Зачем нам нужны международные конвенции и Нужны ли нам международные конвенции?

Международная морская организация (ИМО) была основана в Женеве в 1948 году. По состоянию 2014 год в ИМО состоят 171 государство. Основной задачей ИМО является выработка и принятие норм и правил по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды.  Данные нормы и правила содержатся в конвенциях, большинство которых можно отнести к трем следующим категориям:

Ответственность и компенсация

Безопасность на море

  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 г.,с внесенными изменениями
  • Международная конвенция о грузовой марке (LL), 1966
  • Соглашение по пассажирским судам, осуществляющим специальные перевозки (STP), 1971
  • Международная конвенция по безопасным контейнерам (КБК), 1972 
  • Конвенция о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), 1976
  • Международная конвенция Торремолинос для безопасности рыболовных судов (SFV), 1977
  • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) с внесенными поправками, в том числе в 1995 и 2010
  • Международная конвенция по морскому поиску и спасанию (SAR), 1979

Загрязнение

  • Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими, 2004
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней и Протокол 1997 года (МАРПОЛ)
  • Международная конвенция о готовности к загрязнению нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (БЗНС), 1990
  • Международная конвенция о контроле за вредными противообрастающими системами на судах (AFS), 2001
  • Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью
  • Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (LC), 1972 (и 1996 Лондонского протокола)

Другие конвенции

  • Международная конвенция по обмеру судов (тоннаж), 1969
  • Международная конвенция о спасании (спасание), 1989

Что такое конвенция и как она соотносится с понятием международное соглашение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Конвенции занимают господствующее положение в системе источников международного права.

Они охватывают почти любые области, в урегулировании которых заинтересовано не одно, а несколько государств.

Мир

Много значимых документов заключено в рамках военного, гуманитарного, морского, воздушного, экологического и других отраслей права. Что такое конвенция с точки зрения юридической науки? В этой статье вы найдёте ответ.

Конвенция — это…

В переводе с латинского языка слово «conventio» означает «соглашение». ООН (что это за организация?) выделяет два подхода к толкованию термина: широкий и узкий. Но второй более распространён в мировой практике.

В широком смысле конвенция – это синоним понятия «международное соглашение». То есть, любой документ, который два или более государств принимают по какому-либо вопросу, носит такое название.

В узком смысле конвенция – это вид международного договора, обладающего специфическими признаками.

Проблема в том, что последние разнятся в зависимости от конкретного географического региона. Государства могут называть одни акты конвенциями, другие – договорами, третьи – соглашениями только в силу устоявшихся традиций.

ООН выделяет два ключевых критерия для разграничения понятий.

  1. Количество сторон.

    Международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. Большинство конвенций – это соглашения с участием более двух государств. Документы открыты к присоединению новых стран.

    Рукопожатие

    Например, в 2002 году в г.Кишинёве была заключена конвенция о правовой помощи. Один из предметов её регулирования – выдача преступников. В документе участвует большинство стран СНГ (что это?).

    В то же время, между Таджикистаном и Индией, то есть двумя государствами, заключён именно договор о правовой помощи по уголовным делам.

  2. Универсальный характер.

    Этот критерий вытекает из предыдущего.

    Как правило, конвенции принимаются по вопросам, которые имеют значение для всего мирового сообщества.

    Вот примеры отношений, входящих в предмет регулирования:

    1. основные права и свободы человека;
    2. международно-правовая ответственность за совершение особо опасных преступлений (актов терроризма, геноцида);
    3. воздушное и космическое пространство;
    4. освоение Арктики;
    5. сохранение экологии (что это такое?);
    6. гуманитарная помощь пострадавшим в ходе военных действий.

Зал

Другие договоры и соглашения обычно регулируют вопросы регионального характера.

Например, в 2013 году страны СНГ заключили соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции.

Признаки конвенции

Конвенция играет примерно такую же роль в международном праве, как закон в национальном законодательстве.

