для государственной регистрации ликвидации или реорганизации юридического лица.

4. В случае неисполнения предписания антимонопольного органа, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Части 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2025 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Вступление в силу закона о государственном предприятии

Глава 16. Государство и право в период «перестройки» (1985 – 1991 гг.)

практически отказался от поддержки коммунистического движения и стран социалистической ориентации.

М. С. Горбачев предпринял попытки установления доверительных отношения с лидерами западных государств. На международной арене М. С. Горбачев создавал имидж международного лидера-миротворца. Им была даже выдвинута концепция «нового мышления», которая предполагала исключение войн из жизни человечества. Его утверждение о том, что «война перестала быть продолжением политики» подтверждалась шагами СССР, направленными на достижение договоренностей о сокращении ядерных и обычных вооружений между СССР и США, ОВД (Организация Варшавского договора) и НАТО. Он стал инициатором подписания лидерами 22 стран Декларации, провозглашавшей отказ от применения силы или угрозы силы против территориальной целостности или политической независимости любой страны. Как известно, последующий ход истории опроверг эти теоретические рассуждения и ни к чему не обязывающие заявления. Сдача позиций СССР на международной арене была «высоко» оценена международной общественностью — в 1990 г. М. С. Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира. СССР к 1991 г. лишился своих союзников и утратил прежние возможности влиять на международные процессы, что незамедлительно обернулось нарастанием напряженности в различных регионах мира, в том числе непосредственно прилегающих к территории нашего государства. Так, вывод советских войск из Афганистана, с одной стороны, конечно, был необходим. Но брошенное на произвол судьбы Правительство ДРА не сумело противостоять оппозиции, поддерживаемой противниками Советского Союза. Результат — дестабилизация ситуации в этом регионе, которая сохраняется на протяжении более двух десятилетий после вывода советских войск, создающая проблемы не только для сопредельных государств, но и в целом для мира.

16.2. Изменения в государственно-политической системе в период «перестройки»

Одним из первых направлений, которое попытались осуществить в ходе перестройки, было Целью его являлось увеличение темпов развития экономики.

Вступление в силу закона о государственном предприятии

История отечественного государства и права

Первоначально было заявлено о необходимости приоритетного развития отраслей народного хозяйства, определяющих научно-тех- нический прогресс. Для чего были выделены колоссальные средства на закупку современных технологий, оборудования, которые зачастую так и небыли использованы ввиду не подготовленности к их использованию.

Одним из путей повышения темпов экономического развития рассматривалось расширение самостоятельности предприятий с постепенным их переходом на самофинансирование и самоокупаемость при неуклонном повышении роли трудовых коллективов.

30 июня 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии, который вступил в силу для всех предприятий с 1 января 1989 г. Цель — расширение самостоятельности предприятий. С января 1988 г. значительная часть отраслей и предприятий могла: самостоятельно разрабатывать свои пятилетние и годовые планы; частично определять ассортимент своей продукции помимо государственного заказа; получать прибыль и распоряжаться ею по своему усмотрению после уплаты налогов; переходить на хозяйственный расчет внутри предприятия; создавать совместные с зарубежными фирмами предприятия.

Все это сдерживалось отсутствием рынка сырья, наличием государственного плана развития народного хозяйства, существованием госзаказа, госприемки и дотаций, сохранением старой ценовой политики, сопротивлением старых управленческих структур.

Были созданы условия для развития сферы частного предпринимательства. 19 ноября 1986 г. законодательно была легализована частная деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

В марте 1988 г. было принято новое Положение о колхозах, которое предусматривало передачу управления колхозами самим колхозникам; аренду земли на срок до 50 лет одной семьей или же несколькими семьями с правом полностью распоряжаться произведенной продукцией. Однако аренда земли не получила широкого распространения в силу ряда причин, так как на практике земля крестьянам в аренду чиновниками давалась не на 50 лет, а на 5 – 10 лет, причем договор аренды мог быть расторгнут властями в одностороннем порядке.

Вступление в силу закона о государственном предприятии

16.3. Преобразование органов власти

На основе решений Пленума ЦК КПСС 12 апреля 1985 г. началось обновление общественно-политических структур, развитие демократии. В ходе перестройки советского общества развернулось демократическое законотворчество, были созданы новые политические общественные организации, шел процесс обновления всех сфер жизни, накапливался новый опыт государственного строительства.

После XIX конференции КПСС 1988 г. был взят курс на проведение политической реформы. 1 декабря 1988 г. были приняты два закона — «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», 14 марта 1990 г. — Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР».

На основании этих законов в структуре органов государственной власти появились новые звенья: Съезд народных депутатов СССР,

Верховный Совет СССР, Президент СССР, Совет федерации, Комитет конституционного надзора.

вручалась Съезду народных депутатов

СССР и избиравшемуся из его состава Верховному Совету СССР.

Съезд народных депутатов был правомочен рассматривать любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. К исключительному ведению Съезда относились: принятие Конституции СССР и внесение в нее изменений; принятие решений по вопросам национально-государст- венного устройства; установление государственной границы СССР,

утверждение изменений границ между союзными республиками; определение основных направлений внутренней и внешней политики; утверждение перспективных государственных планов; избрание Верховного Совета СССР, Председателя и Первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР.

Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 депутатов, из них 750 депутатов – от территориальных и 750 — от национально-терри- ториальных избирательных округов, еще 750 — от общесоюзных общественных организаций. Съезды должны были собираться один раз в год. В мае–июне 1989 г. прошел I Съезд народных депутатов.

Вступление в силу закона о государственном предприятии

Верховный Совет СССР — постоянно действовавший законодательный и распорядительный орган государственной власти СССР.

Он избирался сроком на пять лет Съездом народных депутатов СССР

из числа народных депутатов СССР. Верховный Совет был подотчетен съезду. Он состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Съезд ежегодно обновлял 1/5 членов каждой палаты.

Верховный Совет работал сессионно, очередные сессии длились 3 – 4 месяца. Верховный Совет СССР назначал выборы народных депутатов, по предложению Президента образовывал и упразднял правительство, министерства и другие центральные органы, утверждал премьер-министра, избирал Верховный суд СССР, Высший арбитражный суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР и председателя Контрольной палаты СССР.

14 марта 1990 г. в стране был учрежден пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Президент, Совет Федерации и Правительство осуществляли исполнительную власть.

— глава государства. На этот пост мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Он избирался гражданами СССР сроком на пять лет (не более двух сроков). Президент СССР мог быть смещен со своего поста только Съездом народных депутатов СССР (большинством в две трети голосов) и по заключению Комитета конституционного надзора СССР. По предложению кандидата в Президенты СССР и вместе с ним избирался вице-прези- дент СССР, который выполнял по поручению Президента отдельные его функции, замещал Президента в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.

Президент являлся Верховным главнокомандующим вооруженными силами СССР. Президент СССР возглавлял Совет безопасности СССР.

Члены Совета безопасности СССР назначались Президентом с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР.

В марте 1990 г. был создан . Однако в ноябре 1990 г. Совет был упразднен в виду его неработоспособности. Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вицепрезидент СССР и президенты (высшие должностные лица) республик. Совет Федерации рассматривал вопросы соблюдения Союзного

Вступление в силу закона о государственном предприятии

договора, разрабатывал меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства, дает рекомендации Совету Национальностей Верховного Совета СССР по разрешению межнациональных споров н конфликтов.

20 марта 1991 г. был принят закон, на основании которого высшим исполнительно-распорядительным органом СССР, правительством страны стал Кабинет Министров СССР. Кабинет Министров СССР

подчинялся Президенту СССР, его постановления и распоряжения могли быть отменены только Верховным Советом СССР и Президентом СССР. Кабинет формировался Президентом СССР с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом

СССР. Кандидатура на пост премьер-министра представлялась Президентом СССР и утверждалась Верховным Советом СССР.

Местные органы государственной власти. В 1987 г. выборы в местные Советы проводились по многомандатным избирательным округам. Был сделан вывод о необходимости перехода к состязательности кандидатов на выборах в Советы любого уровня.

1 декабря 1988 г. были установлены единые пятилетние сроки полномочий высших и местных органов власти. Вводился институт председателей Советов всех уровней и создавались президиумы в местных Советах (за исключением городов районного подчинения, поселковых и сельских Советов).

Демократизировался этап выдвижения кандидатов в депутаты: право выдвигать кандидатов получили трудовые коллективы вне зависимости от количества работников; а также избиратели по месту жительства.

Законом СССР от 9 апреля 1990 г. местные Советы народных депутатов были определены как «основное звено в системе местного самоуправления».

16.4. Распад СССР: изменения в государственном устройстве

Критическое переосмысление деятельности КПСС, выразившееся в осуждении сталинизма, репрессий и перегибов в ходе социалистического строительства, а также в освещении реальной жизни

Вступление в силу закона о государственном предприятии

партийной номенклатуры с ее привилегиями, стимулировало обострение национальных вопросов. Тем более что националистические силы первоначально заявляли о себе как о сторонниках перестроечных процессов.

республики Прибалтики активно отреагировали массовыми демонстрациями 23 августа 1987 г. на обсуждение в печати Советскогерманского пакта о ненападении 1939 г.

феврале 1988 г. резко обострился национальный конфликт в Нагорном Карабахе, армянское большинство населения которого стало требовать пересмотра решения о присоединении в 1923 г. этой области к Азербайджану.

1989 г. в республиках были приняты законы о языке, на что центр не прореагировал, молчаливо способствуя росту сепаратизма.

1990 г. начинается процесс суверенизации республик.

Усиление центробежных тенденций в бывшем СССР заставило М. С. Горбачева начать поиск новой основы для объединения союзных республик.

24 июля 1990 г. был опубликован проект нового союзного договора, который необходимо было обсудить в республиках. Проект договора предусматривал расширение прав республик во многих областях жизни. В экономической сфере он допускал горизонтальные двухсторонние экономические связи республик без участия центра.

октябре 1990 г. II съезд РУХа (Украинское националистическое движение) провозгласил и начал «борьбу за независимость Украины

ненасильственное восстановление независимой и демократической республики».

