Заявление в финмониторинг образец

Приложение N 2

к Порядку поступления в Федеральную

службу по финансовому мониторингу

и ее территориальные органы обращений,

заявлений, являющихся основаниями

для проведения заседаний комиссий

по соблюдению требований к служебному

поведению федеральных государственных

гражданских служащих и урегулированию

Образец заявления о снятии с учета в Федеральной службе Российской Федерации по финансовому мониторингу

Заявление в финмониторинг образец

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание – это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности  организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

За дополнительную плату наши специалисты оказывают помощь в составлении заявлении о снятии с учета и расскажут, как безопасно завершить работу в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга.

Заявление о снятии с учета составлено на основании следующих нормативных правовых актов:

О процедуре снятия с учета в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу

Напомним, что постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели: лизинговые компании; операторы по приему платежей; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Заявление в финмониторинг образец

При смене вида деятельности организация или индивидуальный предприниматель обязан направить в территориальный орган заявление о снятии с учета (в произвольной форме), подписанное руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. В заявлении о снятии с учета указываются полное наименование организации, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя организации или индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, учетный номер, присвоенный при постановке на учет, и причина снятия с учета.

Заявление о снятии с учета должно быть направлено организацией или индивидуальным предпринимателем в течение 10 календарных дней с даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Заявление о снятии с учета представляется непосредственно в территориальный орган представителем организации либо индивидуальным предпринимателем (его представителем) или направляется в территориальный орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронной форме в порядке, установленном Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Решение о снятии с учета территориальный орган принимает в течение 15 календарных дней со дня получения заявления, основываясь на информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В отдельных случаях территориальный орган Росфинмониторинга самостоятельно принимает решение о снятии организации или индивидуального предпринимателя с учета в случае наличия у него сведений о прекращении деятельности юридического лица или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо появления в сфере деятельности организации или индивидуального предпринимателя соответствующего надзорного органа.

К ЗАПРОСУ В РОСФИНМОНИТОРИНГ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ,

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСА

1. При составлении запросов о предоставлении информации о сделках и финансовых операциях необходимо руководствоваться следующим:

1.1. Запрос должен содержать сведения, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества или связаны с ней. В запросе кратко излагаются обстоятельства проверяемого события или расследуемого преступления и иные сведения, с учетом которых Росфинмониторинг мог бы установить и обосновать возможную связь имеющихся данных об операциях (сделках) с расследуемым или проверяемым фактом.

1.2. Запрос должен содержать указание на период времени, в течение которого совершались интересующие операции с денежными средствами или иным имуществом.

1.3. Запрос не должен содержать каких-либо ссылок на сведения, касающиеся оперативно-розыскной деятельности, которые составляют государственную тайну. Вопрос о засекречивании запроса решается в каждом конкретном случае на основании законодательства Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актов.

1.4. Инициаторами запроса могут быть должностные лица, указанные в подпунктах 6.1, 6.3 – 6.6 настоящей Инструкции.

1.5. Если основанием для направления запроса является оперативное сопровождение уголовного дела, запрос должен содержать следующие сведения:

1.5.1. Номер уголовного дела.

1.5.2. Когда, кем и по каким статьям РФ возбуждено (расследуется) уголовное дело.

1.5.3. Краткую фабулу уголовного дела с указанием на то, каким образом могла осуществляться легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества.

1.6. Если основанием для направления запроса является проводимая правоохранительными органами проверка, в запросе следует указывать:

1.6.1. Область экономических отношений, в которой оперируют интересующие объекты.

1.6.2. Предмет преступных посягательств.

1.6.3. Способ совершения предикатных преступлений.

1.7. В случае если основанием для направления запроса является необходимость получения дополнительных сведений по ранее направленному запросу, в нем должны быть указаны дата и исходящий номер ранее направленного запроса.

2. На каждый объект проверки заполняется отдельное приложение “Сведения о физическом лице (ФЛ)” либо “Сведения о юридическом лице (ЮЛ)”.

