Зачисление на должность государственного служащего

Федеральный закон принят Государственной Думой 14 декабря 2022 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2022 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен
на совершенствование законодательства о государственной гражданской службе
Российской Федерации (далее – гражданская служба).

Федеральным законом вводятся
термины «профессиональный уровень», «оценка профессионального
уровня», «область профессиональной служебной деятельности» и «вид профессиональной служебной деятельности».

Так, в соответствии с Федеральным законом под профессиональным уровнем понимается уровень знаний и умений гражданина, претендующего на замещение должности федеральной
государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта
Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего,
государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации,
необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Федеральным законом
устанавливается, что для замещения должности гражданской службы требуется
соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального
образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению
подготовки, профессиональному уровню, а также при наличии соответствующего
решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки (к укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации,
полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы
профессиональной переподготовки.

Согласно Федеральному закону квалификационные требования к профессиональному уровню устанавливаются должностным регламентом в зависимости
от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида
профессиональной служебной деятельности гражданского
служащего. Должностным регламентом гражданского служащего могут также
предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению
подготовки (к укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной
профессиональной программы профессиональной переподготовки, которые необходимы
для замещения должности гражданской службы.

Проверка соответствия
гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или
гражданского служащего квалификационным требованиям для замещения должности
гражданской службы осуществляется подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, если иное не установлено Федеральным
законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При этом в целях проверки
соответствия гражданина, претендующего на замещение должности гражданской
службы, или гражданского служащего квалификационным требованиям к профессиональному уровню подразделением государственного органа по вопросам
государственной службы и кадров осуществляется оценка профессионального уровня
указанного гражданина или гражданского служащего для замещения должности
гражданской службы. Такая оценка осуществляется с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам
Российской Федерации методов оценки с участием подразделения государственного
органа, в котором учреждена соответствующая должность.

Также Федеральным законом
уточняется, что понимается под конкурсом. Так, в соответствии с Федеральным
законом конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, проверке их соответствия иным установленным
квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы и определении по результатам таких оценки и проверки гражданина или гражданского
служащего из числа претендентов для назначения на должность гражданской службы.

Принят Государственной Думой                               7 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации                                    15 июля 2004 года

(В редакции федеральных законов от 02. 2006 № 19-ФЗ, от 02. 2007 № 24-ФЗ, от 12. 2007 № 48-ФЗ, от 01. 2007 № 309-ФЗ, от 29. 2008 № 30-ФЗ, от 23. 2008 № 160-ФЗ, от 25. 2008 № 280-ФЗ, от 17. 2009 № 160-ФЗ, от 18. 2009 № 187-ФЗ, от 25. 2009 № 269-ФЗ, от 17. 2009 № 322-ФЗ, от 29. 2010 № 1-ФЗ, от 14. 2010 № 9-ФЗ, от 29. 2010 № 317-ФЗ, от 28. 2010 № 419-ФЗ, от 27. 2011 № 155-ФЗ, от 11. 2011 № 204-ФЗ, от 21. 2011 № 329-ФЗ, от 06. 2011 № 395-ФЗ, от 03. 2012 № 231-ФЗ, от 30. 2012 № 295-ФЗ, от 30. 2012 № 327-ФЗ, от 05. 2013 № 57-ФЗ, от 07. 2013 № 99-ФЗ, от 07. 2013 № 102-ФЗ, от 07. 2013 № 116-ФЗ, от 02. 2013 № 149-ФЗ, от 02. 2013 № 170-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 22. 2013 № 284-ФЗ, от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 02. 2014 № 53-ФЗ, от 22. 2014 № 431-ФЗ, от 31. 2014 № 509-ФЗ, от 31. 2014 № 510-ФЗ, от 08. 2015 № 147-ФЗ, от 13. 2015 № 262-ФЗ, от 05. 2015 № 285-ФЗ, от 29. 2015 № 395-ФЗ, от 30. 2015 № 418-ФЗ, от 23. 2016 № 143-ФЗ, от 02. 2016 № 176-ФЗ, от 30. 2016 № 224-ФЗ, от 03. 2016 № 276-ФЗ, от 28. 2016 № 505-ФЗ, от 03. 2017 № 64-ФЗ, от 01. 2017 № 132-ФЗ, от 01. 2017 № 133-ФЗ, от 26. 2017 № 192-ФЗ, от 29. 2017 № 217-ФЗ, от 29. 2017 № 275-ФЗ, от 28. 2017 № 423-ФЗ, от 03. 2018 № 307-ФЗ, от 03. 2018 № 337-ФЗ, от 30. 2018 № 382-ФЗ, от 11. 2018 № 461-ФЗ, от 01. 2019 № 99-ФЗ, от 02. 2019 № 418-ФЗ, от 16. 2019 № 432-ФЗ, от 08. 2020 № 181-ФЗ, от 20. 2020 № 226-ФЗ, от 20. 2020 № 227-ФЗ, от 31. 2020 № 268-ФЗ, от 31. 2020 № 288-ФЗ, от 27. 2020 № 346-ФЗ, от 08. 2020 № 429-ФЗ, от 24. 2021 № 52-ФЗ, от 30. 2021 № 116-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 29. 2021 № 385-ФЗ, от 30. 2021 № 437-ФЗ, от 07. 2022 № 379-ФЗ, от 04. 2022 № 424-ФЗ, от 04. 2022 № 427-ФЗ, от 05. 2022 № 472-ФЗ, от 05. 2022 № 498-ФЗ, от 28. 2022 № 569-ФЗ, от 29. 2022 № 645-ФЗ, от 28. 2023 № 150-ФЗ, от 13. 2023 № 258-ФЗ)