Она обладает тремя признаками.

  1. Обязательная юридическая сила.

    Государства-участники обязаны соблюдать положения документа (что это?). Обычно они вступают в силу после ратификации (что это?). Если национальный закон и международное соглашение противоречат друг другу, то применению подлежат нормы последнего.

  2. Широкий предмет регулирования.

    Международный документ регулирует максимальное количество вопросов, связанных с определённой темой.

    Транспорт

    Например, Венская конвенция 1969 года включает следующие нормы: порядок заключения, вступления в силу, прекращения и приостановления действия внешнеэкономических договоров, признание их недействительными.

  3. Вытекает из общепринятых стандартов.

    Как правило, конвенция закрепляет уже сложившиеся в мировой практике обычаи или подходы к решению определённых вопросов. Такой документ не принимают в целях урегулирования новых общественных отношений.

Виды конвенций

Несмотря на разъяснения ООН на официальном сайте, некоторые юристы выделяют количество сторон как один из критериев классификации (что это такое?). То есть, конвенции бывают многосторонними и двусторонними.

Последние обычно принимают по консульским, транспортным, налоговым и таможенным вопросам. Например, в 2017 году Беларусь и Великобритания подписали конвенцию об избежании двойного налогообложения. В то же время аналогичный документ, заключённый между Беларусью и Россией в 1995 году, называется соглашением.

Другой критерий классификации – географический охват. В соответствии с ним юристы выделяют универсальные, региональные и субрегиональные конвенции.

Наиболее распространено деление международных соглашений в зависимости от предмета регулирования. Примеры самых известных приведены в нижней таблице.

Международные соглашения из разных областей

Выводы

Итак, конвенция – это официальный международный документ, который комплексно регулирует важную сферу общественных отношений и имеет обязательную силу для государств-участников.

Иногда она выступает синонимом термина «соглашение». В ходе подготовки документа государства сами решают, как его назвать: договором или конвенцией. Органы ООН используют понятие только для обозначения многосторонних соглашений универсального характера.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Подавая заявку на вступление в Совет Европы в 1992 году, Россия стремилась создать единое правовое пространство с западными странами. Процесс затормозился по политическим причинам: из-за конституционного кризиса 1993 года и войны в Чечне. В адрес России выдвинули много требований: разработать законы, соответствующие европейским принципам и стандартам, ратифицировать конвенции и так далее. Среди них были и политические. Например, признать неправильной концепцию деления государств на страны «дальнего» и «ближнего» зарубежья, когда вторые рассматриваются как зона особых интересов.

Тем не менее Россию все равно приняли в Совет Европы в 1996 году. Условия были компромиссные: отмечалось, что правовая система РФ еще страдает «рядом недостатков», но должна стремиться их исполнять. 

Всего по состоянию на 2021-й Россия подписала и ратифицировала почти 70 из 223 договорно-правовых актов Совета Европы. Первые европейские конвенции одобрил еще СССР в 1990–1991 годах, когда не был членом Совета Европы: Конвенцию об охране архитектурного наследия Европы и Европейскую культурную конвенцию. 

Если в 1990-е годы РФ хотела стать частью европейского правового пространства, то в последние годы, наоборот, отдалилась от него. Крупный конфликт случился в 2014 году, когда российскую делегацию в Парламентской ассамблее Совета Европы лишили основных полномочий из-за событий на Украине. Их вернули в полном объеме только пять лет спустя. 

Но после активизации боевых действий в прошлом году Комитет министров Совета Европы на внеочередном заседании принял решение немедленно исключить Россию из Совета Европы. РФ хотела опередить его и выйти сама, но не успела. Это первый подобный прецедент исключения из Совета Европы.

После этого денонсация европейских конвенций в РФ была лишь вопросом времени. 17 января 2023 года президент Владимир Путин внес законопроект № 279220-8. 16 февраля Госдума одобрила прекращение договоров. 

В свете этих событий мы вспомнили основные европейские конвенции и их «российскую» историю.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод 

Основополагающую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод ратифицировала Госдума большинством голосов (65,3%) в 1998 году. В конвенции, по сути, два небольших раздела: о правах человека на 17 статей и о порядке действия Европейского суда по правам человека на 32 статьи. Реально действующий механизм защиты прав в ЕСПЧ — то, что выделяет этот документ среди других международных договоров о защите прав человека.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод повлияла на Конституцию России. По свидетельству Анатолия Ковлера, судьи ЕСПЧ с 1998 по 2012 год, участники Конституционного совещания писали раздел прав и свобод граждан с учетом европейской конвенции.

Одно из главных изменений — отмена смертной казни под влиянием протокола № 6 от 1985 года к Европейской конвенции по правам человека, который устанавливал безоговорочный запрет такого вида наказания в мирное время. Российская Конституция 1993 года предусматривает эту меру как исключительную за особо тяжкие преступления против жизни с правом на суд присяжных (п. 2 ст. 20). Как уточняется в основном законе страны, это верно «вплоть до отмены» смертной казни, то есть положение переходное. Протокол № 6 в России так и не ратифицировали, но и смертную казнь перестали применять с 1996 года, когда РФ вошла в Совет Европы. Мораторий на нее установили двумя решениями Конституционного суда 1999 и 2000 годов. 

Кроме того, Россия привела в соответствие с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод другие законы, например УК и УПК. Так, право ареста от прокуроров перешло к судьям (это предусматривает п. 3 ст. 5 Конвенции), которые должны обосновывать решение отправить человека в СИЗО (cт. 108 УПК). 

Правда, как показывает судебная статистика, практика не соответствует духу Конвенции: судьи заключают обвиняемых под стражу в 89% случаев (в 87 905 делах из 98 034, по данным Суддепа за 2021 год). 

А в 2022 году начались обсуждения идеи, чтобы вернуться к смертной казни. Об этом заявил бывший президент РФ Дмитрий Медведев. Некоторые граждане тоже поддерживают эту идею: опрос Фонда общественного мнения показал, что 69% выступают за применение высшей меры. Как заявил в феврале 2022 года зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков, сейчас нет юридических препятствий назначать смертную казнь.

Зачем нам нужны международные конвенции и Нужны ли нам международные конвенции?

Мое главное опасение — восстановление смертной казни. От этого действующая Конституция не оберегает: в ней лишь декларировано стремление России к отмене смертной казни. Но стремиться можно долго, никаких конкретных обязательств для законодателей там нет.

В то же время глава КС Валерий Зорькин в июне 2022 года заверил, что в «неправовой международной реальности» надо сохранить достижения западной культуры, среди которых выделил и гуманизацию законодательства.

Участие России в Совете Европы и ее конвенции значительно повлияли на правовую систему РФ, говорит юрист Григорий Вайпан, специалист по конституционному праву. По его словам, в основном это происходило благодаря знаковым решениям ЕСПЧ по таким базовым проблемам, как условия содержания в тюрьмах, пытки, неисполнение судебных решений. Российский КС тоже нередко ссылался на европейские конвенции, указывает Вайпан.

Мы собрали с помощью Caselook статистику, насколько часто КС в своих актах ссылался на Конвенцию прав человека. Оказалось, что число таких упоминаний невелико, более того, оно только падало в последние годы: в 2018-м их было 125, а в 2021-м — всего лишь 64.

Зачем нам нужны международные конвенции и Нужны ли нам международные конвенции?

Взаимодействие по уголовным вопросам

К важным правовым актам в этой сфере относятся три Европейских конвенции: о выдаче 1957 года, о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 года. Так, вторая из них позволяет запрашивать поручения, если нужны показания свидетелей, вещественные доказательства, материалы или документы, дает возможность вручать судебные повестки и постановления.