3. Указываются основные установочные сведения о фигурантах запроса – физических лицах:

3.1. Фамилия, имя, отчество (полностью).

3.2. Дата и место рождения.

3.3. Данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа.

3.4. Сведения о гражданстве.

3.5. Адрес регистрации.

4. В каждом из приложений “Сведения о физическом лице (ФЛ)” пункты 1 – 3 обязательны для заполнения.

Один из пунктов 4, 8 и 9 обязателен для заполнения.

Заполнение пунктов 5 – 7 и 11 (при наличии соответствующей информации) рекомендуется в целях более результативного исполнения запроса.

Пункт 10 в обязательном порядке заполняется в случае несовпадения адреса регистрации и адреса фактического места жительства.

В пункте 11 указываются сведения о банковских счетах и движении денежных средств по ним, сведения о реквизитах выданных загранпаспортов, известные адреса связей с контрагентами по бизнесу в Российской Федерации и за рубежом, о том, учредителем каких организаций является физическое лицо, иные сведения, имеющие отношение к осуществляемой преступной деятельности. Все известные установочные данные иностранных физических лиц следует указывать латинскими буквами.

5. Сообщаются основные установочные сведения о фигурантах запроса – юридических лицах:

5.1. Организационно-правовая форма и полное наименование.

5.2. ИНН, ОКПО, основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

5.3. Место нахождения в соответствии с учредительными документами (юридический адрес).

6. В каждом из приложений “Сведения о юридическом лице (ЮЛ)” пункты 1 и 5 обязательны для заполнения.

Один из пунктов 2, 4 обязателен для заполнения.

Пункт 6 в обязательном порядке заполняется в случае несовпадения юридического и фактического адресов.

В пункте 7 указываются сведения о банковских счетах и движении денежных средств по ним, информация об учредителях и руководителях организации, адреса связей и партнеров по бизнесу в Российской Федерации и за рубежом, иные сведения, имеющие отношение к осуществляемой преступной деятельности. Наименования иностранных юридических лиц следует указывать латинскими буквами. Заполнение пункта 7 (при наличии соответствующей информации) рекомендуется в целях более результативного исполнения запроса.

7. Дополнительные установочные сведения о фигурантах запроса:

7.1. Для физических лиц:

7.1.2. Реквизиты выданных загранпаспортов.

7.1.3. Место работы, должность.

7.1.4. Данные о наличии в собственности или пользовании объектов недвижимости и/или автотранспортных средств.

7.1.5. Сведения о наличии судимости и/или привлечении к административной ответственности.

7.2. Для юридических лиц:

7.2.1. Данные об учредителях и руководителях.

7.2.2. Дата и место регистрации.

7.2.3. Фактическое место нахождения.

8. Для физических и юридических лиц в запросе при наличии сведений также необходимо указывать:

8.1. Сведения о банковских счетах и движении денежных средств.

8.2. Данные о деловых партнерах на территории Российской Федерации и за рубежом.

9. Запрос заполняется печатными буквами. Даты в запросе указываются в формате: два первых знака – число, два следующих знака – месяц, четыре последних знака – год.

10. Все реквизиты и пункты титульного листа запроса обязательны для заполнения.

11. При заполнении реквизита запроса “Направляется в” в зависимости от уровня взаимодействия указывается соответствующее структурное подразделение или территориальный орган Росфинмониторинга.

12. В пункте 3 отмечается одно из следующих оснований для направления запроса:

12.1. Расследование уголовного дела.

12.2. Проверочные мероприятия (заполняется в случае нахождения в производстве материалов проверки сообщения о преступлении, подборки оперативных материалов, дела оперативного учета).

12.3. Необходимость уточнения или дополнения ранее направленного запроса.

13. В пункте 4 сообщаются сведения о причастности либо о возможной причастности проверяемых лиц к совершению преступления, а также предполагаемый механизм легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества.

14. В пункте 5 отражается период времени, в течение которого предположительно совершались противоправные действия.

15. При заполнении реквизита запроса “Приложение” указываются наименование каждого приложения, регистрационный номер, общее количество прилагаемых листов и гриф секретности.