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации”) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также – государственные должности) – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

2) представитель нанимателя – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;

3) профессиональный уровень – уровень знаний и умений гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также – гражданский служащий), необходимых для исполнения должностных обязанностей; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

4) оценка профессионального уровня – определение уровня знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей, у гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также – должность гражданской службы), гражданского служащего; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

5) область профессиональной служебной деятельности – совокупность задач, полномочий и функций федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы), лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, на реализацию которых направлено исполнение должностных обязанностей гражданских служащих; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

6) вид профессиональной служебной деятельности – специализация на отдельных задачах, полномочиях и функциях государственного органа в пределах области профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) гражданского служащего. (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.06.2013 № 116-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также – федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также – гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Статья 4. Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными  качествами гражданского служащего; (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации”;

3) настоящим Федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы; (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих; (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 29.07.2017 № 275-ФЗ)

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Глава 2. Должности гражданской службы

Статья 8. Должности гражданской службы

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий “руководители” и “помощники (советники)” подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории “специалисты” подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории “обеспечивающие специалисты” подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

2. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 149-ФЗ)

3. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 28.12.2010 № 419-ФЗ)

Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги

1. Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.

2. Классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение классных чинов юстиции и дипломатических рангов.

3. Классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, квалификационным требованием для замещения которых является наличие юридического образования, в определенных Президентом Российской Федерации федеральных государственных органах и их территориальных органах (органах), а также в аппаратах федеральных судов.

4. Дипломатические ранги присваиваются федеральным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ “Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации”.

5. Классные чины – классные чины гражданской службы Российской Федерации, классные чины гражданской службы субъектов Российской Федерации, классные чины юстиции – присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

6. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

7. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

8. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – советник государственной гражданской службы Ро

уполномоченного в районах

Требования к поступающим на государственную гражданскую службу

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Необходимо: 1. Наличие высшего профессионального образования для должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы; наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности – для должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы.

2. Стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности:

1) для высших должностей гражданской службы – не менее шести лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

2) для главных должностей гражданской службы – не менее четырех лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

3) для ведущих должностей гражданской службы – не менее двух лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

4) для старших и младших должностей гражданской службы – без предъявления требований к стажу.

3. Профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей (ст. 8 Закона области от 02.03.2005 № 314-ЗО «О государственной гражданской службе Кировской области»).

Какие существуют ограничения?

Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе. К таким обстоятельствам относятся:

Выделяют
следующие виды
государственных должностей:

Различия:
первые предназначены для непосредственного
исполнения полномочий соответственно
федеральных государственных органов
и государственных органов субъектов
РФ, тогда как вторые — для обеспечения
исполнения таких полномочий.