Глобально выход из этих конвенций не должен повлиять на международное сотрудничество в уголовной сфере, поскольку оно также гарантируется двусторонними договорами, которые заключены у России с большинством стран, говорит Андрей Гривцова, адвокат, старший партнер




место


Профайл компании


Кроме того, заменой договоров может стать международный принцип взаимности, который действует наряду с международными договорами (закреплен в ч. 1 ст. 457 УПК). Правда, в международном праве нет единого взгляда на принцип взаимности, он зависит от субъективного желания государств взаимодействовать друг с другом, учитывая политический фактор. 

Словом, соглашения и принцип взаимности — одно, а на практике другое.

Зачем нам нужны международные конвенции и Нужны ли нам международные конвенции?

Охлаждение отношений уже сказывается на исполнении западными странами российских запросов о международно-правовой помощи. И раньше на Западе с изрядной долей скепсиса относились к российским запросам о выдаче лиц в международном розыске, ссылаясь на частое нарушение прав человека в тюрьмах РФ. Сейчас же, думаю, все станет еще хуже.

Как уточняет Гривцов, это скорее вопрос не выхода России из конвенций, а общего отношения к РФ с учетом внешнеполитических процессов.

Европейская хартия местного самоуправления

Договор 1985 года, который РФ ратифицировала в 1998-м, базируется на принципе, что органы местного самоуправления — основа демократического строя, и гарантирует гражданам реальную и непосредственную возможность участвовать в госделах. Это поддерживает и Конституция, которая провозглашает: с помощью местного самоуправления население самостоятельно решает вопросы местного значения (ст. 130). Например, о владении, пользовании и распоряжении муниципальной собственностью.

В 2003 году Россия начала реформу местного самоуправления на основе этих и других положений Европейской хартии о самоуправлении. Но на практике даже не приблизилась к базовым требованиям международного акта, писал главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения Евгений Бухвальд. Он объяснял это ограниченностью местных доходов и ничтожной долей региональных налогов.

Вместе с тем ориентация на хартию о местном самоуправлении служила определенным фактором, сдерживающим от полного подчинения местного самоуправления государству, отмечает Алебастрова. Хартия гарантирует самостоятельность местного самоуправления, а нынешнее российское законодательство, напротив, полностью его встраивает в вертикаль власти, поясняет Вайпан. На это указывают и поправки к Конституции 2020 года, которые объединили органы местного самоуправления и госвласти в единую систему публичной власти (ч. 3 ст. 132 Конституции). Ту же тенденцию иллюстрирует и отмена прямых выборов мэров: в январе 2023 года этот процесс начался в последнем городе-миллионнике, где они оставались, — Новосибирске. По состоянию на 2019 год прямые выборы мэров сохранялись лишь в семи областных и нескольких районных центрах. 

Денонсация Европейской хартии может стать еще одним шагом к уничтожению последних элементов местного самоуправления, которые еще есть в России. 

Что будет дальше

Конституция предусматривает верховенство норм международных договоров над российскими законами (ч. 4 ст. 15). Но не перед Основным законом страны, что делало этот приоритет несколько двусмысленным, подчеркивает Алебастрова. По ее словам, этим и воспользовались авторы поправок к Конституции 2020 года. Согласно одной из них, власти РФ могут не исполнять решения межгосударственных органов, которые противоречат Конституции (ст. 79). Еще КС дали право разрешать не исполнять решение иностранного или международного суда, налагающего обязанности на РФ, если КС придет к выводу, что это противоречит основам публичного правопорядка РФ (подп. «б» п. 5.1 ст. 125 Конституции). 

Впрочем, Россия выборочно нарушала решения ЕСПЧ на основе конвенций и раньше. Например, Конституционный суд в 2017-м разрешил властям РФ не исполнять решение о выплате €1,8 млрд компенсации в деле ЮКОСа. А в 2016-м КС подтвердил абсолютный запрет заключенным голосовать вопреки акту Страсбургского суда по делу Ангчугова и Гладкова.