к Инструкции по организации

в сфере противодействия легализации

(отмыванию) денежных средств

или иного имущества, полученных

преступным путем, утвержденной

приказом Генеральной прокуратуры

Росфинмониторинга, МВД России,

ФСБ России, ФТС России,

от 21.08.2018 N 511/244/541/433/1313/80

Запрос в Росфинмониторинг о предоставлении информации

Направляется в ____________________________________________________________

(структурное подразделение, территориальный орган

Объекты проверки __________________________________________________________

(краткое наименование организации, фамилия и инициалы лица)

Всего _______ юридических лиц (ЮЛ) ___________, физических лиц (ФЛ)

1. Цель проверки: получение сведений об осуществлении объектами

проверки финансовых операций (сделок), связанных с легализацией

(отмыванием) доходов, полученных преступным путем

2. Инициатор запроса __________________________________________________

(структурное подразделение, территориальный орган)

3. Основания для направления запроса:

3.1. Расследование уголовного дела

Статьи РФ, по которым возбуждено уголовное дело ________________________

Наименование органа, осуществляющего предварительное расследование ________

3.2. Проверочные мероприятия

Заявление в финмониторинг образец

(x – в случае проведения проверочных мероприятий)

3.3. Необходимость уточнения или дополнения ранее направленного

Исходящий номер запроса

4. Описание характера противоправной деятельности проверяемых

Сведения о возможной легализации (отмывании) преступных доходов

5. Период времени, в течение которого предположительно совершались

противоправные действия: с ________________ по ________________

Всего на __________ л.

Начальник _________________ _____________ _______________________________

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Рег. N _________________ от __ ___________ 20__ г.

Для служебного пользования

11. Дополнительные сведения о физическом лице _____________________________

1. Организационно-правовая форма и полное наименование организации

7. Дополнительные сведения о юридическом лице

Приложение N 3

по результатам использования правоохранительными органами

информации и материалов Росфинмониторинга

Материалы в отношении ____________________________________________________,

(рег. N ___________ от __ ____________ 20__ г.)

11. Дополнительная информация _____________________________________________

(должность) (подпись) (фамилия и инициалы)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

от 13 ноября 2017 г. N 373

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБРАЗЦА ЗАПРОСА

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ЮРИДИЧЕСКОМУ

ЛИЦУ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 6.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА ОТ 7 АВГУСТА 2001 Г. N 115-ФЗ “О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ

ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА”, НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ

В соответствии с пунктом 9 Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, по запросам уполномоченных органов государственной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 913 “Об утверждении Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, по запросам уполномоченных органов государственной власти” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 33, ст. 5183), приказываю:

Утвердить прилагаемый образец запроса Федеральной службы по финансовому мониторингу юридическому лицу, предусмотренного пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, на бумажном носителе.

приказом Федеральной службы

от 13.11.2017 N 373

“Об утверждении Порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством лесного хозяйства, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2018 N 49778)

(ред. от 08.11.2021) “Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

“О внесении изменений в перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2017/18 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 октября 2017 г. N 1002” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2018 N 49780)

“О внесении изменения в Положение об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденное приказом Ространснадзора от 11 августа 2014 г. N АК-801фс”

При блокировке операции по счету финмониторингом банка нужно представить документы, подтверждающие добросовестность сделки. Если блокировка не будет снята, следует обратиться в суд.

Металлические стеллажи выбрать и заказать можно на safe24.ru.

Блокировка расчетного счета — это приостановление расходных операций по нему по причинам, установленным законом. В банках такими полномочиями обладает Служба финансового мониторинга.

Примечание. Служба финансового мониторинга — это подразделение банка, в чьи обязанности входит контроль за операциями клиентов.

Прежде, стоит разобраться, за что финмониторинг блокирует расчетные счета, и что делать в каждом из возможных вариантов. Важно понимать, что блокировка счета и отказ в проведении операции — это разные процедуры.