В
федеральных государственных органах
различают два вида государственных
должностей:

1)
государственные
должности Российской Федерации,
устанавливаемые Конституцией РФ,
федеральными законами и указанные в
Сводном перечне государственных
должностей РФ, утвержденном Указом
Президента РФ «О государственных
должностях Российской Федерации»;

2)
должности
государственной службы,
которые учреждаются федеральными
законами или иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и подлежат
замещению государственными служащими.
К их числу относятся:

В
государственных органах субъектов РФ
могут быть учреждены такие государственные
должности, как:

1)
государственные должности субъектов
РФ, устанавливаемые конституциями
(уставами), законами субъектов РФ для
непосредственного исполнения полномочий
государственных органов субъектов РФ;

2)
должности государственной гражданской
службы субъекта РФ.

Должности
федеральной государственной гражданской
службы учреждаются
ФЗ или указом Президента ФЗ, должности
государственной гражданской службы
субъектов ФЗ – законами или иными НПА
субъектов ФЗ с учетом положений настоящего
ФЗ в целях обеспечения исполнения
полномочий государственного органа
либо лица, замещающего гос. должность.

Одним
из важнейших элементов института
государственной службы является правовой
статус государственных служащих. В
Федеральном законе «О системе
государственной службы Российской
Федерации» раскрывается узловое для
определения содержания данного статуса
понятие — должности
государственной службы РФ и
раскрываются основные характеризующие
это понятие элементы.

Согласно
статье 8 ФЗ «О системе государственной
службы РФ» должности государственной
службы учреждаются федеральным законом
или иным нормативным правовым актом
Российской Федерации, законом или иным
нормативным правовым актом субъекта
РФ. Должности
государственной службы подразделяются
на:

Должность
государственной службы определяет
основные функции выполняемые
государственным служащим. Наименование
должности государственной службы
представляет собой краткую и точную
формулировку, отражает ее индивидуальный
характер и место в системе функций
государственного органа.

При
этом должности государственной службы
распределяются по группам и (или)
категориям в соответствии с федеральными
законами о видах государственной службы
и законами субъектов РФ о государственной
гражданской службе субъектов РФ

В
качестве существенного
элемента должности
государственной службы выделяется
установленный
круг обязанностей гос служащего по
исполнению каждой его функции.
Элементом характеристики должности
государственной службы также является
ответственность.
Речь идет об ответственности за служебные
нарушения (в рамках обязанностей и прав
по должности).

Квалификационные
требования к
гражданам для замещения должностей
государственной службы устанавливаются
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами РФ, а также законами
и иными нормативными правовыми актами
субъектов РФ.

В
качестве элемента характеристики
должности государственной службы
выделяется денежное
содержание,
т. е. предусмотренные законодательством
размеры должностного оклада и надбавок
к нему.

Классификация
должностей гражданской службы

Должности
гражданской службы подразделяются на
категории и группы.

Должности
гражданской службы подразделяются на
следующие категории
(ст. 9 ФЗ «О гос. службе в РФ»):

1) руководители –
должности руководителей и заместителей
руководителей государственных органов
и их структурных подразделений (далее
также – подразделение), должности
руководителей и заместителей руководителей
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти и их
структурных подразделений, должности
руководителей и заместителей руководителей
представительств государственных
органов и их структурных подразделений,
замещаемые на определенный срок
полномочий или без ограничения срока
полномочий;

2) помощники
(советники) –
должности, учреждаемые для содействия
лицам, замещающим государственные
должности, руководителям государственных
органов, руководителям территориальных
органов федеральных органов исполнительной
власти и руководителям представительств
государственных органов в реализации
их полномочий и замещаемые на определенный
срок, ограниченный сроком полномочий
указанных лиц или руководителей;

3) специалисты –
должности, учреждаемые для профессионального
обеспечения выполнения государственными
органами установленных задач и функций
и замещаемые без ограничения срока
полномочий;

4) обеспечивающие
специалисты –
должности, учреждаемые для организационного,
информационного, документационного,
финансово-экономического, хозяйственного
и иного обеспечения деятельности
государственных органов и замещаемые
без ограничения срока полномочий.

Должности
гражданской службы подразделяются на
группы:

1)
высшие должности гражданской службы;

2)
главные должности гражданской службы;

3)
ведущие должности гражданской службы;

4)
старшие должности гражданской службы;

5)
младшие должности гражданской службы.

Должности
категорий “руководители” и “помощники
(советники)” подразделяются на
высшую, главную и ведущую группы
должностей гражданской службы.

Должности
категории “специалисты”
подразделяются на
высшую, главную, ведущую и старшую группы
должностей гражданской службы.

Должности
категории “обеспечивающие специалисты”
подразделяются на
главную, ведущую, старшую и младшую
группы должностей гражданской службы.

Реестры
должностей государственной гражданской
службы РФ

Должности
федеральной государственной гражданской
службы, классифицированные по
государственным органам, категориям,
группам, а также по иным признакам,
составляют перечни должностей федеральной
государственной гражданской службы,
являющиеся соответствующими разделами
Реестра должностей федеральной
государственной гражданской службы.
Реестр должностей федеральной
государственной гражданской службы
утверждается указом Президента РФ.
Реестр должностей государственной
гражданской службы субъекта ФЗ
утверждается законом или иным нормативным
правовым актом субъекта ФЗ с учетом
положений настоящего Федерального
закона, а также структуры государственных
органов, наименований, категорий и групп
должностей государственной гражданской
службы ФЗ, установленных Реестром
должностей федеральной государственной
гражданской службы. Реестр должностей
федеральной государственной гражданской
службы и реестры должностей государственной
гражданской службы субъектов РФ
образуют Сводный
реестр должностей
государственной гражданской службы
РФ. Порядок ведения Сводного реестра
должностей государственной гражданской
службы РФ утверждается указом Президента
ФЗ.

Классные
чины гражданской службы

Классные
чины гражданской службы присваиваются
гражданским служащим в соответствии с
замещаемой должностью гражданской
службы в пределах группы должностей
гражданской службы. Гражданским служащим,
замещающим должности гражданской службы
без ограничения срока полномочий,
классные чины присваиваются по результатам
квалификационного экзамена.

Гражданским
служащим, замещающим должности федеральной
гражданской службы высшей группы,
присваивается классный чин гражданской
службы – действительный
государственный
советник
РФ 1, 2 или 3-го класса. Гражданским
служащим, замещающим должности федеральной
гражданской службы главной группы,
присваивается классный чин гражданской
службы – государственный
советник РФ
1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим,
замещающим должности гражданской службы
ведущей группы, присваивается классный
чин гражданской службы – советник
государственной гражданской
службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы старшей группы, присваивается
классный чин гражданской службы –
референт
государственной гражданской службы РФ
1, 2 или 3-го класса.

Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы младшей группы, присваивается
классный чин государственной гражданской
службы – секретарь
государственной гражданской службы РФ
1, 2 или 3-го класса.

Классный
чин гражданской службы – действительный
государственный советник РФ 1, 2 или 3-го
класса присваивается Президентом ФЗ.

В
федеральных органах исполнительной
власти классный чин федеральной
гражданской службы – государственный
советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается
Правительством ФЗ.

В
иных федеральных государственных
органах указанный классный чин
присваивается руководителем федерального
государственного органа.

11.
Гражданским служащим, замещающим
должности гражданской службы субъекта
РФ высшей и главной групп, классные чины
гражданской службы субъекта РФ
присваиваются в соответствии с законом
субъекта ФЗ.

Классификацию
государственных служащих можно
провести по следующим основаниям.

1)
В зависимости от вида государственной
службы:

2)
В зависимости от уровня государственной
службы:

3) по
сроку контракта – –
на определенный срок; – на неопределенный
срок;

4)
по объему должностных полномочий

а)
представители власти

б) должностные
лица

(*) Я бы не стал называть ГАЛКИНОЙ
«представителей власти» ☺

в)
технические исполнители

5)
в соот-ии с принципом разделения
властей:

а)
служащие, замещающие должности в органах
законодательной власти

б) служащие,
замещающие должности в органах ИВ

в)
служащие, замещающие должности в органах
судебной власти

6)
в зависимости от групп должностей:

а)
высшие должности гражд службы

б)
главные д г с

в) ведущие д г с

г)
старшие д г с

д) младшие д г с

Государственные
должности
РФ и
государственные должности субъектов
РФ –
должности, устанавливаемые Конституцией
РФ, федеральными законами для
непосредственного исполнения полномочий
федеральных государственных органов,
и должности, устанавливаемые конституциями
(уставами), законами субъектов ФЗ для
непосредственного исполнения полномочий
государственных органов субъектов ФЗ;

Должности
федеральной государственной гражданской
службы
учреждаются ФЗ или указом Президента
ФЗ, должности государственной гражданской
службы субъектов ФЗ – законами или
иными НПА субъектов ФЗ с учетом положений
настоящего ФЗ в целях обеспечения
исполнения полномочий государственного
органа либо лица, замещающего гос.
должность.