Грузии республиканский парламент под председательством Звиада Гамсахурдия одобрил «переход к суверенной и полностью независимой Грузии».

Особенно торопились с выходом из СССР республики Прибалтики, восторженно воспринявшие и поддержавшие перестройку, увидев в ней возможность своего быстрого отсоединения от СССР. 4 октября 1990 г. в Москве состоялись переговоры между представителями Союза и литовскими руководителями по вопросу поэтапного перехода Литвы к независимости.

Вступление в силу закона о государственном предприятии

Не менее острые отношения сложились у центра с руководством России, которую в качестве Председателя Верховного Совета возглавлял Б. Ельцин. 12 июня 1990 г. Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». Наряду с заявлением о суверенитете России в обновленном Союзе, было указано на верховенство Конституции РСФСР и Законов Р на территории республики и возможность приостановки действия союзных законов, что способствовало возникновению «войны законов» и ставило под вопрос существование СССР.

1 ноября 1990 г. Б. Н. Ельцин призвал российский парламент принять закон, по которому природные ресурсы, находившиеся на территории РСФСР, были бы закреплены в российскую собственность, что гарантировало бы экономические основы суверенитета России.

20 ноября 1990 г. Россия заключила двухстороннее соглашение с Украиной о взаимном признании суверенитета и о необходимости равноправного и взаимовыгодного сотрудничества без участия центра. 22 ноября 1990 г. аналогичный договор был подписан Россией и Казахстаном.

17 марта 1991 г. в стране прошел Референдум, на котором гражда-

не СССР однозначно высказались за сохранение Союза.

После обсуждения проекта союзного договора 23 апреля 1991 г. в Ново-Огареве М. С. Горбачевым от союзного центра и руководителями девяти республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан и Азербайджан) было подписано «Заявление 9 + 1», в котором оговаривались принципы нового союзного договора. Шесть республик (Латвия, Эстония, Литва, Грузия, Молдавия, Армения) не подписали Заявление.

Подписание этого документа не остановило центробежных тенденций в СССР, не ослабило противостояния союзных и республиканских властей.

12 июня 1991 г. первым Президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. 20 июля 1991 г. он подписал Указ, который запретил деятельность партийных организаций и их комитетов на государственных предприятиях и в учреждениях.

Утром 19 августа ТАСС передало сообщение о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в составе восьми

Вступление в силу закона о государственном предприятии

человек под руководством вице-президента СССР Г. И. Янаева. ГКЧП заявил, что он намерен восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. предполагалось установить чрезвычайное положение на шесть месяцев и ввести цензуру. Однако переворот провалился, значительно ускорив распад СССР.

М. С. Горбачев оставил пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Деятельность КПСС была приостановлена, а потом запрещена Б. Н. Ельциным. КГБ был сильно сокращен. Сторонники Б. Н. Ельцина стали планомерно занимать ключевые посты в государстве.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии, собравшись в Беловежской Пуще, констатировали: «Советский Союз (СССР) как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Ими было провозглашено образование Содружества Независимых государств (СНГ), открытого для всех государств бывшего СССР.

21 декабря 1991 г. были подписаны «Протокол» к Соглашению

создании CHГ и «Алма-Атинская декларация».

Обновление законодательства в период

В правовой сфере особо рельефно выделились две задачи: создание законодательства правового государства и формирование правовой базы экономических реформ.

Были предприняты конкретные шаги к созданию ранее не существовавшего механизма реального цивилизованного выхода любой союзной республики из СССР, ибо, как выяснилось в период гласности, отсутствие такого механизма делало нереализуемым и нереальным это конституционное право республик.

С этой целью в апреле 1990 г. принимается Закон «О разграни-

чении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации»,

установивший, что решение о выходе из СССР может быть принято

Вступление в силу закона о государственном предприятии

на референдуме в республиках. Тогда же, в апреле 1990 г., принимается Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», а также Закон «О правовом режиме чрезвычайного положения», установивший право Президента СССР,

Верховных Советов СССР и республик вводить чрезвычайное положение с предоставлением высшим должностным лицам чрезвычайных полномочий на этот период.

В декабре 1990 г. был принят Закон «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». Референдум мог быть назначен Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР по наиболее важным вопросам жизни страны.

стране планомерно принимались законы, призванные закреплять и развивать демократические изменения в обществе: Закон

праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; Закон о государственной безопасности; Закон

прессе и средствах массовой информации; Закон «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.); Закон «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.); Закон о въезде и выезде из СССР и многие др.

феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Опреде-

лялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные Советы.

марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР»,

котором перечислялись ее три основные формы: собственность граждан, коллективная и государственная. Кроме того, допускалось существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность может быть долевой или совместной (общая собственность нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов). Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства, крестьянского­

Вступление в силу закона о государственном предприятии

и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности — собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделяется на общесоюзную,­ союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориаль- ных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

По Закону от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» введено понятие «коммунальная собственность». В Законе было закреплено, что экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, вода, леса и т. п.), коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов. Коммунальной собственностью могли являться предприятия (объединения).

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики

финансов. В Законе закреплялось понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функ­ционирования которого признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций

индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.

июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР»,

правленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета. Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны