Закон о государственной службе с изменениями и дополнениями

Федеральный закон от 27. 2004 N 79-ФЗ (ред. от 13. 2023) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 7 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации”) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Постоянная ссылка на документ

Закон Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022 г. N 198-25 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 13 апреля 2022 года)

Государственная гражданская служба Санкт-Петербурга: что нового?
Регламентирована процедура включения независимых экспертов в составы конкурсных и аттестационных комиссий, образуемых при госорганах и органах исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Предусмотрено ведение реестров независимых экспертов, рекомендуемых для включения в составы названных комиссий (в госоргане — госорганом, для органов исполнительной власти реестр ведет уполномоченный орган).
Независимыми экспертами могут быть представители научных, образовательных и других организаций, имеющие высшее образование и не менее четырех лет стажа работы в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы.
Определен предельный срок пребывания в этом качестве (максимум 3 года в совокупности). Повторно — не ранее чем через 3 года.
Прописаны переходные нормы.
Отражен факт замены прежних трудовых книжек их электронными аналогами (помимо прочего, в последние должна вноситься информация о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина), а также отмены прежних карточек СНИЛС (в необходимых случаях теперь представляется документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета).
Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Закон о государственной службе с изменениями и дополнениями

1. Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, профессиональному уровню, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки.

2. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Для замещения должностей гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты” высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

4. Для замещения должностей гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)” ведущей группы должностей гражданской службы, категории “специалисты” ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории “обеспечивающие специалисты” главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

5. Для замещения должностей гражданской службы категории “обеспечивающие специалисты” старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

6. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации.

7. Квалификационные требования к профессиональному уровню устанавливаются в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее – должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

8. Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к профессиональному уровню, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

9. Проверка соответствия гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или гражданского служащего квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы осуществляется подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (далее также – кадровая служба государственного органа), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. В целях проверки соответствия гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или гражданского служащего квалификационным требованиям к профессиональному уровню кадровой службой государственного органа осуществляется оценка профессионального уровня указанного гражданина или гражданского служащего для замещения должности гражданской службы. Оценка профессионального уровня осуществляется с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки с участием подразделения государственного органа, в котором учреждена соответствующая должность. По решению руководителя государственного органа или уполномоченного им лица к оценке профессионального уровня могут привлекаться научные, образовательные и другие организации, специализирующиеся в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих или в вопросах кадровых технологий и гражданской службы, а также их представители.

Принят Государственной Думой 14 декабря 2022 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2022 года

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2007, N 16, ст. 1828; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2010, N 7, ст. 704; N 49, ст. 6413; 2011, N 27, ст. 3866; N 29, ст. 4295; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7337; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7620; 2013, N 14, ст. 1665; N 23, ст. 2874; N 27, ст. 3462, 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 14, ст. 1545; 2015, N 1, ст. 63; N 24, ст. 3374; 2016, N 27, ст. 4157; 2017, N 31, ст. 4741, 4824; 2018, N 1, ст. 7; N 32, ст. 5130; N 51, ст. 7858; 2019, N 18, ст. 2223; 2020, N 31, ст. 5027; N 44, ст. 6888; 2021, N 18, ст. 3060; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5179; N 49, ст. 8149; 2022, N 41, ст. 6941; N 45, ст. 7669, 7672; Российская газета, 2022, 9 декабря) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) пункт 1 после слов “федеральных государственных органов,” дополнить словами “органов публичной власти федеральной территории,”;

б) дополнить пунктами 3 – 6 следующего содержания:

“3) профессиональный уровень – уровень знаний и умений гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также – гражданский служащий), необходимых для исполнения должностных обязанностей;

4) оценка профессионального уровня – определение уровня знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей, у гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также – должность гражданской службы), гражданского служащего;

5) область профессиональной служебной деятельности – совокупность задач, полномочий и функций федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы), лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, на реализацию которых направлено исполнение должностных обязанностей гражданских служащих;

6) вид профессиональной служебной деятельности – специализация на отдельных задачах, полномочиях и функциях государственного органа в пределах области профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.”;

2) в статье 2 слова “федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также – гражданский служащий)” заменить словами “гражданского служащего”;

3) в части 1 статьи 3 слова “государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также – должности гражданской службы)” заменить словами “гражданской службы”, слова “федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации” заменить словами “государственных органов”;

4) в пункте 3 статьи 4 слова “и деловыми” исключить;

5) часть 14 статьи 11 признать утратившей силу;

6) в статье 12:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

“1. Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, профессиональному уровню, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки.”;

б) часть 7 изложить в следующей редакции:

“7. Квалификационные требования к профессиональному уровню устанавливаются в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее – должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.”;

в) часть 8 изложить в следующей редакции:

“8. Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к профессиональному уровню, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.”;

г) дополнить частями 9 и 10 следующего содержания:

“9. Проверка соответствия гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или гражданского служащего квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы осуществляется подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (далее также – кадровая служба государственного органа), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. В целях проверки соответствия гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или гражданского служащего квалификационным требованиям к профессиональному уровню кадровой службой государственного органа осуществляется оценка профессионального уровня указанного гражданина или гражданского служащего для замещения должности гражданской службы. Оценка профессионального уровня осуществляется с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки с участием подразделения государственного органа, в котором учреждена соответствующая должность. По решению руководителя государственного органа или уполномоченного им лица к оценке профессионального уровня могут привлекаться научные, образовательные и другие организации, специализирующиеся в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих или в вопросах кадровых технологий и гражданской службы, а также их представители.”;

7) в пункте 6 части 1 статьи 15 слова “уровень квалификации” заменить словами “профессиональный уровень”;

8) в статье 16:

а) абзац первый части 1 изложить в следующей редакции:

“1. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:”;

б) в части 2 слова “поступлением на гражданскую службу и ее прохождением” заменить словами “прохождением гражданской службы”;

9) статью 21 дополнить частью 3 следующего содержания:

“3. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 9, 11 и 12 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, устанавливаются федеральными законами.”;

10) в части 1 статьи 22 второе предложение изложить в следующей редакции: “Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, проверке их соответствия иным установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы и определении по результатам таких оценки и проверки гражданина или гражданского служащего из числа претендентов для назначения на должность гражданской службы.”;

11) часть 2 статьи 28 изложить в следующей редакции:

“2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы с учетом уровня его образования, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, профессионального уровня.”;

12) в статье 31:

а) в пункте 1 части 1 слова “уровня его квалификации” заменить словами “его профессионального уровня”;

б) в части 4 слова “высокую квалификацию” заменить словами “высокий профессиональный уровень”;

в) в части 5 слова “уровня его квалификации, его” заменить словами “его профессионального уровня,”;

13) в подпункте “б” пункта 1 части 1 статьи 37 слова “недостаточной квалификации, подтвержденной” заменить словами “недостаточного профессионального уровня, подтвержденного”;

14) в части 1 статьи 44:

а) пункт 1 дополнить словами “, включая поиск и привлечение кадров, оценку профессионального уровня претендентов на замещение должностей гражданской службы, проверку соответствия квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы”;

б) пункт 11 признать утратившим силу;

15) в статье 47:

а) в части 1 слова “и являющимся составной частью административного регламента государственного органа” исключить;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

“3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы и включение в кадровый резерв государственного органа, а также при назначении на должность гражданской службы без проведения конкурса, аттестации, планировании профессиональной служебной деятельности и профессионального развития гражданского служащего.”;

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

“4. Исполнение гражданским служащим должностного регламента учитывается при его участии в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы или включении в кадровый резерв государственного органа, а также при назначении на должность гражданской службы без проведения конкурса, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации либо поощрении.”;

16) часть 1 статьи 48 дополнить предложением следующего содержания: “Аттестация включает в себя оценку профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и оценку его профессионального уровня.”;

17) статью 49 признать утратившей силу;

18) в статье 60:

а) в части 1:

в пункте 1 слова “и деловых качеств” исключить;

в пункте 2 слово “мастерства” заменить словом “уровня”;

б) в пункте 5 части 2 слова “или квалификационного экзамена” исключить;

19) в статье 601:

а) в части 5 слова “уровень его квалификации” заменить словами “его профессиональный уровень”;

б) в части 9 слова “уровня квалификации” заменить словами “профессионального уровня”, слова “, знаний и умений” исключить;

в) в части 91 слова “уровня квалификации” заменить словами “профессионального уровня”, слова “, знаний и умений” исключить;

20) часть 1 статьи 62 изложить в следующей редакции:

“1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим профессионального уровня и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.”.