Одним из важнейших
элементов института государственной
службы является правовой статус
государственных служащих. В Федеральном
законе «О системе государственной
службы Российской Федерации» раскрывается
узловое для определения содержания
данного статуса понятие — должности
государственной службы РФ
и раскрываются
основные характеризующие это понятие
элементы.

Под должностью
по общему
правилу понимается штатная единица как
основной организационный элемент
структуры органа или организации.

Характеристика
должности
государственной службы является
неотъемлемой составной частью
законодательного регулирования
государственной службы и одновременно
основой для разработки должностных
положений и инструкций государственных
служащих и других документов об их
специальных правах, обязанностях и
порядке деятельности. Должность
государственной службы
определяет границы деятельности
государственного служащего, т. е. круг
его обязанностей, его права и ответственность
«по исполнению и обеспечению полномочий»
государственного, органа. Поэтому важно
отличать понятие государственной
должности от близко примыкающего к нему
понятия специальности. Специальность
характеризует
род трудовой деятельности, предполагает
определенные знания и трудовые навыки,
приобретаемые путем профессионального
образования или практического опыта,
.например, в области финансов, юстиции,
экономики и др.

Согласно статье 8
ФЗ «О системе государственной службы
РФ» должности государственной службы
учреждаются федеральным законом или
иным нормативным правовым актом
Российской Федерации, законом или иным
нормативным правовым актом субъекта
РФ. Должности
государственной службы подразделяются
на:

Должность
государственной службы
определяет основные функции выполняемые
государственным служащим. Наименование
должности государственной службы
представляет собой краткую и точную
формулировку, отражает ее индивидуальный
характер и место в системе функций
государственного органа.

При этом должности
государственной службы распределяются
по группам и (или) категориям в соответствии
с федеральными законами о видах
государственной службы и законами
субъектов РФ о государственной гражданской
службе субъектов РФ

В качестве
существенного
элемента
должности государственной службы
выделяется установленный круг обязанностей
гос служащего по исполнению каждой его
функции. Элементом характеристики
должности государственной службы также
является ответственность. Речь идет
об ответственности за служебные нарушения
(в рамках обязанностей и прав по
должности).

Квалификационные
требования к
гражданам для замещения должностей
государственной службы устанавливаются
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами РФ, а также законами
и иными нормативными правовыми актами
субъектов РФ.

В качестве элемента
характеристики должности государственной
службы выделяется денежное
содержание,
т. е. предусмотренные законодательством
размеры должностного оклада и надбавок
к нему.

Должности гражданской
службы подразделяются на
категории и группы.

Должности
гражданской службы подразделяются на
следующие категории:

1) руководители
– должности руководителей и заместителей
руководителей государственных органов
и их структурных подразделений (далее
также – подразделение), должности
руководителей и заместителей руководителей
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти и их
структурных подразделений, должности
руководителей и заместителей руководителей
представительств государственных
органов и их структурных подразделений,
замещаемые на определенный срок
полномочий или без ограничения срока
полномочий;

2) помощники
(советники)
– должности, учреждаемые для содействия
лицам, замещающим государственные
должности, руководителям государственных
органов, руководителям территориальных
органов федеральных органов исполнительной
власти и руководителям представительств
государственных органов в реализации
их полномочий и замещаемые на определенный
срок, ограниченный сроком полномочий
указанных лиц или руководителей;

3) специалисты
– должности, учреждаемые для
профессионального обеспечения выполнения
государственными органами установленных
задач и функций и замещаемые без
ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие
специалисты
– должности, учреждаемые для
организационного, информационного,
документационного, финансово-экономического,
хозяйственного и иного обеспечения
деятельности государственных органов
и замещаемые без ограничения срока
полномочий.

1) высшие должности
гражданской службы;

2) главные должности
гражданской службы;

3) ведущие должности
гражданской службы;

4) старшие должности
гражданской службы;

5) младшие должности
гражданской службы.

Должности категорий
“руководители” и “помощники
(советники)” подразделяются
на высшую, главную и ведущую группы
должностей гражданской службы.

