Является ли ип бенефициарным владельцем своего ип

Является ли ип бенефициарным владельцем своего ип

Является ли ип бенефициарным владельцем своего ип

В условиях нынешнего подхода к налоговому контролю достаточно остро обозначен вопрос раскрытия реальных владельцев бизнеса – бенефициаров, зачастую скрытых от посторонних глаз и управляющих компанией или группой компаний «из тени».

Сбор информации о бенефициарных владельцах компаний требуется главным образом для контроля за предпринимательской средой. Государство желает четко понимать, кто стоит за бизнес-структурами и несет ответственность за их деятельность.

Ищи, кому выгодно. Как найти бенефициара

Если вы думаете, что найти бенефициара легко – вы заблуждаетесь. Зачастую это крайне творческий процесс.))

Если ваши учредители – юридические лица, вы делаете запрос в ЕГРЮЛ для выяснения, кто является их учредителями. Если у ваших учредителей тоже учредители юрлица – далее запросы в ЕГРЮЛ, и так по цепочке движетесь вглубь и пытаетесь найти конкретных физических лиц.

Если в своих запросах вы пересекли границу РФ, это вас не останавливает – вы направляете запрос в иностранный налоговый орган. Вряд ли вы получите ответ, но у вас останется документальное подтверждение ваших действий и принятых мер по выявлению бенефициаров.

Если найдено физическое лицо, ваша задача установить – номинальный это или реальный владелец, насколько он влияет на принятие решений – является ли он бенефициаром. Чаще бывает наоборот – «теневой» владелец, не имея доли в уставном капитале, дает указания директору через родственные связи, или детские страхи, или за солидное вознаграждение.

Не исключено, что реального бенефициара вы не найдете, и результат вы не получите. Зачастую бенефициары скрыты так тщательно, что их не могут найти даже правоохранительные органы. От вас требуется доказательство приложенных усилий – вы сделали все возможное, чтобы исполнить требования закона. Это освободит вас от штрафа.

Бенефициара надо не только установить, но и идентифицировать.

Вы должны получить полную информацию о физическом лице: его фамилию, имя, отчество, гражданство, паспортные данные, дату рождения, ИНН, если это иностранный гражданин и он находится в РФ вы должны указать номер его миграционной карты или вида на жительство (разрешения на проживание в России) и адрес проживания.

При сложной структуре собственности Росфинмониторинг рекомендует установить всех бенефициаров и проверить их на наличие/отсутствие в списке лиц, причастных к экстремистской деятельности, на сайте Росфинмониторинга.

Бенефициарный владелец – субъект, который не имеет определённого, установленного законодательством статуса. Такое понятие применяется в отношении компаний, которые имеют правовые и юридические отношения с учреждениями, работающими в сфере оказания имущественных и финансовых услуг. Список таких организаций предоставляет 5-я статья закона № 115-ФЗ. Бенефициарным собственником может быть как одно лицо, так и группа людей, выступающих прямыми владельцами юрлица или ИП,  или имеющими некоторое влияние на принятие решений юрлицом в процессе деятельности. Зачастую это лицо или группа не указывается ни в учредительной документации, ни во внутриорганизационных документах. Но, несмотря на этот факт, именно бенефициарный владелец может являться полным собственником компании, не раскрывая своей личность. Такая деятельность компании с формальным директором или управляющим часто используется для сокрытия доходов и «отмывания» нелегально, незаконным путём полученных средств. Такая ситуация может возникнуть также при желании владельца компании существенно сэкономить на отчислении налоговых платежей, что также представляется правонарушением в отношении государства.

Бенефициарный владелец индивидуального предпринимателя является, по сути, истинным владельцем ИП. Он контролирует деятельность, принимает важные бизнес-решения, получает прибыль и руководит процессом хозяйствования. Но, внесённые в закон 115-ФЗ изменения как раз и направлены на легализацию бизнеса, вывода из тени прибыли. Дополнениями к закону устанавливается обязательная идентификация клиентов всеми организациями, работающими с бизнесменами: банками, страховыми компаниями, кредитным организациям. Им вменяется обязанность «мониторить» клиентов на предмет выявления бенефициарных собственников и сообщать о найденных нарушениях в уполномоченные государственные органы.