Таблица 1. Виды санкций

За что финмониторинг блокирует счета

Операции, привлекающие повышенное внимание банков, делятся на два типа:

Операции, подлежащие обязательному контролю

Согласно положениям Федерального закона № 115-ФЗ, банки обязаны контролировать все операции на суммы, равные или превышающие 600 тыс. рублей или эквивалентные им в иностранной валюте:

Основные признаки, указывающие на необычный характер сделки

Полный перечень признаков содержится в приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г.

Примечание. Законом не установлено пороговое значение сумм, имеющих признаки необычной сделки.  Решающим здесь является соответствие сделки этим признакам, поэтому обязательному контролю подлежат любые суммы.

Как предотвратить отказ в проведении операции

Чтобы не допустить разногласий с банком в отношении операций, подлежащих обязательному контролю или имеющих характер необычных, нужно по первому требованию предоставить необходимые документы для подтверждения добросовестности сделки.

Банк сам определяет, какие документы ему нужны, но, как правило, это договоры и счета на оплату. Могут быть запрошены документы об источнике средств или контрагенте, в адрес которого планируется перевод.

Несогласие клиента с требованиями банка приведет к отказу в проведении операции. Практика показывает, что обращение в суд для понуждения кредитной организации совершить перевод будет бессмысленным, т.к. суды в подобных делах занимают сторону банка.

Что делать, если банк заблокировал операцию

Рассмотрим ситуацию, когда клиент предоставил документы (или они вовсе не были запрошены), а финансовый мониторинг банка все равно заблокировал операцию по счету. Налицо повод для жалобы на действие банка или обращения в суд.

С жалобой можно обратиться в отделение Центрального банка России, антимонопольную службу, Роспотребнадзор, прокуратуру или Арбитражный суд.

При составлении жалобы или искового заявления можно привести следующую аргументацию:

В случае, если суд признает претензии клиента обоснованными, банк должен будет компенсировать ему убытки, а именно, оплатить проценты на сумму долга по ставке Центробанка в соответствующий период, если иное не установлено законом или договором. Причем, проценты начисляются по день уплаты этих средств, если законом не предусмотрен более короткий срок.

В случае, если убытки, причиненные клиенту, превышают сумму начисленных процентов, он вправе требовать возмещения полной суммы.

Закрытие счета как способ снятия ограничений

Если компания решает избежать судебных разбирательств и просто прекратить сотрудничество с банком, ей достаточно подать заявление, сняв по чеку остаток денежных средств или указав реквизиты счета для его перевода.

Бывали прецеденты, когда банки препятствовали процедуре закрытия и перевода средств, сославшись все на тот же 115-ФЗ и сомнительность операции. Суды в таких случаях занимают сторону клиента, т.к. после подачи заявления договор с банком считается расторгнутым, а банк лишается права контролировать операции субъекта, не являющегося его клиентом.

Примечание. Один из примеров такого разбирательства — Постановление  N А40-182056/2013 от 23 декабря 2015 г Арбитражного суда МО.

Важно в такой ситуации проверить, не установлена ли в договоре на обслуживание банковского счета повышенная комиссия за вывод средств при закрытии счета по причине отказа банка в проведении операции. В некоторых случаях она может доходить до 30%. Если такое условие прописано у ДБС — без вмешательства суда не обойтись, если только клиент не готов пожертвовать этой суммой.

В завершение интересное видео о том, как сегодня наладить отношения с банком и что предпринять, чтобы избежать проблем с блокировкой движений по счету.

https://youtube.com/watch?v=LOzfV3Mp4Aw%3Ffeature%3Doembed

Финмониторинг заблокировал расчетный счет – что делать в такой ситуации? Рассмотрим, куда обращаться, чтобы отменить решение о блокировке, принятое по данным финмониторинга.

На чем основано блокирование по данным финмониторинга?

Результаты такого отслеживания аккумулируются в специально созданном для этого государством надзорном органе — Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинге). У Росфинмониторинга есть сайт, на котором размещается информация о наличии подтвержденных или находящихся в процессе проверки данных о причастности владельцев счетов (или лиц, имеющих возможность ими стать) к преступным деяниям. Поскольку в России открытие счета доступно любому лицу (как юридическому, так и физическому, в т. ч. иностранному и не имеющему гражданства), процедура проверки не предполагает исключений из их числа, т. е. проводится она в отношении всех подряд.