Все планируемые к денонсации конвенции значимы, поскольку более или менее успешно создавали вектор развития российской правовой системы, который можно охарактеризовать как гуманистический, говорит Алебастрова. Останется ли правовая система прежней, учитывая, что во многих законах РФ закреплены аналогичные права, что и в европейских конвенциях? Достаточно ли Конституции для правовой защищенности человека в нашей стране? Да, в ней есть немало положений, на которые можно опереться законодателю, правоприменителю и судам для защиты прав человека, уверяет Алебастрова. Но интерпретация конституционных норм находится в руках государства, которое в любые времена стремилось ограничить свободы и права человека. Обязательства, которые на себя берет государство, заключая международные договоры — важный элемент механизма защиты прав человека в цивилизованном мире, заключает профессор. 

Нужны ли нам международные конвенции?

В статье вице-президента группы компаний «Аривист» Евгения Кошкарова проводится сравнительный анализ действующих в России норм таможенного законодательства с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, больше известной как Киотская конвенция

Год от года в правовом фундаменте здания российской таможни прибавляются все новые и новые кирпичики: закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Таможенный кодекс Таможенного союза, договоры Евразийского экономического сообщества. Кроме этого, в силу также вступило огромное количество различного рода правовых актов.

Кажется, что законодателями уже все рассмотрено, определено и регламентировано и к уже изданному нечего добавить. Возникает вопрос: зачем нам еще нужны какие-то международные конвенции, которые когда-то, где-то, кем-то и для кого-то писались и принимались? Наши специалисты в области права уж точно не приложили к этим сомнительным документам своей строгой, но принципиальной руки. Это все равно что получить в свой монастырь, где полки уже и так ломятся под тяжестью собственных домописаных уставов, еще один – заморский. Хоть и не велика книжица, а лукава. От греха подальше, чтобы чего не вышло, ее надо засунуть в самый дальний угол.

Примерно такие ассоциации пришли мне в голову, когда по просьбе одной из уважаемых общественных организаций проводил сравнительный анализ действующих в России норм таможенного законодательства с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, больше известной как Киотская конвенция.

Известно, что стремление человечества гармонизировать мировую торговлю было обусловлено желанием предотвратить международные торговые конфликты, которые нередко приводили к конфликтам военным. Пережив ужасы Первой мировой войны, среди причин начала которой в разных источниках упоминаются и существовавшие на тот момент торговые барьеры, мировое сообщество попыталось выработать и документально закрепить хоть какие-нибудь общие правила организации и ведения международной торговли. Данному вопросу была посвящена созванная Лигой наций в 1927 году международная конференция. Однако эта попытка не увенчалась успехом. Не в последнюю очередь именно из-за этого провала общество вскоре столкнулось с еще большими ужасами, их принесла Вторая мировая война.

Чтобы больше не испытывать мир на прочность, 14 ноября 1947 года в Женеве 22 страны подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Почти пятьдесят лет оно выполняло функцию международной организации по развитию мировой торговли и унификации ее правил, обеспечивало снятие ограничений и преодоление конфликтов в этой области. Все последующие годы государства вели жаркие и нередко бесплодные дискуссии, которые все-таки привели к принятию 15 апреля 1994 года в Марракеше (Марокко) на заключительной сессии Комитета по торговым переговорам на уровне министров исторической Декларации об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО).

Ее основополагающими принципами и правилами были провозглашены взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров. Присоединяющиеся к ВТО новые члены принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения». Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормы и правила которого регулируют фактически большую часть мировой торговли товарами и услугами.

Однако еще в рамках ГАТТ специалисты пришли к выводу, что гармонизировать международную торговлю одними тарифно-преференциальными мерами будет невозможно. Для достижения такой задачи необходимо еще и гармонизировать практику таможенного администрирования, как основного инструмента ограничений и регулирования международной торговли со стороны национальных правительств. Результатом такого понимания стала Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее – Киотская конвенция), которую в 1973 году заключили в Киото. В 1999 году в Брюсселе ВТО одобрила ее новую редакцию. Она вступила в силу 3 февраля 2006 года.