Бенефициарный владелец индивидуального предпринимателя, согласно вышеуказанному закону может иметь минимум 25% от общей суммы имущества как денежного, так и иного. Но владельцем он является через подставных лиц, управляя ими без соответствующих документов. Выявление бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) проводится путём анкетирования клиентов и прочих мер. Для полной идентификации лица-клиента предусмотрено заполнение анкеты, раскрывающей такую информацию о предпринимателе:

-дата и место рождения гражданина;

-адрес фактического жительства или пребывания;

-для иностранных предпринимателей – разрешение к пребыванию на территории России;

-паспортные данные физического лица.

Бенефициарный владелец индивидуального предпринимателя устанавливается согласно действующему законодательству. Но на этом этапе у банковских и прочих учреждениях, проводящих мониторинг клиентов, возникают определённые трудности. Ведь некоторые данные клиентов, в том числе и индивидуальных предпринимателей, попадают под действие закона о защите персональных данных, и раскрываться не могут. Учреждение имеет право запрашивать только ту информацию клиента, которая указана в списке, установленном законом. Для сбора информации о клиенте, используются все поданные им документы. Это может быть анкета, заявления на открытие счёта, письменные уведомления и прочее. Если учреждение не идентифицирует бенефициарного собственника, то им может быть признан сам ИП или юрлицо.

Не применяется мониторинг на предмет выявления бенефициарного владельца к следующей категории лиц:

-государственные организации и учреждения;

-местные и муниципальные органы власти;

-внебюджетные фонды, фактическим владельцем которых выступает государство;

-все компании, полноценным владельцем акций которых (более 50%) выступает государство или его представители;

-международные компании, обладающие необходимо для совершения бизнеса правоспособностью;

-эмитенты некоторых ценных бумаг.

В некоторых ситуациях банки и иные организации обрабатывают информацию о клиенте без его уведомления и согласия. Эти ситуации предусмотрены международными соглашениями и договорами либо же нормативными актами России.

Как оформить договор банковского счёта индивидуального предпринимателя?
Документы необходимые для оформления загранпаспорта индивидуальному предпринимателю
Какой может быть крупная сделка для индивидуального предпринимателя?

Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое может контролировать деятельность компании. Контроль осуществляется как де-юре, так и де-факто.

Вопрос: Какие документы нужно получить для установления бенефициарного владельца от иностранной организации? Когда запрашивать подтверждение иностранного резидентства для применения положений соглашения об избежании двойного налогообложения?
Посмотреть ответ

Кто такой бенефициарный владелец

Бенефициар – это физическое лицо, принимающее участие в юридическом лице. Размер этого преобладающего участия составляет более 25%. Это же лицо имеет полномочия по контролю над действиями ЮЛ. Значение рассматриваемого понятия зависит от конкретной сферы.

Бенефициарным владельцем могут являться эти лица:

Часто сведения о бенефициарном владельце скрываются. Делается это для обеспечения безопасности деятельности компании, а также для предупреждения претензий со стороны государственных структур.

Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах?

Законодательная база

Термин «бенефициар» дан в ФЗ №115 (абзац 13 статья 3). Закон этот регулирует область противодействия отмыванию средств. ФЗ №115 обязывает финансовые учреждения устанавливать бенефициарных владельцев. Там же даны критерии для их выявления. Поправка к ФЗ дана в законе №215. В положении содержатся нюансы обнародования соответствующих сведений ЮЛ. ФЗ обязывает юридических лиц заносить в базы данных информацию о бенефициарах. Сведения должны обновляться раз в год.

Есть ли у некоммерческой организации бенефициарный владелец?

Определение бенефициаров позволяет увеличить «прозрачность» работы фирм, предотвратить легализацию доходов, добытых преступным путем. Отношения с этими лицами регулируются Положением ЦБ №499. Это Положение содержит следующую информацию:

Дополнительная информация раскрывается в письмах Центробанка. Эти письма содержат различные пояснения, разбор исключительных случаев.

Как определить бенефициара

Бенефициарами могут быть как один, так и несколько фактических владельцев фирмы. Отличительный признак таких собственников – наличие возможности различной степени влияния на деятельность компании. Установить бенефициаров, как правило, сложно. Дело в том, что информация о таких владельцах может вовсе не фигурировать в документах фирмы. Также сведения о собственниках могут содержаться в официальных бумагах, но степень их участия может быть занижена. Отсутствие информации о бенефициарах может быть связано с этими причинами:

Для сокрытия бенефициаров используются различные схемы. Для установления скрытых владельцев нужно знать все эти схемы. Как правило, для сокрытия сведений используется особый метод оформления имущества и правоустанавливающих документов. К примеру, лицо получает доступ к счетам фирмы по доверенности. Доверенность предоставляется «подставным» руководителем. В итоге бенефициар фактически наделяется правом собственности на акции на предъявителя. Вместо «подставного» директора могут фигурировать номинальные владельцы ценных бумаг.

ВАЖНО! Существует также термин «конечный бенефициар». Что он обозначает? В процессе установления фактических владельцев выявляется цепочка выгодоприобретателей. Данная цепочка завершается основным получателем выгоды – конечным бенефициаром. Это лицо, получающее доход от работы фирмы.

Чем отличается бенефициар от выгодоприобретателя

В законодательстве других стран бенефициар и выгодоприобретатель – это тождественные понятия. Однако в законах РФ различают эти термины. Бенефициарный владелец – понятие более узкое. Бенефициар, в отличие выгодоприобретателя, владеет большее 25% долей в капитале фирм. У этого лица есть доступ к управлению. То есть бенефициарный владелец – это более значимый участник. По этой причине именно бенефициаров пытаются выявить официальные структуры.

Кому нужны данные о бенефициарных владельцах

Информация запрашивается для противодействия следующим правонарушениям:

Информация может запрашиваться также частными ЮЛ. К примеру, это могут быть финансовые учреждения, предоставляющие кредиты. Для выдачи займа учреждение запрашивает информацию о бенефициарах. Эти сведения позволяют оценить репутацию фирмы, а также проанализировать риски кредитования. Финансовые компании, в свою очередь, предоставляют соответствующую информацию Росфинмониторингу. Под финансовыми компаниями понимаются следующие субъекты:

Информация о бенефициарах должна передаваться следующим структурам:

Если фирмы отказываются предоставить нужные сведения, на них накладывается штраф. Данные о бенефициарном владельце запрашиваются при заключении контрактов, касающихся государственных закупок. Фирма в ответ на запрос должна отправить документ, включающий в себя информацию о собственниках, в том числе физических лицах, которые считаются учредителями.

Права бенефициаров

Бенефициарный владелец получает права только в том случае, если отношения с ними оформлены официально. Рассмотрим права бенефициаров:

Точный перечень прав зависит от того, в какой именно области работает бенефициарный владелец.

Защита прав бенефициара

Права бенефициарного владельца часто нарушаются. Рассмотрим самые распространенные правонарушения:

ВАЖНО! Для предупреждения нарушения прав рекомендуется оформлять соглашения в письменном виде. В договоре нужно прописать положения, устанавливающие контроль над организацией. В них можно вписать пункты о необходимости неразглашения информации, возмещения ущерба от неправомерных или непрофессиональных действий.

Может ли компания существовать без бенефициаров?

Компании, в состав которых не входят бенефициарные владельцы, – это, как правило, некоммерческие субъекты. То есть целью их деятельности не является извлечение прибыли. Если это коммерческий субъект, всегда будут лица, которые являются конечными получателями дохода. Однако часто определить конечного бенефициара почти невозможно.

К СВЕДЕНИЮ! Несмотря на то что государственные структуры пытаются установить бенефициарного владельца, в результате редко возможно получить всю нужную информацию. Связано это с тем, что существует неограниченное число схем, служащих для сокрытия личности бенефициара.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, – денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 197-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 90-ФЗ)

обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля;

(в ред. Федерального закона от 18.03.2019 N 32-ФЗ)

осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов – физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля;

(в ред. Федеральных законов от 18.03.2019 N 32-ФЗ, от 30.12.2020 N 536-ФЗ, от 21.12.2021 N 423-ФЗ)

клиент – физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 424-ФЗ)

выгодоприобретатель – лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2010 N 176-ФЗ)

бенефициарный владелец – в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента – физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 482-ФЗ)

фиксирование сведений (информации) – получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона;

замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 7.4 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения (далее – перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН);

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 23.04.2018 N 90-ФЗ, от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

замораживание (блокирование) имущества – адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 7.4 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН;

упрощенная идентификация клиента – физического лица (далее также – упрощенная идентификация) – осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме;

иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 424-ФЗ)

доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица вправе осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей такой иностранной структуры без образования юридического лица;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 233-ФЗ)

протектор – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица наделено полномочиями осуществлять контроль за действиями доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвует в ее деятельности;

личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ)

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, уведомлений уполномоченного органа о включении организаций или физических лиц в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, или об исключении организаций или физических лиц из перечней организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 565-ФЗ, от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и контрольными (надзорными) органами, адвокатскими и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов для реализации своих функций;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 165-ФЗ)

национальная оценка рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (национальная оценка рисков) – деятельность, организуемая уполномоченным органом во взаимодействии с государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, выработке мер по минимизации указанных рисков. Национальная оценка рисков проводится в соответствии с рекомендациями, утвержденными уполномоченным органом;

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 165-ФЗ)

подозрительные операции – операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2021 N 423-ФЗ)

Используемые в настоящем Федеральном законе понятия “банковская группа”, “участник банковской группы”, “головная кредитная организация банковской группы”, “банковский холдинг”, “участник банковского холдинга”, “головная организация банковского холдинга” применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе “О банках и банковской деятельности”, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(часть вторая введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 32-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом.

(часть третья введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

С 01.03.2024 ст. 3 дополняется ч. 4 (ФЗ от 29.12.2022 N 607-ФЗ).

Под предметами религиозного назначения и религиозной литературой для целей настоящего Федерального закона понимаются предметы религиозного назначения и религиозная литература, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 28.04.2023 N 165-ФЗ)

Бенефициар и выгодоприобретатель

Понятие «бенефициар» отсутствует в российском законодательстве, но несмотря на это, оно широко используется в официальной документации. Во многих случаях оно обозначает выгодоприобретателя в самом широком смысле слова — любого человека, который получает выгоду или прибыль от каких-либо операций. Например, бенефициаром можно назвать человека, если он:

Существует четыре вида бенефициаров — основной, условный, отзывной и безотзывной:

Обязанности и права бенефициарного владельца

Главное право бенефициарных владельцев — это возможность влиять на деятельность компании в соответствии с принадлежащей им долей. Они имеют право:

При этом у них есть и перечень обязанностей, главная из которых — это предоставлять данные о себе по запросу государства. Это делается в рамках все того же Федерального закона №115-ФЗ, который направлен на противодействие отмыванию средств. Компания обязана раз в год актуализировать данные о своих бенефициарных владельцах и предоставлять их по требованию уполномоченных органов — например, налоговой или Росфинмониторинга.Предоставлять нужно следующую информацию о бенефициарах:

Как определить бенефициарного владельца

Человек может считаться бенефициарным владельцем, если в его распоряжении находится доля в капитале компании размером с четверть этого капитала или больше. Причем он не обязательно должен владеть этой долей напрямую — например, он может быть собственником или основным акционером другой компании, которой принадлежат эти 25%. Из-за этого часто возникают так называемые «цепочки собственников», из-за которых бывает сложно определить, кто на самом деле является конечным бенефициарным владельцем.

Многие компании предпочитают скрывать своих бенефициаров от широкой публики. Они могут не упоминаться в правоустанавливающих документах фирмы и нигде не быть указаны в роли собственников — но при этом они могут продолжать получать прибыль и влиять на деятельность организации.

При желании бенефициар может вообще не раскрывать свою личность — за исключением тех ситуаций, когда предоставить эту информацию требуют уполномоченные на это органы.

Эта страница полезна?

% клиентов считают страницу полезной

Следите за нами в соцсетях и в

Может ли бенефициар отсутствовать

В некоторых случаях бенефициар в компании может отсутствовать — например, в той ситуации, если фирма занимается некоммерческой деятельностью, которая не направлена на получение прибыли. К примеру, это распространяется на компании, занимающиеся благотворительными проектами, организацией некоммерческих массовых мероприятий, собраний, ассоциаций и так далее. При этом если компания занимается коммерческой деятельностью, то бенефициарный владелец у нее будет в любом случае.

Бенефициары – важный объект налогового контроля

Налоговики ведут поиск бенефициара для выявления схем оптимизации налогообложения и уклонения от уплаты налогов: при использовании офшоров, при дроблении бизнеса, при создании цепочки взаимозависимых лиц и других комбинаций. Ищут хранителей активов – юридических и физических лиц, и конечного выгодоприобретателя бизнеса – получателя налоговой выгоды.