Кто вправе блокировать счет по результатам финмониторинга?

Фактическое блокирование счета всегда выполняет банк (или иное лицо, проводящее операции с денежными средствами), и в этом смысле можно говорить о том, что финансовый мониторинг банка заблокировал счет. Причем, как уже указывалось в предыдущем разделе, с совершенно равной вероятностью могут возникать такие ситуации:

Однако кредитная структура не самостоятельна в принятии решения о блокировке. Закон № 115-ФЗ обязывает ее отслеживать и оперативно (в течение 1 рабочего дня — подп. 6 п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 7.5) реагировать на информацию, появившуюся на сайте Росфинмониторинга. Поэтому правильнее будет говорить о том, что финмониторинг банка заблокировал счет на основании данных Росфинмониторинга.

Что за данные публикует Росфинмониторинг? Делятся они на две категории:

Первый список однозначно свидетельствует о причастности попавшего в него лица к преступным деяниям, и если банк в результате проведенного финмониторинга заблокировал счет по этому основанию, то снять блокировку будет крайне сложно.

Второй список формируется как временный на период проверки лица, подозреваемого в причастности к преступным деяниям. Решение о блокировке принимает уполномоченная на это инстанция (Росфинмониторинг), и только применительно к этой ситуации правильно будет сказать, что это Росфинмониторинг заблокировал счет. Однако период действия его решения ограничен.

На сколько может заблокировать счет финмониторинг? Не более чем на 30 суток (ст. 8 закона № 115-ФЗ). Если в течение этого времени факт причастности к преступным деяниям не подтвердится, то блокировка снимается.

Помимо рассмотренной длительной блокировки счета у банков есть также право отказывать клиентам в проведении подозрительных операций. И они достаточно часто им злоупотребляют. Узнать, как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс, оформив бесплатный доступ к системе.

Росфинмониторинг заблокировал счет – что делать?

Блокировка счета по данным финмониторинга — вещь сама по себе неприятная. Мало того, что имеется подозрение в причастности к преступным деяниям, не позволяющее открыть другой расчетный счет (п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ), так и сам период проверки оказывается достаточно длительным. Конечно, у владельца счета всегда имеется желание ускорить процесс снятия санкций. Тем более что для этого могут быть и вполне веские основания:

В первых двух случаях следует направить в Росфинмониторинг просьбу об исключении из реестра. По результатам ее рассмотрения (в течение 10 рабочих дней) будет вынесено решение (п. 2.3 ст. 6 закона № 115-ФЗ). Его отрицательный вариант допустимо обжаловать в суде.

Последняя ситуация дает физлицу право частично использовать блокированные средства из расчета 10 тыс. руб. в месяц на одного человека (себя, а также членов семьи, находящихся на его обеспечении) и делать платежи по обязательствам, создавшимся до отражения его в списке Росфинмониторинга (п. 2.4 ст. 6 закона № 115-ФЗ).

Для юридических и физических лиц, подозреваемых в терроризме международного масштаба, но еще не включенных в соответствующий международный перечень, Росфинмониторинг (согласовав это с международной структурой, формирующей такой реестр) может снять блокировку (полностью или частично) до даты внесения в перечень (п. 2.5 ст. 6 закона № 115-ФЗ). Такое решение принимается в течение одного рабочего дня с момента согласования его с международной структурой по заявлению, направленному в Росфинмониторинг.

Итоги

Финмониторинг — контрольная процедура, проводимая для проверки каждого юридического или физического лица на причастность к преступным деяниям. В т. ч. в ней участвуют и кредитные структуры, проводящие операции с денежными средствами. Результаты этого контроля отражаются в реестрах, размещаемых на сайте Росфинмониторинга. Внесение в такой список становится основанием для блокировки кредитной структурой имеющихся у юр- или физлица счетов. В определенных ситуациях (отмена документа, приведшего к включению в список, наличие ошибки) блокировку можно отменить. Для это следует обратиться в Росфинмониторинг с заявлением.