Таким образом, многосторонние торговые соглашения, как правовая основа ВТО, Киотская конвенция, а также другие международные соглашения – Конвенция МДП, Конвенция о карнете АТА, Стамбульская конвенция (о временном ввозе), Брюссельская конвенция (о системе классификации товаров), Конвенция о контейнерах – в своей совокупности образуют систему международного права, направленную на регулирование и гармонизацию международной торговли. Все эти документы ставят своей главной задачей нейтрализацию международной напряженности, вызванной возникающими между государствами торговыми спорами и конфликтами.

Структурно Киотская конвенция состоит из собственного текста, в котором излагаются ее цели и принципы их достижения, а также из Генерального и Специальных приложений. Генеральное приложение содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию. Его принятие является обязательным условием присоединения к Киотской конвенции новой страны. В Специальных приложениях отдельно описываются этапы, объекты и субъекты таможенного контроля, таможенные режимы. При присоединении к Киотской конвенции договаривающаяся сторона имеет право принять любое из данных приложений либо их вообще не принимать.

При этом в формулировках Специальных приложений не оговаривается применение либо неприменение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Это означает, что положения Киотской конвенции не препятствуют применению национального законодательства в отношении запретов и ограничений на товары. Помимо этого, ВТО обобщила наиболее передовой и эффективный международный опыт таможенного администрирования и изложила его в Рекомендациях к Генеральному и Специальным приложениям, которые не являются обязательными к исполнению.

В преамбуле к Киотской конвенции прямо говорится, что ее цель – устранение расхождений в таможенных правилах и процедурах, которые могут препятствовать развитию международной торговли, путем нахождения баланса между интересами международной торговли и задачами национального таможенного контроля. Достижение этих задач возможно при применении следующих принципов:

– осуществление программ, направленных на постоянное совершенствование и повышение эффективности таможенных правил и процедур;

– предсказуемость, последовательность и открытость при применении таможенных правил и процедур;

– предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации относительно законов, нормативных правовых и административных актов по таможенному делу, таможенных правил и процедур;

– применение современных методов работы, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита, максимальное практическое использование информационных технологий;

– сотрудничество с другими национальными органами власти, таможенными службами других государств и торговыми сообществами во всех случаях, где это необходимо;

– внедрение соответствующих международных стандартов;

– обеспечение беспрепятственного доступа заинтересованных сторон к процедурам рассмотрения в административном и судебном порядке.

Положения Киотской конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а как принципы, на основе которых национальное законодательство должно вырабатывать конкретные правила регулирования тех или иных процедур. Такой подход должен позволить национальному законодательству найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей, как мерой содействия внешнеторговой деятельности, и обеспечением надежности таможенного контроля, то есть достичь компромисс между интересами бизнес-сообщества и государства.

Главный принцип, проходящий красной нитью через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. Авторы документа недвусмысленно указывают на то, что вся эта работа должна производиться в рамках постоянного, открытого и эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Так, по моему мнению, символическим является то, что первая содержательная статья Киотской конвенции посвящена именно этому вопросу: «Таможенная служба устанавливает и поддерживает официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами» (статья 1.3 Генерального приложения – ГП).

В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдении предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий и соблюдения интересов международной торговли. Так, “таможенная служба определяет таможенные органы, в которых товары предъявляются или производится их таможенное оформление. При определении полномочий и мест расположения таких органов, графика их работы учитываются определенные факторы, в частности потребности торговли» (статья 3.1 ГП).

В связи с объективной ограниченностью ресурсов таможенной службы таможенный контроль согласно идеям, заложенным в Киотской конвенции, должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками. Таким образом, убеждены разработчики Киотской конвенции, таможенные органы смогут использовать имеющиеся ресурсы с наибольшей эффективностью и сосредоточить свои усилия на наиболее уязвимых операциях и поставках.