Система контроля налоговых деклараций СУР АСК НДС-2 анализирует сделки, выявляет рисковые компании и выстраивает «дерево связей». Если у двух или более компаний один и тот же бенефициар, и они между собой совершают сделки, если в эту цепочку вплетены фирмы, неукротимо оптимизирующие налоги, – налоговый орган ставит под сомнение реальность операций, ищет получателя налоговой выгоды и выходит на проверку.

В зависимости от доказательных задач, налоговое законодательство применяет разные понятия лиц, участвующих в работе компании, такие как – заинтересованные лица, аффилированные лица, взаимозависимые лица, контролирующие лица.

Бенефициар – человек не бедный

Бенефициар, как правило, человек обеспеченный. Информационные ресурсы налоговой системы позволяют выявить всю российскую собственность каждого гражданина, включая членов его семьи, проанализировать перемещение имущества, в том числе с целью вывода на номинального владельца (хранителя активов).

Если за компанией числится недоимка по налогам, статья 45 налогового кодекса разрешает ее взыскать за счет взаимозависимых лиц. В судебном порядке. Если налоговая сможет доказать, что бенефициар прямо или косвенно повлиял на неуплату компанией налогов – суд может признать взыскание долга компании за счет ее бенефициара.

В случае взыскания налогов в результате налоговой проверки бенефициар может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам компании, если будет установлено его фактическое участие в управлении бизнесом через формально контролирующих лиц – номиналов.

Также к субсидиарной ответственности «серый кардинал» может быть привлечен, если будет доказано его влияние на действия, явившиеся причиной несостоятельности компании и доведения ее до банкротства. К этому вопросу у налоговой особый интерес.

А номинал может быть не так прост

Зачастую, номинальный руководитель компании является работником по трудовому договору. Его полномочия, как правило, существенно ограничены волей владельцев бизнеса. И финансовое состояние, как правило, не идет ни в какое сравнение с собственностью бенефициара. Поэтому, когда компания «летит» в банкротство, привлечение к субсидиарной ответственности ее номинального директора для налоговой менее эффективно, чем обращение к собственности ее бенефициара.

Привлечь собственника компании к субсидиарной ответственности сложнее, чем директора. Доказательства налоговой, как правило, строятся на показаниях должностных лиц, исполняющих указания «теневого» владельца бизнеса.

Одна из новелл ФНС – аналог «сделки со следствием» с номинальным директором. Он может быть частично и даже полностью освобожден от субсидиарной ответственности, если поможет налоговой установить реальных бенефициаров, раскрыть сведения об их имуществе и доходах, поделиться схемой вывода активов и помочь налоговому органу доказать все это.

Бенефициар – он и за границей бенефициар

Целенаправленное наступление по раскрытию бенефициаров налоговая служба продолжает и за пределами России, налаживая автоматический обмен информацией с зарубежными налоговыми органами. Готовность передавать информацию в Россию уже подтвердили 90 государств, в том числе Лихтенштейн, Великобритания, Сингапур, Швейцария, Бермуды, Британские Виргинские острова, Джерси, Ирландия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды.

Полученные данные используются для контроля валютного законодательства, трансфертного ценообразования, для выявления фактических получателей офшорных юрисдикций, фиктивных контрагентов, номинальных посредников и реальных бенефициаров.

Личность бенефициара интересует банк

При открытии счета компания заполняет анкету и указывает бенефициара. Обычно клиент указывает формальную информацию. И зачастую недостоверную. Как правило – это оформленные де-юре учредители.

У российских банков нет широких полномочий по выявлению реальных бенефициаров, как у налоговиков. Они, в основном, принимают информацию клиента. Банк может отказать в заключении договора компании, которая отказывается раскрыть сведения о бенефициаре.

Информация о конечных бенефициарах также важна банку для принятия решения о кредитовании. Исходя из личности бенефициара оценивается репутация компании и риски по ее кредитованию.

Кредитные организации, работающие в России, обязаны представлять информацию о бенефициарах в Росфинмониторинг. За сокрытие таких данных – штраф до 500 000 рублей.

Бенефициар- дирижер бизнеса

Бенефициар (от фр. benefice – «прибыль, польза») – выгодоприобретатель, то есть лицо, получающее выгоду от заключения какой-либо сделки.

В российском законодательстве понятие «бенефициар» используется, как правило, в контексте налогового контроля и «антиотмывочного» законодательства.

Бенефициар (или бенефициарный собственник, или бенефициарный владелец) – это реальный собственник бизнеса. Им может быть только физическое лицо – конкретный человек. Тот, кто фактически управляет компанией, контролирует активы, распоряжается ими и, в конечном итоге, получает прибыль компании.