Признать утратившими силу:

1) пункт 3 Федерального закона от 11 июля 2011 года N 204-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4295);

2) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 99-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 18, ст. 2223).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                              25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации                                   14 мая 2003 года

(В редакции федеральных законов от 11. 2003 № 141-ФЗ, от 06. 2006 № 105-ФЗ, от 01. 2007 № 309-ФЗ, от 28. 2010 № 419-ФЗ, от 06. 2011 № 395-ФЗ, от 07. 2013 № 99-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 13. 2015 № 262-ФЗ, от 23. 2016 № 143-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 05. 2022 № 472-ФЗ, от 05. 2022 № 498-ФЗ)

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

1. Государственная служба Российской Федерации (далее – государственная служба) – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее – федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее – лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации);

органов публичной власти федеральных территорий;

лиц, замещающих в федеральной территории должности, устанавливаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а также уставом федеральной территории для непосредственного исполнения полномочий органов публичной власти федеральной территории.

(Пункт в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя:

государственную гражданскую службу;

государственную службу иных видов.

(Пункт в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы);

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц;

защита системы государственной службы и профессиональной служебной деятельности государственных служащих от иностранного влияния, предполагающая в том числе запрет на поступление на государственную службу и пребывание на ней иностранных агентов. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.12.2022 № 498-ФЗ)

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Статья 4. Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Статья 5. Государственная гражданская служба

1. Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Военная служба

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. (В редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 105-ФЗ)

(Статья утратила силу – Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

Статья 8. Должности государственной службы

1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

2. Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

должности федеральной государственной службы иных видов. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Абзац. (Утратил силу – Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

Абзац. (Утратил силу – Федеральный закон от 28.12.2010 № 419-ФЗ)

5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется трудовым законодательством. (В редакции Федерального закона от 05.12.2022 № 472-ФЗ)

Статья 9. Реестры должностей государственной службы

1. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

перечни типовых воинских должностей;

перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

2. Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации.

3. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

4. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 28.12.2010 № 419-ФЗ)

Статья 10. Государственные служащие

1. Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации – соответствующий субъект Российской Федерации.

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

В случае, если федеральным законом о виде государственной службы предусмотрено применение трудового законодательства к отношениям, возникающим в связи с прохождением государственной службы соответствующего вида, указанное законодательство применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону и федеральному закону о виде государственной службы. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.12.2022 № 472-ФЗ)

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 11. Формирование кадрового состава государственной службы

1. Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

развитием профессиональных качеств государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

использованием современных кадровых технологий;

применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов; (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 309-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

ротацией государственных служащих. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ)

2. Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

3. Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Дополнительное профессиональное образование государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

5. Федеральными законами о видах государственной службы могут быть установлены особенности ротации государственных служащих, учитывающие специфику прохождения государственной службы соответствующего вида. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ)

Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение, приостановление, возобновление и прекращение

(Наименование в редакции Федерального закона от 05.12.2022 № 472-ФЗ)

1. На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

2. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

3. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

на неопределенный срок;

на определенный срок;

на срок обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

5. Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

51. Государственная служба может быть приостановлена и возобновлена в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 05.12.2022 № 472-ФЗ)

6. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы. (В редакции Федерального закона от 05.12.2022 № 472-ФЗ)

Статья 121. Порядок приостановления и возобновления государственной службы

1. Государственная служба подлежит приостановлению в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, федеральными законами о видах государственной службы.

2. Государственная служба, за исключением военной службы, приостанавливается в связи с призывом государственного служащего на военную службу по мобилизации или заключением им в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” контракта о прохождении военной службы либо заключением им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

3. Государственная служба приостанавливается до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для ее приостановления.

В период приостановления государственной службы в связи с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи, также включается период со дня окончания военной службы или добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, до дня выхода на государственную службу, но не более трех месяцев.

4. Государственная служба возобновляется в день выхода государственного служащего на государственную службу. Государственный служащий обязан предупредить представителя нанимателя о своем выходе на государственную службу не позднее чем за три рабочих дня.

5. В период приостановления государственной службы:

гарантируется сохранение замещаемой должности государственной службы;

права и обязанности государственного служащего, установленные федеральным законом о виде государственной службы, которая приостанавливается, не осуществляются;

ограничения, запреты и требования, связанные с замещением должности государственной службы, установленные федеральным законом о виде государственной службы, которая приостанавливается, не применяются;

денежное содержание (вознаграждение, довольствие) и иные выплаты, осуществляемые в связи с прохождением государственной службы, которая приостанавливается, не начисляются и не выплачив