Должности категории
“специалисты” подразделяются
на высшую, главную, ведущую и старшую
группы должностей гражданской службы.

Должности категории
“обеспечивающие специалисты”
подразделяются
на главную, ведущую, старшую и младшую
группы должностей гражданской службы.

Реестры должностей
государственной гражданской службы РФ

Должности федеральной
государственной гражданской службы,
классифицированные по государственным
органам, категориям, группам, а также
по иным признакам, составляют перечни
должностей федеральной государственной
гражданской службы, являющиеся
соответствующими разделами Реестра
должностей федеральной государственной
гражданской службы. Реестр должностей
федеральной государственной гражданской
службы утверждается указом Президента
РФ. Реестр должностей государственной
гражданской службы субъекта ФЗ
утверждается законом или иным нормативным
правовым актом субъекта ФЗ с учетом
положений настоящего Федерального
закона, а также структуры государственных
органов, наименований, категорий и групп
должностей государственной гражданской
службы ФЗ, установленных Реестром
должностей федеральной государственной
гражданской службы. Реестр должностей
федеральной государственной гражданской
службы и реестры должностей государственной
гражданской службы субъектов РФ образуют
Сводный
реестр
должностей государственной гражданской
службы РФ. Порядок ведения Сводного
реестра должностей государственной
гражданской службы РФ утверждается
указом Президента ФЗ.

Классные чины
гражданской службы присваиваются
гражданским служащим в соответствии с
замещаемой должностью гражданской
службы в пределах группы должностей
гражданской службы. Гражданским служащим,
замещающим должности гражданской службы
без ограничения срока полномочий,
классные чины присваиваются по результатам
квалификационного экзамена.

Гражданским
служащим, замещающим должности федеральной
гражданской службы высшей группы,
присваивается классный чин гражданской
службы – действительный государственный
советник РФ 1, 2 или 3-го класса. Гражданским
служащим, замещающим должности федеральной
гражданской службы главной группы,
присваивается классный чин гражданской
службы – государственный советник РФ
1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим,
замещающим должности гражданской службы
ведущей группы, присваивается классный
чин гражданской службы – советник
государственной гражданской службы РФ
1, 2 или 3-го класса.

Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы старшей группы, присваивается
классный чин гражданской службы –
референт государственной гражданской
службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы младшей группы, присваивается
классный чин государственной гражданской
службы – секретарь государственной
гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин
гражданской службы – действительный
государственный советник РФ 1, 2 или 3-го
класса присваивается Президентом ФЗ.

В федеральных
органах исполнительной власти классный
чин федеральной гражданской службы –
государственный советник РФ 1, 2 или 3-го
класса присваивается Правительством
ФЗ.

В иных федеральных
государственных органах указанный
классный чин присваивается руководителем
федерального государственного органа.

11. Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы субъекта РФ высшей и главной
групп, классные чины гражданской службы
субъекта РФ присваиваются в соответствии
с законом субъекта ФЗ.

Квалификационные
требования к должностям гражданской
службы

В число квалификационных
требований к должностям гражданской
службы входят требования к уровню
профессионального образования, стажу
гражданской службы (государственной
службы иных видов) или стажу (опыту)
работы по специальности, профессиональным
знаниям и навыкам, необходимым для
исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к должностям
гражданской службы устанавливаются в
соответствии с категориями и группами
должностей гражданской службы.

В число квалификационных
требований к должностям гражданской
службы категорий “руководители”,
“помощники (советники)”, “специалисты”
всех групп должностей гражданской
службы, а также категории “обеспечивающие
специалисты” главной и ведущей групп
должностей гражданской службы входит
наличие высшего профессионального
образования.

В число квалификационных
требований к должностям гражданской
службы категории “обеспечивающие
специалисты” старшей и младшей групп
должностей гражданской службы входит
наличие среднего профессионального
образования, соответствующего направлению
деятельности.

Квалификационные
требования к стажу гражданской службы
(государственной службы иных видов) или
стажу (опыту) работы по специальности
для федеральных гражданских служащих
устанавливаются указом Президента ФЗ,
для гражданских служащих субъекта ФЗ
– законом субъекта ФЗ.

Квалификационные
требования к профессиональным знаниям
и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей, устанавливаются
нормативным актом государственного
органа с учетом его задач и функций и
включаются в должностной регламент
гражданского служащего (далее – должностной
регламент).