Бенефициар может не упоминаться в учредительных документах компании и финансово не участвовать в ее деятельности. Но он в полной мере пользуется правами владельца, хотя юридически это право может принадлежать другим лицам.

Зачастую личность бенефициара скрыта, данные о нем не афишируются и даже тщательно скрываются. Конфиденциальность бенефициара поддерживает номинальная компания, которая ведет деятельность без указания конечного владельца, или цепочка таких компаний. Для того, чтобы максимально скрыть сведения о личности бенефициара и в то же время обеспечить его участие в управлении компанией, придумываются всевозможные приемы оформления собственности и сложные схемы взаимодействия компаний внутри группы.

Кто эта таинственная персона – может быть известно лишь отдельным доверенным лицам из руководства компании. Но найти его можно. С помощью самого правдивого и понятного средства – денег. По счетам, на которые бенефициару перечисляется прибыль.

Фискальные органы уделяют большое внимание поиску и выявлению бенефициаров. Особенно интересны контролерам компании, принадлежащие одному бенефициару, а также сложные схемы с несколькими уровнями владения, для которых нет явного объяснения. В этих случаях вызывает интерес цель создания сложной структуры бизнеса и возможность получения необоснованной налоговой выгоды.

Понятие «бенефициарный владелец» или просто «бенефициар» можно встретить довольно часто, однако не все до конца понимают, что оно означает. На самом деле, это очень многозначное слово, которое может в разных контекстах обозначать разные вещи. Например, в одной ситуации мы можем назвать бенефициаром вкладчика банка или наследника, которому причитается доля в наследстве, а в другой — владельца компании, получающего доход от ее деятельности. Разбираемся, кто такой бенефициар и что скрывается за этим понятием.

В российском законодательстве также существует более узкое понятие «бенефициарного владельца» — оно приводится в ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года. Под этим термином понимается физическое лицо, которое напрямую или косвенным образом владеет юридическим лицом либо принимает участие в его управлении, а также получает доход от его деятельности.

Бенефициар может быть учредителем, единоличным собственником, одним из совладельцев организации либо ее директором — а может и вообще не иметь прямого отношения к деятельности фирмы, а влиять на нее только опосредованно, через третьих лиц или номинальные организации.

Также часто можно встретить понятие «конечного бенефициара» — под ним понимается лицо, являющееся реальным собственником целой корпорации или сети компаний и получающее доход от этих предприятий.

Агенты по выявлению бенефициара

Обязанность по выявлению бенефициаров своих клиентов вменена организациям, проводящим сделки с деньгами и имуществом – страховым и лизинговым компаниям, участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, торгующим драгметаллами, посредникам в сделках купли-продажи имущества. А также аудиторам и адвокатам.

Финразведка советует этим организациям в договоре с клиентом предусмотреть пункт о раскрытии бенефициара, изучить учредительные документы и проводить анкетирование.

Представленную клиентом информацию Росфинмониторинг обязывает не просто собрать, а перепроверить – через публикации в СМИ, в коммерческих базах данных (СПАРК, и др.), в интернет-ресурсах. Если клиент отказался раскрыть бенефициара или представляет заведомо недостоверные сведения – об этом рекомендовано сообщить в Росфинмониторинг.

Сведения о владельцах бизнеса – до конечных бенефициаров – требуются при заключении контрактов с предприятиями государственной собственности. Без их представления договор заключен не будет. И, конечно,

Любое юридическое лицо обязано знать своих бенефициаров. И представлять по запросу налогового органа и Росфинмониторинга документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах или принятых мерах по поиску сведений о них.

Эта обязанность закреплена статьей 6 закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Даже если вы понимаете, что к финансированию терроризма вы не имеете никакого отношения, – воздействие этого закона вы точно уже ощущаете на себе. Например, в виде банковского контроля. Ссылаясь на этот закон банки вторгаются в нашу личную жизнь, запрашивая сведения о законности поступлений на счет, обоснованности платежей и снятия наличных.

В определении закона 115-ФЗ, бенефициарный владелец- это физическое лицо, который в конечном счете – как непосредственно напрямую, так и через цепочку звеньев – владеет или осуществляет контроль над юрлицом, или физическое лицо, от имени которого проводится сделка. Он может владеть прямо или косвенно долей более 25% в уставном капитале компании. Но это необязательно. Реальный собственник может ни юридически, ни финансово не влиять на работу компании, и находиться в тени. Но номинальные сотрудники управляют компанией четко по его указаниям.