Заявление в финмониторинг образец

Росфинмониторинг выпустил информационное письмо № 55 от 30.07.2018, в котором разъяснил, как должен функционировать механизм реабилитации банковских клиентов, получивших отказ в обслуживании.

«Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году».

Оплатить счет за видеозапись и начать смотреть вебинар.

Списки

Ведет ли Росфинмониторинг какой-либо список лиц, участвующих в сомнительных операциях?

Росфинмониторинг формирует только Перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Включение в этот Перечень и исключение из него осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 2.1. и 2.2. статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Ведение Росфинмониторингом каких-либо перечней лиц, участвующих в сомнительных операциях, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

РФМ и блокировка счетов

Вправе ли Росфинмониторинг выдать распоряжение кредитным организациям о блокировке счетов, ограничить или запретить выдачу банковских карт, установить запрет на открытие банковского счета (вклада), ввести ограничения на использование дистанционного банковского обслуживания?

Нет, ответили в РФМ. Таких полномочий у ведомства нет.

Почему счет блокируют

Почему банк заблокировал или приостановил операцию?

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты, поименованные в статье 5, обязаны:

— юрлицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 указанной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

— физлицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Кроме того, по решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством РФ.

РФМ и блокировка сделок

Уполномочен ли Росфинмониторинг приостанавливать операции (сделки)?

Согласно статье 8 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, указанного постановления уполномоченного органа субъект осуществляет операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством РФ не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Основания блокировки

На каком основании субъекты, поименованные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, расторгают договор банковского счета или отказывают в совершении операции?

Cогласно пункту 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации вправе:

отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Решения об отказе или расторжении субъекты принимают самостоятельно на основании программ и порядка, закрепленных в их правилах внутреннего контроля.

Обо всех случаях отказа или расторжения субъекты обязаны информировать Росфинмониторинг.

Где банки берут информацию

Откуда кредитная организация или некредитная финансовая организация узнает, что с клиентом расторг договор банковского счета другой банк?

В соответствии с пунктом 13.2. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг направляет информацию, представленную субъектами, в Банк России.

Согласно пункту 13.3. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Банк России доводит полученную от РФМ информацию до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в порядке, установленном положением ЦБ от 30.03.2018 № 639-П.

Как обжаловать

Какой порядок обжалования действий кредитной организации или некредитной финансовой организации при отказе в обслуживании клиенту по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ?

В случае принятия кредитной организацией или некредитной финансовой организацией решения об отказе или расторжении, предусмотренных пунктами 5.2. и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, клиент вправе обжаловать их действия.

1. В соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиент вправе представить в кредитную организацию (некредитную финансовую организация) документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее — решение об отказе).

Кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

2. В случае получения от кредитной организации (некредитной финансовой организации) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, клиент вправе обратиться с заявлением и документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия указанного решения в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ.

Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У.

Согласно пункту 13.6. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, а также мотивированных обоснований соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации) межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе либо решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого кредитной организацией (некредитной финансовой организацией), исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации), для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

После получения кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) ранее было принято решение об отказе, такая кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана представить в Росфинмониторинг сведения согласно абзацам второму и третьему пункта 13 или абзацу второму пункта 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно.

Кроме того, действия кредитной организации (некредитной финансовой организации) по-прежнему можно обжаловать в суде.

РФМ не информирует

Вправе ли Росфинмониторинг информировать о причинах отказа в обслуживании клиенту?

РФМ не уполномочен информировать лиц, в отношении которых субъектом приняты решения об отказе или расторжении о причинах принятия указанных решений.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты самостоятельно информируют клиентов об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах.

Порядок такого информирования определяется субъектом в правилах внутреннего контроля.

Все про налоговые проверки в экспертном курсе «Клерка»

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках. Посмотрите бесплатный урок из курса