Использование в этих целях систем анализа и управления рисками (СУР) даст таможенным органам возможность сосредоточить особое внимание на областях повышенного риска, увеличить возможности выявления таможенных правонарушений и в противовес этому позволит предоставить законопослушным участникам внешней торговли более благоприятные и щадящие условия: “Таможенная служба не применяет существенных штрафных санкций за ошибки в тех случаях, когда она убеждена в том, что такие ошибки не являются умышленными и не были допущены с целью умышленного введения в заблуждение или вследствие грубой небрежности» (статья 3.39 ГП).

Для совершенствования таможенного контроля таможенные службы должны там, где это возможно, использовать информационные технологии. При этом “при внедрении информационных технологий осуществляются, по возможности, максимально широкие консультации со всеми непосредственно заинтересованными лицами» (статья 7.3 ГП). Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т. п. Применение информационных технологий должно быть эффективно и экономически выгодно: “В целях обеспечения таможенных операций таможенная служба применяет информационные технологии в случае, если они экономически выгодны и эффективны для таможенных служб и участников внешней торговли» (статья 7.1 ГП).

Также Киотская конвенция предусматривает то, что таможенные службы должны устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами: “Таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля» (статья 6.8 ГП). В своих рекомендациях ВТО исходит из того, что консультации с участниками ВЭД являются неотъемлемой частью современного таможенного администрирования.

Необходимо также отметить, что по условиям Киотской конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Киотской конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в указанном международном документе.

Бесспорно то, что многие идеи и принципы Киотской конвенции нашли свое отражение в таможенном законодательстве России и Таможенного союза. Однако, к сожалению, идея гармонизации международной торговли и совершенствования механизмов ее регулирования через партнерство государства и бизнеса пока еще не стала основой для построения взаимоотношений российской таможни и участников ВЭД. На практике эти взаимоотношения больше напоминают противостояние, а его главной проигравшей стороной становятся российская экономика и общество в целом.

В эпоху глобализации, увеличения масштабов и ускорения темпов перемещения капитала, информации, товаров применение в государственном администрировании вообще и в таможенном в частности старых, сформировавшихся еще во времена закрытых рынков и торговых войн представлений и стереотипов грозит безвозвратному скатыванию России в аутсайдеры мировой экономики. Избежать этого, на мой взгляд, можно только через опору как на современные методы таможенного администрирования (аудит и управление рисками), так и на современные представления о взаимоотношении государства и бизнеса – партнерство и сотрудничество. В свое время все перечисленные принципы и механизмы были заложены в Киотскую конвенцию. Исполнять их наша прямая обязанность, поскольку Российская Федерация является присоединившимся к ней государством, а с 23 августа еще и станет полноправным членом ВТО.

    Другие материалы раздела Кошкаров Евгений Алексеевич

     

  • 30.06
    • Новосибирские таможенники изъяли из торгового оборота 13,2 тыс. контрафактных товаров
    • Состоялось заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов ЕАЭС
    • Брянщину посетил начальник Центрального таможенного управления
    • Более двух сотен автобусов из Китая проверили уральские таможенники с начала года
    • Ростовские таможенники выявили посылку с сильнодействующим веществом в Ростове-на-Дону
    • Время денег: юань стал основной валютой для импортеров электроники
    • Autonews: западные автоконцерны возвращают поставки в РФ по схеме Honda
    • Китай нашел способ защитить свои компании, работающие с Россией
    • Литва усилила проверки въезжающих из России и Белоруссии на границах
    • Центробанк выбрал города для эксперимента по оплате покупок лицом
    • Торгпред России заявил об ожидании “взрывного роста” товарооборота с Туркменией
    • Euroclear возобновил расчеты по бумагам не подпавших под санкции российских компаний