Реально владеть собственностью компании может и несколько фактических владельцев – бенефициаров.

Не реже одного раза в год компании обязаны обновлять информацию о своих бенефициарах и хранить эти данные в течении 5 лет.

За непредставление информации по установлению своих бенефициарных владельцах или о принятых мерах по их установлению статье 14.25.1 КоАП предусмотрена ответственность – в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей, на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей. В том числе за то, что организация не предприняла всех возможных усилий по установлению своих бенефициаров. Размер штрафа – по протоколу налогового органа – определяет суд.

Документы, необходимые для подтверждения прав бенефициара

Если потребуется подтвердить, что то или иное лицо является бенефициаром, необходимо будет собрать перечень документов, подтверждающих его право владеть и распоряжаться долей в компании. Чтобы восстановить всю цепочку собственников и выгодоприобретателей, для разных организационно-правовых форм могут понадобиться следующие документы:

Раскрытие сведений о бенефициарах в бухгалтерской отчетности

Важно помнить, что сведения о бенефициарах компания обязана раскрыть в пояснениях к годовому балансу. Это требует бухгалтерское законодательство. Кроме тех, кто имеет право на ведение упрощенного бухучета.

Если отчетность компании подлежит обязательному аудиту – аудитор изучает пояснение к балансу в разделе «Информация о связанных сторонах». Если аудитор посчитает сведения о бенефициарах недостаточным, он обязан представить заключение, указав замечание о недостаточности информации.

Совет. Несмотря на требования фискалов, я не советую указывать в пояснениях к балансу всю «подноготную» бенефициара компании– такие как паспортные данные, дату рождения и место проживания. Я бы не стала этого делать. Достаточно для идентификации указать его ФИО и ИНН.

Можно ожидать, что налоговые органы запросят подробности- они имеют на это право. Тогда по запросу налоговиков придется эти сведения раскрыть. Также, как и по запросу Росфинмониторинга, или по запросу налогового органа в части валютного контроля. Вы должны быть к этому готовы.

Скрытое управление компанией вызывает интерес у различных фискальных органов. Сведения важны для фискальных структур в целях противодействия легализации средств, полученных незаконным или преступным путем, финансовым махинациям, незаконному выводу денежных средств за рубеж и прочим преступным действиям.

Вместо заключения. И советы

Многие собственники бизнеса враждебно настроены к мерам по раскрытию их влияния, оперируя правом на сохранение конфиденциальности и защите личной информации. Да, это выбор – сохранить личную информацию или развивать бизнес.

Но формально относиться и игнорировать требования по раскрытию бенефициарных владельцев не стоит. Это достаточно серьезный вопрос и сбрасывать его в условиях нынешнего подхода к налоговому контролю совершенно нельзя. Немало вопросов в разных инстанциях, по которым вы можете споткнуться на проблеме «теневого» бенефициара.

А советы такие:

В принципе, если вы не занимаетесь агрессивной оптимизацией и не скрываетесь от налогов, скрывать информацию о бенефициарах наивно. Контролеры могут их выявить и без вашего участия. Но вас могут привлечь к ответственности. А штрафы немалые.

Желаю всем узнать своих бенефициаров. Беречь бизнес. И вместе с ними его развивать.

Надеюсь, что было полезно.

Оригинал статьи доступен на портале E-xecutive.ru

Итоги

Бенефициар — это обширное понятие, которое в самом широком смысле может означать вообще любого выгодоприобретателя, а в более узком — человека, который является фактическим собственником какой-либо компании, может значительно влиять на принимаемые ей решения и может распоряжаться полученной ею прибылью. Владеть долей в компании можно как напрямую, так и опосредованно — например, через третьих лиц или через фирмы-посредники.

Бенефициар обязательно есть у любой организации, которая занимается коммерческой деятельностью и получает от нее прибыль. Он может не раскрывать свою личность для широкой общественности, но при этом обязан ежегодно предоставлять данные о себе государственным органам — это необходимо для противодействия отмыванию средств.

Отсутствовать бенефициарный владелец может только в одном случае — если организация занимается благотворительностью или любой другой некоммерческой деятельностью, то есть не получает выгоды от своей деятельности.